Prokimen.Ru | Архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон (Емельянов) | 01.02.2008 |
— Понравилась ли Вам организация Рождественских чтений? Есть ли у Вас какие-нибудь пожелания или предложения для организаторского комитета чтений?
— В этом отношении мы заранее договариваемся митрополитом Климентом, председателем Международных Рождественских образовательных чтений и отцом Петром (Пиголем), как ответственным секретарем IV направления, в работе которого в последнее время я принимаю участие. Вообще, когда в Москве проводятся такие многолюдные собрания, конечно, очень много зависит от работы протокольной службы, штаба, и, естественно, всегда ощущаешь, что недоработки есть. И даже не из-за того, что организаторы что-то просмотрели. Просто необходима очень большая ответственность в сфере заказов гостиниц, билетов, транспорта и здесь, я думаю, всегда будут какие-то недоработки. Но в основном, особых жалоб никогда не слышно и в целом все проходит довольно благополучно, без излишней нервотрепки.
— Сейчас многие государственные ВУЗы имеют теологический факультет наряду с другими факультетами, на которых ведется научно-исследовательская работа. Можно богословие ставить в один ряд с академическими науками или все же богословие нельзя воспринимать чисто с научной точки зрения?
— Богословие понятие широкое. Русская богословская наука включает в себя много направлений. Если брать археологию — это же раскопки, исследования древностей. Или исследование источников, допустим литературных — это чистая наука. И никак нельзя сказать, что это наука религиозная. Другое дело — это исследования богословских терминов или рассуждений на какую-то богословскую тему. Мы слушаем доклады, которые предлагают нам люди — кандидаты филологических наук, они исследуют богословские термины, но может быть ни как богословы, а как просто исследователи, лингвисты, которые выясняют, что стоит за этим словом. Есть науки: философия, религиозная философия. Теология также подходит под определение науки, потому что здесь, как и в науке, ее методология основана на опыте или на исследованиях.
— Но в основе богословия лежит духовный опыт, а это же иное, чем какие-то вещественные, материальные исследования…
— Нет, сейчас мы говорим не об аскетике, не о мистике, а мы говорим о богословских рассуждениях, которые могут существовать отдельно от самой духовной жизни. Мы, например, не будучи католиками, исследуем творения святых отцов католической церкви или других церквей. Также знакомимся с богословием мусульманских писателей и писателями других религий. Это не значит, что мы переживаем те же духовные состояния, что и они. Аскетика — это другое, это молитва, пост, какие-то аскетические упражнения, которые человек должен выполнять, будучи членом церкви, а исследования всего того наследия, которое имеет Церковь — это чистая наука.
— В настоящее время уровень дореволюционного богословского образования оценивают достаточно высоко. Как Вы оцениваете современный уровень духовного и богословского образования, превосходит ли он дореволюционный или нет?
— Я думаю, не превосходит. До революции было понятие, что российская интеллигенция была самая образованная в мире. И когда мы исследуем жизнь представителей сельской богословской школы, жизни профессоров Духовных академий, мы видим, что это люди огромной эрудиции и образованности. Есть некоторые богословы, чьи рукописи не опубликованы до сих пор и я, будучи председателем издательского отдела, попросил некоторых журналистов, которые занимаются исследовательской работой, поработать в архиве и опубликовать работы некоторых дореволюционных богословов. Что вы думаете, — они не смогли даже разобрать рукописи, потому что некоторые рукописи одновременно написаны на семи языках. То есть, мы можем видеть, насколько был высокий уровень знаний древних языков, новых европейских языков и они свободно ими владели и оперировали. Поэтому, для расшифровки одной рукописи нужно несколько человек-переводчиков, чтобы подготовить ее к публикации. Уровень подготовки был лучше потому, что были церковно-приходские школы. Основная часть населения проходила через изучение Закона Божия еще в церковно-приходской школе — первые четыре класса, потом гимназии, где также изучался Закон Божий. И в семинарию приходили люди уже подготовленные. Даже гражданское население, светские люди прекрасно знали и Священное Писание, и Закон Божий, и русское благочестие, а сейчас за 70 лет во многом преемство поколений прервано. Нам необходимо возродить просто хотя бы тягу к Церкви, к воцерковлению. Чтобы люди ощущали необходимость жизни в Церкви и с Церковью. Ведь за этот период не было ни литературы, ни духовных руководителей, монастырей было очень мало. Была потеряна необходимость в церковной жизни, а до революции само население России, само общество и было Церковью. Сейчас этого нет. Во-первых, Церковь отделена от государства, во-вторых, за 70 лет незнания Закона Божия, несколько поколений даже не понимают, что такое совесть, и даже многих нравственных понятий, поэтому, во многом беседуя с людьми, мы в первую очередь говорим о нравственности, говоря о духовности — имеем в виду подчас внешнюю культуру, больше говорим о бытовом христианстве, нежели о православной аскетике, о творениях святых отцов. Многим людям это пока недоступно и мы вынуждены говорить самое простое, самые основы — чтобы люди молились утром и вечером, приступали к таинствам исповеди и причастия, чтобы брак был венчан и т. д. А уже религиозное образование и богословие, я думаю, что будет, конечно, возрождаться, но необходимо время. Я помню, в 70-х годах, при советской власти, запрещали брать в духовные академии и семинарии людей с высшим образованием, поэтому уровень образования даже среди студентов семинарии был не очень высокий. И помню, когда пришли в конце 70-х выпускники московских ВУЗов, поступили к нам в академию, а семинарию они сдавали экстерном, они сразу и резко подняли уровень богословского образования, это была другая категория людей: у них был шире кругозор, они обладали более развитыми умственными способностями. Раньше преимущественно контингент населения был уровня 10 классов, для него было достаточно готовить пастырей с минимальным запасом богословских знаний. Конечно, сейчас богословское образование выходит на должный уровень, но до дореволюционного уровня нам еще далеко.
— Вчера на пленарном заседании прозвучали высказывания о необходимости обязательного изучения Основ православной культуры (ОПК) в школах. Но из истории известно, что из среды духовных школ нередко выходили революционеры и безбожники, которые гнали и преследовали Церковь. Какие условия и принципы необходимо учитывать в процессе преподавания ОПК, чтобы это невозымело негативный эффект?
— Этого не избежишь. И среди духовенства встречаются люди, которые начинают неправильно понимать то, что им преподается. Мы видим, что Христос подбирал себе учеников и из двенадцати один оказался Иудой. Церковь сейчас становится все больших размеров и приходят разные люди, с разными наклонностями, с разными способностями, с разными целями. Прежде всего следует взирать на свою личную жизнь. Мы тоже бываем разные, сегодня хочется молиться, постится, трудится, завтра мы ленимся, жалеем себя, ропщем, обижаемся на кого-то. Если человек не идет по правильному духовному пути, то вся его духовность вырождается в понятия чистой нравственности, что религия нужна только для того, чтобы не воровали, для того, чтобы все добрые были, уступали место в трамвае, т. е. в чисто практических целях, а религия — это нечто большее. Это соединение человека с Богом, это обоживание человека и здесь необходимо учитывать то, что в религии очень важно, чтобы было смирение, ведь первая заповедь, которую дает нам Христос: «Блаженны нищие духом», то есть если человек не понимает, что дух Божий на нем, если он гордость свою не оставляет, не смиряется — он остается подобным сатане. Ведь сатана же не был плохим, каким-нибудь революционером или еще кем. Он же был ангелом света, но, возгордившись, увлек за собой других ангелов и сам пал в бездну. Так и человек, если гордыня его не оставляет, а он занимается аскетикой, то в таком случае даже аскетика вредна — он впадает в прелесть, в самомнение, в высокоумие. Ведь на духовном пути есть очень много опасностей. Конечно, духовный уровень преподавателей основ православной культуры должен быть высоким. Если сами преподаватели говорят ученикам только с книги: «будь хорошим» — это еще ничего не значит. Так же как и родители, воспитывая детей, заставляют их быть хорошими, но сами при этом творят безобразия, то дети будут по образу и подобию своих родителей. И преподаватели: если усиливается неверие, если усиливается пренебрежение к законам духовной жизни, то слово у такого преподавателя становится мертвым. Спаситель предупреждает нас, что наше слово должно иметь соль, особенно слово учителя. Под «солью» подразумевается благодать Божественная, сила, энергия Божества — она приобретается только трудом самого человека, если нет подвига духовной жизни, стояния в вере, исполнения заповедей, то семена смерти, которые живут в его сердце, он сеет в сердца слушающих и заражает их тем же неверием и всеми прочими отрицательными качествами. Поэтому каждый христианин, прежде всего, должен работать над собой. Если будут преподаватели работать над собой, в том числе и священники — будет и паства. Как говорится: «Какой поп — такой и приход». Поэтому всегда, когда Церковь увеличивается в объеме, всегда есть опасность, что будут приходить люди, которые будут разочаровываться в духовной жизни, не будут что-то исполнять и, в конце концов, будут негативно влиять на тех людей, которые находятся в Церкви. Мы знаем, что самая сильная Церковь была в первые христианские времена — времена гонений. Все те, кто приходил с какими-то другими целями кроме спасения души, они все отпадали во время гонений. Но гонения не могут быть все время, наоборот, мы молимся о временах мирных, спокойных, чтобы люди имели возможность спокойно молиться, трудиться, но в спокойные времена приходят люди с другими целями нежели спасение души.
— Насколько сегодня Православная Церковь способна предоставить обществу грамотные и квалифицированные кадры для осуществления подобной образовательной деятельности?
— Над этим надо работать. Церковь — это мы с вами. Вот мы с вами и должны подумать, что мы можем сделать в этой сфере. Поэтому на кого-то указывать пальцем — вот они должны подготовить специалистов — это неправильно. Мы говорим, что Россия находится в трудном положении, много плохих людей, много людей, которые не знают Бога, неисправленных в духовно-нравственном плане. Но начинать надо с себя. Если я исправился, то на одного человека в России стало лучше. С вами я не могу работать каждый день 24 часа в сутки и на протяжении многих лет, а с собой могу. Себя могу заставлять, принуждать бороться со своими недостатками, работать над своими ошибками. Вести напряженную духовную жизнь. Значит, многое от меня лично зависит. Поэтому, когда говорят: «Что может предложить Церковь?» Можно ответить — только то, что она в настоящий момент имеет. Какие у нее есть пастыри, какие есть учителя — то и может предложить. Для этого мы и собираемся вот на такие Рождественские чтения, чтобы послушать умных людей, какой опыт они наработали. Все же пробуют, никто же не знает точно как надо в современном обществе решать эту проблему церковного образования, богословского образования. Я думаю, что не просто надо произнести на какую-то тему доклад, а надо предложить какие-то свои выводы. Обратить внимание на то, что из наших докладов следует, как мы можем использовать в жизни тот опыт, который нам пытается передать тот или иной участник чтений. Самое главное то, что есть не равнодушные люди, которые работают в этой сфере и этот опыт может и должна использовать вся Церковь.
Нельзя думать, что духовно-нравственная сфера это задача только Церкви — это задача всего общества. Церковь может быть очень маленькой и она существует для людей верующих, а если общество хочет, чтобы благодатное влияние Церкви распространялось, общество должно использовать опыт Церкви в сфере воспитания. Поэтому здесь общая задача, которую никак нельзя делить и общество, и Церковь должны работать вместе, если мы хотим наших граждан видеть не духовными уродами, а нормальными людьми.
— Какие православные образовательные и воспитательные программы проводятся в Вашей епархии?
— У нас есть Отдел религиозного образования, который возглавляет замечательный председатель протоиерей Борис Пивоваров. Он постоянно занимается образовательно-воспитательной деятельностью. Работая на базе гимназии преподобного Сергия Радонежского, он собрал хороший преподавательский коллектив, которым разработан ряд методик преподавания Основ православной культуры и для гимназий и для воскресных школ. В общеобразовательных учреждениях, школах, есть также программа непрерывного религиозного образования, разработанная для летних лагерей. Наша задача — это контакт с преподавателями. Очень важна в этой сфере формальная сторона, если мы не заключим договор или соглашение с Департаментом образования, с Управлением образования, то доступа к учителям практически не имеем. Если даже мы не заключаем соглашения с районным регионом народного образования, то попадаем в школы только при условии, что есть контакт с администрацией школы. Но, чтобы работать во всем районе с преподавателями, конечно нужно, соглашение с районом. Мы проводим до 20 и более преподавательских конференций в год по району города, по районам области, работаем с библиотекарями, с учителями, чтобы они все время могли постоянно пополнять свой багаж знаний, и могли работать с нашими учебниками по православной культуре. Мы целенаправленно через наш отдел религиозного образования проводим эту работу. Но поскольку сейчас объявили, что уже в учебном плане школ вводится новая область под названием «духовно-нравственная культура», в составе которой должен быть предмет «Православная культура», включающий ряд учебных курсов по разным годам и ступеням обучения, мы решили скорректировать наши стратегии, и теперь будем стимулировать открытие гимназий, т. е. государственных церковных общеобразовательных школ. Государство частично оплачивает зарплату преподавателям, а также многие приходы у нас за 15 лет уже укрепились, имеют возможность построить и открыть у себя гимназию, нанять учителей. Сейчас у нас фактически уже четыре гимназии, будут открываться еще. Отдел религиозного образования будет заниматься подготовкой пакета документов на открытие гимназий и созданием учебных пособий. Сейчас мы создали еще просветительский центр. В этом центре есть штатные сотрудники, которые специально занимаются контактами со светскими образовательными учреждениями и с администрацией города, области, районов, поселков и т. д. Они выезжают специально на место, рассказывают о своей деятельности и стараются заключить соглашение с ними о том, чтобы мы имели доступ к преподавателям, о возможности проведения с ними различных семинаров, конференций. Чтобы соединить расколотое общественное сознание, мы стараемся искать связующие звенья между поколениями людей воспитанных в атеистическом обществе и теми, кто пришел к вере. Необходимо проводить научные конференции с сотрудниками библиотек, ведь всякая образовательная деятельность начинается с библиотек. Подводя этих людей к пониманию необходимости создавать отделы духовной литературы. Библиотечные работники должны быть на нашей стороне, без них мы не сможем возродить духовного образования. Они должны понять как нужно и для чего преподносить духовно-нравственную культуру людям.
— Где могут ознакомиться с разработками ваших методик и пособий люди из других епархий? Есть ли сайт, на котором все это можно было бы почитать?
— Мы очень много выпускаем различных пособий. Это источниковедение в школе, учебники русской словесности, греческого языка «Греческий вокруг нас», каждый год мы выпускаем около двух десятков различных пособий. У нас есть страничка на сайте Администрации Новосибирской области, который имеет департамент образования, где есть православный раздел и там мы помещаем всю информацию и о нас, и наших разработках.
— Государственная аккредитация предполагает программу обучения государственного стандарта, что дает возможность государству оказывать свое влияние на учебный процесс. Насколько это приемлемо для православных школ? Как Вы относитесь к государственной аккредитации духовных семинарий и академий?
— Мне трудно здесь что-то сказать, это не касалось нас вплотную. Здесь надо не опасаться влияния государства. Я считаю, что в данной ситуации, Церковь просто хочет заявить о себе. Мы должны сказать, что, как и все, мы — полноправная организация. Общество Церковь не знает потому, что многие были лишены связи с Церковью, а сейчас наш епископат заявил, что не имеет никаких политических амбиций и Церковь не стремится вмешиваться в политические дела государства, но вместе с тем, Церковь невозможно удалить из государства, из общества. Она имеет право своего голоса и мнения. Члены Церкви — это полноправные граждане нашего отечества и их полноправие не должно быть ущемлено. Само отношение к Церкви было подорвано у народа и сейчас народ узнает, что такое Церковь и для чего она. Церковь имеет право о себе заявить. И мы стараемся во всем проявлять: в социальной работе, образовательной, так как это повеление нашего христианского сердца. На Западе, например, государство распространяет какие-то социальные гранты через Церковь, я думаю, что и у нас такое будет. Это будет служить на пользу не только Церкви, но и всему нашему обществу.
Беседовала Семенова Светлана, Prokimen.Ru
http://www.prokimen.ru/article_2867.html