НГ-Религии | Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) | 07.02.2008 |
На протяжении многих лет митрополит Ювеналий представлял РПЦ за границей, в том числе в Германии и Израиле, был управляющим патриаршими приходами в США и Канаде, духовно окормлял русские приходы в Японии. Сейчас митрополит Ювеналий возглавляет Московскую епархию — одну из самых многочисленных в РПЦ.
«НГР» попросили митрополита Ювеналия рассказать о своем жизненном пути, об архипастырском служении, поделиться мнением о современных процессах, происходящих в Церкви, озвучить перспективы на будущее.
Фото из личного архива митрополита Ювеналия |
Потом ее окормлял отец Владимир Градусов, священник единственной в советское время действующей церкви в Ярославле — скорее даже не церкви, а часовни. Она находилась на втором этаже храма, нижнюю часть которого заняли обновленцы. А наверху, где молились православные, помещалось, наверное, не больше 50−60 человек. Моя мать была там прихожанкой.
В детские годы я сделал из лампадки кадило, соорудил клобук и, подражая священнослужителям, читал акафисты святителю Николаю, а мама совмещала в одном лице и певчих, и богомольцев.
Уже когда я начал прислуживать в храме, отец Владимир стал архиереем — епископом Димитрием. Поэтому моим духовником стал протоиерей Николай Апеллесов. Этот замечательный священник преподавал мне уроки традиционного благочестия. Наверное, именно за твердость в вере его потом, по обычаю советского времени, перевели служить в Ростов Великий. Помню, как мальчиком я ездил к нему туда на приход и за богослужением читал Часы.
Эти пастыри, о которых я упоминаю, не были церковными диссидентами в современном понимании этого слова. Они просто были глубоко благочестивыми людьми. Их любовь к Церкви передалась и мне.
Чуть позже состоялось мое знакомство с архимандритом, впоследствии епископом Угличским Исаией, управляющим Ярославской епархией. Мне особо запомнились его приветливость и доброта. После него эстафету духовного воспитания принял отец Никодим (Ротов), тогда еще иеродиакон, а впоследствии епископ и митрополит. Он стал моим постоянным духовным руководителем и продолжал им быть до дня своей блаженной кончины.
Таким образом, религиозное влияние действительно началось с семейных традиций, а потом, если можно так сказать, за меня уже взялись архипастыри и священнослужители. Безусловно, это оказало глубокое влияние на всю мою дальнейшую жизнь.
— Ваше Высокопреосвященство, вы сказали, что одним из основных ваших духовных наставников был митрополит Никодим (Ротов). Известно, что вы выпустили о нем книгу воспоминаний — «Человек Церкви». Что вы еще можете сказать о владыке и об этой книге?
- С раннего детства я знал владыку Никодима, знал его служение. Он был поистине выдающимся архипастырем и удивительным человеком. Однако по прошествии нескольких лет после его кончины стали раздаваться критические голоса в его адрес. Тогда я посчитал своим долгом собрать документальные свидетельства от тех людей, кто с ним вместе трудился или просто соприкасался. Я обратился в первую очередь к главам Поместных Церквей, потому что он был им лично известен, а также к священнослужителям и родственникам, которые знали его еще в детстве. И на основании этих воспоминаний я издал книгу — «Человек Церкви».
Когда митрополит Никодим был еще с нами и слышал критику в свой адрес, я его однажды спросил, почему он ничего на это не отвечает. Тогда он сказал, что следует девизу Суворова: «Мне надо воевать, мне некогда этим заниматься». И вот теперь я подумал и решил, что настало время ответить всем тем, кто или сомневается, или вовсе не знает о владыке. И книга стала этим письменным ответом. Что поразительно, сейчас она, говоря светским языком, начинает работать. Недавно приезжал один человек из Екатеринбурга. Прочитав эту книгу, он загорелся желанием собрать больше сведений о покойном владыке. И сейчас он уже пишет новую книгу. Я считаю, что книга «Человек Церкви» сыграла свою роль, так как это подлинный документ свидетелей. А мы знаем, что слова свидетелей — самые истинные и искренние.
— В советское время пойти учиться в духовную семинарию и академию — довольно серьезный, если не рискованный шаг. Что послужило отправной точкой для принятия этого решения?
— Основой для принятия такого решения было горячее чувство призвания к пастырству. Желание учиться в духовной школе созрело у меня к шестнадцати годам. К этому времени я несколько лет участвовал в архиерейских службах и не мыслил для себя жизни вне Церкви. У меня хранится переписка с архиепископом Димитрием (Градусовым). Когда я ему написал, что мне скоро будет шестнадцать лет и я, как совершеннолетний, прошу рекомендации для поступления в семинарию, владыка ответил, что не может отменить действующих правил. Нужно было дождаться восемнадцати лет, и тогда он даст мне самую хорошую характеристику. Таким образом, я созревал еще два года, а в восемнадцать лет поступил в Ленинградскую духовную семинарию.
В тот год Никита Хрущев сделал ряд воинствующих антирелигиозных заявлений. Но это нисколько не заставило меня пересмотреть свои намерения и не поколебало в избранном пути. Не было этого и когда через несколько лет прокатилась волна отречений среди духовенства Русской Православной Церкви.
В этих условиях определяющей для меня была духовная поддержка со стороны отца Никодима. Думаю, что и он был уверен в последующие годы в моей преданности Церкви, ибо после перенесенного им первого инфаркта в 1972 году рекомендовал меня в качестве своего преемника на пост председателя Отдела внешних церковных сношений.
— Понимаю, что, возможно, это сугубо личный вопрос. Расскажите, что подвигло вас оставить мир и принять монашество?
- Исходя из того, что уже было мною сказано, на этот вопрос можно ответить кратко: горячее желание отдать себя служению Церкви оказалось сильнее привязанности к миру.
- В начале вашего служения Церкви вас направили в Русскую духовную миссию в Иерусалиме. Это ваш первый опыт служения вне границ нашего государства. Фактически вы там представляли не только Русскую Православную Церковь, но и страну. Что вам больше всего запомнилось из этого жизненного этапа?
- До назначения в Иерусалим я был редактором журнала «Голос Православия» на немецком языке и служил приходским священником в храме святых Константина и Елены в Западном Берлине. Там я был меньше года. Получив следующее назначение, я спрашивал, почему меня не сразу послали в Святую Землю. И услышал такой своеобразный ответ: «Вас нужно было сделать сначала маленьким начальником, дабы посмотреть, останетесь ли вы таким, каким были, или изменитесь. Опыт оказался удачным, и теперь вас можно сделать главой духовной миссии».
Что касается моих впечатлений, то я до сих пор храню самое сильное и неизгладимое воспоминание, которым я уже неоднократно делился в печати. Повторю его. Когда я впервые поклонялся Гробу Господню, я сам себе сказал, находясь в кувуклии (пещера гроба Господня. — «НГР»): «Большего счастья я уже нигде и никогда не смогу ощутить. Теперь можно и умирать». Но Господь после этого дал мне, как видите, долгую и насыщенную жизнь.
— На протяжении многих лет вы возглавляли Отдел внешних церковных сношений. Тогда при вашем непосредственном участии активно развивался межхристианский диалог, экуменическое движение. Однако сегодня все чаще можно услышать мнение, что это неправильно и всякое общение с другими конфессиями нужно прекратить. Владыка, по вашему мнению, начатый диалог нужно развивать, сохранять или вовсе выйти из него?
- Вспомните первосвященническую молитву, произнесенную перед крестными страданиями Господом нашим Иисусом Христом: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17:20−21). В своей речи при наречении во епископа я указал, что отныне моей постоянной заботой будут единство и мир. Отказаться от поисков путей христианского единства для меня равносильно тому, чтобы пойти против воли Христа и собственного обещания, данного при принятии архиерейского служения.
- Вы — правящий архиерей одной из крупнейших епархий РПЦ. Не секрет, что в наследство от советской власти Церкви достались разрушенные храмы и монастыри. Расскажите, как происходит процесс возрождения культурных и духовных ценностей в епархии?
- Ни в Тульской епархии, где я служил, ни в Московской, слава Богу, в советский период при мне не был закрыт ни один храм. Когда же положение Церкви в нашей стране изменилось, мы в Московской епархии не потеряли ни одного дня. Все мои силы были направлены на церковное возрождение. Вот современная епархиальная статистика: сейчас в епархии 24 монастыря, 1271 храм, причем 253 вновь построенных; более 1200 клириков.
Однако нашей целью было не только открытие и реставрация храмов, но и возобновление всех форм социального служения, которые были традиционно присущи Церкви на протяжении всей ее истории. И сегодня я с радостью вижу, как возрождение православия духовно сплачивает народ.
Нынешние задачи, с моей точки зрения, в основном сосредоточены в сфере просвещения и воспитания. Мало крестить людей, надо объяснять им суть нашей веры и учить их тому, как жить по Евангелию.
- На территории Московской области много воинских частей, подразделений МВД, исправительных колоний, домов престарелых, детских домов. Социальное служение — одно из важных направлений деятельности РПЦ. Как эта деятельность ведется в Московской епархии?
- Поскольку Московская епархия очень большая, у нас специально созданы епархиальные отделы, занимающиеся различными направлениями. Среди них Отдел по религиозному образованию и катехизации, Отдел по реставрации и строительству, Отдел по работе с медицинскими учреждениями, Отдел по благотворительности и социальному служению, Отдел по делам молодежи, Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, Отдел по издательской деятельности и связям со СМИ.
Епархия имеет соглашения и договоры о сотрудничестве с различными министерствами и ведомствами Московской области: Министерством образования, Министерством социальной защиты населения, Комитетом по делам молодежи, Министерством здравоохранения, Министерством культуры, Министерством строительного комплекса, Управлением исполнения наказаний, Управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУВД.
У нас имеются также соглашения о взаимодействии практически со всеми воинскими частями, расположенными на территории Подмосковья. И представители духовенства посещают военнослужащих, беседуют с ними о вере, долге, чести, а также совершают богослужения. В воинских частях и в больницах на территории Московской епархии построено множество храмов, часовен или молельных комнат.
Хочется особо сказать о нашем соработничестве с Министерством образования. Ежегодно по всей Московской области проводятся широкомасштабные Рождественские чтения. Храмы и дома культуры уже не вмещают всех участников. Многие церковные мероприятия проводятся на огромных стадионах, вмещающих несколько тысяч человек.
В День славянской письменности и культуры в мае 2007 года в Коломенском конькобежном центре был проведен открытый урок, посвященный святым Кириллу и Мефодию, в котором приняли участие пять тысяч детей со всей области. Недавно в Подольске отмечался юбилей Троицкого собора, и в ледовом дворце состоялось историческое представление для трех тысяч зрителей. Масштабными являются и губернаторские рождественские елки. На них ежегодно собирается несколько тысяч детей.
Все то, что мы делаем, в значительной мере является результатом взаимоуважительных отношений с губернатором Московской области Борисом Всеволодовичем Громовым. Он благоприятно относится к возрождению церковной жизни в нашем регионе и всячески способствует этому. Наши отношения выстроены таким образом, что при плодотворном сотрудничестве мы не допускаем вмешательства в дела друг друга: ни в политику, ни в церковную жизнь.
- Вы возглавляете Синодальную комиссию по канонизации святых. На наших глазах всего за несколько лет были причислены к лику святых сотни новомучеников и исповедников российских. Что еще делает Церковь для увековечения памяти подвижников ХХ века. Что, на ваш взгляд, должны для этого делать государство и общество?
- Этот вид церковного служения также гармонично развивается, наравне с другими направлениями, о которых я уже сказал. Прославление святых помогает заниматься и просветительской деятельностью. Мы издаем жития святых угодников, строим храмы, посвященные их памяти.
Уже становятся доброй традицией местные праздники, в дни памяти новомученика или собора святых, подвизавшихся в том или ином церковном округе епархии. Епархиальная богослужебная комиссия разрабатывает службы новопрославленным святым. Среди прихожан распространяется литература, рассказывающая о подвиге новомучеников, о трагической и героической истории Русской Православной Церкви в ХХ веке, о высоком духовном смысле мученичества за Христа, о непреложности Господня обетования о том, что Церковь «не одолеют врата ада» (Мф. 16:18).
Что касается государства, то, я думаю, оно реально увидело и поняло, что вера Христова несокрушима. Государство нуждается в помощи Церкви для поднятия нравственности, для укрепления в народе духа согласия и единения. И мы через традиционные формы церковного служения участвуем в таком сотрудничестве, не требуя ничего для себя.
— Сейчас предлагается вводить предмет «Духовно-нравственная культура» в школах. Насколько это актуально и своевременно? Стоит ли вводить эту дисциплину как обязательную или можно ограничиться факультативом?
- Конечно, мы были бы рады, если бы вводился любой предмет, имеющий религиозное содержание. Но нужно учитывать современную обстановку. Еще не изжит атеистический дух в нашем обществе. Если нет возможности в максимальной форме исполнить наши устремления, то нужно, по крайней мере, не отступать от достигнутого и сохранять факультативное преподавание. Всего в Московской области знания о православии в той или иной форме преподаются в 1289 образовательных и иных учреждениях.
Отмечу, что помимо нашей деятельности в общеобразовательных школах работа ведется при церквах в воскресных школах. Их у нас в епархии более 760. Многообразная образовательная деятельность помогает укреплению семьи и нравственности, да и общей культуры в обществе. Можно сказать, что Церковь в сфере образования движется поступательно вперед. Со своей стороны смиренно замечу, что Московская епархия не остается в стороне от такого развития событий.
— Владыка, мир течет и изменяется, несмотря ни на что, Церковь меняется тоже. Каковы основные ориентиры развития Русской Православной Церкви на ближайшее будущее?
— Говоря о жизни Церкви, нужно учитывать, что есть вечные неколебимые истины и есть конкретные формы служения в условиях, связанных с обстоятельствами времени. Можно сравнить древнюю принадлежавшую апостолам лодку, с которой Господь обращался к Своим слушателям, и современные электронные средства передачи информации, с помощью которых проповедь Слова Божия доставляется в любую часть земного шара. На ближайшее будущее основной задачей Церкви является духовное просвещение и нравственное возрождение России.
Леонид Бамблевский
http://religion.ng.ru/people/2008−02−06/1_sluzhenie.html