Русская линия
Седмицa.Ru05.02.2008 

Память прп. Геннадия Костромского
5 февраля Русская Церковь празднует память прп. Геннадия Костромского

Н. А. Зонтиков
Преподобный Геннадий Костромской
Статья из т. X «Православной Энциклопедии», Москва. 2005 г.

Прп. Геннадий Костромской
Прп. Геннадий Костромской
Геннадий (в миру Григорий; почил в 23.01.1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая — в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице — в Соборе Белорусских святых), Костромской и Любимоградский. О прп. Геннадие повествуют его житие (1584−1586) и Повесть об обретении мощей (кон. 40-х гг. XVII в.), святой упоминается в Житии прп. Корнилия Комельского (1589).

Прп. Геннадий родился в Литовском великом княжестве. Повесть об обретении мощей называет его родиной г. Могилёв. Отцом преподобного был, согласно житию, «великий пан» Иван, матерью — Елена. В ранней молодости, желая принять монашество, Григорий оставил родительский дом и отправился странствовать по монастырям России; побывал в Москве, с другом и единомышленником Феодором ходил по Новгородской земле, наконец, пришел в Александров Свирский в честь Св. Троицы муж. монастырь. Однако прп. Александр Свирский не оставил Григория в обители из-за его молодости и направил в Корнилиев Комельский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы муж. монастырь к прп. Корнилию Комельскому. Прп. Корнилий принял юношу. Прожив «во искусе довольно время», юноша прп. Корнилием был пострижен в монашество с именем Геннадий. Прп. Геннадий «вельми подвизашеся в молитвах и трудах, паче же во внутренних службах: в поварне, пекарне и во прочих службах труждашеся».

По сообщению Жития прп. Корнилия, в 1528 г. прп. Корнилий, взяв с собой «мало от братии», в т. ч. прп. Геннадий, ушел из Введенского монастыря на Сурское (Сурмское, Сурбское) оз. в «костромских пределах» — вблизи от впадения в р. Кострому р. Обноры (совр. дер. Слобода Любимского р-на Ярославской обл., см. Геннадиев в честь Преображения Господня муж. монастырь). Житие прп. Геннадий связывает этот уход с «нестроениями» среди братии, в Житии прп. Корнилия переселение объяснено желанием прп. Корнилия «наедине безмолвствовати». На новом месте прп. Корнилий и прп. Геннадий построили келью и стали жить, «лес сечаше и пашню сотворяя». К ним приходили др. иноки. Житие прп. Геннадия рассказывает, что вел. кн. Василий III Иоаннович, направлявшийся для молитвы о чадородии в Кириллов Белозерский монастырь зимой 1528/29 г., останавливался в Корнилиевом Комельском монастыре и высказал пожелание, чтобы прп. Корнилий вернулся на игуменство в эту обитель. Тогда прп. Геннадий получил благословение от учителя на пребывание в Сурской пустыне. Однако, по сведениям Жития прп. Корнилия, уход прп. Корнилия из пустыни совершился в 1530 г. В этом году, вскоре после рождения у вел. князя наследника — буд. царя Иоанна IV, прп. Корнилий пришел в Москву за разрешением «создати церковь в пустыни». Вел. князь пригласил его благословить вел. княгиню и наследника, разрешение на строительство храма не дал и «понуди» вернуться во Введенский монастырь.

Вскоре после ухода прп. Корнилия прп. Геннадий с братией построили в пустыни деревянный (летний) храм в честь Преображения Господня. По свидетельству жития, средства на строительство пожаловал великий князь. Возможно, вел. кн. Василий III предоставил монастырю налоговые льготы — известна тарханная и несудимая грамота царя Иоанна IV, данная прп. Геннадию в 1547/48 г. (РГАДА. Ф. 281. N 5014), в к-рой упоминается аналогичная, более ранняя, утраченная грамота. Вскоре был построен 2-й (зимний) храм — во имя прп. Сергия Радонежского. Возможно, что при устроении пустыни прп. Геннадий получал помощь из костромского Ипатиевского во имя Св. Троицы монастыря.

Будучи настоятелем обители, прп. Геннадий наравне с др. иноками работал в поварне, колол дрова и разносил их по кельям, копал колодцы и пруды, пек просфоры, писал иконы. Преподобный, подвизаясь, носил на теле железные вериги «и кресты железныя, тяжкие чепи». Согласно житию, прп. Геннадий всюду ходил пешком. Преподобный имел дар прозорливости. В нач. 40-х гг. XVI в., находясь по делам обители в Москве, он посетил дом боярина Р. Ю. Захарьина (родоначальника Романовых) и предсказал его дочери Анастасии, тогда еще девочке, что она будет царицей. Это предсказание сбылось в 1547 г., когда Анастасия Романовна стала супругой Иоанна IV, в 1549 г. «старець Генадий Сарарайскые пустыни» стал крестным отцом царевны Анны, дочери Иоанна Грозного (ПСРЛ. Т. 13. 1-я пол. С. 158; 2-я пол. С. 460).

Прп. Геннадий является автором «Наказания и поучения», адресованного помимо братии Преображенского монастыря также игум. Ипатиевского монастыря Вассиану (будучи неграмотным, святой продиктовал поучение перед кончиной, позднее оно было включено в его житие). Исследователи отмечают заботу прп. Геннадия о монастырских крестьянах: преподобный призывает монастырских слуг «насильством не обидети» крестьян, а «такоже и ложных словес» на них «игумену или старцем не износити».

Прп. Геннадий был погребен в Спасо-Преображенском соборе обители. Вскоре после кончины началось его почитание. В 1584—1586 гг. игум. Преображенского монастыря Алексий, ученик и преемник прп. Геннадия, написал житие преподобного, содержащее описание 19 прижизненных и посмертных чудес. Предположительно в 80-х гг. XVI в. была составлена служба преподобному. Летом 1644 г. в монастыре был разобран деревянный Преображенский собор и на его месте начата постройка каменной церкви. 19 авг. в ходе работ произошло обретение мощей прп. Геннадия, о чем была составлена Повесть с описанием 2 чудес. В том же году по благословению патриарха Иосифа состоялось прославление прп. Геннадия к общецерковному почитанию. В 1647 г., после освящения Преображенского собора, гроб с мощами преподобного внесли в храм и установили в Благовещенском приделе (скорее всего в XVIII в. мощи на том же месте были погребены под спуд). По-видимому, в сер. 40-х гг. XVII в. в Костромском кремле был возведен каменный храм во имя преподобного (сильно пострадавший во время пожара в 1773, храм впоследствии не был восстановлен). К кон. XVII в. основанный прп. Корнилием Комельским и прп. Геннадием монастырь назывался Спасо-Геннадиевым.

Житие прп. Геннадия вошло в Четьи-Минеи Германа (Тулупова) (1627−1632) и Иоанна Милютина (1646−1654), составленная на основе жития проложная память включена в печатный Пролог (начиная с издания 1661). В XVII—XVIII вв. Житие прп. Геннадия активно переписывалось (большинство сохранившихся списков датируется XVIII в.), к этому периоду относится неск. редакций и переработок текста. Прп. Геннадий вместе с прп. Корнилием Комельским упоминается в «Похвальном слове русским преподобным» соловецкого мон. Сергия (Шелонина) (40-е гг. XVII в.; см.: Панченко О. В. Из археографических разысканий в области соловецкой книжности. I. «Похвальное слово русским преподобным» — сочинение Сергия Шелонина (вопросы атрибуции, датировка, характеристика авторских редакций) // ТОДРЛ. Т. 53. С. 584). Имя прп. Геннадия включено в Месяцеслов Симона (Азарьина) (РГБ. МДА. N 201. Л. 310−310 об.; 50-е гг. XVII в.).

В 1777 г. правобережье р. Костромы, с XV в. входившее в состав Костромского у., вместе со Спасо-Геннадиевым монастырем отошло Ярославскому наместничеству, в 1796 г. вошло в состав Любимского у. Ярославской губ. В XVIII — нач. ХХ в. прп. Геннадий являлся одним из наиболее почитаемых святых в вост. уездах Ярославской и зап. уездах Костромской губ. В 1805 г. в Спасо-Геннадиевом монастыре во имя прп. Геннадия был освящен один из приделов теплого храма, примыкавшего к Спасо-Преображенскому собору с зап. стороны. В 1-й четв. XIX в. над местом погребения прп. Геннадия была установлена серебряная рака, изготовленная на средства жителей г. Любима. На раке лежала древняя икона преподобного в серебряном окладе, к-рый в 1851 г. был позолочен. В 30-х гг. XIX в. игум. монастыря Палладий попытался осмотреть мощи прп. Геннадия. Когда начали разбирать кладку на месте раки, случились треск и сотрясение собора, игумен и рабочие в страхе бежали. Во 2-й пол. XIX в. над местом погребения прп. Геннадия установили новую серебряную раку, изготовленную иждивением любимского купца (позднее крупнейшего костромского фабриканта) И. С. Михина. В монастыре хранились реликвии, по преданию принадлежавшие прп. Геннадию: ковш для сбора денег и топор (в 1934 они поступили в ЯМЗ — Монастыри и храмы земли Ярославской. Ярославль; Рыбинск, 2000. Т. 2. С. 188−189). В 1861 г. была опубликована служба с акафистом прп. Геннадию (автор акафиста — Г. Карцев), позднее службу редактировал Ярославский архиеп. Нил (Исакович; 1853−1874).

Спасо-Геннадиев монастырь был закрыт в 1919 г., собор действовал в качестве приходского храма до 1928 г. 28 сент. 1920 г. в соборе состоялось публичное вскрытие мощей прп. Геннадия, после чего они были увезены в Ярославский губ. музей (находились там до сер. 30-х гг. XX в., дальнейшая их судьба неизвестна). В советское время прп. Геннадий особенно почитался в Костромской епархии. В 1948 г. в Иоанно-Златоустовском кафедральном соборе в Костроме левый придел храма был переосвящен во имя прп. Геннадия. Когда в 1981 г. было установлено празднование Собора Костромских святых, то днем для него стал день памяти прп. Геннадия — 23 янв. Имя прп. Геннадия вошло в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование к-рого было установлено в 1964 г., в 2002 г. было внесено в Собор Белорусских святых. В 1996 г. началось возрождение Спасо-Геннадиева монастыря. В 1998—1999 гг. вблизи руинированного Спасо-Преображенского собора, на месте, где, по преданию, прп. Геннадий вырыл колодец, была построена небольшая деревянная ц. во имя прп. Геннадия; 1 сент. 1999 г. Ярославский архиеп. Михей (Хархаров) служил в этом храме водосвятный молебен, первая литургия состоялась 23 июня 2000 г.

Ист.: Сказание игум. Алексея к пастырю дому боголепнаго Преображения и прп. Геннадия // Ключевский. Древнерусские жития. С. 463−464; Житие прп. Геннадия, Костромского и Любимоградского чудотворца // Ярославские ЕВ. 1873. N 23. Ч. неофиц. С. 183−190; N 24. С. 191−196; К житию прп. Геннадия, костромского и любимоградского чудотворца // Ярославские ЕВ. 1873. N 25. Ч. неофиц. С. 202−203; Служба и акафист прп. отцу нашему Геннадию, Костромскому и Любимоградскому чудотворцу: С присовокуплением сказания о житии его и чудесах. М., 1898; Житие прп. Геннадия Костромского // Тр. IV обл. ист.-археол. съезда в г. Костроме в июне 1909 г. Кострома, 1914. С. 18−42; Описание о российских святых. С. 196−197; Житие и акафист св. прп. Геннадию, Костромскому и Любимоградскому Чудотворцу: (Сост. на основе жития, написанного учеником прп. игум. Алексием, и др. архивных док-тов о Спасо-Преображенском Геннадиевом монастыре) / Спасо-Преображенский Геннадиев монастырь. Б. м., 2004; Житие Корнилия Комельского // Городок на Моск. дороге. Ист.-краевед. сб. Вологда, 1994. С. 180−184, 188−189.

Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Январь. С. 103−109; СИСПРЦ. С. 62, 63; Любимский Спасо-Геннадиев муж. монастырь // Ярославские ЕВ. 1866. N 10−11. Ч. неофиц.; Ключевский. Древнерусские жития. С. 303, 336; Св. угодники Божии и подвижники Костромские, их жизнь, подвиги, кончина и чудеса. Кострома, 1879. С. 7−19; Барсуков. Источники агиографии. С. 114−115; Леонид (Кавелин). Святая Русь. С. 188−189; Голубинский. Канонизация святых. С. 128−129; Отчет VIII (ликвидац.) отдела НКЮ // РиЦ. 1920. N 9/12. С. 81 [дата вскрытия и кр. описание мощей Г. 28 сент. 1920]; Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в ХIV-ХVI вв. М., 1966. С. 291−295; Буланина Т. В. Алексей (XVI в.) // СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 34−35 [Библиогр.]; она же. Геннадий (в миру Григорий) (ум. 23.I.1565 г.) // Там же. С. 146−148 [Библиогр.]; Борисов Н. С. От Ярославля до Вологды. М., 1995. С. 96−106; Добровольский Г. Ф. Спасо-Геннадиев муж. монастырь и прп. Геннадий Костромской и Любимоградский чудотворец. М., 2004.

Л. Л. Полушкина
Иконография

Иконописный подлинник XVIII в. на 22 янв. предписывает изображать прп. Геннадия таким образом: «Надсед, в схиме, брада Василия Кесарийскаго покороче, риза преподобническая» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 67); аналогичный текст под 23 янв.- в рукописи 30-х гг. XIX в. (ИРЛИ. Перетц. 524. Л. 114 об.). В руководстве В. Д. Фартусова содержатся дополнительные сведения: «Типа литовскаго… не очень стар, со средней величины, продолговатою бородой, с проседью; лицом очень худ от поста; во власянице, короткой мантии и епитрахили»; приводятся неск. вариантов изречений, к-рые можно писать на свитке (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 164−165).

Сохранившиеся иконы прп. Геннадия датируются не ранее 2-й пол. XVII в. Наиболее распространенный извод — изображение святого в рост, в монашеском одеянии, с непокрытой головой, благословляющей десницей и развернутым свитком в левой руке, на фоне Спасо-Геннадиева монастыря, вверху — образ Преображения Господня (в соответствии с посвящением главного храма). К этому типу иконографии относится икона посл. трети XVII в. из собрания С. П. Рябушинского (ГИМ): прп. Геннадий представлен вполоборота влево, на свитке текст: «Братие, любите друг друга и имейте чи…», образ Преображения — в облачном сегменте; панорама обители дана с зап. стороны: каменный пятиглавый Преображенский собор (1644−1647) окружают деревянные строения, колокольня, стены и башни, как это было до кон. XVII в. Вид монастыря — слева от фигуры прп. Геннадия, «по птичьему полету», с парящими в небе ангелами с иконой, — имеется также на прориси с образа кон. XVII в., находившегося в ЦАМ СПбДА (где святой, в отличие от указаний большинства подлинников, имел темные волосы — Покровский. С. 128−129); подобные варианты — на иконах 2-й пол. XVII в. (ГИМ), XVIII в. (ГМЗРК). В среднике редкого образа прп. Геннадия с 20 клеймами жития, нач. XVIII в. (частное собрание), предположительно происходящего из Спасо-Геннадиева монастыря, святой тоже изображен на фоне устроенной им обители, куда включены нек-рые житийные сюжеты.

В 1-й трети XVIII в. создан храмовый образ этого извода для придела во имя прп. Геннадия ц. Успения Богородицы с. Секша Любимского р-на Ярославской обл. (частное собрание): в левой руке святого развернутый вверх свиток с редкой надписью: «Господи Боже Царю веков истинный безначалный соприсносущный Свете услыши молитву рабов Твоих и призывающих имя Твое пресвятое призри на рабы Твоя». Слева от деревянной ограды изображены пруды, выкопанные при устройстве обители для осушения земли, о чем упомянуто в Житии прп. Геннадия: «…лес секуще, и землю орюще, еще же ископаста четыре пруды, иже до ныне суть видимы» (Преподобный Геннадий, Костромской и Любимоградский чудотворец. Ярославль, 1873. С. 5). В нач. XX в. 2 пруда еще сохранялись в монастырском саду (Романов Е. Р. Прп. Геннадий Костромской и Любимоградский, уроженец города Могилева. Вильна, 1909. С. 17). Живопись иконы выполнена костромскими мастерами, вероятно, работали 2 иконописца (образ Преображения отличается по манере письма). В XIX в. на икону сделан металлический чеканный оклад с надписью: «1856 г. Трудов Геннадия Александрова сына Дьячкова».

На прориси 1-й пол. XIX в. с припиской «От Архипова из Палеха» (ГРМ) композиция иная: фигура прп. Геннадия помещена в левой части (обратный оттиск оригинала?), панорама монастыря с более поздними каменными постройками открывается с юго-вост. стороны, святой изображен в возрасте средовека с небольшой бородой, правой рукой указывает на обитель, левая с четками прижата к груди. Др. икона такой иконографии 1893 г. (ЯИАМЗ) являлась вкладом частного лица, согласно надписи внизу в рамке («Икона написана на иждивение крестьяньи деревни Настасьина Агафьи Васильевой Гарячевой 1893 года»). К писавшимся в Ростове по костромским заказам паломническим реликвиям принадлежит эмалевый образок 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР), к-рый, несмотря на маленький размер, тоже включает вид монастыря. В коленопреклоненном молении в небе над монастырем прп. Геннадий изображен на литографии сер.- 2-й пол. XIX в. (частное собрание).

Другой иконографический вариант представлен единоличными иконами святого в рост, в монашеском облачении, как на небольшой иконе нач. XIX в. из собрания Успенских (ГЭ), где фигура развернута вполоборота влево, на правой руке четки, левая поднята в молении (фрагмент небольшого деисуса?). Здесь, как и в более поздних произведениях, у прп. Геннадия длинная, узкая на конце борода, на голове — островерхий схимнический куколь. На прямоличном изображении 1900 г. кисти иконописца В. П. Гурьянова (ГИМ) преподобный тоже в схиме, десницей благословляет, а в левой держит свиток, одеяния украшены «золотопробельным» письмом, на верхнем поле — поясной образ Спаса Еммануила. Возможно, в мастерской О. С. Чирикова исполнена икона кон. XIX — нач. XX в. (ГЭ) с немного иным типом изображения: руки святого разведены в стороны, свиток развернут, фон — пейзажный, с горками, рекой и условными элементами архитектуры, вверху — образ Спаса Нерукотворного.

Отдельную группу составляют изображения прп. Геннадия вместе с др. святыми. Так, напр., в молении вместе с прп. Макарием (Калязинским?) он представлен на прориси 2-й пол. XIX в. с иконы XVII в. (ГРМ; на обороте надпись: «Иван Яйцов С. С.») — наиболее ранний образец иконографии прп. Геннадия с куколем на голове. На иконе «Преподобные Сильвестр Обнорский и Геннадий Костромской, мученики Косма и Дамиан в молении Иисусу Христу», XVIII в., из нижнего храма Николо-Богоявленского (Морского) собора в С.-Петербурге прп. Геннадий тоже в схиме и куколе, с четками и свитком. В числе предстоящих Св. Троице Новозаветной, напротив ангела хранителя, фигура прп. Геннадия встречается в навершии Феодоровской иконы Божией Матери со сказанием в 12 клеймах, нач. XIX в., костромского мастера (из собрания П. Д. Корина (ГТГ)).

В 1886 г. выполнена икона «Избранные костромские святые» (филиал КГОИАМЗ в г. Нерехта), происходящая из ц. свт. Николая чудотворца с. Верховье Солигаличского р-на Костромской обл. На иконе представлены в 2 ряда основатели крупнейших монастырей Костромского края, среди них — прп. Геннадий в 1-м ряду крайний слева, со свитком в левой руке, у него острая раздвоенная борода средней величины и волосы на прямой пробор, кудрявые на плечах, с проседью. Икона Божией Матери «Знамение» с собором блгв. князей и княгинь всероссийских, изготовленная ок. 1913 г. в московской фирме Оловянишникова (ГЭ) для поднесения имп. семье к 300-летию Дома Романовых хранилась в Александровском дворце Царского Села. В верхнем и нижнем ряду на ней представлены в рост рус. блгв. князья, тезоименитые святые и «небесные предстатели» членов царской династии, в числе к-рых — прп. Геннадий со сложенными на груди крестообразно руками, 6-й справа вверху.

В составе Соборов русских святых погрудный образ прп. Геннадия введен в группу преподобных на прориси с иконы 1814 г. иконописца-старообрядца П. Тимофеева (хранилась в ЦАМ СПбДА), где прп. Геннадий облачен в мантию и куколь, как и расположенный рядом с ним прп. Иаков Костромской. Святой присутствует на иконе российских чудотворцев XIX в. (ГТГ) — в 5-м ряду 3-й справа, с непокрытой головой, между преподобными Нилом Столобенским и Петром Муромским. Примером подобной иконографии прп. Геннадия в монументальном искусстве является роспись галереи рус. святых в почаевской Успенской лавре, кон. 60-х — 70-х гг. XIX в. (поновлена в 70-е гг. XX в.) работы иеродиаконов Паисия и Анатолия — преподобный в одной из композиций с подвижниками XVI в., почти в профиль, в схиме. Вместе с др. рус. святыми прп. Геннадия был написан в 70-х гг. XIX в. на стене лестницы, ведущей на хоры сев. части зап. крыла храма Христа Спасителя, в верхнем ряду, а также, напр., во 2-й пол. XIX в. на зап. стене ц. Воскресения Христова на Дебре в Костроме.

На иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой) в кон. 20-х — нач. 30-х гг. XX в. (ризница ТСЛ), на авторских повторениях кон. 50-х гг. XX в. (ТСЛ, Данилов муж. монастырь в Москве) и творческих списках кон. XX — нач. XXI в. др. иконописцев прп. Геннадий помещен в группе костромских святых в начале 1-го ряда, крайним слева, обернувшись к прп. Макарию Унженскому. На рисунке кон. 70-х — нач. 80-х гг. XX в. работы прот. Вячеслава Савиных (Минея (МП). Т. 5. Ч. 2: Янв. С. 301) святой обращен в молении к небесному сегменту, на свитке традиц. надпись: «Братие, любите друг друга». Пример совр. местной иконографии святого — образ «Собор Костромских святых» 90-х гг. XX в. (Костромской Богоявленско-Анастасиин жен. монастырь).

Лит.: Покровский Н. В. Церк.-археол. музей СПбДА, 1879−1909. СПб., 1909. С. 128−129, 131−144. N 50, 58−59; 1000-летие рус. худож. культуры. М., 1988. С. 167, 368. Кат. 208; Рус. эмаль XVII — нач. XX в.: Из собр. музея им. Андрея Рублева. М., 1994. С. 137, 230. Кат. 177; Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. части Б. Споров]. М., 1996п. С. 86; Косцова А. С., Побединская А. Г. Рус. иконы XVI — нач. XX в. с изображением монастырей и их основателей: Кат. выст. / ГЭ. СПб., 1996. С. 54−55, 130−131. Кат. 47, 48; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 200−205, 454−455, 611, 629. Т. 2. С. 80−81; Синай. Византия. Русь: Правосл. искусство с VI до нач. XX в. Кат. выст. / Монастырь cв. Екатерины на Синае, ГЭ. [СПб.], 2000. С. 444−445. Кат. R-237; Россия. Православие. Культура: Кат. выст. Нояб. 2000- февр. 2001. [М., 2000]. С. 128, 181. Кат. 384, 495; Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 141; Костромская икона XIII—XIX вв.: Свод рус. иконописи / Авт.-сост. Н. И. Комашко, С. С. Каткова. М., 2004. С. 615, 621. Кат. 269, 283. Ил. 427, 442.

Н. А. Зонтиков
Спасо-Геннадиев монастырь
Статья из т. X «Православной Энциклопедии», Москва. 2005 г.

Геннадиев в честь Преображения Господня мужской монастырь (Ярославской и Ростовской епархии), находится в дер. Слободе Любимского р-на Ярославской обл. В сер. 20-х гг. XVI в. прп. Корнилий Комельский и прп. Геннадий Костромской, взяв с собой «мало от братии», покинули Корнилиев Комельский монастырь и пришли в «пустыню» на берегу Сурского (Сурмского, Сурбского) оз., близ впадения р. Обноры в р. Кострому. Иноки построили кельи, «лес сечаше и пашню сотворяя». В 1530 г. по настоянию вел. кн. московского Василия III Иоанновича прп. Корнилий вернулся в Комельский монастырь, благословив прп. Геннадия возглавить собравшуюся братию и построить храм (разрешение на его строительство прп. Корнилий получил, посетив Москву летом 1530). Вскоре, вероятно на средства вел. кн. Василия, был построен деревянный летний храм в честь Преображения Господня, затем зимняя ц. во имя прп. Сергия Радонежского. Прп. Геннадий сам рубил дрова, копал колодцы и пруды, пек просфоры, писал иконы. Погребенный в Преображенском соборе прп. Геннадий († 23 янв. 1565) к кон. XVI в. почитался как местночтимый святой, его мощи, покоившиеся под спудом, стали главной святыней обители. В 1584—1587 гг. ученик прп. Геннадия, настоятель Спасо-Геннадиева монастыря, игумен Алексий написал его житие. Первоначально Спасо-Геннадиев монастырь назывался Новая Корнилиева пуст., с 40-х гг. XVI в.- Геннадиева пуст., к нач. XVII в.- Спасский Геннадиев монастырь.

Спасо-Геннадиеву монастырю покровительствовали царь Иоанн IV Грозный и боярский род Романовых (в нач. 40-х гг. XVI в. прп. Геннадий предсказал боярину Роману Юрьевичу Захарьину, что его дочь Анастасия Романовна станет царицей). Грамотой царя Иоанна Грозного 1547/48 г. (подтверждала недатированную предыдущую грамоту) Спасо-Геннадиеву монастырю жаловались 4 деревни, починки и Сурское оз. с истоком и одновременно освобождались от налогов и повинностей живущие на монастырской земле. Монастырю также предоставлялось право суда над крестьянами. В 1550 г. царь Иоанн Грозный пожаловал Спасо-Геннадиеву монастырю деревни Павловка, Кортополово, Радильцево Лысцово, Настасьино, починки Охотино и Попиральцево, ез (сооружение для ловли рыбы) на р. Костроме и бортный лес у дер. Карганово «со всем с тем, что к тем деревням и к починкам исстари потягло». В 1554 г. боярин и дворецкий Данила Романович (брат царицы Анастасии) указной грамотой распорядился ежегодно выдавать Спасо-Геннадиеву монастырю из «царевых житниц» хлебную ругу — 60 четв. ржи и 60 четв. овса.

В Смутное время Спасо-Геннадиев монастырь и его вотчины были разорены. В «Росписи русского войска» Московского стола 1604 г. упомянуты «2 чел. конных» Спасо-Геннадиева монастыря. В 1614 г. царь Михаил Феодорович Романов освободил Спасо-Геннадиев монастырь на 2 года от всех казенных поборов, в 1615 г. избавил от оброка на мед, к-рый собирали в Каргановском бортном лесу, в 1623 г. дал монастырю несудимую грамоту, подтверждавшую его судебный иммунитет. В писцовой книге 1628 г. упоминается, что в Преображенском соборе «образы местные и деисусы, и двери царские, и сосуды, и свечи, и ризы, и колокола и всякое церковное строение государево и монастырское».

В 40-х гг. XVII в., при игум. Филарете, в Спасо-Геннадиевом монастыре началось каменное строительство. В 1644—1647 гг. вместо деревянного был построен каменный 5-главый 4-столпный Преображенский собор с приделом в честь Благовещения Пресв. Богородицы. Барабаны глав храма были насыщены декором (пояс килевидных кокошников у основания, валик, аркатурный пояс, «поребрик», «бегунок», городчатый и зубчиковый пояски). Отмечена большая близость архитектуры и декора Преображенского собора с храмом Вознесения «на Дебре» в Костроме (ок. 1654). В ходе строительных работ 19 авг. 1644 г. были обретены мощи прп. Геннадия, и в том же году по благословению патриарха Иосифа состоялось его всероссийское прославление. Возможно, в честь наследника престола — буд. царя Алексея Михайловича, в Спасо-Геннадиевом монастыре во 2-й пол. 30-х гг. XVII в. был построен деревянный теплый храм во имя св. Алексия, человека Божия. С 1644 г. в нем временно находился гроб с мощами прп. Геннадия, к-рый в нояб. 1647 г. перенесли в новый Преображенский собор и установили в Благовещенском приделе. Видимо в XVIII в., мощи были погребены под спуд. В 1715 г. близ Преображенского храма вместо деревянной была воздвигнута 2-ярусная колокольня типа восьмерик на четверике, увенчанная высоким деревянным шатром. В 1751 г. был освящен построенный на месте деревянного каменный Алексиевский храм — одноглавый 2-светный, с большой 5-гранной апсидой, папертью и крытым крыльцом.

К 60-м гг. XVIII в. Спасо-Геннадиев монастырь владел в Костромском у. селами Павловка, Обнорское, Буяково, Никольское, Сухоруково и Фоминское с 39 деревнями, в к-рых проживали 1376 крестьян. Монастырю принадлежали бортный Каргановский лес и 2 водяные мельницы на притоках р. Костромы — реках Обноре и Андоме (Андобе); вотчины Спасо-Геннадиева монастыря занимали значительную часть территории совр. Любимского р-на Ярославской и Костромского р-на Костромской областей. В 1764 г. все владения у Спасо-Геннадиева монастыря были изъяты, монастырь отнесен к 3-му классу. В 1777 г. Спасо-Геннадиев монастырь вместе с правобережьем р. Костромы вошел в состав Ярославского наместничества, в 1796 г.- Любимского у. Ярославской губ. В 1787 г. Спасо-Геннадиев монастырь отошел Ярославской епархии.

В кон. XVIII—XIX вв. в Спасо-Геннадиевом монастыре возобновилось каменное строительство. В 1796 г. был возведен 2-этажный братский корпус, расширенный пристройкой 1810 г. В 1805 г. с запада к Преображенскому собору был пристроен теплый 5-главый храм с 2 приделами: правым — прп. Геннадия Костромского, левым — прп. Корнилия Комельского. В 1822 г. ярославским мастером Ф. Банщиковым были расписаны стены и своды собора. В 1843 г. с правой стороны к собору был пристроен каменный придел во имя прп. Сергия Радонежского. К 1810 г. была построена каменная ограда с 6 башнями и 2-арочными св. вратами. В 1831 г. по проекту ярославского архит. П. Я. Панькова была перестроена колокольня: вместо деревянного шатра надстроены 2 каменных яруса. 2 нижних яруса, возведенные в 1715 г., были украшены колоннами в стиле классицизма, 3-й ярус выделен крупными волютами, а 4-й — пилястрами. В результате этой реконструкции 40-метровая колокольня стала вертикальной доминантой ансамбля монастыря. В 1849—1850 гг. у св. врат была построена деревянная гостиница. В кон. XIX в. при Спасо-Геннадиевом монастыре была открыта школа грамоты. К нач. XX в. Спасо-Геннадиев монастырь владел более 65 дес. земли, подворьями в Ярославле и Любиме.

В XIX-ХХ вв. мощи прп. Геннадия покоились под спудом в Преображенском соборе. В 1-й четв. XIX в. над местом его погребения была установлена серебряная рака, изготовленная на средства жителей г. Любима. На раке лежала икона прп. Геннадия. Во 2-й пол. XIX в. на средства любимского купца И. С. Михина была изготовлена и установлена новая серебряная рака. На праздник Преображения Господня, в дни памяти Алексия, человека Божия (17 марта), и прп. Геннадия (23 янв., 19 авг.) в Спасо-Геннадиев монастырь приходили жители зап. уездов Костромской и вост. уездов Ярославской губ., у стен монастыря устраивались Преображенская и Алексиевская ярмарки. В 1905—1913 гг. на престольные праздники в Спасо-Геннадиевом монастыре регулярно совершал богослужения архиеп. Ярославский св. Тихон, буд. Патриарх Московский.

В 1919 г. Спасо-Геннадиев монастырь был закрыт, насельники зарегистрировались как приходская община при Преображенском соборе. 28 сент. 1920 г. мощи прп. Геннадия были публично вскрыты и увезены в Ярославский губ. музей, в к-ром пребывали до сер. 30-х гг. XX в. (к 2005 их местонахождение неизвестно). В 1928 г. Преображенский храм был закрыт, с нач. 30-х гг. в нем находилась конюшня колхоза «Власть Советов». В 30-х гг. были разобраны на кирпич ограда со св. вратами и 5 башен, в 1961 г.- 2-этажный братский корпус, в 1964 г.- пристроенная к Преображенскому собору теплая ц. во имя преподобных Геннадия Костромского и Корнилия Комельского, а в 1965 г.- придел прп. Сергия Радонежского. В Алексиевской ц. до сер. 60-х гг. располагался склад ядохимикатов.

6 окт. 1995 г. Спасо-Геннадиев монастырь был возобновлен, наместником назначен иером. (с 2000 игум.) Евфимий (Дебабов). Летом 1997 г. постройки Спасо-Геннадиева монастыря (за исключением бывш. гостиницы, занимаемой правлением колхоза) были переданы братии. Рядом с колодцем, ископанным, по преданию, прп. Геннадием, построен деревянный храм во имя прп. Геннадия Костромского, в к-ром 1 сент. 1999 г. архиеп. Ярославский Михей (Хархаров) совершил 1-й водосвятный молебен, 23 июня 2000 г. игум. Евфимий с братией — 1-ю Божественную литургию. Планируется восстановление Алексиевского храма. При Введенской ц. в дер. Павловке Любимского р-на организовано подворье Спасо-Геннадиева монастыря. В мае 2005 г. в Спасо-Геннадиевом монастыре проживали 3 монаха и 10 послушников.

Ист.: Холмогоровы В. И. и Г. И. Материалы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губ. Вып. 5. Отд. 3: Для Костромской и Плесской десятин Костромского y. М., 1912. С. 15, 33; Житие прп. Геннадия Костромского // Труды IV-го обл. ист.-археол. съезда в г. Костроме в июне 1909 г. Кострома, 1914. С. 13−42; Революция и Церковь. 1920. N 9−12. С. 81; Житие Корнилия Комельского // Городок на Моск. дороге: Ист.-краеведч. сб. Вологда, 1994. С. 188−189; Антонов А. В. Костромские монастыри в док-тах XVI — нач. XVII в. // РД. 2001. Вып. 7. С. 187−208.

Лит.: Ист.-статистический обзор Ростово-Ярославской епархии. Ярославль, 1861. С. 79−80; Любимский Спасо-Геннадиев муж. монастырь // Ярославские ЕВ. 1866. Ч. неофиц. N 10−11; Критский П. А. Наш край: Ярославская губ.- опыт родиноведения. Ярославль, 1907. С. 304; Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. Ярославль, 1908. С. 12; Борисов H. С. От Ярославля до Вологды. М., 1995. С. 96−106; Монастыри и храмы земли Ярославской: Кр. иллюстр. энцикл. Ярославль, 2000. Т. 2. С. 146−148; Добровольский Г. Спасо-Геннадиев муж. монастырь и прп. Геннадий, Костромской и Любимоградский чудотворец. М., 2004.

http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=50 052&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru