Русская линия
Радонеж Сергей Худиев13.02.2008 

На прошедшей неделе
(11 февраля)

На прошедшей неделе Церковь совершала память Собора новомучеников и исповедников Российских. Церковь помнит то, что другие склонны забывать; в этом она следует Священному Писанию, которое постоянно призывает народ Божий «помнить» «не забывать», помнить и великие дела Божии, и святых, которых Он воздвиг, помнить и страшные грехи вероотступничества и идолопоклонства, в которые впадал народ. Для православных христиан память мучеников есть не просто воспоминание о павших, но живое общение с теми, кто вошел в Жизнь Вечную, которую Господь обещал Своим верным. Греческое слово «мученик» буквально означает «свидетель»; он указывает на несомненную подлинность спасения, открытого нам в Господе нашем Иисусе Христе. Люди, которые перенесли угрозы, заключение, истязания, смерть? нередко мучительную? ради того, чтобы не отречься от веры, показывают нам, что есть сокровище, столь великое, что за него можно отдать все, сокровище, которое превосходит всякое разумение? сокровище правой веры в Спасителя.

Но мы вспоминаем не только верность мучеников, но и безумие мучителей. Как пишет Александр Исаевич Солженицын,

Если бы чеховским интеллигентам, все гадавшим, что будет через двадцать-тридцать-сорок лет, ответили бы, что через сорок лет на Руси будет пыточное следствие, будут сжимать череп железным кольцом, опускать человека в ванну с кислотами, голого и привязанного пытать муравьями, клопами, загонять раскаленный на примусе шомпол в анальное отверстие («секретное тавро»), медленно раздавливать сапогом половые части, а в виде самого лeгкого — пытать по неделе бессонницей, жаждой и избивать в кровавое мясо, — ни одна бы чеховская пьеса не дошла до конца, все герои пошли бы в сумасшедший дом.

Как нашу страну могло поразить такое братоубийственное безумие? Как избежать повторения подобного в будущем? ХХ век стал веком страшных, неслыханных доселе злодеяний. Некоторые из них? такие, как Холокост? стали предметом глубокого осознания, тщательных исследований, толстых томов разысканий о том, как такое стало возможным, предметом постоянной памяти и постоянного напоминания. Некоторые? такие как массовое истребление христиан? хранятся только в памяти Церкви и почти вымыты из общественного сознания. Иногда даже доводится слышать, что, может быть, и не стоит говорить об ужасах того времени слишком громко — «а зато у нас была великая эпоха» «а зато провели индустриализацию». Однако говорить надо? потому, что тот, кто забывает уроки истории, обречен на их повторение.

Какие-то уроки были извлечены из преступлений нацизма? сейчас, после Бабьего Яра, открыто изъявлять национальную ненависть стало неприлично, и слава Богу. Однако из антихристианских гонений ХХ века уроков извлечено не было; и сейчас после Бутовского полигона, считается вполне приличным изъявлять ненависть к Церкви, причем ненависть настолько пламенную, что попробуй кто-нибудь выразить такое отношение к любой другой религиозной (или национальной) группе, он немедленно столкнулся бы с общим осуждением, а, возможно, и с прокуратурой.

Ненависть неизбежно ведет к насилию, и тут мы можем обратить внимание на еще одно событие прошедшей недели? нападение на священника. о. Анатолия Нагорного, священника храма Святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, неизвестный преступник ранил ножом в шею. Многие тут скажут, что жертвой случайного хулигана может оказаться кто угодно, и этому прискорбному случаю не следует придавать особого значения. Однако я не сомневаюсь, что окажись жертвой, скажем, раввин или темнокожий человек, те же самые люди отвергли бы версию «случайного хулиганства». С некоторым основанием? темнокожего, а также раввина легко узнать по внешнему виду, и хулиган наверняка отлично знает, на кого он поднимает нож. Священник тоже фигура вполне узнаваемая? и по-видимому, преступник вполне понимал, на кого нападает.

Многие из тех, кто пишут яростные антиклерикальные статьи в прессе, с никогда ни на кого с ножом не нападут, и нападающих не одобрят. Примерно так же, как прекраснодушные русские интеллигенты XIX века пришли бы в ужас, увидев, чем оборачиваются их мечты о царстве разума и свободы, где с религиозным мракобесием будет навсегда покончено. Впрочем, им уже тогда следовало бы присмотреться к опыту, например, Франции, где ниспровержение Монархии и Церкви привело к тому, что некоторые французские историки называют «франко-французским геноцидом».

Нынешним антиклерикалам следовало бы оглянуться на опыт России. Впрочем, не только в России. Борьба с религиозным мракобесием и в других странах, в Испании, в Мексике, выглядела одинаково — взорванные храмы и расстрелянные священники. Перед тем, как пламенно проповедовать определенные идеи, надо представлять себе, каково их практическое воплощение.

На прошедшей неделе мы также узнали о чудовищном преступлении, происшедшем в городе Кольчугино, где группа подростков сожгла живьем человека на вечном огне. Судя по интернету, общественное потрясение выразилось, главным образом, в пожеланиях предать злодеев лютым казням. Одичание, однако, казнями не поправишь. Надо задуматься о том, что к такому приводит. И тут можно назвать ряд причин. Одна из них — открытая пропаганда садизма некоторыми телеканалами, о чем «Радонеж» уже писал. Другая — распад семьи под давлением культуры вседозволенности, разрушающей семейные ценности. Третья — формирование социального «дна», того слоя общества, где в десять лет начинают пить, в четырнадцать — совершать преступления, а к двадцати — либо садятся, либо погибают. И беда светского общества в том, что ему нечего предложить людям, которые выросли в такой среде. Никакой новой жизни, никакого прощения грехов, никакого преображения. Все это может дать только Господь в Церкви.

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2631


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru