Радонеж | Сергей Худиев | 13.02.2008 |
Но мы вспоминаем не только верность мучеников, но и безумие мучителей. Как пишет Александр Исаевич Солженицын,
Если бы чеховским интеллигентам, все гадавшим, что будет через двадцать-тридцать-сорок лет, ответили бы, что через сорок лет на Руси будет пыточное следствие, будут сжимать череп железным кольцом, опускать человека в ванну с кислотами, голого и привязанного пытать муравьями, клопами, загонять раскаленный на примусе шомпол в анальное отверстие («секретное тавро»), медленно раздавливать сапогом половые части, а в виде самого лeгкого — пытать по неделе бессонницей, жаждой и избивать в кровавое мясо, — ни одна бы чеховская пьеса не дошла до конца, все герои пошли бы в сумасшедший дом.
Как нашу страну могло поразить такое братоубийственное безумие? Как избежать повторения подобного в будущем? ХХ век стал веком страшных, неслыханных доселе злодеяний. Некоторые из них? такие, как Холокост? стали предметом глубокого осознания, тщательных исследований, толстых томов разысканий о том, как такое стало возможным, предметом постоянной памяти и постоянного напоминания. Некоторые? такие как массовое истребление христиан? хранятся только в памяти Церкви и почти вымыты из общественного сознания. Иногда даже доводится слышать, что, может быть, и не стоит говорить об ужасах того времени слишком громко — «а зато у нас была великая эпоха» «а зато провели индустриализацию». Однако говорить надо? потому, что тот, кто забывает уроки истории, обречен на их повторение.
Какие-то уроки были извлечены из преступлений нацизма? сейчас, после Бабьего Яра, открыто изъявлять национальную ненависть стало неприлично, и слава Богу. Однако из антихристианских гонений ХХ века уроков извлечено не было; и сейчас после Бутовского полигона, считается вполне приличным изъявлять ненависть к Церкви, причем ненависть настолько пламенную, что попробуй кто-нибудь выразить такое отношение к любой другой религиозной (или национальной) группе, он немедленно столкнулся бы с общим осуждением, а, возможно, и с прокуратурой.
Ненависть неизбежно ведет к насилию, и тут мы можем обратить внимание на еще одно событие прошедшей недели? нападение на священника. о. Анатолия Нагорного, священника храма Святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, неизвестный преступник ранил ножом в шею. Многие тут скажут, что жертвой случайного хулигана может оказаться кто угодно, и этому прискорбному случаю не следует придавать особого значения. Однако я не сомневаюсь, что окажись жертвой, скажем, раввин или темнокожий человек, те же самые люди отвергли бы версию «случайного хулиганства». С некоторым основанием? темнокожего, а также раввина легко узнать по внешнему виду, и хулиган наверняка отлично знает, на кого он поднимает нож. Священник тоже фигура вполне узнаваемая? и по-видимому, преступник вполне понимал, на кого нападает.
Многие из тех, кто пишут яростные антиклерикальные статьи в прессе, с никогда ни на кого с ножом не нападут, и нападающих не одобрят. Примерно так же, как прекраснодушные русские интеллигенты XIX века пришли бы в ужас, увидев, чем оборачиваются их мечты о царстве разума и свободы, где с религиозным мракобесием будет навсегда покончено. Впрочем, им уже тогда следовало бы присмотреться к опыту, например, Франции, где ниспровержение Монархии и Церкви привело к тому, что некоторые французские историки называют «франко-французским геноцидом».
Нынешним антиклерикалам следовало бы оглянуться на опыт России. Впрочем, не только в России. Борьба с религиозным мракобесием и в других странах, в Испании, в Мексике, выглядела одинаково — взорванные храмы и расстрелянные священники. Перед тем, как пламенно проповедовать определенные идеи, надо представлять себе, каково их практическое воплощение.
На прошедшей неделе мы также узнали о чудовищном преступлении, происшедшем в городе Кольчугино, где группа подростков сожгла живьем человека на вечном огне. Судя по интернету, общественное потрясение выразилось, главным образом, в пожеланиях предать злодеев лютым казням. Одичание, однако, казнями не поправишь. Надо задуматься о том, что к такому приводит. И тут можно назвать ряд причин. Одна из них — открытая пропаганда садизма некоторыми телеканалами, о чем «Радонеж» уже писал. Другая — распад семьи под давлением культуры вседозволенности, разрушающей семейные ценности. Третья — формирование социального «дна», того слоя общества, где в десять лет начинают пить, в четырнадцать — совершать преступления, а к двадцати — либо садятся, либо погибают. И беда светского общества в том, что ему нечего предложить людям, которые выросли в такой среде. Никакой новой жизни, никакого прощения грехов, никакого преображения. Все это может дать только Господь в Церкви.