Русская линия
Фома Алексей Соколов12.02.2008 

Трудно быть батюшкой
К вопросу о церковной самокритике

На ежегодном собрании Московской епархии председатель епархиального совета архиепископ Истринский Арсений выступил с критикой тех священников, которые небрежно относятся к своим обязанностям. Это далеко не первый случай, когда авторитетные в церковной среде люди осуждают «нерадивых» клириков.

По словам архиепископа Арсения, некоторые молодые священники пренебрегают уставом, сокращают для собственного удобства службу. Нередко они закрывают глаза и на непотребное поведение тех богатых людей, которые превращают свои крещения и венчания в шоу со смехом, фотовспышками и кутежом в стенах храма.

— Священник при этом не пытается призвать присутствующих к молитве, — заметил владыка. — Нужно выявить лиц, пренебрегающих уставом, и ходатайствовать перед Святейшим Патриархом об освобождении их от непосильных обязанностей священнослужения.

Почти одновременно на ту же тему высказался и епископ Саратовский ЛОНГИН. Говоря об итогах прошлого года, он назвал одной из основных проблем епархиальной жизни нехватку духовенства:

— Строительные и реставрационные работы сегодня опережают процесс подготовки священников. Нам не хватает тех, кто был бы способен организовать приходскую жизнь, заботясь одновременно и о духовной, и о хозяйственной составляющей. Когда у клирика нет подобающего сану внутреннего содержания, то нет и полноценной проповеди, нет слова назидания, идущего не просто от ума, но и от опыта.

Подобная ситуация начала обнаруживаться еще в перестройку, когда возрождение храмов и рост интереса к религии пошли в СССР большими темпами. За несколько лет число приходов в некоторых епархиях выросло в десять раз, всюду начали открывать монастыри. Но церковным строительством занялись в первую очередь новообращенные неофиты без должного духовного опыта и образования. Отсюда и вырос основной комплекс проблем современной Церкви.

Древние монастыри, чьи традиции, порядки и опыт монашеской жизни формировались веками, в 90-е годы воссоздавались в течение года-двух. Почти сразу в них возникала братия, порой из числа людей, не прошедших даже положенной будущим монахам подготовки.

Потом эти монашеские общины некоторых обителей были на грани ухода в раскол, переставали признавать церковную иерархию.

Аналогичным образом формировалось и приходское духовенство. Случалось, что крестившийся в десятом классе школьник через два года после выпуска получал сан, учась на заочном отделении духовной семинарии. Неудивительно, что Патриарху уже не раз приходилось выступать против так называемого «младостарчества» — превращения начинающих, неопытных священников в харизматических лидеров, чье руководство губило судьбы людей и превращало церковные приходы чуть ли не в сектантские образования.

При этом, осознавая всю глубину проблемы, Церковь не всегда может оперативно переменить ситуацию. Новое духовенство сегодня необходимо хотя бы потому, что там, где нет православного храма, моментально возникают деструктивные секты. Как раз по этому сценарию развивались события со знаменитой сектой «пензенских сидельцев». Человек, не имевший к духовенству никакого отношения, облачился в рясу, назвал себя «схимонахом Максимом» и увел за собой немало людей. Остановить же его оказалось некому…

В современной Греции исповедовать людей имеют право только священники с большим стажем и получившие на то особое благословение. В современной России, после гонений и планомерного уничтожения религии, такое, разумеется, не возможно — опытных священников катастрофически не хватает.

А потому Церкви приходится двигаться между Сциллой и Харибдой, с одной стороны, выдвигая к будущим клирикам жесткие требования, а с другой — всеми силами пытаясь увеличить их число.

Семинарии не могут похвастаться высоким конкурсом, однако лишь немногие из них рискуют сегодня снижать требования к абитуриентам. Не только в центральных, но и в провинциальных духовных школах от студентов требуют не только знаний, но и высокого морального поведения. Да и то, далеко не все семинаристы принимают сан после учебы.

Некоторые архиереи говорят при этом прямо: если речь идет о выборе между плохим священником и никаким, то уж лучше тогда никакой.

Однако не стоит списывать все беды Церкви исключительно на «плохих батюшек». Сегодня, когда один священник может быть настоятелем сразу пяти разоренных и бедных сельских церквей, многие священники несут свое служение буквально из последних сил. И порой они просто не успевают уделить время и внимание всем, кто в этом нуждается.

Такая неоднозначность ситуации требует от церковных иерархов быть крайне осторожными и не устраивать жестких «кадровых чисток». А в результате возникает замкнутый круг, из которого сегодня, казалось бы, не видно выхода.

И потому остается надеяться, что подобная ситуация — это, скорее всего, болезнь роста, которую все-таки удастся преодолеть со временем.

Эту статью обозревателя «Фомы» Алексея СОКОЛОВА согласился прокомментировать для нас руководитель пресс-службы Московской Патриархии, священник Владимир ВИГИЛЯНСКИЙ: «Священник — не значит безгрешный»

http://www.foma.ru/articles/1448/


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru