Русский дом | Надежда Ильичева | 13.02.2008 |
Однажды я приехала погостить к давней подруге, и её муж прямо с порога сказал мне: «Да, стучит у меня вот в этом углу барабашечка, но его не надо бояться, он такой милый…». Жуть какая-то. Захотелось бежать на вокзал, вернуться домой. Но была уже поздняя ночь, мне сказали, что поездов на Москву до утра не будет. И тогда я, мало веря в действенность своей грешной молитвы, окропила, испросив позволения у хозяев, все углы этого дома крещенской святой водой. Как и в каждой русской, даже нецерковной семье, канистра литров на двадцать с крещенской водой стояла у моих знакомых где-то в углу тёмной кладовки без употребления. Ну, я её и употребила не жалея, читая при этом молитву: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его». Вообще-то никому повторять этот мой дерзостный опыт не советую: квартиру, особенно «нехорошую», должен сначала освящать священник, а после этого мы можем окроплять её стены святой водой хоть каждый день. Так сказал мне духовный отец. Но тогда мне не с кем было посоветоваться. Всё это могло очень плохо для меня закончиться. Но меня Бог миловал. Барабашка исчез. Больше не стучал, по крайней мере. Подруга моя после этого случая стала ходить в церковь, а хозяин дома был недоволен, видно, сильно привязался он к «своей прелести», и с тех пор невзлюбил меня. Впрочем, он скоро разбогател, но разрушил свою семью и живёт теперь один в новом особняке и в жуткой тоске. Ему всё хочется уехать куда-то, его все и вся вокруг раздражает. Это и есть свидетельство одержимости тёмными силами. Такого и врагу не пожелаешь.
«Труден выход из самообольщения (т.е. из прелести, когда человек всегда и во всём считает себя правым, льстит себе). У дверей стоит стража, двери заперты тяжеловесными замками и затворами, приложена к ним печать бездны», — писал святитель Игнатий Брянчанинов. Замки и затворы — это наше с вами тщеславие, лицемерие, лукавство. Адская печать — это признание своего прельщенного, порабощённого разума, мыслей и чувств мудрыми, добрыми, даже благодатными.
Прельщение — самая большая опасность, встречающаяся на пути каждого христианина (о неверующих умолчу). В одно мгновение оно может свести на нет даже многолетний труд над своей душой, казалось, предельно внимательного к духовной жизни монаха, и даже умудрённого старца. Истории Церкви известны такие случаи. Прелесть сначала действует на наши мысли, потом опутывает наше сердце и овладевает телом. Излечиться от этой болезни трудно, почти невозможно по причине гордыни, которая становится основой сущности каждого прельщённого человека. И всё-таки выздоровление возможно. Просто для начала надо признать, что ты, вероятно, не лучше всех остальных людей, а в чём-то, может быть, и хуже. Тогда Бог откроет тебе всю духовную бедственность твоего состояния, ты увидишь, что стоишь на краю бездны. Придёт покаяние, кротость и смирение. И начнётся выздоровление души. Долгое и постепенное. Всё это явил нам в своём житии затворник Киево-Печерской лавры Никита, будущий епископ Новгородский.
Юношей он пришёл в обитель и сразу замуровал вход в свою пещерку, оставив лишь малое отверстие, через которое ему передавали хлеб и воду, т. е. ушёл в затвор. Старцы говорили ему, что он ещё слишком молод и духовно неопытен, потому не сможет понести такой подвиг, но юноша никого не слушал. Он в своей горячности желал как можно скорее остаться наедине с Богом, соединиться с Ним. Полагал, что только в затворе это возможно. И своей дерзостью и непослушанием сам открыл двери души для действия тёмных сил. Бог попустил это для его и нашего с вами назидания. Но исправимся ли мы — это от нас зависит.
Опытные киево-печерские старцы поняли, что юноша пребывает в прелести, говорить с ним нет смысла, — он себя уже считает святым и никого слушать не будет. Старцы кормили его (впрочем, он неделями ничего не ел) и молились за него. Вскоре он стал слышать какие-то голоса, ему казалось, что дивное благоухание заполнило его пещеру. «Господи! — дерзко воскликнул прельщенный юноша, — явись мне, чтобы я мог лицезреть Тебя!». И «голос» ответил ему: «Я пошлю тебе ангела, исполняй волю его». Явился Никите бес в виде ангела и первым делом запретил молиться, сказав, что он сам будет молиться вместо него, ему же надо только непрестанно читать Ветхий Завет, а Евангелие и открывать нельзя.
Юноша беспрекословно послушался своего нового «учителя». Он совершенно забыл о том, что по учению Святых отцов Ангел Божий, даже Сам Бог, никогда не заставляют человека насильственно творить Свою волю. Бог создал человека свободным и ждёт добровольного исполнения Его воли. Никита же сам отдал себя в рабство мнимому «ангелу». Непрестанно читал Ветхий Завет, а «ангел» рядом с ним как бы непрестанно молился.
Вскоре Ветхий Завет прельщённый юноша знал наизусть и, по наущению беса, стал «пророчествовать». Народ приходил к его пещере толпами. Задавали ему вопросы, и он отвечал на них то, что мнимый «ангел» подсказывал. Известно, что бесы правды никогда не говорят, но заморочить голову тому, кто готов их слушать, легко могут. К сожалению, у нас на Руси и до сих пор находятся люди, готовые слушать таких вот лжепророков. Свидетельством тому те несчастные, которые по указанию явно больного человека замуровали себя недавно под землёй в Пермской области. То есть, враг не дремлет. И надо бы об этом не забывать.
Никиту все, приходившие к нему, слушались с полуслова, считали святым. Много бед мог бы наделать подобный «подвижник», если бы построил себе келью и вещал в каком-нибудь глухом лесу. а русский человек быстро узнаёт о таких «пророках» и устремляется к ним, минуя все преграды. Это бывало в нашей истории, и сейчас, как видите, повторяется. Но рядом с Никитой, к счастью, были настоящие святые, опытные духовно киево-печерские старцы. Они поняли, что юноша в прелести. Взломали пещеру, молитвой изгнали из неё беса и вывели за руки затворника. И сразу всем стало очевидно, как тяжко он болен: ходить и говорить не мог, даже читать разучился и ни строчки из Ветхого Завета не помнил. Старцы ухаживали за ним, как за младенцем. Кормили с ложечки, учили ходить и говорить, читать по складам. И, конечно, сугубо молились за него.
Прошло много лет, прежде чем он окончательно выздоровел. Пришёл в себя, как Евангельский блудный сын, раскаялся. Он больше никогда и не помышлял о затворе. Стал самым скромным и смиренным послушником в Лавре. И в этом подвиге был угоден Богу, обрёл святость вместе с современными ему киево-печерскими старцами. В преклонных летах был избран на архиерейскую кафедру Великого Новгорода. Построил здесь величественную Благовещенскую церковь. По его замыслу был расписан Софийский собор, в котором он и был погребён в 1108 году. К лику святых святитель Никита причислен в 1558 году. Когда его гробницу открыли, увидели совершенно нетленные мощи подвижника и дивный свет, исходящий от его лика.
В то время многие новгородцы были в прелести. Некий заезжий проповедник убедил их, что нельзя приступать к Святым Таинствам и поклоняться иконам, что все иерархи недостойны почтения, священники — тоже, потому и в храмы лучше вообще не ходить. Надо читать Ветхий Завет, сидя дома… Ну, это вы всё знаете. Наверняка среди ваших знакомых есть такие. «Кто-то» их убедил в этом, ввёл в состояние глубочайшей прелести. Новгородцев в середине ХVI века исцелили и вернули в лоно Церкви мощи свт. Никиты. А кто нас исцелит? Что-то, наверное, должно произойти, ведь Бог не отвернулся от России, мы все знаем это.