Народное радио | Николай Маслов | 07.02.2008 |
Николай Маслов: Я бы сказал сначала, идея для какой цели. Сегодня многие политики мечутся вокруг так называемой национальной идеи, и то называют эту идею «Вперед, Россия!», то «Назад, Россия!». Только куда вперед, с кем вперед, зачем вперед? И вообще, то мы строим коммунистическое общество, то социалистическое, то демократическое, то у нас был царский престол. Вот это чисто внутренняя, политическая и общественная проблема тревожит в течение уже двухсот лет наше государство. Мне кажется, что сегодня нужно сформулировать, что Россия — это все-таки русское государство и с русским народом, к которому в разные времена присоединились другие народы, и получилось большое Российское государство. Это православная страна, естественно, но в ней живут и люди других конфессий. И наши предки, да и мы, в общем-то, всегда заботились о других народах, предоставляли им такие же права, как и себе, а иногда и выше. Я считаю, что все это и называется неким стандартом.
Христианство облагородило мир, утвердило для всего мирового сообщества некие стандарты отношений, определило, что такое зло, что такое добро. Написано множество законов, касающихся всего жизненного устройства — и в семье, и в государстве. Это и есть христианский образ жизни, и мне показалось, что Россия в XXI веке имеет все возможности развиваться достаточно бурно и идти вперед. Но вперед к какой цели? Чтобы увидеть эту цель, нужно утвердить именно русский стандарт в жизни, определив его как приоритет нравственных законов, духовности, которым будут соответствовать законы экономической жизни, законы семейных отношений. Например, до XIX века русский стандарт предполагал, что человек берет жену навек, до самой смерти, и должен ее содержать, и они любят друг друга и растят детей. Это был русский стандарт. Может быть, слово «стандарт» слишком жесткое, но, тем не менее, Россия имеет все основания определить для себя русский стандарт и поднять планку жизни русских людей XXI века.
Это касается даже обыденной жизни. Сегодня, условно говоря, мы даем людям 12 метров жилой площади на человека, и этот стандарт применяется как для многоквартирных домов, так и для частных. Я считаю, что мы должны установить планку хотя бы 50 метров на человека. Это не значит, что мы завтра достигнем этого уровня, но, по крайней мере, вся экономика и политика на ближайшие десять, пятьдесят, сто лет будет иметь какую-то определенную цель даже в этом вопросе. Должны существовать стандарты экологические, стандарты в образовании. Например, нужно обозначить, что идет впереди: воспитание человека или образование, обучение наукам или воспитание души, чувств, ума, сердца, воли. Конечно, с давних времен мы жили с такой идеологией, когда воспитание было изначальным от рождения человека, а образование приходило после, но сегодня общество забыло этот закон, по которому сначала нужно научить человека вере, а потом наукам, иначе человек, выросший вне нравственной среды, но обученный наукам, принесет обществу больше вреда, чем пользы. Можно охватить сейчас стандартами все сферы нашей деятельности, вплоть до того, что в подъездах должны быть пандусы для инвалидов. Это тоже стандарт. Мы должны взвесить действующие стандарты, и программы правительства, программы президента, я считаю, должны называться «русский стандарт».
Сейчас Путин объявил, что мы строим социальное государство. Я лет шесть тому назад говорил о том, что мы строим социальное государство. Но какой образ жизни подразумевается в этом социальном государстве сейчас, чтобы мы могли подписаться под этим заявлением? Ведь можно сказать, что социальное государство — это когда все нищие. Или можно сказать, что социальное государство — это когда нет богатых, а есть только обеспеченные люди, нет большой разницы в зарплатах, в доходах, в качестве и размерах жилища. Мы должны определить эти прописные истины, и это называется русский стандарт. Есть, например, американский стандарт.
Игорь Шишкин: Так называемая американская мечта.
Николай Маслов: Да. А есть китайская мечта, есть мечта маленьких японцев, или бразильцев. Но Россия — это преемница именно благородного стандарта, христианского стандарта, в основе которого лежит любовь, терпение, уважение к ближнему. Именно русские тысячу лет назад, приняв в свою жизнь этот христианский стандарт, не только смогли сохранить его, но и приумножали за это тысячелетие. В те времена, когда мы, русские православные христиане, приумножали те идеалы, которые нам дал князь Владимир при крещении, у нас всегда возрастала экономика, у нас не было преступности, но как только мы ослабевали в нравственном отношении, нас постигала кара — наступали целые десятилетия несчастий, раздоров, голода и болезней. Тому примеры и бунты, и революции, и гражданские войны, и всякие нэпы, и уничтожение крестьян, духовенства и интеллигенции. Это я говорю о XX веке, но можно привести примеры падения нравов и в XIII, и в XIV веке, когда уничтожались целые города, в них не оставалось жителей, всех выкашивал мор, чума или холера. Так было в Смоленске, так было в Глухове.
Игорь Шишкин: Вышел и затворил город — было такое выражение.
Николай Маслов: Да, там не оставалось ни одной живой души, только трупы жителей, которых некому было похоронить. Города оставались на произвол зверью, птицам. Потом проходили годы, все это очищалось, и туда возвращались люди.
Чтобы такие страшные времена не повторялись, мы и должны предложить всему миру русский стандарт. Почему именно всему миру? Назову только две причины. Во-первых, мы должны бороться за нравственные идеалы в обществе не только внутри себя, но и в мире, чтобы нам не заниматься постоянно гонкой вооружений. Ведь если в других странах, где сегодня идет падение нравов, будет возрастать гегемония бандформирований в лице, например, Америки, к которой готова присоединиться Англия и другие страны, которые хотят наводить какой-то свой порядок, внедрять свой стандарт так называемой демократии при помощи военной силы, ракет, бомб, не стесняясь уничтожением целых народов, то нам нужно будет от них защищаться. Мировое сообщество должно вернуться к христианским идеалам, пусть их даже называют нравственными нормами человечества, но они должны исходить из христианских идеалов.
Во-вторых, установление русского стандарта будет полезно нам самим. Мы будем знать, с какой целью мы идем вперед, к какому образу жизни стремимся в экономическом, духовном, моральном, культурном плане. Безусловно, нельзя достичь такого благоденствия в один день, такого чуда не бывает. Конечно, если вся страна встанет на колени, то Бог сотворит чудо и за три дня, но ожидать, что завтра все взмолятся, нереально. Нам нужно делать эту трудную работу целенаправленно и неуклонно, противопоставляя силу добра силе зла, пока в мире будет существовать зло. Люди доброй воли должны объединяться, не боясь тратить свое личное время на это важное дело. Это и есть наш подвиг служения Отечеству. Ведь, служа Отечеству, мы тем самым служим Богу, как говорил Феофан Затворник.
К сожалению, мы иногда допускаем к власти людей, которые имеют только образование, но не имеют воспитания. Это плохо, потому что они не могут дать ничего хорошего обществу. Ведь очень четко сказал Достоевский: «Судите наш народ не по тому, какой он есть, а по тому, каким он хотел бы стать. А идеалы его сильны и святы». Идеалом русского народа всегда были такие люди, как Александр Невский, Александр Суворов, Сергий Радонежский. Суворов был человеком высочайшей религиозности и образованности. Более девяноста сражений — и ни одного проигранного. Переход через Альпы — кто сможет повторить этот подвиг Суворова? Только русский мог это сделать. Только русские с их высоким духом, с их преданностью вере могли освободить болгар от турецкого гнета. А что они получали для себя? 200 тысяч смертей. Но они прекрасно понимали, что, отстаивая идеалы Православия в Европе, они укрепляют не только позиции в Европе, но и укрепляют позиции внутри страны, и Бог вознаградит их и деторождением и благополучием.
Игорь Шишкин: Следовательно, идея русского стандарта заключается в том, чтобы задать планку в самых различных областях деятельности русского человека, русского общества, опираясь при этом на тысячелетние традиции. Но тогда можно предположить, что эта идея родилась у вас не вчера или позавчера.
Николай Маслов: Нет, конечно. Тут уже пройден долгий путь.
Игорь Шишкин: Не является ли премия «Народное достояние» источником этой идеи? Ведь вы в течение трех лет отбирали людей, задающих высокую планку в различных областях деятельности.
Николай Маслов: «Народное достояние» — это как один из элементов русского стандарта. Мы хотели показать и поощрить людей, которые трудятся на ниве защиты нравственных идеалов, которые в своей сфере задают уровень, задают стандарт, до которого нужно подниматься остальным. Это касается и педагогики, и журналистики, и пасторского служения, и других видов деятельности. Премией «Народное достояние» отмечается реализация этого русского стандарта в жизни. Русский стандарт — это русское превосходство в прошлом, в настоящем и будущем. В истории русского превосходства хоть отбавляй, но и в современном мире достаточно. А в будущем мы должны превзойти и прошлое, и сегодняшнее, и тогда у русского человека будет стимул жить в России, гордиться, радоваться, что он живет в России, избирать лучших представителей во власть. Он будет ходить на выборы, он будет отстаивать в судах присяжных свою правду, бороться за эту правду, потому что у него будет некий стандарт по Достоевскому: идеалы, которые всегда были для нас высоки и святы.
Игорь Шишкин: С тем, что в прошлом русское превосходство было во многих областях, русский стандарт присутствовал, многие согласятся. С тем, что в будущем русское превосходство в чем-то проявится, тоже, я думаю, многие согласятся, потому что смотрят на судьбу своей страны с оптимизмом. Но вот насчет современности, тут сложнее. Мы привыкли видеть больше болячки, нежели достижения. В связи с этим я возвращаюсь к премии «Народное достояние». В какой мере через эту премию вам удалось показать, что и сейчас, несмотря на разруху в той или иной области, существуют люди, задающие этот высокий нравственный и творческий стандарт своей деятельности, на которых начинают ориентироваться и другие?
Николай Маслов: В России высокий стандарт нравственности и духовности сохранен, также сохранен и творческий потенциал. Это было особенно видно на концерте, который подготовила Надежда Васильевна Крикунова. Сколько творческих коллективов, больших и маленьких, существует в одной Москве только при воскресных школах! Сегодня в воскресных школах возрождаются традиции творчества, все работают на собственном энтузиазме, за собственные средства, родители сами шьют костюмы своим детишкам, приходят на концерт, где все выступают бесплатно. Пряники и шоколадки — вот была наша благодарность. Но этот концерт был своего рода их вкладом в дело русского стандарта, в дело народного достояния. Они пришли и с удовольствием подарили свои таланты, чтобы поощрить тех людей, которые работают в педагогике, в государственной деятельности, в церковной сфере. Как маленькому ребенку при крещении нечем отблагодарить Бога, тогда священник срезает с его головки волосы. Это единственное, что ребенок может сейчас отдать. Может быть, у него там пять волосиков на голове. Но священник в знак благодарности срезает эти волосики. И здесь вот такое чудо. Казалось бы, все перешли на экономические отношения. Но, как мы видим, не все, и традиция безвозмездного служения Отечеству сохранилась, и даже преумножается, и это, конечно должно нас вдохновлять.
Игорь Шишкин: Николай Васильевич, премию «Народное достояние» в номинации «Пасторское служение обществу» получил протоиерей Олег Теор. Какие именно стандарты задают люди, получившие премию в данной номинации?
Николай Маслов: Церковь обязана по своему существу сохранять нравственность нашего народа. От пастыря зависит благополучие общества, и Господь посылал пророков, когда даже священники расшатывали свои нравы и не могли сохранить нравственность народа. Когда и это не помогало, то шла стихия, начинались междоусобные войны, брань и так далее. От священника сегодня многое зависит, поэтому образ священника нужно держать в сознании общества. Каким должен быть священник не теоретически (это он самзнает), а на практике? Чтобы этот образ утвердить, мы выбирали священников и епископов за их патриотическое служение, за их гражданскую позицию. Мы выбирали тех, которые ездят в войска, в Чечню, поддерживают дух, боятся, чтобы, не дай Бог, убили нашего человека, который еще не крещен, потому что тогда у человека нет будущего. Мы выбирали тех, которые идут сами на смерть, чтобы спасти свою паству.
Такой образ священника всегда был в нашем историческом прошлом. В описании военных действий во время революции есть эпизод, когда наши корабли прибалтийского флота уходили под воду, и последним, кого видно было на палубе, был священник, который не смог оставить нескольких раненых моряков, лежащих в трюме, и уйти с тонущего корабля. Он взял крест в руки, поднял его к небу и вместе с этим поднятым крестом погружался в воду. Такие героические примеры, конечно, побуждают нас всех жить не только ради себя, но и ради ближнего, поэтому главная номинация премии «Народное достояние» — это «Пасторское служение». Я думаю, что не ошибусь, если скажу, что Русская Православная Церковь занимает сегодня первое место и в мире по силе духа и по значимости.
Игорь Шишкин: С тем, что среди российских священнослужителей существует и сейчас достаточно много людей, которые задают самую высокую планку духовного служения, я думаю, никто спорить не будет. Но как обстоит дело со средствами массовой информации, которые в последние годы обычно характеризуются исключительно как некое чуть ли не исчадие ада, разврата, растления. В какой мере сейчас стандарты в СМИ соответствуют идеалам русского общества? Был ли такой стандарт, а сейчас он утерян, и нужно стремиться достичь его в будущем? Или, как некоторые считают, в СМИ этого стандарта никогда и не было, а что когда-то он появится — это прекраснодушные мечты? Сейчас известный журналист Аркадий Мамонтов получил премию «Народное достояние», но ведь он не один, там целый ряд других достойнейших людей.
Николай Маслов: Нет, конечно. Русская пресса была нравственной. Она даже в советское время держалась на достаточно неплохом уровне нравственности. Другой вопрос, что пресса сыграла свою роль в идеологическом разрушении — через миф о коммунизме, но это партии, насаждавшей коммунистическую идеологию, а пресса — инструмент. Но, как мы видим, эта идеология закончилась, хотя держалась в нашей стране много десятков лет. Что касается сегодняшнего состояния прессы, то это оружие, конечно. Словом нужно пользоваться очень осторожно. Доброе слово, духовное слово может воскрешать, может исцелять от болезней, а злое слово может умертвлять. У меня был личный жизненный пример, когда я несколько раз плохо отозвался о дереве, которое у меня неправильно росло на моем дачном участке, затеняло клубнику, и через два дня цветущая груша засохла. Меня это так потрясло, что с тех пор я это всегда держу в уме и стараюсь просто так словом не пользоваться, потому что оно имеет огромную силу.
Грех без казни не бывает, и люди, которые несут зло с экранов, радиостанций, тем самым разносят огромную отрицательную энергию, и подавляющее большинство их трагично заканчивают свою жизнь. Господь все равно их убирает. Мы должны молить Бога о том, чтобы средства массовой информации стали бы в ближайшее время нравственным источником, потому что они несут огромный потенциал для образования.
Игорь Шишкин: Николай Васильевич, на «Глинских чтениях» активно обсуждалась роль женщины в семье, роль женщины в жизни общества и государства. Во многих докладах говорилось о том, что христианство ставит женщину намного выше, нежели любые феминистические концепции.
Николай Маслов: Главное предназначение женщины — это создание семьи, но здесь, как и во всем, есть исключения. Были женщины-правители государства, были женщины, которые утверждали истинную веру в своем государстве, которые приносили пользу обществу, но в большинстве своем, конечно, по природе естества, женщина не должна быть над мужским началом, потому что первым главой рода был Адам. Такая традиция присуща всем народам и племенам. В древние времена даже писали: «Авраам родил Исаака», а жена не упоминалась. В древние времена женская родословная не велась, а только мужская. Но, как идет изменение во нравах, так идет изменение и в отношениях к женщинам, к мужчинам. Страшно, когда проблему равенства мужчины и женщины возводят в ранг политики. Этого равенства нет по природе естества, причем это вовсе не означает, что женщина — раба мужа. Нет. «Жена да убоится мужа», но муж должен заботиться о жене, наравне с детьми и с собою. Это супружеская пара, которая имеет свою цель и назначение на земле, два вола, которые запрягаются в одно орало, им легче вести его, а когда один отстает, а другой идет вперед, то сразу возникают сложности.
Человечество часто уклоняется от исполнения законов, данных Богом, и кидается за сиюминутными выскочками, которые предлагают тот или иной лозунг, то или иное политическое мироустройство, и вот нам уже не хочется жить, опираясь на «консервативное» учение, и мы подхватываем эти сиюминутные лозунги, а потом жалеем о своих ошибках. Всякая власть от Бога, поэтому, кроме каких-то единичных случаев, в основной своей массе роль женщины и мужчины определена в учениях святых отцов. Муж по природе не может быть под женой, и когда в семье верховодит жена, а муж у нее в подчинении, то семейные отношения складываются тяжело, потому что все-таки первым был сотворен Адам, а для него была создана Ева.
Игорь Шишкин: Эта тема получила свое продолжение на «Глинских чтениях».
Николай Маслов: Да, и мы выпустили очень интересную тоненькую книжечку под названием «Семья. Прочность, цель, назначение». Ее всю расхватали на «Глинских чтениях» в храме Христа Спасителя. По мнению архиереев, которые там присутствовали, это просто библия для семьи, это набор советов святых отцов, как нужно создавать семью, в чем ее прочность, в чем ее назначение, как сохранить семью, какая должна быть жена дома, какой должен быть муж, права и обязанности, дети. Все есть.
Игорь Шишкин: В какой мере, как вы считаете, само российское общество сейчас созрело для того, чтобы осознать и выработать вот эти самые русские стандарты, те идеалы, которым оно в различных областях должно следовать, опираясь на свои тысячелетние традиции?
Николай Маслов: Само общество не созревает, как и не расцветает сама яблоня, без солнца, без влаги, без ухода. Для того чтобы что-то хорошее выросло, нужно прилагать труд. Если у общества есть идеалы и есть власть для достижения этих нравственных идеалов, то обществу хорошо живется, потому что счастье — это жизнь без греха. Сегодня есть все предпосылки к такой жизни. Во главе страны стоят отдельные государственные личности, в частности, президент, который исповедует христианскую религию. Дай Бог, чтобы Господь его подтолкнул и умудрил. Есть большой потенциал у Русской Православной Церкви, и есть в обществе отдельные люди, которые, тоже жертвуя собой, занимаются вопросами морали в обществе. Как сказал Порфирий в XIX веке, «Но за веру восстанут неизвестные миру и восстановят попранное».
Мы каждый раз задаем себе вопрос: вот мы что-то делаем из кожи вон лезем, а почему нет результата? Это и есть очень хороший ответ. Бог требует от нас усердия, а не успеха. Мы часто ленимся усилие приложить, но уже ждем результата: а когда же успех, когда же медаль дадут? А почему нехристиане живут лучше нас? Но на то и кот на печи, чтобы мыши не дремали. Так и здесь: на то и разбойники, чтобы мы с вами не дремали. Многие говорят, вот я бы сделала то и то, или, если бы я стал президентом, я бы сделал то и то. Но вот слова Серафима Саровского: «Спасайся сам, и вокруг тебя спасутся тысячи».
Надо самим становиться личным примером для других, причем не на бумаге христианином и патриотом, а на деле. Я, например, не ищу людей, они сами приходят. Цветки не идут к пчеле. Пчела трудится, ищет и находит цветок. Так же и люди друг друга находят, и злые, и добрые. Нужно обладать истинной добротой. Жизнь ведь очень сложна. Пчела прилетает, находит в цветке нектар, и делает мед, а паук приползает и в этом же цветке находит яд. Так и от человека зависит, что он выберет из жизненных обстоятельств. Как сказал один великий человек, нужно умолять Бога, чтобы он сохранил нравственность русского народа. А будущее России — в безупречной нравственности руководства.
Лауреатом премии «Пресса за нравственное общество» в этом году стал известный журналист Аркадий Мамонтов. И вот, что он сказал.
Не мне судить, почему я попал. Спасибо большое. Что касается существования самой этой премии и самого конкурса, то я считаю, что это главное событие в русской журналистике, потому что существование премии именно за нравственность в журналистике отодвигает нас от края безнравственности, который существует в нашей журналистике, к сожалению, по большей части. По сравнению с другими премиями, ТЭФИ и прочими, эта премия (я не о себе) награждает, отличает работу тех людей, которые пришли в журналистику не для прославления самих себя, и которые знают, что если им дано слово, то они этим словом пользуются во славу подвига и на благо православного Отечества, а не для того, чтобы просто покрасоваться на телевидении или на радио. Я хочу пожелать будущим номинантам еще лучше делать свое дело.
Н. В. Маслов, известный общественный деятель, доктор педагогических наук
И. С. Шишкин, главный редактор радиостанции «Народное радио»
http://www.narodinfo.ru/articles/43 040.html