Православный Санкт-Петербург | Протоиерей Игорь Филин | 11.02.2008 |
— Св. Иоанн Златоуст говорил: «Если ты идёшь по улице и видишь человека, хулящего Бога, — подойди и зауши его». Грубо говоря, дай ему по физиономии, освяти руку свою тем, что богохульника пресёк. Но читая св. Отцов, надо помнить золотое правило: соображай, кто сказал, кому сказал, когда сказал и по какому случаю сказал. Тогда только мы можем надеяться, что правильно понимаем, что читаем. Вот вы в наше время можете представить себе ситуацию, когда христианин бьёт богохульника?
— Могу. Наш редактор может вступиться за Христа, за Богородицу, за веру православную.
— Нет! Он словом богохульника остановит, но в ухо не даст. Потому что он — ответственный человек и понимает, что мы живём в другом обществе. Это во времена св. Иоанна Златоуста была великая православная Византийская империя, где император и все чины государственные исповедовали Православие, где подавляющее число граждан были православные и государственная религия была — Православие. И все об этом знали и понимали, что, хуля Христа, они хулят власть, а это, по меньшей мере безрассудно. Поэтому если в те времена христианин по ревности своей мог заушить хулителя Христа — власть, конечно же, брала сторону христианина. Но мы живём в государстве, которое называет себя светским и декларирует полное равноправие религий. Кроме того, есть закон о недопустимости разжигания межрелигиозной розни. Поэтому попробуйте сегодня заушить, например, мусульманина или иудея за то, что он не признаёт Христа…
— Батюшка, одно дело не признавать, другое — намеренно обгаживать и высмеивать. Кстати, когда в западных газетах появляются карикатуры на Аллаха — мусульмане не терпят.
— Но не бьют! В суд подают — да, то есть действуют в рамках закона. Поэтому наша задача сегодня — быть мудрыми. Мы не в той ситуации, когда нас большинство и мы свидетельствуем о Христовой правде меньшинству вплоть до насилия, которое, кстати, может применить государство, но ни в коем случае не Церковь! Мы живём в мирском государстве, от которого Церковь отделена и в котором все религии равны. Это св. Иоанн Златоуст мог сказать: «За нами сила, за нами император». Мы этого сказать не можем. А если начнём бить по физиономиям тех, кто не верит в Христа, — будем выглядеть хуже террористов.
Существует такое понятие «ревность не по разуму». Поэтому мы, бывает, бьём себя в грудь и кричим, что мы православные, а Православия-то и не знаем. Православие — это другое устроение. Вспомним Евангелие… Вот апостолы предложили Иисусу помолиться, как св. Илия, чтобы огонь небесный попалил селение, где их не приняли. Но Христос запретил им, ответив: «Не знаете, какого вы духа. Ибо Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать» (Лк.9.55,56). Они могут отряхнуть прах от ног своих и уйти в другое селение, могут сказать, что думают о жителях, но не могут истреблять людей и дома огнём… Ведь насилие никогда не было на стороне правды. Поэтому и наша с вами главная задача — проповедь христианской любви.
— Но Свт. Николай Чудотворец дал богохульствующему Арию в ухо…
— Дал. Так это же было церковное дело, церковный был собор, где все собравшиеся были христианами. И вопрос стоял нешуточный: речь шла о том, Кто такой Христос — Сын Божий или очередной пророк? Там христиане между собой разбирались.
Конечно, это не значит, что сегодня мы не имеем права ничего говорить и делать в защиту Христа, Церкви, христиан… Если кто-то надругался над святынями или позволил себе оскорбить публично Матерь Божию или Бога нашего Иисуса Христа, — мы должны выступать в защиту, но не кулаками. Мы обязаны быть разумными, чтобы своими действиями не отвращать людей от Православия.
Приведу пример. Вот появляется благотворитель, он ещё делает только первые шаги в вере и искренне помогает Церкви. Но как, к сожалению, иногда получается? Его начинают эксплуатировать: давай на то, давай на это, ещё, ещё… И он даёт. А потом чувствует, что его доят все кому не лень, и говорит: «Всё, больше я вам не помощник». Вот так недавно мне один благотворитель сказал: «А не пора ли вам, батюшка, соизмерять свои желания со своими возможностями? Почему я должен оплачивать ваши проекты по благоустройству храма и сестричества?» И он прав. Поэтому нам надо думать, надо быть деликатными. А уж тем более по отношению к неверующим людям или иноверцам. Не рвать на груди рубаху и ругаться с ними — это безполезно, ибо каждый убеждён в своей правоте, — а наставлять их на путь истинный своей праведной жизнью, исполненной любви. Помните, как сказал Христос: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13.35). Вот чем мы можем привлечь людей: в мире — вражда, ненависть, а у нас — любовь и взаимопонимание; там — страсти, насилие, а у нас — мир и покой. Стяжите дух мирен, и вокруг вас спасутся тысячи. Это и есть наша цель.
— Батюшка, а помните, в Москве в арт-галерее проходила выставка, где были представлены картины, пародирующие наши иконы. И пришли православные диаконы и семинаристы и разгромили всё. Так, значит, можно и нужно давать отпор иногда и силой?
— Нельзя этого рекомендовать. У нас народ доверчивый, прочтут, что в газете написано, что так якобы можно поступать, и пойдут крушить направо и налево. Поэтому я говорю: нет, это не метод. Что касается случая в арт-галерее… нашлись тогда защитники, и слава Богу. А мы — священно-служители и православные СМИ — должны учить людей любить. А вот когда люди научатся любить, тогда они смогут уже с любовью сопротивляться злу насилием. А пока мы любить не умеем — наше насилие будет такое же, что и с той стороны, — ничуть не лучше. А это обязательно бросит тень на христиан, на Церковь, и в целом на христианство.
Записала Ирина РУБЦОВА
http://pravpiter.ru/pspb/n194/ta008.htm