Русская линия
Православный Санкт-ПетербургПротоиерей Сергий Филимонов12.02.2008 

Может ли бабушка внучку родить?

Суррогатное материнство. Есть мнение, что подобные способы решения проблемы безплодия противоестественны. С другой стороны, разве более естественно всю жизнь оставаться бездетной женщиной? На эту тему размышляет доктор медицинских и богословских наук, руководитель Общества православных врачей СПб, настоятель храма иконы Божией Матери «Державная» протоиерей Сергий ФИЛИМОНОВ.

Доброе дело суррогатом не назовут

— Хорошее дело суррогатом не назовут. Ведь что такое суррогат? Суррогат (лат.surrogatus — поставленный вместо другого) — заменитель, обладающий лишь некоторыми свойствами заменяемого предмета; подделка, фальсификация. Архиерейский Собор 2000 года разбирал вопрос суррогатного материнства и чётко определил, что РПЦ не приемлет суррогатное материнство, поскольку такое решение вопроса о безплодии совершенно противоестественно и греховно. Почему? Давайте разберёмся.

Первый вариант суррогатного материнства. Берётся яйцеклетка жены и сперматозоид мужа, а вынашивание младенца происходит в утробе посторонней женщины. Получается, что муж всё равно что согрешил с чужой женщиной, попросту говоря, он — двоеженец…

Второй вариант. Если муж безплоден, — берётся яйцеклетка его жены, донорская сперма чужих мужчин и всё это подсаживается в утробу некой женщины. Получается, что генетически это вообще чужой ребёнок, выращенный в чужеродном организме. И если проследить такое суррогатное материнство по цепочке, то возможен вариант, когда у ребёнка получается три папы и две мамы одновременно… Тогда кто же его биологические родители? — тот, кто его выносил, или чей биологический материал он несёт в себе? Ведь генетическую информацию своей суррогатной матери он тоже несёт, поскольку питается через её кровь. Получается жуткий инцест, в котором могут принимать участие до пяти человек.

Третий вариант. Если безплодна женщина, — значит, используется сперма её мужа и яйцеклетка суррогатной матери. И получается, что муж имеет ребёнка от любовницы. То есть само появление ребёнка греховно, он — незаконнорожденный. Кстати, к этому способу прибегали ещё до революции. Безплодная жена отправляла мужа к здоровой молодой девушке. Девица зачинала, а потом родившегося ребёнка выкупали. Но сколько известно случаев, что мужчины после этого бросали жён и женились на женщине, родившей им ребёнка. Следовательно, крушились семьи, а это — грех.

Надо учитывать и психологический момент. Известно немало судебных разбирательств, когда суррогатная мать не хочет расставаться с выношенным ею ребёнком. По закону его отбирают силой, и у женщины начинаются нервные расстройства, ибо у неё отобрали чадо, которое она успела полюбить: с момента зачатия до момента родов ребёнок закрепляется в её сознании как родной.

Четвёртый момент. Суррогатное материнство повышает риск смешивания генетического материала. Ведь невозможно узнать, не является ли твой избранник (жених, невеста) кровным родственником. Ребёнок, рождённый суррогатной матерью, может жениться или выйти замуж за родного ребёнка своей суррогатной матери или ребёнка, родившегося от того же биологического отца-донора. По сути, женятся брат с сестрой. В результате могут родиться физические и духовные уроды. Церковь недаром соблюдает правило недопустимости брака между кровными родственниками.

Возьмите требник митрополита Петра Могилы: половина требника посвящена схемам и вычислениям кровного родства, чтобы, не дай Бог, нигде этого кровного пересечения не произошло. Это был XV век, но и тогда уже знали, что кровосмешение ведёт к вырождению нации. Например, бывшие самаритянские народы, которые проживали в Израиле. Сейчас их осталось около 200 человек, потому что у них развиты инцест и кровосмешение. Так сама жизнь показала, как идёт вырождение кровосмесителей. Вот в Ветхом Завете читаем про дочерей Лота: «И сказала старшая младшей: итак, напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя… И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего» (Быт.19.31,32,36). Но и там уже говорится о вреде этого. Увы, сейчас нередко приходится сталкиваться с фактом, когда двоюродные братья женятся на двоюродных сёстрах, дядья — на племянницах. Но если пара приходит венчаться, священник в первую очередь спрашивает: не состоят ли жених и невеста в родстве? И если выясняется, что они кровные родственники, — в венчании им отказывают.

Пятый момент. Не так давно в Бразилии произошёл кошмарный случай. Женщина не могла родить ребёнка, и тогда её мать взяла генетический материал мужа дочери и стала суррогатной матерью. Получается, как если бы зять согрешил со своей тёщей. И вот вопрос: кем является этот ребёнок для неё — внучкой или дочерью? А у самого ребёнка получается две матери, одна из которых ещё и бабушка… Абсурд! Поэтому, конечно, Церковь не может благословить кровосмесительные способы разрешения безплодия.

Кроме того, суррогатное материнство совершается за деньги, предмет продажи — человек, что само по себе преступление.

Бездетность — лекарство от зла

— Но разве естественно для женщины оставаться пусто-цветом?

— Священное Писание говорит, что как раз это совершенно естественно. Вспомните слова ап. Павла: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я; Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1Кор.7.8,9). Но первое выше второго. Если женщина осталась бездетной или потеряла мужа, это нужно принять как жизненный крест, который спасителен именно для этой женщины. У свт. Николая Сербского в его «Мыслях о добре и зле» есть золотые слова: «Бог справедлив по отношению к каждому человеку, зная свойства покрывающего душу его тумана. Он каждого ставит в такое жизненное положение, в котором туман тот легче всего может быть светом разогнан. Если туман тот представляет склонность к гордыне, Бог поставит новорожденную душу в положение очень скромной жизни, чтобы душа привыкла к смирению и так излечилась от грозящей гордыни. Если туман тот представляет самолюбие, Бог поставит в такое положение, в котором больше возможностей жертвовать собой для блага других людей. Если душа склонна к отчаянию, Бог поместит её в среду самой напряжённой работы, где отчаянию трудно дать волю. Если душа рождена со склонностью к плотской похоти, Бог поставит её в положение, в котором похоть не сможет легко удовлетворяться». Вот почему так часто кажется в этом мире, что никто не на своём месте. А Господь для каждой созданной души предлагает Свои благодатные лекарства, излечивающие от зла. Поэтому бездетность не зло, но положение, в которое Господь ставит человека для излечения от его внутреннего зла. А вот если люди выказывают недовольство тем, что для них Бог предназначил, — они повторяют Адамов грех непослушания.

— Но ведь от бездетной женщины муж уйдёт, т. е. совершит грех, разрушив семью. Он будет искать ту, что сможет родить ему детей. А брошенная жена — что? Должна одна век куковать?

— Вот в такой ситуации и проверяется человеческая верность и любовь. А если супруги венчаны — это испытание станет доказательством их смирения и упования на Бога. Поэтому Архиерейский собор и говорит, что супруги должны принять безчадие как жизненный крест и позаботиться об усыновлении чужого ребёнка… Например, родители погибли в автокатастрофе, осиротел ребёнок. Тогда Господь попускает, что некая семья не будет иметь своих детей, а примет осиротевшее дитя. Кстати, я знаю немало случаев, когда супружеская пара, усыновив ребёнка, спустя время рожала своего. Это — подарок Господа за их милосердие.

— Но бывает и так, что после рождения родного ребёнка приёмное дитя становится лишним, мешает и раздражает.

— Да, в нецерковных семьях, случается, берут на усыновление только для того, чтобы жилплощадь расширить, или в качестве безплатной няньки для своих детей. Да и деньги неплохие ежемесячно на приёмных детей получают… Но такие случаи бывают не часто, и не о таких людях сейчас речь. Зато случаи, когда Господь за усыновление сироты награждал людей собственным обильным потомством, нередки. Вот в таком ключе и надо людей воспитывать. И тогда в нашей стране не будет брошенных детей и не останется семей, где не слышен детский смех, не топают маленькие ножки, не звучат слова: «мама» и «папа».

Вопросы задавала Ирина РУБЦОВА

http://pravpiter.ru/pspb/n194/ta012.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru