Русская линия
Фонд стратегической культуры Роман Манекин11.02.2008 

Украина: дефицит действенной государственной власти

Украинцам зачастую кажется, что россияне живут прямо по «завещанию» Ельцина: «Проснулся утром — подумай: а что ты сделал для Украины?» На самом деле это далеко не так. Во-первых, что бы ни говорили украинские националисты, Украина — важная, но не ключевая (не системообразующая) часть евразийской геополитической платформы. Во-вторых, объективно внутриполитическая ситуация в РФ — много стабильнее украинской. Как следствие, рядового российского гражданина больше интересуют коллизии взаимоотношений с непосредственным начальником, чем перипетии перебранки Ющенко, Тимошенко, Януковича и Литвина.

Вместе с тем в России уже давно и многие твердят о том, что приоритетным направлением внешней политики Российской Федерации должно стать украинское. И, по-моему, восприятие украинского направления как приоритетного постепенно начинает овладевать умами власть имущих в России. Сумеет ли российская власть использовать сложившуюся ситуацию для разрешения накопившихся геополитических проблем? Полагаю, обязана использовать! Следует ли ожидать активизации политики РФ в отношении Украины? Считаю, мы вправе на это рассчитывать. И сегодня нужно говорить не о проблеме так называемых «соотечественников за рубежом», а о проблеме реинтеграции постсоветского пространства.

Плохо, что кремлевские политтехнологи никогда не понимали Украину, но много хуже то, что они ее не чувствуют. А ведь будущее Российской Федерации — и исторической России, — безусловно, зависит от развития политической ситуации на Украине. Очень бы хотелось, чтобы власти РФ относились к этому предельно серьезно.

Всего только несколько лет назад, в ходе предвыборной поездки Виктора Ющенко в Донецк, жители Донбасса встретили кандидата в Президенты Украины бигбордами, изображающими Ющенко с чаплинскими усиками под носом. Какое неподдельное возмущение вызвали тогда эти рисунки у Виктора Андреевича! Прошло несколько лет, и тот же Ющенко издает указ о награждении орденом Украины кадрового офицера СС Романа Шухевича. Что бы ни говорили украинские политтехнологи насчет того, что Украина самое крупное европейское государство, в политическом плане современная Украина — задворки Европы. Это факт. А экстремистскую идеологию в Европу удобнее всего протаскивать через «черный ход». Так что когда В. Путин выступает сегодня против этого, он защищает не только интересы Российской Федерации, он защищает европейскую цивилизацию. И трезвомыслящие европейские политики ему за это чрезвычайно благодарны!

Что мы имеем сегодня на Украине? «Демократию»? «Равновесие сил»? «Поиск путей развития государства и общества»? «Оптимизацию взаимоотношений различных ветвей власти»? Абсолютная чепуха! На Украине сегодня — преизбыток экономических свобод (за исключением, правда, свобод национальных меньшинств, включая русских и «русскоязычных») при дефиците действенной государственной власти. Точнее: механизмы власти на Украине вроде еще существуют, но они простаивают, ржавеют или, в лучшем случае, работают вхолостую (вариант: «на лиц, приближенных к власти»). И каков же выход? Думаю — в упорядочивании системных связей через усиление роли государства. То есть ставку надо делать на украинскую бюрократию, которая, в силу своей природы, инициирует атаку на украинского филистера и тем самым будет способствовать упорядочиванию социальных связей разбалансированного украинского общества. Именно в этом нуждается сегодня вся Украина — и Восточная, и Центральная, и Западная.

Что касается вопроса о том, считать ли Партию регионов (ПР) главным союзником России на Украине, замечу, что ПР никогда не позиционировала себя на украинском политическом рынке в качестве, так сказать, «ставленника» Российской Федерации. Она исходит из необходимости опираться на собственные силы. А что они представляют собой, эти силы? Прежде всего, это промышленный капитал, основная производственная база которого расположена на Восточной Украине, в Донбассе. В качестве политического представительства промышленного капитала ПР заявляет о необходимости оптимизации отношений с Российской Федерацией. И это вполне понятно: в отличии от трейдеров, живущих в Киеве, промышленники Донбасса по определению заинтересованы в удешевлении российских энергоносителей, в российском сырье и российских рынках сбыта. В силу мирового разделения труда Европа никогда не сможет заменить Россию в качестве главного партнера украинских промышленных предприятий. По этой причине «донецкие» тяготеют к России.

Если говорить предельно огрубленно, у РФ не должно быть постоянных союзников на Украине, у нее есть постоянные интересы. Россия объективно заинтересована в целостной, сильной, политически здоровой, экономически процветающей и дружественной Украине. Способны ли трейдеры, политическим прикрытием которых являются партии «оранжевого лагеря», обеспечить такое политическое будущее Украины? Нет! «Оранжисты» беспрерывно воюют между собой. И они не могут не воевать, ибо такова природа трейдерского капитала.

Россия не может не сотрудничать с украинскими промышленниками, поскольку экономические системы Украины и России, по меньшей мере, коррелятивны. Поэтому пока группировка, контролирующая промышленность украинского Донбасса будет сохранять свои экономические позиции в Донбассе и шире — на Востоке Украины, российские власти, безусловно, обязаны контактировать с ее представителями во власти, учитывать их интересы, координировать совместные политические акции. И это — объективная необходимость, которая не зависит от перипетий политического противостояния.

История Украины созидается внутри самой Украины, и Россия, насколько я понимаю, всегда будет действовать в интересах оптимизации ситуации на Украине. Коренной геополитический интерес РФ состоит в том, чтобы Украина сохранилась в качестве целостного, экономически развитого и политически стабильного субъекта современных международных отношений.

Планируемое на Западе и в «оранжевом» лагере вступление Украины к НАТО — это прямая и непосредственная угроза национальной безопасности Российской Федерации. Вот почему даже самые первые шаги Украины в указанном направлении с неизбежностью парового катка приведут к прямой конфронтации Украины с Российской Федерацией. Убежден, здесь Москва не пойдет ни на какие компромиссы. Вместе с тем, я не исключаю, что определенные силы на Украине, например, в случае провала тех или иных экономических программ, попытаются с помощью «карты НАТО» спровоцировать РФ на конфликт с Украиной. При этом украинцев могут попытаться пугать мнимой угрозой со стороны РФ. Кроме того, сама идея «спрятаться под НАТОвский зонтик» (именно спрятаться, «сховаться», а не навести, скажем, порядок в украинских Вооруженных Силах) без труда укладывается в структуру ущербного сознания современного украинского филистера.

Только я бы очень не советовал «горячим украинским головам» пытаться шутить с Россией на данном поле. Реакция Москвы будет скорой, всесторонней и сокрушительной. Это крайне опасный вариант развития событий! Его нельзя допустить. Когда спрашивают, реально ли в течение, скажем, ближайших пяти лет вступление Украины в НАТО, ответ, на мой взгляд, может быть только один: преступна сама мысль о вступлении Украины в НАТО! Именно поэтому вступление Украины в НАТО невозможно!

В самое последнее время наблюдается значительная активизация русского движения на Украине. Например, очень активно стали действовать лидеры так называемого «Русского содружества». Проводятся конференции, объединительные съезды, звучат многочисленные официальные заявления. На небосклоне украинской политической жизни явно появляются новые, неведомые прежде светила! В этой ситуации появление новых пророссийских лидеров на Украине более чем возможно! Однако здесь требуется несколько уточнений.

Первое. Проросиийский украинский лидер не имеет на Украине шансов стать лидером национальным. Украинский национальный лидер должен быть ни «прорусским», ни «антирусским», он, прежде всего, должен быть связан не с трейдерским, как Юлия Тимошенко, ни с финансовым, как Виктор Ющенко, а именно с промышленным капиталом.

Второе. Этот лидер должен идти во власть под лозунгами борьбы с украинским олигархатом и укрепления украинской государственности и порядка, через ограничение излишков экономических свобод. Только такой — не НАЦИОНАЛЬНЫЙ, а именно НАДНАЦИОНАЛЬНЫЙ — лидер будет, на мой взгляд, иметь на Украине шансы на успех.

И третье: если указанный наднациональный лидер сумеет договориться с Россией о бесперебойном поступлении на Украину российских энергоносителей, об ограничении пограничного и таможенного контроля, о других важных вещах, его шансы на победу многократно увеличатся.

С моей точки зрения, Украина нуждается в наведении порядка. Причем руками и в интересах самих украинцев! Это — самое главное успешной политической программы украинского наднационального лидера!

Сейчас, как уже сказано, на ниву российско-украинских отношений приходят новые люди. Люди инициативные и порядочные. Мне кажется, им нужно дать время разобраться в сложившейся непростой ситуации. Времени у нас всех не очень много, однако все же время есть. Россия и Украина не могут не быть союзниками и друзьями. Это — непреложная аксиома. Мы — Украина и Россия — обязательно будем вместе и вместе победим!



Статья подготовлена на основе интервью автора информационному агентству «Новый регион» (http://www.nr2.ru/kiev/156 582.html)

http://ukraine.fondsk.ru/article.php?id=1202

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru