Русская линия
Богослов. Ru Ара Галоян11.02.2008 

«Падение вверх»

Что лежит в основе «прав человека» и как Церковь смотрит на попытку секуляриции общества, используя христианские ценности. Об этом в докладе представителя Григорианской Церкви Ары Галояна на очередной встрече богословов Русской Православной Церкви и Армянской Апостольской Церкви.

В результате историко-политических процессов термин «права человека» сегодня самый распространенный в обществоведении и особенно в области политологии. Он стал своеобразным символом и предметом гордости западной цивилизации. Многие специалисты с особым рвением отмечают, что современная общественно-политическая система прав человека сформировалась и развивалась на почве христианской культуры. Следовательно, у истоков этого явления христианская система ценностей: т. е. Золотое правило Евангелия и любовь к ближнему. По их мнению, это нельзя считать результатом случайных исторических событий.

В начале 20 века, в результате тех же процессов, на территории распространения христианской культуры прекратили свое существование религиозные государства. Христианские церкви отделились от государств. Освободившись от управления общественной жизнью, дел судебной и культурной сфер, казалось, Церковь вновь начнет переживать свой Золотой век. Избавившись от мирских проблем, Церковь, как и в период своего основания, снова получила возможность сконцентрироваться на своей первостепенной миссии: проповеди Евангелия и Спасения. Добавим, что, как мирянин нашей церкви, я, в первую очередь, от Армянской Апостольской Церкви жду именно этого. Однако общественная жизнь — не просто механическая система. Поэтому Церковь для эффективности своей спасительной миссии не может стоять в стороне от социально-политических процессов. В историко-культурной жизни человечества Церковь — это самая древняя и устойчивая общественная структура. То есть она самое многоопытное общественное учреждение. Следовательно, и общественные ожидания от Церкви сегодня также многочисленны и многогранны. Обоснования данного утверждения не нужно долго искать. В 2007 г., когда Грузия была на грани развала, авторитет Грузинской церкви заставил противоборствующиo сторон начать диалог.

Церковь, осуществляя спасительную миссию, не может оставаться лишь пассивным наблюдателем того, как и по какой духовно-нравственной системе ценностей формируется общественная жизнь. Понятие прав человека сегодня не только самое употребляемое, но и самое выигрышное в использовании. Грубо выражаясь, следует отметить, что в общественной жизни оно стало чем-то типа современного предмета идолопоклонничества.

И в межгосударственных отношениях никакой идеологией или системой ценностей так не злоупотребляют, как Правами человека. Это можно считать результатом дерелигионизациии западной общественной жизни. Мы не намерены обсуждать насколько это было обусловлено процессами насильственной дерелигионизации и секуляризации общества после Французской революции. В особенности, что в 20 веке на территории так называемого социалистического лагеря, то же самое было проделано под прикрытием идеи коммунизма. Следует добавить, что происходящие на Западе процессы отдельные специалисты считают своеобразной инерцией общественно-исторической жизни: специфическим ответом-местью исторической роли Римско-католической церкви. В этом случае, приведем еще один пример, за которым, к сожалению, далеко ходить не надо. 16 января на первых страницах мировой прессы прошло сообщение о том, что профессорско-преподавательский состав и студенты известного университета Рима запретили Папе Римскому посетить этот храм науки. Дело в том, что, еще будучи кардиналом, Папа в своем публичном выступлении процитировал одного философа, который считает, что Римская церковь была права в вопросе с Галилео Галилеем. Эпоха инквизиции часто упоминается атеистами и антицерковными силами.

Советская атеистическая система также эффективно использовала эту эпоху в борьбе против Армянской Апостольской и Русской Православной Церквей. Независимо от исторического прошлого церкви представлялись в качестве структур, борющихся против науки и прогресса. Подобная пропаганда в Армении не могла достигнуть сколько-нибудь значительных успехов. Объясняется это тем, что вся армянская культура в своих истоках монастырская. Как искусство, так и наука развивались при монастырях. Авторами самых значительных произведений культуры или науки, как правило, являлись священнослужители: монах, архимандрит или епископ. Многие из 132 патриархов нашей церкви внесли свой ценный вклад в историко-культурную жизнь страны.

Необходимо признать, что секуляризация общества является характерной для определенного этапа историко-политического развития. Он исторически совпадает с периодом становления гражданских свобод. Многие исследователи особенно не углубляясь в анализ развития событий пришли к будто бы логичному выводу, связывая эти явления. В конце 19-го века философская мысль Запада объявила о смерти Бога. Многие церковные деятели считают, что мировые войны и последующие разрушительные процессы являются следствием дерелигионизации общества. В западном обществоведении появился самый, пожалуй, странный термин, который могла бы изобрести человеческая мысль — «безрелигиозное христианство». Вопросом: «Что это?», закончил свою жизнь в концентрационном лагере крупнейший проповедник 20-го века Дитрих Бонхеффер. Но этот вопрос так и не был удостоен ответа. Более того, его сочинение «Сопротивление и покорность» на Западе стало чем-то вроде антиевангелия для модного в 60-е годы «богословия о смерти Бога».

