The Jerusalem Post | Джордж Конджер | 04.02.2008 |
Изъятие упоминаний о «темноте» и «слепоте» евреев за их отказ признать Иисуса мессией признано знаком того, что папа римский «глубоко заинтересован в развитии отношений с еврейской общиной», заявил в беседе с корреспондентом The Jerusalem Post раввин Дэвид Розен, председатель Международного еврейского комитета по межрелигиозным консультациям.
Как сообщила еще 18 января миланская газета Il Giornale, новый текст молитвы не будет содержать ни одного упоминания о «слепоте» евреев. Папа подготовил черновой вариант новой молитвы, которая будет официально выпущена во время Страстной недели в марте этого года.
В июле прошлого года Бенедикт XVI издал апостольское послание, разрешающее священникам служить Тридентинскую мессу и читать молитвы на латыни.
Молитва на латыни по случаю Страстной пятницы призывает католиков «молиться также и за евреев, чтобы Господь наш Бог снял пелену с их сердца, чтобы они тоже могли принять Господа нашего Иисуса Христа» и просит Бога не «отказать в милости даже евреям; услышать молитвы, которые мы возносим за слепоту этого народа, с тем чтобы они смогли принять свет Твоей правды, которая есть Христос, и избавить их темноты их».
Это решение огорчило еврейских лидеров и подвигло главный раввинат отправить папе послание с выражением своего глубокого беспокойства.
Абрахам Г. Фоксман, американский руководитель Антидиффамационной лиги, заявил тогда, что он «крайне расстроен и глубоко оскорблен» восстановлением «оскорбительного антиеврейского языка», который «теперь позволит католикам произносить такие горькие и оскорбительные слова».
«Это теологический откат в религиозной жизни католиков и сокрушительный удар по отношениям между католиками и евреями», — заявил он 6 июля.
Католические лидеры не тратили время на то, чтобы преуменьшить антиеврейские аспекты молитвы, однако добавили, что призыв к обращению, скорее всего, будет сохранен. В интервью от 11 июля, опубликованном в итальянской католической газете Avvenire, один из официальных представителей Ватикана, архиепископ Анджело Амато, отверг обвинения в том, что латинские молитвы имеют антиеврейский характер.
Он заявил, что католики в первую очередь молят «за свое собственное обращение… А затем мы молим за обращение всех христиан и нехристиан. Евангелие — оно для всех».
Розен заявил, что июльское решение не имело никакого отношения к евреям, добавив, что существовала некоторая неразбериха вокруг концепции «обращения».
«Если использовать ее в том смысле, как это говорил архиепископ Амато, то это не означает принятия христианской веры нехристианами», — заявил он.
Розен заявил на прошлой неделе, что его источники в Ватикане «указывают, что новый текст, написанный папой Бенедиктом, не призывает евреев принять христианскую веру, но соответствует молитве 1970 года, которая читается на родном для верующих языке, в котором речь идет только о физическом и духовном благополучии евреев».
По его словам, нынешний папа сделал много больше для улучшения отношений между двумя религиями: «Он пригласил многих из нас на похороны своего предшественника, на свое восшествие на престол. Он принял делегацию нашего комитета раньше, чем он принял делегации протестантов, не говоря уж о группах, представляющих другие верования. Все это совершенно беспрецедентно».
Ватикан не смог подтвердить данные газеты Il Giornale и отказался от комментариев.
Опубликовано в газете «Коммерсантъ» N 16(3833) от 04.02.2008
Перевел Иван Ъ-Никольский