Prokimen.Ru | Архимандрит Иоанн (Экономцев) | 02.02.2008 |
Что же такое «воспитание»? Это понятие сравнительно недавно отчетливо выделилось из общего образовательного контекста. В латинском (educatio) и немецком (Erziehung), т. е. словах, обозначающих это понятие, мы находим корень, восходящий к глаголам вести, тянуть (ducere, ziehen), в тесном смысловом родстве с исконным смыслом слова «педагогика» — детоводительство. В русском слове «воспитание» явственен глагол питать, и само слово первоначально означало «вскармливание». А слово «образование», в свою очередь, исходно указывает не столько на усвоение знаний или овладение умом, сколько на сам процесс, устремленный к тому, что образуется в свободном уподоблении высшему идеалу или, если обратиться к антропологическому ракурсу, образу Божию, неистребимо живущему в человеческой душе.
Толковый словарь Ожегова описывает воспитание как «навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни».
Гораздо более богато определение столетней давности, приведенное в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, где говорится, что воспитание «есть преднамеренное воздействие взрослого человека на ребенка или юношу, имеющее целью довести его до той доли самостоятельности, которая необходима человеку для исполнения им своего назначения на земле».
«Что есть назначение человека на земле? — В одном слове: восстановление падшего в нем образа Божия», -писал В.А. Жуковский, великий русский поэт и воспитатель императора-освободителя крестьян Александра II.
По нашему привычному представлению, общее образование слагается из определенного количества знаний и житейских правил и навыков. Знания подводят ум к пониманию мироздания и к овладению логическим мышлением. А нравственные правила и навыки направляют сердце и волю, помогают различать высокое и низкое, научают жить с людьми и действовать во благо на всяком поприще.
Воспитание не сводится, конечно, к одним правилам и навыкам, оно простирается и глубже, и шире. Под его воздействием складывается как бы внутренняя форма человеческой личности.
Платон в одном из центральных своих — сочинении «Государство» особо отметил, что «воспитание юношества — главное средство сохранения государственного строя». Но, прежде всего, воспитание, согласно Платону, необходимо человеку, чтобы он мог достигнуть справедливости и уподобиться своими добродетелями Высочайшему Благу.
Для Бога все люди являются именно детьми Божиими и нуждаются в истинном воспитании как наследники Небесного Царства. А сама земная жизнь — лишь воспитательное поприще. «Наставь юношу при начале пути его: он не укло^ нится от него, когда и состарится» (Притч. 22:6).
Необходимость воспитания есть исполнение назначения человеческой души. По своему изначальному высокому достоинству душа должна развиваться и совершенствоваться — оставлять ее в темноте и невежестве есть тяжкий грех. Св. Иоанн Златоуст говорил: «Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания».
Поскольку Спаситель мира дал новую Заповедь — Заповедь любви, она и стала важнейшим основанием христианской жизни и воспитания. По словам епископа Кассиана Безобразова: «Воспитание учеников есть воспитание любви, оно вытекает из любви и совершается в любви». Любовью должны освящаться все действия учителя по отношению к его ученикам. Ему следует бояться превращения самых глубоких и верных «советов» и «указаний» в отвлеченную риторику, ни в малейшей степени не затрагивающей души, не расширяющей зрение сердца.
Одной из важнейших ценностей для воспитания является целомудрие. Целомудрие предполагает не только физическую чистоту. В самом этом слове явственна мудрость цельного, не распадающегося на обособленные части, в нем подразумевается единство и целостность не только телесного, но и душевного состава человеческого существа. В целомудренной любви доминирует благоговение, бережное отношение и уважение к другому человеку. В таком отношении к ближнему любовь восходит от силы в силу, уподобляясь при этом любви Божией.
Не заложив в ребенке целомудренного отношения к жизни, мы предоставим ему самому без защиты противостоять множественным растлевающим влияниям современной жизни. Под их воздействием человек «распадается» на части, разум его блуждает, отвлекаясь помыслами, душа волнуется страстями, тело подвержено излишествам. В первую очередь, человеку нужно выйти из «разлаженности» и хаоса, нужно «собрать» себя из раздробленности. Без целомудрия, без собирания всех сил души воедино никакие высокие слова из уст учителя ничего не дадут.
Паисий Святогорец говорил своим ученикам:"Если человек получил духовную помощь в детстве, то потом снова придет в себя, даже сбившись с пути. Если дерево пропитано олифой, оно не гниет. Если немножко «пропитать» детей благоговением, страхом Божиим, это будет помогать им всю жизнь".
Оттого так чрезвычайно значима в Православии роль учителя, наставника". Учитель должен сам являть собою достойный пример. Воспитанник должен ощущать себя делателем добра, осознающим свою ответственность за всё, что может быть ему подвластно, и сообразно этому поступать.
Основополагающим принципом христианского воспитания является воспитание к свободе. Свобода — великий дар Божий, но не дана во всей полноте изначально: овладеть ею можно лишь постепенно.
Свобода, обретаемая во Христе, далека от покорности «естеству» в духе Руссо — напротив, для неё необходимо введение в систему воспитания аскетических начал.
Христианское воспитание и состоит прежде всего в усвоении дара свободы. Необходимо развивать здравую самостоятельность, следить за ростом и ритмом внутренней жизни в детях, видеть в воспитательном и образовательном материале средства раскрытия и укрепления духовных сил ребенка. Есть замечательная русская поговорка, выражающая истинное церковное отношение к дару свободы: «невольник — не богомольник».
Не принудительность и насильственное навязывание религиозной жизни определяет воспитание в христианском духе, а приобщение к пониманию многообразного единства и целостности человеческой жизни.
Знаменитый христианский педагог В. В. Зеньковский отмечал, что «В духовной жизни воспитание к свободе — самая трудная вещь. После грехопадения человек должен воспитать свои силы, чтобы овладеть собой, чтобы найти самого себя, чтобы понять путь свободы и овладеть ее тайной, — это есть общая воспитательная задача каждого христианина. Но воспитывать к свободе можно только в свободе, так как только в опыте свободы человек научается ей».
Задача воспитания должна быть понята именно в своем положительном, а не отрицательном содержании, не как система внешних принуждений, а как содействие раскрытию лучших движений души. Нужно следовать — пусть даже неумело и не всегда удачно — добру. Помнить, что именно совершение нами добрых дел и поступков являет наше отношение к людям и определяет отношение других людей к нам.
Христианское воспитание должно быть не только целостным, но и укоренённым в глубине жизни. Оно должно объединять сердце, волю, разум, воображение, творчество и придавать жизни духовный, высший смысл. Отвлеченные правила, мысли, идеи, не воплощенные в собственной жизни, не подкрепленные делом, закрепощают, а не освобождают душу.
В основе православного воспитания лежит творчество -созидание и преображение души человеческой в соответствии с образом Божиим, осмысление учеником своего места в мире, что не может не проявиться в соответствующем высоком строе жизни.
В свое время разрыв культуры с Церковью совершился во имя свободы. А сегодня мы присутствуем в удивительный момент истории, когда должна состояться их свободная духовная встреча, в которой предрешаются грядущие судьбы человечества.
Нельзя вполне уяснить своего места в мире и своего назначения, не обратившись к истокам народной жизни. Сложение русского народа и его государственности совпало с принятием Русью православной веры. Она глубоко запечатлелась в характере и даже самом облике русского народа, в его культуре.
По словам Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: «Основой просвещения на Руси послужила Православная Христианская вера. Она внесла новые животворящие начала в русскую жизнь, всецело определила своеобразие самого ее склада и характера, сообщила первоначальному воспитанию и образованию нашего народа живое стремление к Церкви Божией, поселила в сердце его неистребимую никакими внешними обстояниями и внутренними трудностями жажду святой и праведной жизни».
«Все, чего ищет русский народ, — говорил великий русский писатель Ф. М. Достоевский, — заключается для него в Православии — в одном Православии и правда и спасение народа русского».
Начало школам, возникавшим при храмах Божиих, было положено еще при святом равноапостольном князе Владимире. Однако древнерусское воспитание преимущественно было воспитанием семейным. Не подлежит сомнению важность семьи для правильного устроения и здравого порядка всего народного бытия. Падение авторитета семьи и домашнего очага — в пользу жизни общественной или обособленно личной, всегда было тесно связано на Руси с государственными нестроениями и раздорами.
Древнерусская начальная общеобразовательная школа была дома, в семье. Ребенку надлежало воспитываться не столько уроками, которые он слушал, сколько нравственною атмосферой, которою он дышал. Воспитательницей была сама домашняя жизнь, в непреложности семейного уклада.
«Хозяин дома, отец семейства, — писал В.О. Ключевский, — был настоящий народный учитель в древней Руси, потому что семья была тогда народною школой или, точнее, народная школа заключалась в семье. Домовладыка считал в составе своей семьи, своего дома не только свою жену и детей, но и домочадцев, т. е. живших в его доме младших родственников и слуг, зависимых от него людей, с семействами тех и других. Это было его домашнее царство, за которое он нес законом установленную ответственность пред общественною властью. Этот домовый государь и был домашним учителем, его дом был его школой».
Школою душевнаго спасения для мирян была приходская церковь со священником, духовным отцом всех, кто жил в его приходе.
Весь мир Божий сводился в этой школе под домашний кров, а дом становился малым образом вселенной. Может быть, поэтому на потолке древнерусского зажиточного дома нередко рисовали небесныя светила, планетную систему, круги и беги небесные, как называли их в то время, — образ устойчивости и незыблемости бытия.
Задача школы заключалась в том, чтобы связать воспитание ребенка с устроением его жизни, чтобы воспитание вело его в жизнь, а не уводило от нее. Христианское воспитание должно включать в себя в качестве необходимой составляющей научение ребенка умению не поддаваться греху и борьбе с ним, призвано укрепить внутренний стержень души при содействии благодатной помощи Божией.
Природа человека изначально соборна. Люди связаны между собой как дети Единого Отца, во всех есть образ Божий. Их сплачивает воедино любовь и молитва. Соборный дух христианского воспитания ярко проявлялся в традиционной семье, когда старшие дети помогали родителям воспитывать младших. И в начальной школе дореволюционной России дети разных возрастов обыкновенно занимались в одном классе.
В церковно-приходских школах и гимназиях, приютах это и сегодня можно наблюдать. Дети вместе ездят в паломничество, занимаются делами милосердия. Сверстники помогают друг другу обрести навыки самопознания, самоконтроля и самооценки. Православная соборность в чем-то близка принципу коллективизма в воспитании, но превосходит его, так как имеет благодатную духовную основу. А также потому, что каждая человеческая личность рассматривается в христианской общине как высшая ценность, как сотворенная по образу Божию, и не приносится в жертву обществу.
Может ли быть осуществлен принцип соборности в общеобразовательной школе? Сделать это не так просто, поскольку людей и до сих пор страшат все проявления жестко детерминированного коллективизма, который культивировался на протяжении советского времени. Прежде всего, нужно взять соборность в качестве идеала, попытаться усвоить присущий ей дух любви и сотрудничества, многократно усиливающий положительный результат воспитания.
Чтобы общество успешно развивалось, оно должно непременно опираться на положительные ценности и нравственные нормы, закрепленные законом и доминирующие в практической жизни. Если же оно отвергает нравственные нормы, то тем самым обрекает себя на нестабильность и криминогенность, а в конечном итоге, на вымирание.
Там, где нет осмысленного подхода к воспитанию, его место занимают СМИ, пытающиеся подладиться под господствующий дух времени. Утверждая отказ от авторитарности, политкорректность и толерантность, они по сути не менее нетерпимы и тоталитарны, чем «идеологические мельницы» прошлого века. Отрицая традиционные ценности, они агрессивно проповедуют разврат и насилие, принижают всё высокое в человеческой истории, сводят цели человеческой жизни к убожеству гедонизма, уравнивают добродетель и грех. Чему могут научить детей реалити-шоу под названием «Старший Брат», «Слабое звено», «Последний герой»? Тому, что жизнь это игра, в которой выиграть можно только за счет других.
В наше время получает широкое распространение термин «общество риска». Под ним подразумевается такое общество, где падает регулирующая роль традиции. Предполагается, что каждый должен сам решать для себя, что является для него нормой, исходя из собственных критериев. Недаром западное общество всё чаще называют постхристианским. Именно отказ от христианства, создавшего европейскую цивилизацию, и делает современный Запад духовной пустыней. Общество существует лишь при условии достаточного единства между составляющими его членами, и воспитание поддерживает и усиливает это единство, закладывая заранее в душу каждого ребенка основной набор сходных качеств, которых требует коллективная жизнь.
Воспитатели и учителя должны знать, кого им нужно воспитать и выучить, знать тот умственный и нравственный идеал, к которому они обязаны приближать вверенные им маленькие живые будущности, смотрящие на них полными смутных ожиданий глазами.
Возрождение Российской государственности невозможно без решения задачи духовно-нравственного воспитания детей. Даже государственным чиновникам уже становится ясно, что это немыслимо без сотрудничества Церкви и государственной системы образования.
В декабре 2007 года в Калуге прошла конференция «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся», где приняли участие Министр образования и науки Российской Федерации А. А. Фурсенко, Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, представители органов управления образованием субъектов Российской Федерации, епархий Русской Православной Церкви, специалисты Российской Академии образования.
На конференции обсуждалась и была одобрена концепция включения в новое поколение госстандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области «Духовно-нравственная культура». Мы видим, что постепенно преодолевается многолетняя инерция насильственного привития атеистической идеологии, подавлявшей неокрепшие ростки духовной жизни, стремившейся превратить детей в бездушные автоматы, поглотители безликой информации.
Не отвлеченное знание, не сумма технологических приемов, а образование души и ума на началах истины, добра и красоты должно лежать в основании устроения современной российской школы.
«Новой России предстоит выработать себе новую систему национального воспитания, — писал замечательный русский мыслитель И.А. Ильин, на протяжении многих лет размышлявший над судьбами своего Отечества, — и от верного разрешения этой задачи будет зависеть ее будущий исторический путь».
Детские души необычайно восприимчивы к добру. Драгоценное время детства и отрочества дано, чтобы человек не только обогатился знаниями, но и нашел свой собственный путь к духовным ценностям поколений, открыл для себя чувства любви и долга, приобщился к делам милосердия и сострадания, нашел свое призвание, раскрыл бы таланты, сокрытые в нем. И с помощью Божией, при поддержке взрослых построил храм своей души. Школа должна, наряду с семьей, всеми силами противостоять растлевающим влияниям разврата. Со школьной скамьи мы должны направить совместные усилия на воспитание и сохранение целомудрия молодых людей, чтобы они могли создать крепкую семью, чтобы дети были в ней счастливы. Необходимо прививать уважение к семье, понимание ее высокой ценности.
Не надо недооценивать всех опасностей, которые несет с собою массовая культура, с ее всеядностью, пошлостью, низменными устремлениями. Важнейшую роль в одолении ее искушений призвано сыграть приобщение к подлинным произведениям литературы и искусства, возвышающим душу человека, вводящим его в мир высоких нравственных идеалов. Русская литература, чьи достижения вошли в золотой фонд мировой культуры, никогда не отделяла себя от своих православных истоков, черпала в них свою жизненность и силу. Истинная русскость заключается в причастности русскому культурному и духовному наследию, в осознании нашего национального характера, в основе которого жертвенное служение Богу и Отечеству.
«Службу превратить в служение, — говорил И.А. Ильин, — работу в творчество, интерес во вдохновение, дела освятить духом Дела, заботы возвысить до замысла. Вот чему надо воспитывать новые поколения русских людей. Вот в чем спасение и расцвет новой России. И о том, как нам возродить на этих основах русское воспитание и образование, — должны быть все наши помыслы».
Архимандрит Иоанн (Экономцев), председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, ректор Российского православного института св. Иоанна Богослова
http://www.prokimen.ru/article_2861.html