Русское Воскресение | Наталья Сангаджиева | 05.02.2008 |
Как вы относитесь к тому, что нынешние выпускники с введением ЕГЭ вынуждены обучаться практически в двух школах — родной и в школе репетиторов? — об этом шёл разговор с читателями.
— Не случайно ректор Московского государственного университета Виктор Садовничий до последнего сопротивлялся тому, чтобы при поступлении в МГУ учитывались результаты единого государственного экзамена, — считает красноярка Галина Викторовна Катюхина. — Введение ЕГЭ — это очередная реформа Министерства образования и науки, задуманная ради реформы. Сегодня в российском образовании многое копируется с Запада, но уровень знаний учеников выше не становится. Специалисты бьют в набат — дети не знают русского языка, им непонятны и неинтересны фундаментальные науки, и это очень печально. Многие учёные, лучшие специалисты выехали за рубеж, а кто придёт на их место?
К сведению. Свидетельство о результатах ЕГЭ можно направлять в 2000 училищ, лицеев и техникумов и в 1800 вузов и их филиалов. В этом году перед ЕГЭ рухнул последний бастион. И в МГУ будут учитывать результаты ЕГЭ, который сдал абитуриент в школе. Но поступить будет всё равно непросто. Абитуриенты будут сдавать письменный экзамен по литературе в виде сочинения, проходить профиспытания и уже к результатам этих экзаменов будет суммироваться ЕГЭ. Не иначе как полнейшим абсурдом считает введение ЕГЭ Альберт Николаевич Щёлоков из Красноярска.
— Ни одна анкета не может дать полного представления о человеке, тем более о качестве его знаний, — таково мнение Альберта Николаевича. — Сдача ЕГЭ — это поверхностный процесс. Одно дело, когда ребёнок сдаёт экзамен учителю, который его хорошо знает, может задать дополнительные вопросы. И другое дело — автоматически заполнить тесты, варианты ответов к которым прилагаются. Здесь есть большой элемент случайности, который не может исключить и репетитор, который натаскивал ребёнка на заполнение теста. Подготовка к сдаче ЕГЭ — большая нагрузка на детей, которые параллельно со школой вынуждены заниматься у репетиторов. Школа отвечает за ребёнка, но не всегда даёт хорошие знания. А репетитор что-то и даёт, но ни за что не отвечает. Это несправедливо.
ЕГЭ задумывалось для того, чтобы ввести единую оценку знаний, чтобы высокий балл позволил выпускнику из глубинки автоматически поступить в хороший вуз. Но, по мнению Татьяны Александровны Карпеевой из Минусинска, единый государственный экзамен, наоборот, может помешать поступлению.
— Глубинка не город, выбора репетиторов здесь нет, да и уровень доходов у населения не тот, чтобы позволить себе обеспечить платную подготовку ребёнка к сдаче единого государственного экзамена. Допустим, по каким-то причинам учитель недостаточно подготовил ученика. Не все же учителя по семи пядей во лбу! По результатам ЕГЭ выпускник набрал невысокое количество баллов. Но в институте он уже не может пересдать экзамен, придётся сдавать ЕГЭ через год. Хорошо, если это девочка. А парня заберут в армию. Пройдёт время, появится ли у него желание сдавать экзамены для того, чтобы получить высшее образование? Конечно, рабочие всегда востребованы, нужны, но, на мой взгляд, современный человек должен быть образованным, а общее образование даёт только вуз.
Сами выпускники, как выяснилось из нашего разговора, проще относятся к вопросу ЕГЭ.
— С помощью ЕГЭ за год можно решить две проблемы — сдачи школьных экзаменов и поступления в вуз, — считает ученица выпускного класса красноярской школы
N 19 Дарья Зварич. — Конечно, приходится напрягаться, заниматься и в школе, и с репетиторами, но оно того стоит. Чтобы добиться любого результата, нужно приложить усилия. Хорошо, что по результатам ЕГЭ можно подать документы сразу в несколько вузов, это гарантия, что хотя бы в один из них обязательно поступишь.
Владимир Михайлович Савин из Иланского считает, что все разговоры, обсуждения, связанные с ЕГЭ, идут из самой школы.
— Наш город небольшой, действуют три общеобразовательные школы, выпускники которых уже не первый год сдают ЕГЭ, — рассказывает Владимир Михайлович. — Хорошо поступает наш отдел образования, что в местной прессе публикует результаты ЕГЭ. Родители видят, в какой из школ дети сдали лучше. А какому педагогу понравится, когда уровень его квалификации выносят на обсуждение, тем более что школа всегда была вне критики.
Не слышал я, чтобы у нас в Иланском кто-то нанимал репетиторов. Но в данном случае нужно понимать задачу, которую перед собой ставит ребёнок и его родители. Школа выполняет свою задачу — в равных условиях подготовить ребёнка для среднего техникума или вуза. Но если у тебя амбиции и ты хочешь получить элитное высшее образование, к примеру, в МГИМО, а не диплом агронома, то, как бы ни хотелось, здесь подешевле не бывает. Во всём мире всё хорошее стоит дорого, в том числе и образование. Хочешь, чтобы твой ребёнок поступил в Оксфорд, — плати репетиторам, и эти деньги всё равно окупятся. Да, современным детям сегодня приходится много заниматься, уровень знаний у них выше, чем у нас. Очень хорошо, что ввели ЕГЭ, потому что ребёнок в данном случае не зависит от каприза и настроения преподавателя школы или вуза. Вспоминаю, как мы поступали. Многие девчата стремились в мединститут. Особо упорные экземпляры поступали по три раза, а в перерывах работали медсёстрами в больницах, «утки» из-под больных убирали. Что больше калечит психику — один раз сдать ЕГЭ или поступать по несколько лет?
Как говорится, сколько людей, столько и мнений. А в школах тем временем уже наступила горячая пора. Выпускники готовятся к сдаче пробных ЕГЭ, результаты которых покажут, где ещё нужно поднажать и на что рассчитывать. Из 13 общеобразовательных предметов, предложенных к сдаче ЕГЭ, нужно сдать 5 экзаменов. Из них два обязательных — письменные работы по математике и русскому языку — и три по выбору.