Седмицa.Ru | 01.02.2008 |
Прот. Валентин Асмус, И. С. Чичуров
Святитель Афанасий Великий
Фрагмент статьи из т. IV «Православной Энциклопедии», Москва. 2002 г.
Свт. Афанасий Великий (Александрийский) |
Житие
Документы и письменные источники, повествующие о жизни и неустанной деятельности свт. Афанасия, многочисленны и разнообразны. В первую очередь к ним относятся собственные сочинения святителя, содержащие автобиографические сведения: 3 «Защитительных слова» («Апологии»), «История ариан» и послание об Аримино-Селевкийском Соборе, составлявшиеся в 50-х гг. IV в. Эти сочинения важны не только как свидетельства свт. Афанасия о собственных взглядах и деятельности, но и как памятники, содержащие в своем составе немало подлинных документов (посланий императоров и епископов, актов Соборов). Многочисленные послания свт. Афанасия (1-е и 2-е «Послания к Серапиону Тмуисскому», 359−360, «К епископам Африки», 371−372) расширяют представление о его пастырской, общецерковной и политической деятельности. Роль свт. Афанасия в становлении монашества и его постепенной организации в рамках церковной иерархии отражена в «Посланиях к монахам» (339 и 359−360) и в «Житии св. Антония» (357−362).
Свидетельствами о жизни и деятельности свт. Афанасия являются также сборники офиц. документов, составленные, очевидно, в апологетических целях при жизни святителя и не без его участия, среди них собрание (кон. 367 или нач. 368) Феодосия Диакона, дошедшее в лат. переводе. Хронологию событий жизни и деятельности свт. Афанасия помогают прояснить 2 совр. ему сочинения, созданных на основе архивных материалов Александрийской Церкви: входящая в собрание Феодосия Диакона т. н. «Безглавая история» (Historia acephala, от греч. akephalia — безглавый, поскольку утрачено ее начало) и сир. версия «Индекса» с надписаниями «Пасхальных посланий» свт. Афанасия за период 329−373 гг., к-рый дает для всего времени архиерейского служения свт. Афанасия имена правивших консулов, даты празднования Пасхи, упоминает о наиболее значительных событиях каждого года.
Деятельность свт. Афанасия на обширной территории, от Александрии, Антиохии, Иерусалима до Рима и Трира, нашла отражение в трудах церковных историков, как совр. ему, так и более поздних: Евсевия Кесарийского, св. Илария Пиктавийского, Филосторгия, Сократа Схоластика, Созомена, св. Епифания Кипрского, Руфина, блж. Феодорита Кирского. Особый интерес представляют свидетельства тех из них, чьи сочинения отражали т. зр. противников свт. Афанасия. (напр., арианина Филосторгия).
Существуют 2 подхода к периодизации жизненного пути свт. Афанасия: традиц., устанавливающий хронологические вехи по времени его поставления на Александрийскую кафедру и последующим многократным изгнаниям (G. Bardy), и более совр., берущий за основу даты правления императоров, поскольку с ними связаны и наиболее существенные изменения в церковной политике (M. Tetz). Конечно же, ни тот, ни др. подход не может отразить всю полноту жизни и деятельности свт. Афанасия: этапы его духовного становления, эволюцию богословских и экклезиологических взглядов, отношение к монашеству. Все же традиц. путь представляется более предпочтительным, поскольку теснее связан с личностью святителя.
Начальный этап (до 328)
Первый этап жизни свт. Афанасия освещен источниками весьма неопределенно. Это касается уже года рождения. Копт. энкомий св. Афанасию (Testi Copti. 25. 6−8) говорит о том, что святителю было 33 года ко времени его поставления на Александрийскую кафедру (328), что позволяет считать 295 г. вероятным временем рождения свт. Афанасия «Индекс» пасхальных посланий содержит упоминание о том, что противники свт. Афанасия подвергали сомнению каноничность его епископского поставления, т. к. он, якобы был рукоположен в возрасте до 30 лет, что перемещает дату рождения ко времени после 298 г. Родным городом свт. Афанасия, по-видимому, была Александрия; впрочем, упоминания о его «отечестве» в послании имп. Констанция II (Apol. contr. arian. 51. 4, 6−7) не являются для этого ясным свидетельством.
Имена свт. Афанасия и его брата Петра позволяют предположить, что их семья была эллинистического, а не егип. происхождения. Гипотезе о том, что родители свт. Афанасия были христианами противоречит сообщение «Истории Александрийских Патриархов» (PO. T. ¼. P. 407), где упоминается о крещении свт. Афанасия и его овдовевшей матери свт. Александром Александрийским. Детство свт. Афанасия проходило в условиях жестоких преследований христиан в Александрии и Египте, но его воспоминания об этом восходят, скорее всего, к рассказам родителей (Hist. arian. 44). О хорошем образовании, полученном свт. Афанасием, свидетельствуют встречающиеся в его трудах цитаты из Гомера, Платона, аллюзии на Аристотеля. Лит. моделью для нек-рых сочинений свт. Афанасия могли служить античные образцы (в частности, речи Демосфена для «Защитительного слова пред царем Констанцием»). Огромно было значение уже для раннего свт. Афанасия Свящ. Писания (Greg. Nazianz. Or. 21. 6). Из христ. писателей молодой свт. Афанасий испытывал влияние Оригена (позднее — гораздо меньше). Большое воздействие на свт. Афанасия в юные годы оказал пример монашеского послушания, образцом чего был, по его собственному признанию, прп. Антоний Великий («Я стал его учеником», — говорит свт. Афанасий в преамбуле к «Житию св. Антония»).
Согласно копт. энкомию св. Афанасию, перед получением диаконского сана он в течение 6 лет был чтецом (Testi Copti. 55 sq.). Свт. Александр Александрийский сделал его личным секретарем. Противостоявшие архиепископу сторонники ересиарха Ария, по словам самого свт. Афанасия, сразу увидели в нем своего решительного противника (Apol. contr. arian. 6. 2); до конца жизни он оставался виднейшим борцом против арианства — главной ереси того времени. свт. Афанасия сопровождал свт. Александра на Всел. I Собор, открывшийся в Никее 20 мая 325 г. Воспоминания о Соборе отразились позднее в сочинениях свт. Афанасия.: «Послании о постановлениях Никейского Собора» (III 19−20) (351/2) и «Послании к африканским епископам» (371/2). После Собора свт. Афанасий вернулся вместе со свт. Александром в Александрию, где им предстояло воплотить в жизнь решения Собора, предавшего проклятию ариан и осудившего раскольников-мелитиан. Вскоре свт. Александр тяжело заболел и на смертном одре указал на свт. Афанасия как на своего преемника, тот вначале хотел избежать избрания (Sozom. Hist. eccl. II 17. 1−3).
Начало епископского служения и 1-я ссылка (328−337)
Свт. Александр умер 17 апр. 328 г. (Index. Praefatio). Несмотря на попытку мелитиан поставить своего претендента на кафедру, 8 июня 328 г. состоялось избрание на Александрийский престол свт. Афанасия (Ibid.; Athanas. Alex. Apol. contr. arian. 6. 5; Philostorg. Hist. eccl. II 11). Он был признан большинством егип. епископов, что, впрочем, не помешало мелитианам избрать своего архиепископа. Первые годы предстоятельства (328−334) свт. Афанасий посвятил пастырским трудам, укрепляя веру и нравы паствы, посещая разные области своего диоцеза (Фиваиду, Пентаполь, Аммониак, Н. Египет), активно занимаясь распространением христианства в стране и укрепляя связи Александрии с остальным Египтом, о чем свидетельствуют сир. надписания к его Пасхальным посланиям. Согласно Житию прп. Пахомия Великого, свт. Афанасий встречался со знаменитым фиваидским аввой, благоговейно почитавшим Александрийского святителя. В этот период, по-видимому, свт. Афанасия рукоположил св. Фрументия во епископа Аксумского, поставив его во главе Эфиопской Церкви.
Однако противники свт. Афанасия прервали его мирные пастырские труды. Сторонники Ария пытавшиеся вместе с мелитианами помешать избранию свт. Афанасия на Александрийскую кафедру, не добившись этого, начали плести интриги против молодого епископа. Поскольку при жизни св. Константина Великого не могло быть и речи о пересмотре решений Никейского Собора, действия ариан сводились к измышлению ложных и чудовищных обвинений против свт. Афанасия — политического, морального и даже уголовного характера. Невзирая на угрозы Евсевия Никомидийского и просьбу самого императора (Athanas. Alex. Apol. contr. arian. 59; Sozom. Hist. eccl. III 22), свт. Афанасий отказался принять ариан в общение. Тогда мелитиане, действуя как тактические союзники арианской партии евсевиан, обвинили свт. Афанасия в установлении в Египте натурального налога на ткани в пользу Александрийской Церкви (Athanas. Alex. Apol. contr. arian. 60. 2), в присвоении имп. полномочий и даже в гос. измене (передаче крупной суммы мятежнику Филомену). Кроме того, свт. Афанасию приписывались церковные преступления (насилие над клириками, осквернение священных предметов, сожжение богослужебных книг). Свт. Афанасию пришлось ехать (331) для объяснений к имп. Константину в Никомидию. Оправдание было полным, и святитель вернулся к своей пастве с имп. посланием, именовавшим его «человеком Божиим» (Ibid. 62. 5). Мелитиан это не остановило: они обвинили свт. Афанасия в убийстве одного из их епископов, Арсения, и в качестве улики предъявляли якобы его отсеченную руку. Назначенное императором следствие во главе с Далмацием выяснило, что Арсению заплатили, чтобы он спрятался в одном из мон-рей (Ibid. 65−67). Константин направил свт. Афанасию благожелательное послание, после чего Арсений и глава мелитиан Иоанн Аркаф сделали вид, что подчиняются законному архиепископу (333).
Арианствующие епископы стали действовать более изощренно, сочетая с наветами на свт. Афанасия организацию церковных Соборов, для участия в к-рых подбирались его противники (именно т. о. был устранен с Антиохийской кафедры непримиримый борец с арианством свт. Евстафий, ок. 327 или 329/30). Зная о цели своих врагов, свт. Афанасия не явился на Собор в Кесарии Палестинской (весна 334); однако арианская партия во главе с Евсевием Никомидийским добилась у императора созыва в следующем году Собора в Тире, на к-рый вновь был вызван свт. Афанасий (Euseb. Vita Const. IV 42). Прибыв в Тир (11 июля 335) с неск. егип. епископами, свт. Афанасий выслушал как прежние, так и новые клеветнические обвинения (Athanas. Alex. Apol. contr. arian. 71. 2). Для их расследования было решено направить в Египет комиссию, куда вошли Феогний Никейский, Марий Халкидонский, а также 2 зап. епископа, печально знаменитые впосл. Урсакий Сингидунский и Валент Мурсийский.
Не ожидая от епископов-евсевиан непредвзятого суда, свт. Афанасий уехал искать правосудия у императора (кон. окт. 335 — Index. 8). Поспешив объявить, что тем самым свт. Афанасий признал свою вину, Тирский Собор заочно осудил его, запретив возвращаться в Александрию (Sozom. Hist. eccl. II 25). Тем временем предводители евсевиан явились в К-поль, где возвели на свт. Афанасия еще одно, тягчайшее, политическое обвинение: будто бы он угрожал прекратить доставку хлеба из Египта, жизненно важную для населения построенной Константином новой столицы (Athanas. Alex. Apol. contr. arian. 9. 1−5; 87. 1−2). Сочтя оправдания свт. Афанасия недостаточными, император сослал его в Галлию, в г. Августа Тревирорум (совр. Трир) (7 нояб. 335 — Index. 8; впрочем, хронология событий, предшествующих первой ссылке свт. Афанасия, до конца не ясна — cf. Camplani. 1999. P. 300). Вместе с свт. Афанасием был сослан и еп. Маркелл Анкирский, осужденный за ересь савеллианства; впосл. общие невзгоды (ссылки и изгнания) и совместная борьба за Никейский Символ веры сблизили их, и свт. Афанасий до конца жизни поддерживал Маркелла, невзирая на упреки др. никейцев в адрес слишком уязвимого богословия Анкирского епископа.
Прибывший в Трир свт. Афанасий был гостеприимно встречен кесарем Константином II, правившим на Западе сыном императора, и местным еп. Максимином. В зап. части империи строго соблюдался Никейский Символ веры, что способствовало росту авторитета свт. Афанасия Правосл. александрийцы оставались верны своему архипастырю (к разочарованию его противников, император не разрешил выбирать ему преемника) и поддерживали с ним активную переписку; несмотря на искусное маневрирование Ария и его сторонников, паства свт. Афанасия решительно отказывалась принять в общение ересиарха.
Возвращение в Александрию и новое изгнание (337−346)
Возвращение свт. Афанасия из ссылки стало возможным после смерти Константина Великого (21 мая 337). 17 июня имп. Запада Константин II проводил свт. Афанасия в Александрию, снабдив его посланием к «кафолическому народу» города, преисполненным похвалами святителю (Athanas. Alex. Apol. contr. arian. 87). Возвращаясь в Египет через Паннонию и Фракию, свт. Афанасий в г. Виминак был принят правителем вост. части империи Констанцием II (согласно «Защитительному слову пред царем Констанцием», аудиенции у императора, находившегося под влиянием ариан, не имели никакого положительного результата). Пробыв в Трире 2 года 4 месяца (Theodoret. Hist. eccl. II 1), свт. Афанасий через Сирию вернулся в Александрию, где был восторженно встречен народом (23 нояб. 337 — Index. 10). Летом 338 г. егип. столицу посетил прп. Антоний Великий, чтобы пред всеми засвидетельствовать почтительные чувства к святителю и поддержать его в борьбе против еретиков (Ibidem; Athanas. Alex. Vita Antonii. 70−71).
Тем временем ариане, воодушевленные назначением на К-польскую кафедру Евсевия Никомидийского, при поддержке имп. Констанция II возобновили нападки на свт. Афанасия. Они выдвинули обвинения в том, что возвращение свт. Афанасия в Александрию произошло вопреки соборному определению и сопровождалось кровавыми беспорядками. Евсевиане избрали на Александрийскую кафедру пресв. Писта и в кон. 338 г. отправили посольство в Рим к еп. Юлию, чтобы добиться от него признания их кандидатa. Тем временем в Александрии состоялся Собор более чем 100 епископов (338), оправдавший свт. Афанасия по всем пунктам обвинений, выдвинутых на Соборе в Тире. Папа Юлий пригласил представителей обеих сторон на Собор в Рим, но евсевиане, усиливая натиск на свт. Афанасия, собрали в кон. 338 г. Собор в Антиохии, определивший быть архиепископом Александрийским Григорию Каппадокийцу (Athanas. Alex. Apol. contr. arian. 30. 1).
Имп. двор распорядился об исполнении этого постановления. Ввиду многочисленности православных в Египте и авторитета свт. Афанасия власти действовали внезапно и с насилием. 18 марта 339 г. префект Филагрий объявил в Александрии, что отныне законный епископ — Григорий; на следующий день свт. Афанасий незаметно удалился из храма св. Феоны, где за ночь крестил множество народа; спустя 3 дня Григорий прибыл в Александрию. Эти события, сделавшие город ареной ужасных насилий, описаны в Окружном послании свт. Афанасия, к-рый скрывался в окрестностях Александрии и сразу после Пасхи (15 апр.) отправился в Рим, куда прибыли и др. изгнанные никейцы, в т. ч. Маркелл Анкирский. В кон. 340 г. состоялся Римский Собор, к-рый определил, что показаний александрийских пресвитеров, находящихся в Риме, вполне достаточно, чтобы признать все возводимые на свт. Афанасия обвинения ложными. Отсутствие приглашенных, но отказавшихся явиться вост. епископов лишний раз убедило западных, что дело против свт. Афанасия непосредственно связано с арианской ересью.
Евсевиане, в свою очередь, собрались в 341 г. на новый Антиохийский Собор, подтвердивший низложение свт. Афанасия (высказывалось предположение, что из 25 правил, принятых этим Собором, 4-е и 12-е направлены лично против свт. Афанасия). Трехлетнее пребывание святителя в Риме привело к тому, что Запад, обычно равнодушный к догматическим движениям на Востоке, все больше проникался сознанием важности той борьбы, к-рую православные под предводительством Александрийского святителя вели против арианства. В области учения о Св. Троице свт. Афанасий стал для Зап. Церкви абсолютным авторитетом, и она со своей стороны не стремилась разрабатывать самостоятельную богословскую позицию в этом вопросе. Из писем александрийцев свт. Афанасий узнавал о преследованиях арианами православных и о верности его паствы Православию. Весной 342 г. свт. Афанасий был вызван в Медиолан (совр. Милан) к имп. Константу. Младший из сыновей Константина Великого, правивший после гибели Константина II (340) всем Западом империи, поддерживал православных в борьбе с арианами, он изложил свт. Афанасию свое намерение созвать общецерковный Собор, на к-ром будут широко представлены и православные, и ариане. В нач. 342 г. свт. Афанасий отправился в Галлию для совещания со свт. Осием Кордубским, после чего они вместе поехали на Собор (343), открывшийся в Сардике (совр. София), на границе вост. и зап. частей империи. Замысел общего Собора провалился: собравшиеся разделились. Правосл. Собор (более 90 епископов, в основном западных) полностью оправдал свт. Афанасия и сообщил об этом в 2 посланиях: клиру и верным в Александрии, а также епископам Египта и Ливии (Theodoret. Hist. eccl. II 10). Собрание «восточных» (менее 80 епископов) осудило свт. Афанасия и поддерживавших его иерархов, в т. ч. еп. Осия Кордубского и папу Юлия (Hilar. Pictav. Fragm. ex op. hist. III 6).
Ариане добились от Констанция запрещения под страхом смерти свт. Афанасия и его ближайшим помощникам возвращаться в Александрию. Из Сардики свт. Афанасий отправился в Наисс (совр. Ниш), где встретил Пасху 344 г., а оттуда был вызван имп. Константом в Аквилею. Ходатайствуя за свт. Афанасия, правосл. отцы Сардикийского Собора отправили посольство в К-поль, к-рое вручило Констанцию послание его брата Константа, энергично защищавшее святителя (Socr. Schol. Hist. eccl. II 22). В поддержку свт. Афанасия было собрано ок. 400 подписей епископов из различных частей империи (Египет, Кипр, Палестина, Галлия, Италия, Африка), что показало, сколь много Церквей находятся с ним в общении (Athanas. Alex. Apol. contr. arian. 50). Имп. Констанций решил смягчить свою позицию; удобный момент для перемены политики возник в связи со смертью епископа-арианина Григория (26 июня 345 — SC. T. 317. P. 76). Запретив арианам выбирать епископа на Александрийскую кафедру (Athanas. Alex. Hist. arian. 21. 3), Констанций трижды приглашал свт. Афанасия вернуться, но Констант, не слишком доверяя брату, не спешил отпустить святителя, к-рый и сам не сразу собрался в обратный путь. Из Аквилеи свт. Афанасий отправился в Галлию к Константу (Athanas. Alex. Apol. ad Const. 4), затем в Рим к папе Юлию и только потом через Адрианополь выехал в Антиохию, где был дружелюбно принят Констанцием, направившим послания духовенству, властям и народу Египта, в к-рых отменялись все меры против свт. Афанасия и даже предписывалось исключить из прежних офиц. документов все осуждения против него.
В Антиохии свт. Афанасий, не вступая в общение с арианским еп. Леонтием, служил в частном доме, где устроили церковь православные, верные памяти свт. Евстафия Антиохийского (их общину возглавлял пресв. Павлин). Император предложил свт. Афанасию отдать одну из александрийских церквей арианам; не отказывая прямо, святитель попросил передать одну из антиохийских церквей «евстафианам», что было воспринято арианами весьма враждебно. Минуя митрополию Палестины Кесарию, кафедру к-рой занимал арианин Акакий, свт. Афанасий посетил Иерусалим, где его чествовал Собор епископов во главе с местным еп. Максимом.
10 лет мира (346−356). 21 окт. 346 г., после более чем семилетнего отсутствия, святитель вернулся в Александрию, встреченный народом и властями с небывалой торжественностью (Hist. aceph. 1. 1). Последующие 10 лет относительного покоя свт. Афанасий посвятил архипастырским трудам. В Александрии был созван Собор, к-рый подтвердил постановления, принятые правосл. епископами в Сардике. Сочетая бескомпромиссную верность правосл. вероучению со снисходительностью к лицам, скомпрометировавшим себя в период господства ариан, свт. Афанасий привел мн. бывш. ариан к церковному общению. Монашество, приумножавшееся в условиях духовного подъема, было ядром егип. Церкви, и свт. Афанасий предпочитал возводить монахов на епископские кафедры.
Новые надежды вселила в противников свт. Афанасия гибель имп. Константа, свергнутого узурпатором Магном Магненцием (янв. 350). Они избрали поводом для нападок на святителя хиротонии в др. епархиях, совершенные свт. Афанасием. Однако имп. Констанций подтвердил свое благоволение свт. Афанасию. Против святителя сложилась коалиция — Леонтий Антиохийский, Акакий Кесарийский, Валент и Урсакий и др. Пытаясь противостоять их влиянию на Констанция, свт. Афанасий отправил к императору посольство епископов и пресвитеров во главе со свт. Серапионом Тмуисским (Hist. aceph. 1. 7). Но егип. посланцы не могли пересилить влиятельных врагов свт. Афанасия, выдвинувших против него новую серию политических обвинений: благоволение к свт. Афанасия покойного Константа истолковывалось как результат интриг против Констанция, визит в Александрию направлявшегося для переговоров с Констанцием посольства Магненция представлялся доказательством сговора свт. Афанасия с узурпатором. Были и обвинения др. рода: не дожидаясь имп. указа об освящении александрийской «Великой церкви», свт. Афанасий из-за большого увеличения паствы совершил в недостроенном храме пасхальное богослужение, что было преподнесено как пренебрежение к Констанцию. Кроме клевет и надуманных обвинений враги свт. Афанасия шли на провокации: они сфальсифицировали письмо от имени свт. Афанасия с просьбой об аудиенции у императора, и когда Констанций дозволил свт. Афанасию явиться, неприбытие святителя в Александрию было расценено при имп. дворе как оскорбление.
Между тем сам Констанций разгромил Магненция в 2 крупных битвах (351 и 353) и стал единодержавным правителем империи. Желая привести христиан к единству, он решил навязать колеблющимся православным компромисс с умеренным арианством, а непреклонных — прежде всего свт. Афанасия — осудить. С этой целью на Западе были проведены Соборы в Арелате (353) и Медиолане (355), осудившие свт. Афанасия. Те немногие из епископов, кто осмелились не принять осуждение святителя (папа Либерий, Павлин Трирский, Евсевий Верцелльский, Люцифер Каралисский, Дионисий Медиоланский), были отправлены в ссылку. Наряду с репрессивными мерами в ход были направлены и домыслы против свт. Афанасия, отголоски к-рых встречаются у Аммиана Марцеллина (Res Gestae 25. 7, под 355 г.). Не раз имп. посланцы являлись в Александрию с требованием, чтобы свт. Афанасий удалился с кафедры, но он отказывался ввиду отсутствия личного распоряжения Констанция.
3-е изгнание (356−362).
Опираясь на массовую и горячую поддержку егип. христиан, святителю удавалось противостоять попыткам имп. посланников арестовать его и доставить к имп. двору. Наконец в ночь с 8 на 9 февр. 356 г. отряд легионеров во главе с дуксом Сирианом ворвался в храм св. Феоны, где свт. Афанасий совершал богослужение при большом стечении народа. Клирикам и монахам чудом удалось вывести его из храма, где бесчинствовали солдаты, и препроводить в безопасное место (Athanas. Alex. Apol. de fuga sua. 24; Hist. aceph. 1. 11). Через год, 24 февр. 357 г., место свт. Афанасия ценой жестоких насилий занял арианин Георгий, к-рого возмущенные александрийцы вскоре изгнали из города (2 окт. 358). Ставленник императора решился вернуться в Александрию лишь спустя 2,5 года (Hist. aceph. 2. 2−6). Тем временем было предписано задержать свт. Афанасия, объявленного в послании Констанция к сенату и народу Александрии заговорщиком и врагом императора (Athanas. Alex. Apol. Const. 29. 3; Athanas. Alex. Hist. arian. 48).
Oт епископов под угрозой низложения требовали прервать с ним общение, правосл. храмы Александрии были переданы арианам (Athanas. Alex. Hist. arian. 55). Нек-рое время свт. Афанасий оставался в Александрии или ее окрестностях, затем удалился в пустыню к монахам, где продолжал бороться против ариан, постоянно меняя места пребывания. Не прекращая управлять епархией, он составил обращенную к Констанцию Апологию, в к-рой искал у императора правосудия, будучи вынужден защищаться от несправедливых обвинений врагов. Попытка свт. Афанасия повлиять на Констанция и изменить его проарианскую политику не увенчалась успехом, и в адресованной монахам «Истории ариан» святитель уже открыто говорил о самом Констанции как насадителе арианства и гонителе Православия (9. 2; 32. 1 sq.). Недостаток прямого общения с паствой свт. Афанасий восполнял, ведя переписку и плодотворно работая над своими большими творениями, все время оставаясь душой правосл. противостояния арианству. К этому периоду относятся «Послание к епископам Египта и Ливии против ариан», «Защитительное слово о бегстве своем», «Житие св. Антония», 3 книги «Против ариан», 3 «Послания к Серапиону» и др. сочинения. Откликом на раскол среди ариан и Аримино-Селевкийский Собор стало его «Послание о Соборах в Римини и Селевкии», призывающее к миру в Церкви. Свт. Афанасий не боялся покидать пределы Египта и даже тайно возвращаться в Александрию (Socr. Schol. Hist. eccl. III 14).
