Русская линия
Столетие.Ru Николай Головкин06.02.2008 

«Два Рима падоша, а третий стоит…»
В Москве завершились XVI Международные Рождественские образовательные чтения

Одним из ключевых мероприятий чтений стала международная научно-богословская конференция «Москва — Третий Рим: формула единения и примирения». Эта конференция, организованная Фондом «Андреевский Флаг», прошла в рамках его программ — Международной духовно-просветительской программы «Под звездой Богородицы» и духовно-патриотической программы «Москва — Третий Рим» — в Круглом зале «Президент-отеля». Форум осмысливал завет старца Филофея и попытался ответить на вопросы: Третий Рим — это могущество военное или духовное? Что нас может сегодня сформировать, консолидировать как нацию, как народ?

По значимости для России, для судеб человечества Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь занимает особое место в мировой истории.

Более пяти столетий назад (около 1510 года) его игумен старец Филофей в период отнюдь не мирного сосуществования двух средневековых христианских цивилизаций — Восточной и Западной — написал послание великому князю Василию III, в котором была развита уже сформулированная им ранее теория «Москва — Третий Рим».

Биографические сведения о старце Филофее крайне скудны. На основании имеющихся данных можно лишь утверждать, что родился он около времени взятия Константинополя, т. е. в середине XV в., жил в княжение Василия Ивановича и в начале царствования Ивана IV. Можно также предполагать, что умер старец Филофей вскоре после 1547 года.

А около 1448 года в еще только строящуюся среди псковских лесов пустыньку была принесена из Константинополя Цареградская икона Божией Матери. По преданию в Константинополь, этот образ был в свою очередь доставлен из Рима в 1051 году — накануне раскола единой Церкви и отпадения латинян от Православия.

В 1439 году в Италии на Флорентийском соборе была подписана церковная уния, которая переводила Православную Церковь под власть Папы Римского. Византия пошла на это соглашение, надеясь на военную помощь Европы в борьбе с турками-османами.

В преддверии гибели Второго Рима основатель Псковского монастыря — преподобный Евфросин, в миру — Елеазар, пешком ходил в Константинополь. Там монаха принял Константинопольский Патриарх Геннадий II, который благословил пустынножительную обитель Цареградской иконой Божией Матери.

Но в 1453 году Константинополь — Второй Рим — все же пал под ударами завоевателей. Русь не признала Флорентийскую унию и крушение Византийской империи сочла небесной карой за предательство Православия.

Третьим Римом, призванным сохранить Соборную и Апостольскую Церковь и явить всему миру свет Православия, стала Москва, которая на протяжении веков собирала вокруг себя русские земли, созидая сильное и могучее Государство Российское.

На рубеже XV—XVI вв.еков в недрах национального самосознания, родилась идея, что великому государству суждено великое предназначение.

В то время как Псково-Печерская обитель выступала за сохранение псковской независимости, в пустыньке преподобного Евфросина объединились ученые мужи, ратовавшие за собирание русских земель вокруг Москвы.

Один из учеников преподобного Евфросина — игумен Филофей, выразитель этой идеи, в своих сочинениях заявил о решительной поддержке великого князя Василия III как «броздодержателя святых Божиих престол». Суть послания старца великому князю, в котором он писал «Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не бытии», сводилась к тому, что Московская Русь является исторической преемницей павших Римской и Византийской империй и единственным оплотом Вселенского Православия.

Мировой миссией Руси стало сохранение Православной Церкви. А высшей целью Третьего Рима был Небесный Иерусалим — грядущее Царствие Небесное, которого невозможно достичь вне Церкви. Государство осмыслялось как оплот Православной Церкви, как христианская Держава, защищающая свой властью и силой православие. Церковь же была не только целью, но и основой, залогом исторического существования России.

Величественная теория исторического призвания Руси была закреплена на законодательном уровне — в решениях Стоглавого Собора. Слова старца Филофея через сто с лишним лет были почти дословно повторены в Уложенной грамоте Московского Освященного Собора 1589 года, утверждавшей патриаршество на Руси и подписанной Константинопольским патриархом Иеремией.

В 1918 году гибнет Царская семья, происходит отступление от веры. И в том же году закрывается Спасо-Елеазаровская обитель, монахи вывозятся на подводах в сторону Петрограда и там принимают мученическую смерть.

В начале 1990-х годов от двух десятков строений монастыря остались только соборный храм и двухэтажный братский корпус, которые были в аварийном состоянии. Обрушилась колокольня. По стенам собора поползли трещины — здание опасно накренилось. Над обителью нависла угроза полного разрушения.

В 2000 году накануне вступления в должность президентом России было подписано распоряжение о передаче Спасо-Елеазаровского монастыря Русской Православной Церкви.

Обитель возрождается из руин. Ныне там находится женский монастырь. Восстановлен главный собор с замечательным иконостасом, монашеский корпус, колокольня, возведена монастырская ограда.

…Такие конференции их организатор — Фонд «Андреевский Флаг» уже проводил в 2006 году в Спасо-Елеазаровском монастыре, Сарове и Серафимо-Дивеевском монастыре. В 2007 году в рамках XV Международных Рождественских чтений Фондом был организован круглый стол «Москва — Третий Рим: единство народа, духовной и светской власти на пути возрождения идеалов Святой Руси».

В нынешнем году впервые одно из важных программных мероприятий Рождественских Чтений прошло под руководством архипастыря Русской Православной Церкви Заграницей. Вступительным словом конференцию открыл ее председатель — епископ Женевский и Западноевропейский Михаил, участвовавший в составе делегации РПЦЗ в главном событии минувшего года — подписании 17 мая в храме Христа Спасителя Акта, которым было восстановлено каноническое общение внутри Поместной Русской Православной Церкви.

Перед началом конференции, на которой присутствовали более двухсот человек — православные христиане из России, Украины, Франции, Сербии настоятелем храма святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее протоиереем Николаем Соколовым перед доставленным в зал заседания списком иконы Божией Матери «Державная» был отслужен молебен.

С докладом, посвященным Международной духовно-просветительской программе «Под звездой Богородицы», символом которой стал этот образ Божией Матери, на форуме выступил вице-президент фонда «Андреевский флаг» А.Ю. Кузнецов.

Особый настрой дискуссии придало присутствие и выступление на конференции настоятельницы Спасо-Елеазаровском монастыря — игумении Елисаветы (Беляевой), воспитанницы старцев Троице-Сергиевой Лавры и стариц Дивеевской обители.


По словам игумении, благословил ее на возрождение этой великой обители старец Николай Гурьянов с острова Залит, который сберег главную святыню Третьего Рима — Царьградскую икону Божией Матери. «Будет возрождаться обитель — будет возрождаться Россия», — напутствовал он матушку игумению.

«Монахи приоткрыли тайну миру, и мир, не вместивший той тайны, обратил познание ее себе на погибель, — сказала матушка Елисавета. — Крушение до сих пор продолжается, а после крушения мы имеем обломки, остатки, в которых до сей поры никак не можем разобраться…».

Участники конференции — архиепископ Серафим (Зализницкий), директор президентских программ Российского фонда культуры Е.Н. Чавчавадзе, директор Фонда стратегической культуры В.И. Максименко, представитель Генерального штаба ВС РФ полковник А.Н. Шевченко, писатель К.П. Михайлов, автор серии книг, посвященных архитектуре Москвы — Третьего Рима, и другие — обсудили вопросы значимости концепции старца Филофея в реалиях современной жизни.

Активное участие в подготовке и проведении конференции принял коллектив портала «Правая. Ру» во главе с главным редактором И.Л. Бражниковым. Беззубость и почти полная беспомощность нынешней России на постсоветском пространстве, — подчеркивается в его докладе, — напрямую связаны с пресловутым «демократическим выбором» России. Либеральная доктрина о разделении светской и духовной власти не позволяет гражданской власти проводить православную геополитику даже на просторах бывшего СССР, не говоря уже о византийской ойкумене, где на самом деле тоже ждут ее возвращения".

С интересными докладами выступили к.и.н. А.В. Елисеев, член Союза писателей России В.И. Карпец, историк и журналист Д.В. Данилов, профессор Н.В. Уфимцева.

«Концепция „Москва-Третий Рим“ — пространство без границ», — подчеркнула присутствующая на конференции сербская писательница Радмила Войнович, которая ярко и эмоционально раскрыла тему единства православных христиан всего мира именно в рамках этой концепции.

«Мы, сербы, — отметила она, — тоже живем в Третьем Риме. Сербия — Южная Россия. И наши враги это знают. Поэтому они говорят: „Сербия — русский вирус, его нужно уничтожить“. А охраняют нас святые, которые стали нашими святыми, — святой благоверный князь Александр Невский, батюшка Серафим Саровский, святые Царственные Мученики… В честь них освящены построенные в Сербии храмы».

Сегодня «мировая власть, — констатировалось на конференции, — находится в руках пост-христианских элит, которые прямо отрицают не только владычество Богородицы, но и само Её бытие».

Грубо вульгаризуется и понятие «Москва-Третий Рим», которое узурпируют в своем названии банки, казино или опять-таки, как в насмешку, различные профессиональные «тусовки».

В заключение международной научно-богословской конференции «Москва — Третий Рим: формула единения и примирения» было принято решение о создании постоянно действующего семинара, ставящего своей задачей выработку путей практического применения послания старца Филофея, что является актуальной духовной миссией России и ее столицы — Москвы.

http://stoletie.ru/russkiiy_proekt/dva_rima_padosha_a_treti_stoit.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru