Богослов. Ru | Анатолий Чуряков | 06.02.2008 |
Им был совершен настоящий прорыв в отношениях с молодежью, которая до этого во многом воспринимала Церковь как некий анахронизм. Общаясь с молодыми греками, Архиепископ Христодул зачастую использовал обычный разговорный язык, иногда употребляя слова и фразы из молодежного сленга, чем сначала вызывал удивление, но тем самым постепенно завоевывая доверие. Сленг в речи Архиепископа самой молодежью воспринимался как знак того, что Архиепископ понимает ее и поддерживает в ее проблемах. И это было недалеко от истины. Принимая участие в телепередачах, Предстоятель Элладской Церкви неоднократно избегал высказываний о взглядах современной молодежи на отношения между полами, настаивая более на том, что одно из свойств Церкви — прощать, и оправдывая свою позицию тем, что по мере воцерковления молодой человек или девушка сами изменят свою жизнь.
Личность почившего Архиепископа непосредственно связана с серьезным кризисом в отношениях между Церковью и государством, разразившимся в 2001 году по вопросу об удостоверении личности. Правительство под председательством Премьер-министра К. Симитиса предприняло попытку убрать из удостоверений графу о религиозной принадлежности, чем вызвало самый решительный протест покойного Предстоятеля Элладской Церкви, утверждавшего, что это сделано по приказу «новых интеллигентов, которые хотят наброситься на нас, как собаки, и разорвать». Однако, несмотря на митинги протеста, организованные под руководством Церкви, и 3 миллиона собранных подписей за отмену правительственного распоряжения, эта битва Церковью была проиграна.
В публичных выступлениях Архиепископа Христодула зачастую затрагивались политические вопросы в самом широком их спектре, что много раз вызывало негативную реакцию. Недоброжелатели в лице отдельных представителей государства хотели, чтобы в словах Предстоятеля не содержалось жесткой критики, которая могла бы восприниматься как оппозиционная официальному курсу или как использование позиций сильного для оказания влияния на верующих. Обычные заявления Его Блаженства нередко истолковывались как политические или как демонстрация силы с целью повлиять во время выборов на правительство, которое не удовлетворяло то или иное требование церковной иерархии. В подобных столкновениях постоянно были замешаны СМИ.
Представители левых партий и политики других направлений часто публично протестовали против любых высказываний Архиепископа Христодула. Так председатель коалиции левых Алаванос потребовал отставки Его Блаженства за то, что в одном из своих текстов тот назвал сторонников отделения Церкви от государства «новыми Диоклетианами».
С целью реорганизации механизма административного управления Элладской Церкви в годы Предстоятельства Блаженнейшего Архиепископа Христодула были предприняты некоторые изменения, которые обнажили ряд проблем и поставили самого Первоиерарха в трудное положение. Серьезно повредил отношениям между Элладской и Константиноплольской Церквами спор, разгоревшийся в 2004 году вокруг митрополий Северной Греции, т. н. епархий «новых территорий», завершившийся победой Константинополя. А в 2005 году Церковь потряс ряд скандалов нравственного характера, затронувших, в том числе, и непосредственное окружение Предстоятеля. Объявленное Архиепископом самоочищение Церкви от запятнавших ее своим поведением так и не было завершено. Именно в тот момент рейтинг популярности Архиепископа опустился на самый низкий уровень, с момента восшествия Его Блаженства на Престол.
У противников почившего Первоиерарха негативную реакцию вызывали его воспоминания о событиях периода диктатуры «черных полковников» в Греции (1967−1974). Являясь в то время Генеральным Секретарем Священного Синода Элладской Церкви, и, по должности обязанный быть сведущим о политике режима, а также отношениях между государством и Церковью, Архиепископ, тем не менее, заявлял, что «не знал о применении пыток к заключенным, не слушал зарубежных радиостанций, а обо всем узнал лишь по прошествии времени». Оппозиционно настроенный к покойному Первоиерарху митрополит Закинфский Хризостом обвинял Его Блаженство в сокрытии истинного положения вещей, полагая, что тот, как Генеральный Секретарь, обязан был читать поступавшие в Священный Синод из Всемирного Совета Церквей официальные письма протеста против пыток, применяемых в Греции.
Во многих случаях покойный Предстоятель Элладской Церкви без колебания осуждал действия сильных мира сего за их действия в отношении слабых народов. Так, у него вызывали гнев бомбардировки Сербии со стороны США, некоторые решения Евросоюза сопровождались жесткой критикой.
За время своего архиепископского служения почивший Первоиерарх посетил с официальными визитами все Поместные Православные Церкви, способствуя тем самым укреплению межправославного единства. Кроме того, Блаженнейший Архиепископ Христодул являлся сторонником активного диалога с представителями различных религиозных общин Греции. В декабре 2006 года Его Блаженство стал первым Предстоятелем Элладской Православной Церкви, посетившим Ватикан, а еще раньше, в 2001 году, несмотря на противостояние внутри Церкви, принимал в Афинах покойного Папу Римского Иоанна Павла II.
Почивший Архиепископ Христодул ввел Элладскую Церковь в новую цифровую эпоху. Была организована интернет-служба Элладской Церкви, создана современная электронная библиотека на девяти языках, электронная галерея икон, коллекция церковных песнопений, а также портал новостей на греческом и английском языках.
Летом 2007 года у Блаженнейшего Архиепископа Христодула был обнаружен рак печени. Для дальнейшего лечения в августе он был перевезен в США, где 8 октября ему планировалась пересадка донорской печени. Однако операция была признана невозможной из-за распространившихся на брюшную полость метастазов. После возвращения на родину Его Блаженство проживал в своей квартире в Афинах, где и скончался 28 января 2008 года.
Специально для портала Богослов.Ru Анатолий Чуряков
http://bogoslov.stack.net/text/277 037.html