Последние годы жизни (362−373)
Конец изгнанию свт. Афанасия положила внезапная смерть имп. Констанция (3 нояб. 361). Его преемник Юлиан Отступник, надеясь вызвать распри среди христиан, распорядился вернуть всех сосланных епископов. 21 февр. 362 г. Свт. Афанасий был торжественно и радостно встречен александрийцами (епископ-арианин Георгий незадолго до этого был убит). В Александрии (возможно, в апр. 362) был созван «Собор исповедников», в к-ром участвовали 22 правосл. епископа, в т. ч. возвращавшийся из фиваидской ссылки Евсевий Верцелльский (Rufinus. Hist. eccl. I 27−29). Niai? впервые со времен Константина Великого утвердил на Востоке незыблемость Никейской веры и принял меры к восстановлению мирной церковной жизни (в частности, были определены условия принятия в общение раскаявшихся ариан). На этом же Соборе решался вопрос о преодолении раскола в Антиохийской Церкви между общиной «евстафиан» и еп. Мелетием. Собор принял «Томос к Антиохийцам», в к-ром утверждалась незыблемость Никейского вероисповедания, а также рассматривался ряд догматических вопросов (о соотношении терминов «сущность» и «ипостась», о Воплощении).
Но Юлиану были невыносимы успехи свт. Афанасия, и император-язычник, сбросив личину веротерпимости, повелел изгнать святителя из Египта. 24 окт. 362 г. свт. Афанасий скрылся из Александрии и первое время оставался неподалеку, а затем удалился в Фиваиду, где много общался с монахами. После гибели Юлиана (26 июня 363) новый имп. Иовиан милостиво принял свт. Афанасия в Антиохии и просил его составить исповедание веры («Послание к императору Иовиану»). Прошения александрийских ариан были оставлены без внимания, и 5 сент. свт. Афанасий вернулся в свой город. Но уже 17 февр. 364 г. Иовиан скончался. Его преемником в вост. части Империи стал арианин Валент, к-рый эдиктом от 5 мая 365 г. распорядился вновь отправить в изгнание всех епископов, сосланных Констанцием и возвращенных Юлианом (Hist. aceph. 5. 1).
Народ требовал, чтобы свт. Афанасий был оставлен на кафедре, и имп. наместник обещал довести эту просьбу до сведения императора. Но узнав, что против него планируются насильственные действия, свт. Афанасий 5 окт. тайно покинул город и укрылся неподалеку, у могилы своего отца; на следующую ночь солдаты ворвались в храм св. Дионисия, где должен был находиться свт. Афанасий. Впрочем, святитель опасался не только насилия властей, но и беспорядков среди горожан, к-рые они могли вызвать. Удаление свт. Афанасия стало причиной резкого обострения обстановки в городе, Валент был вынужден уступить александрийцам, распорядившись не беспокоить более их епископа. 1 февр. 366 г. Свт. Афанасий смог вернуться и уже до смерти оставался на кафедре (Hist. aceph. 5. 6−7). Из 40 лет епископского служения свт. Афанасия 17 с половиной лет пребывал в изгнании (SC. 317. P. 80).
Конфликты последних лет жизни свт. Афанасия были незначительны. Когда во время бунта 21 июля 366 г. язычники сожгли «Великую церковь», построенную имп. Констанцием и освященную арианином Георгием, последовал приказ восстановить ее, но свт. Афанасий основал церковь в др. месте; храм был освящен 7 авг. 370 г. и получил имя святителя. Арианский еп. Лукий, к-рый еще при Иовиане пытался занять кафедру свт. Афанасия, сделал новую попытку с помощью местных ариан (24 сент. 367), но власти, опасаясь народного возмущения, выдворили его из города и из Египта через 2 дня после его прибытия (Hist. aceph. 5. 11−13).
Свт. Афанасий Великий оставался общепризнанным вселенским главой борьбы за никейское Православие. Когда епископы лат. Африки склонялись к замене Никейского Символа веры вероопределением Аримино-Селевкийского Собора, свт. Афанасий созвал в 368/9 г. собор егип. и ливийских епископов и от лица Собора составил «Послание к африканским епископам» (Ep. ad Afros episcopos). Свт. Афанасий находился в переписке со свт. Василием Великим по важным догматическим и каноническим вопросам; в частности, он поддержал свт. Василия, когда каппадокийские монахи подвергли его нападкам за уклончивые выражения о Св. Духе: свт. Афанасий видел, что свт. Василий «немощен только для немощных» — эта «немощь» служила созиданию Церкви, привлечению в нее колеблющихся. Свт. Василий расчитывал на посредничество свт. Афанасия в нормализации осложнившихся из-за раскола в Антиохии отношений между «восточными» и Римской кафедрой, но его надеждам не суждено было сбыться. 2 мая 373 г. свт. Афанасий преставился ко Господу, завещав перед смертью избрать архиепископом ближайшего своего помощника пресв. Петра. Не дожив несколько лет до Всел. II Собора, великий александрийский святитель сделал очень многое для окончательного торжества над арианством правосл. веры в Св. Троицу.
Подобно тому, как жизнь свт. Афанасия — важная часть истории его времени, его влияние как богослова и подвижника определяется тем местом, какое принадлежит ему в истории. Свт. Афанасий вступил на поприще в переломное время. Закончилась доникейская эпоха, для к-рой характерны доктринальная нестабильность, сосуществование разных школ и направлений, дефицит вселенских критериев в отсутствие Вселенских Соборов (так, Ориген, осужденный в Египте, был почитаем в Палестине). Хотя Церковь всегда стремилась к единству веры (ср.: Еф. 4. 5), на практике оно достигалось далеко не всегда. Характерно, что тогдашнее самоназвание Церкви — кафолическая (т. е. всеобщая) — имеет канонический, а не вероучительный акцент. Поколение свт. Афанасия получило то, чего не было раньше, — Вселенский Собор, давший вселенский Символ веры. Как всегда решающим фактором была последующая рецепция — претворение в жизнь — соборных постановлений.
Свт. Афанасий больше всех потрудился не только для всеобщего принятия решений Никейского Собора, но и для принятия церковным сознанием самого понятия Вселенского Собора. Основным критерием церковности становится Православие. Главная заслуга свт. Афанасия — в обосновании догмата единосущия. Но от этой темы неотделимо и его учение о воплощении Сына Божия и об обожении человека, что составляет предмет догматического и аскетического богословия следующих веков. Свящ. Писание и вера Церкви — основа богословских построений святителя; диалектическая сила сплавлена у него с пламенной силой убеждения, и никогда не упускается из виду сотериологическая перспектива. Исторический деятель крупнейшего масштаба, свт. Афанасий умел разговаривать с императорами на языке дипломатии и в то же время мог выступить бескомпромиссным и ревностным их обличителем.
Свт. Афанасий использовал возможности Александрийской Церкви (отчасти и в годы изгнаний) для распространения христианства во всем Египте, упрочения связей Александрийской кафедры с остальными областями, для поддержки крепнущего монашества и его большего сближения с Церковью. Опора на воцерковленный народ и монашество делала успешной его миссию среди язычников. Многочисленные пастырские путешествия свт. Афанасия вплоть до самых отдаленных уголков Египта служили единению Церкви вокруг александрийского престола. Несомненно, роль свт. Афанасия не ограничивалась пределами Египта: по сути, глубокий кризис Церкви в империи, вызванный арианством, был преодолен при активном личном участии свт. Афанасия. Этот процесс не оставался лишь внутрицерковным, охватив значительную часть населения империи, гос-во, институт имп. власти, — и роль свт. Афанасия в нем тем и значительна, что он своими деяниями и творениями был обращен ко всей Церкви, ко всей империи и ко всему ее населению. Отстаивание Православия и Соборного единства Церкви было важнейшим этапом в деле распространения христианства во всей империи и становления новых отношений между Церковью и христ. гос-вом.
М. В. Никифоров
Творения
В обширном лит. наследии свт. Афанасия нашли отражение разные области богословия, что позволяет соответственно классифицировать весь корпус творений святителя.
Апологетические
Эту группу составляют ранние сочинения свт. Афанасия: «Слово против язычников» и «Слово о воплощении Бога Слова» (Они написаны ок. 318 г. (335−337; здесь и далее датировки по Bachelet (DTC), альтернативные — по Tetz (TRE)), однако уже содержат основные положения учения святителя. Оба Слова связаны между собой и, согласно блж. Иерониму (De vir. illustr. 87), объединялись под общим названием «Две книги против язычников» (Adversum gentes duo libri). 1-е сочинение по теме и содержанию близко к апологиям II в.: в нем дается критика языческой мифологии и обрядов как идолопоклонства, а также намечается путь истинного богопознания через созерцание красоты тварного мира и самопознание. Во 2-м свт. Афанасий раскрывает смысл Боговоплощения. Это важнейшее произведение для восточнохрист. антропологии и сотериологии.
Догматико-полемические. Критике арианства свт. Афанасий посвятил 3 «Слова против ариан» (LOgoi kat' 'Areianоn, Orationes contra Arianos, 356−361 или 345−346; 4-е слово, по мнению большинства исследователей, не принадлежит свт. Афанасию). Они написаны свт. Афанасием во время его 3-го изгнания. В 1-м слове содержатся изложение арианского учения (по книге Ария «Талия»), а также защита определений Никейского Собора о несотворенности Сына и о единосущии Сына Отцу. 2-е и 3-е Слова представляют собой подробный анализ текстов Свящ. Писания (гл. обр. Притч 8. 22: «Господь созда мя начало путей своихъ» — одного из главных доводов ариан в пользу тварности Сына-Премудрости) относительно рождения и воплощения Сына, связи между Сыном и Отцом. К этой группе примыкает также небольшое соч. «О явлении во плоти Бога Слова и против ариан». Подлинность его подвергалась сомнению на основании того, что в нем использована формула каппадокийских отцов «один Бог в трех Ипостасях». Но уже на Александрийском Соборе 362 г. свт. Афанасий утверждал, что термин «ипостась» может быть использован в значении «лицо» и, следов., можно говорить о трех Ипостасях (Tom. ad Antioch. 5−6). Однако возможность позднейшей интерполяции каппадокийской формулы в текст свт. Афанасием не исключена (Quasten. Vol. 3. P. 29).
Историко-полемические
К этой группе сочинений относятся прежде всего 3 защитительных Cлова, или апологии, свт. Афанасия против обвинений в его адрес. «Защитительное слово против ариан» (Apologhtikoi kata Areianоn, Apologia contra Arianos, или Apologia secunda) составлено после возвращения свт. Афанасия из 2-го изгнания (ок. 350 или 356−357). Святитель приводит аргументы в свою защиту против обвинений Евсевия Никомидийского и его сторонников. Здесь также собраны все документы, относящиеся к первым 2 изгнаниям свт. Афанасия, в частности документы Александрийского Собора 338 г., послание папы Юлия, 3 послания Сардикийского Собора 343 г., документы Тирского Собора 335 г., и ряд др. источников. «Защитительное слово пред царем Констанцием» (Apologia ad Constantium imperatorem, ок. 357) написано по поводу обвинений, возведенных на свт. Афанасия арианами в том, что он будто бы недоброжелательно отзывался о Констанции в присутствии его брата Константа. Александрийской Церкви адресовано «Защитительное слово о бегстве своем» (лето 357), в к-ром свт. Афанасий оправдывает свое бегство от гонения дукса Сириана, отвергая наветы ариан, упрекавших его в малодушии. К этому же разделу относится и «История ариан», или «Послание епископа Афанасия к монахам, повсюду пребывающим, о том, что сделано арианами при Констанции» (Epistola et Historia arianorum ad monachos, 357 — зима 358). Имп. Констанций, покровитель арианской ереси, изображен здесь как враг Христов и предтеча антихриста.
В своем 39-м Пасхальном послании (ок. 367) свт. Афанасий перечисляет канонические книги Свящ. Писания.
Экзегетические
При всей начитанности свт. Афанасия в Свящ. Писании очевидно, что экзегетика не была основным направлением его богословия. Любой анализ экзегезы свт. Афанасия cталкивается с дискуссией о подлинности дошедших под его именем трактатов. В наст. время все большее распространение получает т. зр., согласно к-рой свт. Афанасию не принадлежит ни одно из известных под его именем экзегетических сочинений. В «Послании к Маркеллину об истолковании псалмов» (Epistula ad Marcellinum de interpretatione Psalmorum) выражается общее отношение к ВЗ — как написанному единым Св. Духом и повествующему о Христе. Из экзегетических комментариев свт. Афанасия наиболее известно «Толкование на Псалмы» (Expositiones in Psalmos), представляющее собой краткие комментарии на каждый псалом. Часть их дошла до нас в катенах Никиты Ираклийского (XI в.). Подлинность этого сочинения, в к-ром используется характерный для представителей александрийского направления аллегорический метод толкования, остается предметом споров (CPG Supplementum N 2140). Несмотря на то что мнение об аутентичности имеет сторонников (Vian. 1991. P. 3−42), опровержение его принадлежности свт. Афанасию основывается на обнаружении в тексте интерполяций из Дидима Слепца и Кирилла Александрийского (т. о. оно датируется не ранее 440) и на нек-рых отличиях от характерной для свт. Афанасия терминологии (Dorival. 1980. P. 80−89; Stead. 1985. P. 72−77; idem. 1992. P. 174−184). Приписывавшееся свт. Афанасию соч. «О надписании псалмов» (De psalmorum titulis) в действительности написано Исихием Иерусалимским. Также, по всей видимости, не принадлежит свт. Афанасию небольшое «Предуведомление о псалмах» (Argumentum in Psalmos).
Среди бесед свт. Афанасия наиболее значительна гомилия на Мф 11. 27: «Все предано мне Отцом Моим», направленная против арианской интерпретации этого места. В ней свт. Афанасий утверждает единство сущности Отца и Сына на основании Ин 16. 15: «Все, что имеет Отец, есть Мое». Кроме того, сохранились краткие экзегетические фрагменты свт. Афанасия в катенах (на Иов, Ис, Варух, Дан, Песн, Мф, Мк, Лк, Ин, 1 Кор, Деян), но они либо извлечены из др. его сочинений, либо принадлежат к числу сомнительных и неподлинных. Свт. Фотий, Патриарх К-польский, упоминает о написанных свт. Афанасием Толкованиях на Екклезиаста и на Песнь Песней (Bibl. 139), однако до наст. времени дошло лишь неск. фрагментов (PG 27. Col. 1347−1350). Отдельные фрагменты в «Катенах» Патр. св. Никифора сохранились от Толкования на кн. Бытия. Наконец, в «Синопсисе Священного Писания» (Synopsis Scripturae Sacrae) содержится краткое описание библейских книг, он надписан именем свт. Афанасия, но составлен предположительно в нач. V в.
Аскетические
Особое место в наследии свт. Афанасия занимает «Житие св. Антония» (Vita S. Antonii). Житие написано вскоре после кончины «отца монахов» (356), и уже при жизни автора пользовалось широкой популярностью. Довольно быстро оно было переведено на лат. язык и явилось одной из книг, послуживших к обращению в христианство блж. Августина (Augustin. Confess. VIII 6. 14). «Житие св. Антония» стало классическим образцом для последующих агиографических памятников, и свт. Афанасий по праву считается создателем житийного жанра. Среди аскетических творений, приписываемых свт. Афанасию, имеется также ряд текстов, посвященных девству. Несмотря на то, что подлинность этих сочинений вызывает сомнение ученых, значение их для аскетического богословия весьма велико. К ним относится соч. «О девстве», носящее подзаголовок «Слово спасения к девственнице» (De virginitate). Большинство патрологов (P. Batiffol, M. Aubineau, J. Roldanus) отрицают принадлежность этого сочинения свт. Афанасию. Среди тех, кто отстаивал его подлинность, — нем. ученый Э. фон дер Гольц и рус. исследователь В. Д. Кудрявцев.
Произведение содержит подробные наставления девственнице относительно времяпрепровождения и религ. обязанностей «невесты Христовой». Существует также неск. арм., сир. и копт. версий посланий на ту же тему, приписываемых свт. Афанасию. Копт. послание свт. Афанасия «О любви и воздержании» (Epistula de caritate et temperantia) вошло в «Поучение прп. Пахомия Великого по случаю, когда один из братьев обиделся на другого». Кроме того, под именем свт. Афанасия сохранился ряд фрагментов на копт., сир. и араб. языках, посвященных девству во Христе (Aubineau. 1955. P. 140−173; Brakke. 1994. P. 17−56).
Послания и письма. Эпистолярное наследие свт. Афанасия чрезвычайно обширно (хотя значительная часть его утрачена) и является важным источником как по догматическим вопросам, так и по истории и существу арианских споров, нек-рых др. ересей. Корпус посланий свт. Афанасия делится на неск. групп.
I. Праздничные (или пасхальные). Кроме своего прямого назначения — оповещать о начале Великого поста и дате празднования Пасхи — эти послания содержали обращение к пастве по тем или иным насущным вопросам, пастырские увещания, приветствия и т. д. Послания важны для уяснения хронологии жизни свт. Афанасия и истории эпохи. На греч. яз. сохранились лишь отрывки из 22, 24, 27, 28, 29, 39, 40, 42, 43, 44 и 45-го посланий. Среди них особенно ценным является отрывок из знаменитого 39-го послания (367), в к-ром содержится полный список книг ВЗ (22 книги, по количеству букв евр. алфавита) и НЗ (27 книг). Это первое полное перечисление канона НЗ. Из Послания следует, что во времена свт. Афанасия Александрийская Церковь не включала в состав ветхозаветного канона книги Премудрости Соломона, Есфири, Товита, Иудифи, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, зато к НЗ добавлялись в качестве полезных и назидательных «Дидахе» («Учение 12 Апостолов») и «Пастырь» Ермы. Свт. Афанасий особо подчеркивает авторитет канонических книг, к-рые «являются источником спасения. Только в них возвещается наставление в благочестии. Да не прилагает никто к ним, ни отнимает от них». Свт. Афанасий перечисляет и неканонические книги ВЗ, отмечая их ценность для назидания оглашенных. 39-е послание вошло в канонические книги правосл. Церкви (Афан. 2). Значительная часть пасхальных посланий свт. Афанасия сохранилась в сир. переводе.
II. Соборные и окружные. В эту группу посланий входят: «Свиток к антиохийцам» (Tomus ad Antiochenos, 362), в к-ром наряду с критикой арианства обсуждается богословская терминология, в частности термин «ипостась»; «Послание к императору Иовиану» (Epistula ad Jovianum imperatorem, 363), содержащее изложение истинной веры; наконец, «Послание к епископам африканским», написанное от имени 90 епископов Египта и Ливии, собравшихся в Александрии под председательством свт. Афанасия, в защиту никейского вероопределения и термина «единосущный». «Окружное послание» 339 г. адресовано всем епископам Кафолической Церкви, к-рых свт. Афанасий призывает объединиться против узурпатора Александрийского престола арианина Григория, а также «Окружное послание к епископам Египта и Ливии», составленное по поводу нападок еретиков на Никейский Символ веры.
III. Догматико-полемические. Во время своего 3-го изгнания (356−362), проведенного в египетской пустыне, свт. Афанасий написал 4 «Послания к Серапиону, епископу Тмуисскому, о Святом Духе» (Epistulae IV ad Serapionem episcopem Thmuitanum, 357−359). Послания составлены в то же время, что и «Слова против ариан», и представляют собой ответ Серапиону на вопрос о людях, «которые отступили от ариан за их хулу на Сына Божия, однако же неправильно мыслят о Святом Духе и утверждают, будто Дух Святой не только есть тварь, но даже один из служебных духов». В 1-м послании свт. Афанасий излагает правосл. учение о Св. Духе, раскрывая суть духоборчества как скрытого арианства; 2-е и 3-е послания изначально представляли собой, вероятно, одно послание, т. к. последнее продолжает предыдущее (); 4-е послание посвящено той же теме, что и 1-е. К Серапиону обращено также «Послание о смерти Ария». Христологической проблематике посвящены написанные в 371−372 гг. «Послание к Эпиктету», «Послание к Адельфию» и «Послание к Максиму философу» (Epistula ad Maximum philosophum). В них свт. Афанасий, опровергая обвинения ариан, будто бы православные поклоняются человеческой природе Христа, утверждает, что человеческая и Божественная природы во Христе нераздельны, поклонение же воздается не природе, а воплотившемуся Слову. В «Послании о постановлениях Никейского Собора» (Epistula de decretis Nicaenae synodi, 350/51) свт. Афанасий отстаивает никейские вероопределения, в особенности термин «единосущный», отвергаемый арианами. В написанном неск. позже «Послании о Дионисии, епископе Александрийском» свт. Афанасий защищает своего предшественника по кафедре от обвинений в арианстве, поскольку ариане толковали его сочинения в свою пользу. «Послание о Соборах в Аримине Италийском и Селевкии Исаврийской» содержит изложение истории этих Соборов и критику арианских формулировок. В «Послании к Руфиниану» речь идет о том, как принимать арианских клириков, к-рые возвращались в Церковь с покаянием: «первенствовавших в злочестии» следует принимать как мирян, тех же, кто были «увлечены нуждою и отпали», принимать после покаяния в сущем сане. Это послание впосл. было включено в канонические сборники правосл. Церкви (Афан. 3). В «Послании к монахам» свт. Афанасий увещевает последних уклоняться от общения с арианами.
IV. Нравственно-аскетические. К ним относятся «Послание к Амуну» и «Письмо к Драконтию». В 1-м свт. Афанасий говорит, в частности, о браке и девстве как 2 различных путях жизни, предпочитая девство, но подчеркивая, что оба пути благословенны — Послание вошло в канонические сборники правосл. Церкви (Афан. 1). 2-е Послание — увещание поставленному из монахов во епископа в том, что епископство не исключает подвижничества, о пастырском служении и роли епископа.
V. Написанные по частным поводам. Среди них — 2 послания к Люциферу Каларисскому (Epistulae ad Luciferum, 359/60, сохр. только в лат. пер., подлинность сомнительна), 2 послания к авве Орсисию в составе «Жития прп. Пахомия Великого», «Послание к Палладию», «Послание к пресвитерам Иоанну и Антиоху» и др.
Неподлинные сочинения (Псевдо-Афанасий). Авторитет свт. Афанасия в Церкви был настолько велик, что его именем надписывали сочинения, в действительности ему не принадлежащие. Из них выделяются следующие группы сочинений:
Догматические. Помимо 4-го Слова против ариан свт. Афанасия атрибутируются 2 книги «О воплощении против Аполлинария», написанные ок. 380 г., уже после смерти святителя. Они отличаются по языку и стилю от творений свт. Афанасия, имя Аполлинария Лаодикийского (младшего), против к-рого направлены эти книги, в тексте не упоминается; впрочем, нек-рые исследователи (T. F. Torrance, G. D. Dragas) отстаивают подлинность этого сочинения. «Слово пространнейшее о вере» представляет собой компиляцию из др. трудов свт. Афанасия, в основном из «Слова о воплощении Бога Слова». Среди возможных составителей этого, а также соч. «Изложение веры» исследователи выделяют исп. Евстафия Антиохийского и Маркелла Анкирского. «Изложение веры» направлено против ариан и савеллиан. Небольшой фрагмент «Толкования на Символ веры» написан, вероятно, одним из преемников свт. Афанасия на Александрийской кафедре, Петром II или Тимофеем I. «Пять диалогов о Св. Троице» и «Два диалога против македонианина-духоборца» содержат полемику православного с аномеем, македонианином и аполлинарианином. Стиль и богословие этих сочинений позволяют нек-рым ученым приписать их Дидиму Слепцу. Символ веры, приписываемый свт. Афанасию (см. Афанасиев Символ веры), называемый также по начальным его словам «Quicumque», составлен на латыни не ранее V в. «12 книг о Троице» (De Trinitate Libri XII), опубликованные под именем свт. Афанасия Минем (PL. 62. Col. 237−334) среди сочинений африканского еп. Вигилия Тапского (V в.), в действительности являются собранием трактатов неск. неизвестных зап. авторов 2-й пол. IV—V вв., отражающих период борьбы Зап. Церкви против арианства.
Гомилетические. Под именем свт. Афанасия сохранилось значительное количество проповедей, большинство из к-рых ему не принадлежит. В сир. и копт. версиях дошел до нас ряд бесед под именем свт. Афанасия.
Прочие. Среди множества др. сочинений, приписываемых свт. Афанасию, особой популярностью пользовались 137 «Вопросо-ответов к Антиоху» (PrOj 'Ant…ocon Ґrconta, Questiones ad Antiochum ducem 1−137), составленные из творений разных отцов Церкви (свт. Григория Нисского, свт. Кирилла Александрийского, блж. Феодорита, прп. Максима Исповедника), известные, в частности, по древнерус. сборникам, «История Мелхиседека», «Житие и наставления прп. Синклитикии Александрийской» и др. Имя свт. Афанасия носит одна из анафор Эфиопской Церкви.
http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=50 008&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)