Русская линия
Фонд стратегической культуры Виктор Пироженко05.02.2008 

Год Бандеры. Об обострении гуманитарной ситуации на Украине

Сначала факты.

1. Конституционный Суд (КС) постановил, что с 24 декабря 2007 года все иностранные фильмы должны дублироваться или озвучиваться только украинским языком. Государственная служба кинематографии отныне не имеет права давать разрешение на демонстрацию фильма, если он не дублирован, озвучен или оснащен субтитрами на украинском языке. Это касается всех фильмокопий без исключения.

2. Президент Украины Виктор Ющенко направил в Верховную Раду пакет неотложных законопроектов, в котором имеется и проект закона «О правовом статусе участников борьбы за независимость Украины в 20- 90-х годах ХХ века». Среди категорий населения, подпадающих под этот статус, названы члены ОУН и боевики УПА. Сюда же отнесены те, кто оказывал помощь указанным организациям.

3. Виктор Ющенко учредил также организационный комитет по подготовке к Всеукраинскому форуму интеллигенции, который пройдет в Киеве в марте (Указ Президента N12/2008 от 11 января). Сопредседателями оргкомитета Ющенко назначил заместителя главы Секретариата Президента Юрия Богуцкого и вице-премьер-министра Ивана Васюника. Также в состав комитета вошли еще 23 деятеля — в том числе директор Института философии Мирослав Попович.

Президент поручил оргкомитету в 2-недельный срок разработать и утвердить план мероприятий по подготовке и проведению форума, определить его участников и программу, создать рабочую группу для подготовки к форуму проекта Концепции гуманитарного развития Украины.

4. В Тернополе по инициативе КУН (Конгрес Українських Націоналістів) депутаты городского совета на внеочередной сессии объявили 2008-й год Годом лидера ОУН С.Бандеры.

5. Националистические партии и движения (Всеукраинское объединение «Свобода», «Тризуб им. Степана Бандеры», «Украинская партия», «Национальный альянс», ОУН (р), ОУН (м), «Молодежный националистический конгресс» и «Патриот — защитник родины») планируют объединиться в единую организацию и ее формат обсудить на съезде, запланированном на 23 февраля в Северодонецке (напомним, что именно на этот день там запланирован съезд депутатов всех уровней Партии регионов).

Симптоматично, что данные решения, знаменующие очередной виток украинизации, приняты в преддверии северодонецкого съезда советов всех уровней, который как раз и займётся вопросами гуманитарной политики на Украине, в том числе проблемами искажения истории Украины и украинизации. Указанные меры носят взаимодополняющий характер и образуют единый фронт по дальнейшему продвижению в украинском обществе идей и ценностей галицийского этнического национализма по всем направлениям.

Речь идёт о:

1) дальнейшем «правовом» закреплении дискриминации русского и русскоговорящего населения;

2) украинизации (в её галицийской версии) публичной культурно-художественной деятельности;

3) мифологизации истории Украины с учётом внедрения в общество (особенно в подрастающее поколение) галицийских националистических ценностей и антироссийских установок.

Решение КС фактически является предупреждением участникам северодонецкого съезда о неотвратимости курса на насильственную украинизацию за счёт вытеснения русского языка из публичного пространства Украины. Таким образом, со стороны президента имеет место вызов не только всем делегатам съезда, но и населению тех регионов Украины (а это миллионы украинцев), где русский язык и культура, а также дружественные отношения к России являются традиционными ценностями.

Решение КС — логическое продолжение всей предыдущей президентской политики по тотальной украинизации. Его следует рассматривать в сочетании с массой других законов, ограничивающих применение русского языка в различных областях государственной и общественной деятельности (политике, экономике, культуре, искусстве, рекламе и пр.). В этом контексте, решение КС стало промежуточным итогом на пути конструирования жёсткого правового каркаса из различных юридических норм, который создаёт почти непреодолимый заслон для пересмотра дискриминационной практики в отношении русского языка в правовом ключе.

Решение КС закрепляет неотвратимость националистического курса на украинизацию и, учитывая усложнённую процедуру обжалования в КС его же собственного решения, делает юридическо-правовые способы борьбы за обеспечение интересов русскокультурного населения Украины почти бесперспективными.

Очевидно, что киевский Всеукраинский форум интеллигенции, который должен принять Концепцию гуманитарного развития Украины, задумывается президентом как прямой ответ на Северодонецкий съезд депутатов всех уровней. Нет сомнения, что и по характеру выступлений на съезде, и по содержанию Концепции гуманитарного развития киевский съезд предложит президентскую, то есть абсолютно противоположную интересам населения юго-востока и программе Партии регионов (ПР), версию гуманитарной политики.

Видимо, киевский съезд призван выработать среди «оранжевой» интеллигенции единую позицию и единые, согласованные лозунги в отношении поддержки общего идеологического наступление националистов. Задача съезда — сформировать общественный «фронт» борьбы со сторонниками ненационалистического и негалицийского сценария развития Украины и обеспечить общественную поддержку гуманитарным инициативам Ющенко. «Общественный фронт», видимо, призван дополнить правовые, административные и политико-идеологические формы продвижения галицийских ценностей президентом Украины.

Видимо, съезд выполняет задачу привлечения на президентскую сторону части колеблющейся интеллигенции из числа тех, кто ранее поддержал переворот 2004 года, а позднее, разочаровавшись, отошёл от активной общественно-политической деятельности. В этом смысле симптоматична, например, фигура М. Поповича — директора Института философии НАНУ.

Решение по поводу признания боевиков ОУН-УПА борцами за независимость Украины является промежуточным итогом исторического мифотворчества с целью сочинения на этой основе новой «истории» Украины. Отсутствие на сегодняшний день устоявшихся националистических и антироссийских мифов в истории Украины препятствует воспитанию украинского общества и особенно подрастающего поколения в духе идей галицийского национализма, мешает до конца скомпрометировать общее историко-культурное прошлое украинцев, русских и белорусов.

Указанные шаги, вся политика В. Ющенко в гуманитарной области в 2007 году, а также меры СБУ по срыву съезда в Северодонецке показывают, что Ющенко и Секретариат президента взяли курс на завершение не только украинизации, но и на изменение фундаментальных ценностно-мировоззренческих установок основной части населения Украины даже ценой прямой конфронтации с целыми регионами. В качестве средства выбран путь галицинизации Украины (силовое навязывание обществу галицийских историко-культурных ценностей и галицийских деятелей фашистского плана в качестве «героев» Украины).

Развязанная западными регионами Украины на региональном уровне кампания историко-культурной пропаганды, в том числе и в скульптурно-мемориальном виде, преследует цель подтолкнуть Ющенко к более решительным действиям по аналогичной пропаганде в масштабах всей страны. Частично это и происходит.

В целом, на фоне системного наступления националистических прогалицийских сил на гуманитарном направлении, ответная реакция юго-востока должна быть такой же всесторонней, чёткой, оперативной и продуманной. Речь идёт о неотложных ответных мерах местных советов на всех гуманитарных направлениях.

Запрос на публичное оформление (в виде скульптурно-мемориальной, информационной, образовательной, идеологической и иной пропаганды) особой культурно-цивилизационной и политической специфики юго-восточного региона у населения уже сформирован. Чтобы сохранить и расширить своё влияние на базовый контингент избирателей (а также начать наступление на центр Украины) Партии регионов крайне важно стать внятной выразительницей такого запроса и выступить в его защиту.

Риски для ПР. Поскольку для Ющенко тотальная украинизация (в её галицийском исполнении) и антироссийскость — принципиальная составляющая внутренней политики, их продвижение, скорее всего, будет возложено на СНБО, секретарём которого является член ПР Р.Богатырёва. Очевидно, что её участие в президентском курсе с сохранением статуса члена Партии, критическим образом скажется на рейтинге поддержки ПР в базовых регионах.

Другой опасностью для ПР является возможная попытка президента нейтрализовать эффективные усилия ПР по мобилизации избирателей юго-востока на борьбу за свои права обещаниями широкой коалиции в будущем. Уход ПР от контрнаступления на гуманитарном фронте также гарантированно приведёт к катастрофической потере доверия уже не только партией, но и её лидером. Именно этого результата и добивается президентская сторона.

В такой ситуации дальнейшее существование ПР как влиятельной политической силы и сохранение В. Януковичем высокого рейтинга у населения прямо зависят от перехода к принципиальной и жёсткой гуманитарной политике, с громогласным публичным отстаиванием ясных идеологических принципов. Перед регионалами стоит дилемма: или примирение с президентом, что может быть достигнуто лишь ценой принципиальных уступок ему и, как следствие, раскол в Партии, быстрая потеря влияния в массах и превращение в маргинальную силу, или идеологически принципиальная гуманитарная политика ценой прямой конфронтации с президентом, но, как следствие, укрепление влияния на юго-востоке и рост влияния в центре. Последнее увеличивает возможность манёвра ПР для вхождения во власть (одной или в союзе с БЮТ на условиях раздела сфер влияния) и её удержания на длительный срок.

Немедленная мобилизация базового контингента избирателей требуется ПР по двум причинам: 1) в связи с опасностью внутреннего раскола из-за попыток части регионалов сделать ставку на союз с умеренной частью президентского окружения в лице, прежде всего, главы Секретариата В. Балоги; 2) в связи с опасностью растаскивания базового контингента ПР другими политическими силами, например, той же БЮТ. Судя по косвенным данным, поход БЮТ на юго-восток и одновременно за благосклонностью Москвы уже начался и свидетельством этого стал тихий саботаж президентских установок на пропаганду пронатовского курса Украины во время недавней поездки премьера в Брюссель; вместо этого Ю. Тимошенко всячески подчёркивала необходимость референдума по НАТО. Отмечены также несколько ее дружелюбных заявлений по поводу выстраивания прочных и партнёрских отношений с РФ.

Чтобы радикально перестроить партийно-идеологическую работу, Партии регионов необходимо критически проанализировать уроки минувшей кампании.

Главным её недостатком стало увлечение тактическими приёмами в интересах ситуативного повышения рейтинга ПР в центре Украины (зоне расширения) и пренебрежение системной идеологической работой. Речь идёт о невнимании к комплексу принципиальных идеологических, гуманитарных вопросов, прежде всего, в базовых регионах, а также о полном отсутствии идеологического наполнения в агитационной работе в центре Украины.

Средством расширения влияния регионалов была избрана агитация по социально-экономическим вопросам, которые не связывались с ценностными, мировоззренческими установками избирателей базовых регионов ПР. Однако в условиях закрепившейся среди значительных слоёв населения, особенно в центре, репутации ПР как «олигархической партии, партии крупного капитала» такая пропаганда изначально была малоэффективной.

Кроме того, абстрактной пропаганде ПР о социально-экономических достижениях правительства и «росте макропоказателей» противостояла адресная работа БЮТ с населением в течение всей кампании: конкретная материальная помощь, решение местных проблем. На фоне сложившегося образа БЮТ как «антиолигархической силы» такая агитация имела двойной успех и нейтрализовала пропаганду ПР.

Ставка на социально-экономические лозунги для правящей партии вообще крайне рискованна и в мировой практике встречается не часто. Управление экономикой даже в благополучных странах постоянно связано с принятием непопулярных решений. Делать социально-экономическую политику правительства стержнем работы на выборах — значит давать оппонентам удобные поводы для эффективной критики правящей партии. Такая пропаганда уместна лишь там, где есть внушительные конкретные достижения. В украинском случае на фоне ухудшения социально-экономической ситуации в стране, роста тарифов на услуги ЖКХ, галопирующего роста цен на продовольствие, засухи и плохого урожая реклама Партией регионов в предвыборной кампании абстрактной, не понятной для масс статистики экономического роста раздражала и вызывала обратный эффект.

Базовый избиратель ждал от ПР продолжения принципиальной политики по русскому языку, пресечению националистического курса «оранжевых» и чёткой оценки их действий в гуманитарной политике — ждал и не дождался. Отсутствие у ПР чётких идеологических установок мешает как выработке принципиальных позиций по важнейшим историческим вопросам, конъюнктурно обыгрываемых президентом («голодомор», «реабилитация ОУН-УПА», навязывание обществу антиукраинских героев — Мазепы, Петлюры, Шухевича и иже с ними), так и выдвижению мобилизующих лозунгов по вопросам национальной стратегии — повышению статуса русского языка, восстановлению принципиальных позиций по НАТО, установлению особых дружественных отношений с Россией.

На карте стоит не только выживание Партии регионов как значимой политической силы. На карте — будущее Украины, сохранение культурно-языкового своеобразия и исторических традиций разных регионов страны и в первую очередь тех, которые подвергаются галицийской унификации. Хватит ли у Партии регионов сил подняться до осознания своей исторической задачи? Ответ надо давать уже сейчас.

http://ukraine.fondsk.ru/article.php?id=1193


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru