Русская линия
Отрок.ua Артемий Стельмах-Назарчук11.02.2008 

Имя вечности

«Как твое имя?» — спросил я шутя у своего крестника."Саша", — улыбнувшись, сказал малыш. «Что значит Саша?» — «Это значит… меня так зовут» — недоуменно ответил мне ребенок.

Да и откуда младенцу было знать, что его имя несет в себе уверенную силу, а иногда и заносчивость. Ведь с греческого языка Alexander переводится как «мужественный защитник». Приходя в этот мир, ребенок с рожденияполучаетотродителей свое имя, которое и определяет его личность. Также, например, обретение монашеского имени при постриге символизирует обретение нового образа мышления, при котором постриженик получает новую духовнуюсамобытность. Имя — это прежде всего знак, своеобразный символ. Но следует понимать, что такой символ отражает и внутреннюю сторону вещей — их содержание. Например, человек в Ветхом Завете воспринимался по принципу каково имя его, таков и он (2 Цар. 19, 32). Имя в Библии практически отождествляется с личностью его носителя: слава имени означает славу его носителя, бесчестие имени означает утрату его носителем своего достоинства, гибель имени означает гибель его носителя. Нарекаемое имя может указывать либо на будущую судьбу, либо на основные свойства, либо на обстоятельства рождения его носителя, либо на желаниенарекающеговидеть в человеке те или иные качества. Библия свидетельствует, что Адам называет свою жену Евой (евр. «жизнь»), ибо она стала матерью всех живущих (Быт. 3, 20); Ламех называет своего сына Ноем («утешитель»), сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли (Быт. 5, 28); детям Исаака и Ревекки наречены имена одному Исав («волосатый»), поскольку он вышел на свет красный икосматый, другомуИаков («запинатель»), поскольку родился вслед за братом, держа его за пяту (еп. Иларион (Алфеев) «Священная тайна Церкви»). В соответствии со своим именем как частью внутреннего строя человек воспринимает себя. Своим именем человек отражает одну из бесконечного множества Божественных «граней» и смыслов. Человек имеет лишь одно имя, которое содержит тот или иной замысел Бога относительно его жизни. Родители назвали нас либо Никита (от греч. «победоносный»), Василий (от греч. «царь», «царственный»), либо Федор (от греч. «дар Божий»), либо Анастасия (от греч. «воскресшая», «возвращенная к жизни») и т. д. Странно было бы представить человека с множеством различных имен. Такая особенность человека подчеркивала бы абсолют его личности. А этим обладает лишь Господь Бог. Многие задаются вопросом: «А что, собственно, значит Бог? Это Его Имя или „должность“?» Видимо, здесь уместнее вопрос о том, что мы хотим сказать, когда употребляем слово «Бог». Попробуем разобраться. По данным историков-лингвистов, в славянском языке это слово может происходить от двух корней и иметь два значения, но не противоположных, а напротив, взаимодополняющих. Во-первых, слово «Бог» происходит от древнего санскритского слова bbaga, или древнеперсидско baga, что значит «богатый», есть Тот, Кому ничего не нужно сверх того, что у Него есть; Тот, Кто Сам в Себе. В слове «Бог» заложена полнота, новизна, нерастраченность, изобилие. Поэтому Бог сотворил человека по необходимости или прихоти, а именно от избытка любви, разделив с ним Свое бесценное богатство — Жизнь, как пишут Святые отцы.

Второе значение слова «Бог» находит известный русский фисофлавянофил Алексей Степанович Хомяков (1804- 1860). Он писал, что слово Бог происходит от славянского слова «быть». Иной религиозный философ, Павел Флоренский (1882−1937), в одном из своих произведений говорит, что слово «истина» происходит от слова «есть», от формы глагола «быть»; истина — это то, что на самом деле есть — это Бог. Он не сотворен, и не было момента, когда Его не существовало. Нельзя сказать, что Бог «был» или «будет». Он реальность, которая есть здесь Бог есть полнота торжествующей жизни, смысл которой заключается в том, чтобы отдавать себя — бесконечно, безгранично, вечно — всякому, кто только может в этом нуждаться. Но словом «бог» обозначались также и языческие боги. И у каждого было имя, соответственно стихии, которую он представлял (например, Даждь-бог (у славян, Вакх (от слова bhaga) — у римлян). Какое же Имя носит Бог богов — Всевышний Бог? От начала дней Я Тот же, и никто не спасет от руки Моей; Я сделаю, и кто отменит это?… Я — Господь первый, и в последних — Я тот же (Ис. 43,13; 41,4). На древней земле священное Имя Бога хранили лишь Израильские племена… И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? (Исх. 3, 13) Бог сказал Моисею: ЙХВХ АШЕР ЙХВХ, что дословно означает «Я еcмь Сущий», «Я есть Тот, Кто Я есть» или «Бог есть Бог». Так вот, имя ИХВХ (или ЯХВЕ) считается подлинным собственным Именем Бога, которое было открыто Богом пророку Моисею у горы Синай. Краткая форма этого имени звучит примерно как «Иах». В христианских греческих писаниях она входит в состав многих личных имен, а также восклицание «Аллилу-Йах!» (или «аллилуйя!»), что значит «восхваляйте ЯХВЕ!». Важно обратить внимание и на то, что по смыслу это слово восходит к глаголу «существовать», «быть», и примерный перевод звучит как СУЩИЙ или «Тот, Кто Существует» независимо от существования чего-либо.

Иудеи это имя считают священным и стараются не осквернять простым его произнесением. В древнем Израиле истинное Имя Бога позволялось произносить лишь первосвященнику, прошедшему обряд очищения, да и то в совершенном одиночестве, в Святая Святых — специальном помещении внутри Храма, куда он имел право входить лишь один раз в год, в праздник Дня Искупления. Поэтому обычай требовал при произнесении вслух вместо Имени ставить «титул». Имя Бога Яхве иудеи не произносят, а заменяют его при чтении на «ха-Шем» — «это Имя» или чаще Эдонай — «Владыка». В греческом написании Евангелий ему соответствует слово Кириос — «Господин, Хозяин, Повелитель». На русский язык оно переводится словом ГОСПОДЬ. Как считают историки-лингвисты, теперешнее произношение «этого Имени» вряд ли точно соответствует древнееврейскому произношению и звучит приблизительно. В средние века западные переписчики Библии во избежание путаницы при чтении (пишется Яхве, а читается Эдонай), маленькими буквами над словом «Эдонай» писали ЙХВХ по порядку гласных в слове. А потом для упрощения совместили согласные из слова YHWH или ЙХВХ и гласные — из слова Э[д]О[н]А[й], и вышло YEHOWAH, или Иегова. Такая неправильная, искусственно сфабрикованная транскрипция «этого Имени» фигурирует уже в версии Библии Короля Иакова (1690-е гг.). Для более удобного и «стильного» звучания, данной транскрипцией широко спекулируют западные псевдохристианские секты (в частности «Свидетели Иеговы»). Поэтому хотелось бы подчеркнуть, что Тот, о Котором в Ветхом Завете написано ЯХВЕ, есть Господь.

Но имя Бога впервые было услышано человеком на много лет позже, чем человека сотворил Бог. Тогда Кто же сотворил человека? Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем Моим «Господь» (ЯХВЕ) не открылся им (Исх. 6, 3). Тщательный анализ Библии обнаружил, что самая древняя ее часть была написана в девятом веке до нашей эры. Ее отличительной чертой является то, что для обозначения Бога неизвестные авторы чаще всего употребляют слово ЭЛОХИМ.

Слово «Элохим» есть множественное число слова «Элох» (Бог), происходящего от корня «эль» (по тому же принципу построено уважительное обращение на «Вы»). «Эль» дословно переводится на русский язык словосочетанием «все эти», а по сути обозначает Силу Единства, например, в переводе с древнетюркского это слово означает «держава» или «основа основ». То есть Элох — это то проявление Всевышнего, которое производит единство бытия и мироздания в целом. Элохим — это «один источник множества высших сил». Но когда речь идет о Всевышнем, св. Писание не допускает никакой ассоциации с аспектами множественности, потому, что Бог един. Поэтому, хотя данное имя является формой множественного числа, глаголы, которые употребляются вместе с этим именем, всегда имеют форму единственного числа. Данное имя указывает на то, что «все эти» существующие силы, где бы они ни проявлялись, находятся во власти Всевышнего. Если для язычников мир распадается на множество отдельных частей, и у каждой его части есть свой источник, свое «божество», то Элохим означает Единый Повелитель всех сил и стихий, существующих во вселенной. Элохим — Бог всего творения, его Отец, Законодатель и Судья. Он рождает Закон и Порядок, Свое Божественное Слово (Сына), которое дает всему «меру», Ибо Им (Сыном) создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано и Он есть прежде всего, и все Им стоит (Кол. 1, 16−17). Евреи еще называют Элохим — «мера Закона» — и употребляют это слово в обычной жизни для обозначения тех, кто дает обществу закон, овладевающий хаосом и анархией. Это имя Бога можно прочесть в еврейском оригинале Библии в самых начальных ее строках книге Бытие 1:1: Вначале сотворил Бог (Элохим) небо и землю…

Теперь становится понятно, что само словосочетание ЯХВЕ Элохим означает Господь Бог. Важно также отметить, что ЯХВЕ является именем собственным и употребляется в Библии без определенного артикля, в отличие от многих других характеристик и определений Бога, таких как:

Саваоф — Повелитель ангельских воинств

Адонай — Владыка

Элион — Всевышний (Быт. 14, 18−20)

Шапат — Судия

Олам — Вечный (Быт. 21, 33)

Шаддай — Всемогущий (Быт. 49, 25)

Шалом — Мир (Суд. 6, 24)

Брит — Завет (Суд. 9, 46)

Кадош-Исраэль — Святый Израилев (Ис. 1, 4)

Цидкену — Праведный (Иер. 23, 6)

Шамма — Бог Здесь (Иез.38,45)

Элохе-Исроэль — Господь (Быт.33, 20)

Данные имена Господа дают нам то или иное представление о Его едином и нераздельном образе. И это легче будет понять, прочитав православный катехизис митрополита Филарета (Дроздова), в котором говорится, что «Бог есть Дух Вечный, Всеблагой, Всеведущий, Всеправедный, Всемогущий, Вездесущий, Неизменяемый, Вседовольный, Всеблаженный» в том смысле, что у Него нет недостатка ни в чем. Все эти имена определяют природу Бога. Но один титул, довольно часто употребляющийся в Книгах Ветхого Завета, заслуживает особого интереса и внимания.

Свят! Свят! Свят Господь Бог Саваоф! Полны суть Небеса и Земля величества Славы Твоея! (Ис. б, 3)

На древнееврейском языке термины «воинство», «ангельское воинство» и «звезда» часто сводятся в одно понятие «zaba». Традиционно, звездный свет символизирует свет ангельский, который есть грань света Божественного. Бесконечное множество звезд — неисчисляемое ангельское воинство. От этого слова «zaba» и произошло часто употребляемое в Ветхом Завете имя Бога — Elohim Zabaoth, «Бог Саваоф», или «Повелитель Ангельских Воинств». Почему имя Воинствующего Господа так важно для нас? Следует понять, что языческие племена, заселявшие в древности землю, принадлежащую народу Израиля — Землю Обетованную — поклонялись своим «местным» богам. Эти «боги» по сути — падшие духи, уводящие людей от познания Истинного Бога. Они сотворены Богом-Творцом, но восстали против Его Божественной Воли и пали. Они не способны ни изменять законы мироздания, ни творить новые миры. Они находятся под властью Бога Всевышнего и ничего не могут делать без Его Божественного позволения. Соответственно народы, поклонявшиеся нечистым духам, были противниками Богу и врагами народу Израиля, который благодаря своему праотцу Аврааму имел познание истинного Бога и служил Ему. Освобождая Землю Обетованную от власти язычников, Господь Бог Саваоф являл своему народу великие чудеса и знамения (книги Ветхого Завета), поражая видимые и невидимые полчища неприятеля и охраняя Израиль на всех его путях. Господь Саваоф — это прежде всего праведно воинствующая сила Бога. Господь Бог Саваоф — это Бог, спасающий и отражающий абсолютно все напасти и вражеские силы. Во имя Господа Саваофа в огне освободительных войн свершалась история Ветхого Израиля и спасение народа.

Но некогда израильские пророки возвестили о том, что грядет Некто — имя Ему — Спаситель (древнеевр. Йхошуа — «Яхве спасает», греч. — Иисус). Ибо младенец родится нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира (Ис. 7,14; 9, 6) Грядет Помазанник Божий (древнеевр. «Мессия» — Помазанник, греч. Христос) — Иисус Христос. Сын Божий нисходит на землю, спасая людей не от рабства языческого, а от оков греха и смерти, овладевших человеком в день грехопадения. До пришествия Мессии люди знали множество различных проявлений Бога: Бога-Судию, Бога-Творца Миров, Бога Всемогущего, Воинствующего Повелителя и т. д. Но они не ведали Бога — Любящего Отца. Нет, люди не были чужды справедливости, благородству, братству и дружбе. Но они не жили совершенной жертвенной любовью. Господь, не найдя в людях той любви, которая вновь отворила бы перед ними врата Эдема, стал человеком. Будучи Богом, он уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, и был послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий народ исповедал, что Господь есть Иисус Христос во славу Бога (Флп. 2, 5−8). И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Деян. 2, 21). После воскресения Господа нашего Иисуса Христа к Его имени стали относиться с тем же благоговением, с каким в древнем Израиле относились к имени Яхве. Имя Иисус Христос стало священным. Как в древнем Израиле имя Божие отождествляли с Богом и не отделяли от Бога, так и в христианской Церкви имя Иисуса не отделяли от Самого Иисуса: уверовать во имя Его означало уверовать в Бога. Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4,12). Имя, согласно Апокалипсису, запечатлено на челах уверовавших в Него и не принявших имя зверя: в будущем веке эти люди получат от Бога новое сакраментальное имя. Побеждающему же дам вкусить сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое Имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает (Откр. 2, 17). Ведь именно это новое имя навечно освятится во имя Отца, и Сына и Святого Духа.

Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино (1 Ин. 5, 7). Бог есть нераздельная, единосущная Троица, — провозглашает Православное учение. Следует понимать, что этот титул Бога содержит в себе образ Его святого Бытия. Православная традиция дает понять, что Бог всегда открывал Свою сущность в Троице. Так, например, при сотворении Адама Бог, обращаясь к Лицам Святой Троицы, предлагает: создадим человека по образу Нашему, как подобие Наше (Быт. 1, 26). В образе Троицы Господь являлся и праведному Аврааму: явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он (Авраам) возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего (Быт. 18, 1) Существуют разные мнения. Блаженный Августин считал, что Аврааму явились в облике трех странников ангелы — Божии посланники, олицетворяющие собою Бога. Но в корне это ничего не меняет. Бог един в трех Лицах. Тайна творения мира есть тайна Святой Троицы. А правильное восприятие Бога делает правильным весь строй души. Благодаря этому очищается молитва, преображается наш образ и осветляется наша душа.

В заключение хотелось бы сказать, что, свершив свой земной путь, Иисус Христос открыл людям тайну сокровенного имени Бога, которого они не знали до пришествия Христа: Я открыл им имя Твое; и любовь, которой Ты возлюбил Меня, да будет в них (Ин. 17, 26). Это новое Имя и есть откровение Божие — Бог есть Любовь (1 Ин. 4, 8). Поэтому мы, призывающие имя Господа нашего Иисуса Христа, призываем Самого Бога. Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровью и Духом, не водою только, но водою и кровью, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина (1 Ин. 5, 6−8). А Бог есть Дух Любви. Соответственно, если мы живем во имя любви — мы живем истинно, вечно. Сегодня наши православные души и имена крепко связаны с Именем Господа Иисуса Христа и Его святыми. Мы носим имена святых, мучеников и праведников, которые во имя любви посвятили себя Богу, всецело отдались в служение Отцу Небесному. Наши имена впитали в себя ту благодать, которой жили святые. Не следует легкомысленно относится ни к личности святого, чье имя мы носим, ни к его благодатному житию, ни к смыслу нашего имени. Имя должно нам напоминать об ангельском образе святого, которому нам необходимо подражать. Ведь только тогда под своим именем, как под победоносным знаменем, побеждая мир суеты, страстей и недугов, мы постепенно движемся к Богу.

http://otrok-ua.ru/sections/art/show/imja_vechnosti.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru