Русский дом | Александр Бобров | 14.02.2008 |
Судите сами. Сначала образованные люди — учёные, историки, писатели — логично решили считать все даты до 14 февраля 1918 года по старому стилю, как запечатлено это в документах, исторических трудах, художественной литературе, а после ленинского рубежа — по новому стилю. Но революционному рвению не было предела, и «Большая советская энциклопедия» вдруг взялась пересчитывать даты. «Правильные» даты стали директивно внедряться, переноситься на события давно минувших веков. Дошло до глупости: Февральскую революцию стали отмечать в марте, а Великий Октябрь праздновать в ноябре. Зачем? Чем плоха дата 25 октября? «Дул, как всегда, октябрь ветрами…» Календарь стал поприщем споров, обличений, путаницы, бесконечных обвинений в искажении дат. На самом деле, ему просто не хватает определяющих государственных принципов, а может, и ещё одной реформы календаря, коли мы стали отмечать некоторые церковные праздники — Казанской иконы Божией Матери 4-го ноября или Рождество Христово 7-го января — как государственные.
Православная Церковь после 1 февраля 1918 года мудро не признала 13-дневный пересчёт, продолжая жить по юлианскому календарю. И дело тут не в ретроградстве. Ещё до революции в России были сторонники принятия григорианского календаря, но многие стояли за старый стиль даже с научной, историографической точки зрения. «Я по-прежнему, — писал в 1899 году профессор В.В. Болотов, — остаюсь решительным почитателем календаря Юлианского. Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество перед всякими календарями исправленными. Думаю, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, чтобы ещё несколько столетий удержать в жизни Юлианский календарь и чрез то облегчить для западных народов возвращение от ненужной никому григорианской реформы к неиспорченному старому стилю». Это, наверное, уже невыполнимо, тем более что и сама Россия стала жить по «никому не нужному» календарю, но разделить, прояснить даты — в наших силах. Однако и тут продолжается послереволюционное безумство.
Вроде бы формально правильно, но невозможно принять, что Куликовская битва состоялась… 16 сентября! Ведь во всей литературе, в пафосном осмыслении этого исторического события подчёркивается: Дмитрий Донской вывел войска для решительной битвы за Русь — удел Пресвятой Богородицы — в день празднования Рождества Богородицы 8 сентября по церковному календарю или 21 сентября по новому стилю. И какие бы реформы календаря ни проводились, пока стоит Россия и покровительствует ей Небесная Заступница, праздник надо отмечать в этот день. Более того, и в Великом Новгороде на монументе в честь 1000-летия России выбита эта дата.
А вот поэтическая дата: везде написано, что 8 октября 1892 года родилась Марина Ивановна Цветаева. Но сама она утверждала, что родилась 26 сентября по церковному календарю:
Спорили сотни
Колоколов,
День был субботний,
Иоанн Богослов.
Вот и не надо морочить голову с датой 8 октября, у неё же в метрике и в стихах было ясно написано: 26 сентября! Кстати, неправильно мы отмечаем 6 июня день рождения Александра Сергеевича Пушкина. Он родился 26 мая, на Карпа и Алфея. О Пушкинском празднике писал Иван Бунин, признававший только старый стиль, в стихотворении «26 мая».
Пересчёт вносит вечную путаницу. Но в нашей реальности никакие справочники и советы не помогают: администрация Ельцина, например, утвердила все даты воинской славы России исчислять по церковному календарю с разницей в 13 дней без всякого пересчёта.
В начале лета 1045 года началось строительство Софийского собора — символа Великого Новгорода, главной его святыни, жемчужины древнерусского зодчества. «Начали делать на святого Константина и Елены…», — записал летописец. И ясно, что в данном случае, какого бы пересчёта исторических дат мы ни придерживались, спора не может возникнуть: на Константина и Елену — 3 июня по новому стилю! Но ведь не все события можно летописно привязать к святым датам и престольным праздникам.
Как исправлять подобное положение, невиданное ни в какой другой стране? Совершенно ясно: если наше государство не решается пока вернуться к юлианскому календарю, то надо принять новой Думе простой и ясный закон о календаре, вернуться к чёткому положению — все даты до ленинского декрета 14 февраля 1918 года давать по старому стилю, так, как названы они в летописях, святцах, хрониках, документах, произведениях литературы.
Да, на это потребуется время, пока исправят все книги и учебники, а сознание наших сограждан постепенно вернётся к нормальному определению дат, но лучше медленно и упорно исправлять, чем жить в непрекращающемся хаосе и календарной мешанине. А пока мы продолжаем строить государственную и собственную жизнь — кроме сокровенной, православной — по смешанному и искажённому календарю, чего же от неё ждать?