Исторически такая же попытка была проделана и в Восточной Европе. «Нравственный кодекс строителя коммунизма» также стал вариантом построения безрелигиозного общества на основе христианской системы нравственности. Однако тот же историко-политический опыт показал, что замена Золотого правила Евангелия на тривиальное выражение «человек человеку друг и брат» далеко недостаточна. После неудачи данной попытки наши государства в перестройке (или в возрождении) общества часто возвращаются к старым, прошедшим испытанием времени, системам ценностей. И в Армении, и в России государственные структуры осознали, что в вопросе воспитания гражданина незаменима христианская система ценностей. С целью конкретизации этико-образовательных принципов для общеобразовательной школы они обратились к самой древней и опытной структуре — к Церкви. В результате среди академических предметов общеобразовательной школы появились дисциплины, которые учат будущего гражданина принципам христианской нравственности. Возможно, что для церковнослужителей в этом событии нет ничего особенного. На протяжении веков Церковь множество раз оказывалась в ситуациях, когда после очередной неудачи политики отрицания, государственные мужи в трудные моменты обращались за помощью к Церкви. Но с моей, с точки зрения мирянина, это просто чудо! На пороге 21-го века мое государство вновь чувствует необходимость в поддержке моей церкви. Здесь не считаю лишним напомнить слова самого противоречивого и эксцентричного мыслителя Фридриха Ницше: «Государство — самое холодное из самых холодных созданий».

Новая государственная структура, проповедующая религию под названием «права человека», вновь нуждается в содействии Церкви. Здесь я деликатно умолчу об усилиях церкви и церковнослужителей, которые всячески способствовали ее развитию, так как это дает надежду на дальнейшее сотрудничество.

Уникальная ситуация исторического сотрудничества достойна самого серьезного анализа. Правильный курс данного сотрудничества поможет избежать ситуации, сформировавшейся на Западе. В рамках гражданских свобод правительство Франции запретило ученикам общеобразовательных школ ходить на занятия в одежде или с символами, подчеркивающими их религиозную принадлежность. Среди большинства жителей, то есть у христианского населения, это не вызвало недовольства. Наоборот, до сих пор негодуют мусульмане, индусы и синкхи. Поведение христианского населения можно объяснить и дерелигионизацией. По вопросу религиозных меньшинств государственной системе Франции удается успешно противодействовать внутреннему и внешнему давлению, чего не могут добиться вновь обретшие независимость или слывущие менее демократическими государства.

Несколько лет назад в республике Армения на жертвенный алтарь гражданских свобод был поставлен закон об альтернативной службе. После принятия закона те, кто считает себя членами организации «Свидетели Иеговы», отказываются исполнять свой гражданский долг. Эти примеры указывают нам на существование так называемых двойных стандартов.

Есть и другая сторона этой проблемы. Государства молодые, имеющие экономически и политически слабые структуры, или считающиеся менее демократическими, как правило, не в состоянии противостоять давлениям извне. Под прикрытием идеи гражданских свобод получают юридическую поддержку (в виде принятия соответствующих законов) разнообразные религиозные и сексуальные меньшинства. Естественно, что они своими схожими «свободами» вызывают недовольство большинства населения. Дабы найти оправдания перед внутренним недовольством и общественным мнением государственные структуры часто переадресовывают эти недовольства церкви. Борьба с деморализацией и подобными, ведущими антигосударственную деятельность сектами, объявляется делом Церкви. Естественно, что ни одна традиционная церковь не может отказаться от борьбы с этими явлениями.

На протяжении истории Церковь изменяла методы и содержание проповеди. Но Истина и путь Спасения Евангелия выше времени. Так называемая консервативность Церкви позволяет многим «защитникам прав человека» обвинять Церковь в противоборствовании прогрессу. И Церковь зачастую остается одинока в своих утверждениях, запрещающих те или иные деяния и поведения. Из сказанного не следует делать вывод, что церковь как общественная структура отчуждается от борьбы за права человека, оставаясь пропагандистом и защитником всего старого и традиционного. Месяц назад власти Армении за показ выступления оппозиционного лидера стали оказывать давление на одну из телекомпаний Гюмри. И тогда в защиту гражданских свобод выступил предводитель епархии Ширака епископ Микаел Аджапагян. Его публичные выступления доказывают, что Церковь стремится активно участвовать в общественной жизни.

Задолго до становления современной системы прав человека Церковь считала и считает спасение человека своей основной миссией. А с точки зрения ее спасительной миссии система «прав человека» представляется всего лишь ее частью, которая может поспособствовать спасению, но не заменить.

http://bogoslov.stack.net/text/277 433.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика