Prokimen.Ru | Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (Арндт) | 31.01.2008 |
Но всегда и везде конкретные формы такого образования опирались на православные устои, унаследованные от прежних поколений, и на живой опыт церковной жизни.
Размышляя об образовании, естественно задуматься, от какого корня происходит это слово, каков его глубинный смысл. Всем понятно, что оно восходит к церковнославянскому слову «образ». Важно другое: по какому именно образу мы «образуем» и «образуемся»? Пока светская школа будет образовывать учащихся по образу міра сего, как это происходит в наше время, ни о каком истинном образовании в такой школе не может быть и речи. Как не может быть в такой школе речи о подлинном просвещении, если иметь в виду евангельское понимание Света. До тех пор, пока министерства образования (или министерства просвещения, как они себя иногда по недоразумению именуют), будь то в России или в рассеянии, предписывают внушать детям, что человек произошел от бессловесных животных, или преподносить им под видом исторических сведений нелепые выдумки, изменяющиеся сообразно политическим переменам, или навязывать детям то, что чиновники от образования называют «сексуальным просвещени-ем», истинное просвещение будет отстоять от светской школы дальше, чем востоцы отъ западовъ.
Современное общество, как в России, так и на Западе, страдает от расщепления сознания, от того, что разные общественные институты претендуют «образовывать» по своему разумению отдельные, разрозненные части некогда единого богообразного существа человеческого. Однако евангельский, святоотеческий смысл понятия образования пребывает неподвластным этой шизофрении, оставаясь для нас, православных, надежным маяком для выхода из нынешней печальной ситуации.
К сожалению, общеобразовательная православная школа для наших детей остается пока почти повсюду только мечтой. При соборе нашей Церкви в Сан-Франциско в Калифорнии есть ежедневный православный лицей, но и он только восполняет общеобразовательную школу, как и другие наши подобные учебные заведения, с той лишь разницей, что занятия в приходских школах проводятся, как правило, раз в неделю, а не ежедневно. Поэтому, говоря об образовании и воспитании, мы будем иметь в виду прежде всего образование и воспитание в семье, этой домашней Церкви, в храме Божием и в приходской школе, а не в школе общеобразовательной.
Образование, воспитание и просвещение, понимаемые в свете Еван-гелия и в духе святых Отцов, суть не синонимы, но понятия, как бы раскрывающие разные грани и проявления одного целостного процесса, что очевидно уже из самой этимологии этих слов и из того поля значений, которое закрепилось за ними в церковном сознании.
Самое начало пути русского народа на стезях христианства показывает, насколько уже на этой ранней стадии присутствовал правильный подход к образованию. Уже древнейший русский кодекс правовых норм — «Русская Правда» — учил тому, что праведность есть основа правильного и праведного управления мысли, основа целомудрия. Целомудрие есть не внешнее телесное состояние, но целостное восприятие всего окружающего мира, и целостное, здравое мышление — ум Христов, по св. Апостолу (1 Кор 2, 16). Диавол раздробляет, расщепляет человеческую мысль и сердце (схизофрения = расщепление рассудка). Стремление к Богу, хождение в заповедях Его восстанавливает утраченную целостность. Любимой книгой на Руси издревле была Псалтирь. Столетия тому назад Псалмопевец обращался с богодухновенными словами к нашим предкам, и ныне он так же призывает нас: Да узрят нищии и возвеселятся: взыщите Бога, и жива будет душа ваша (Пс 68, 33) Тот, кто сознает свою духовную нищету и несостоятельность, обретает веселие, спокойствие, душевный мир. Хвалитеся о имени святом Его: да возвеселится сердце ищущих Господа (Пс 104, 3).
Процесс образования можно в некотором смысле сравнить с таинством оглашения и крещения, с той, разумеется, разницей, что крещение совершается однократно, а процесс образования продолжается всю жизнь. Родители и другие наставники в процессе образования совершают служение таинству, подобно тому, как его совершают священнослужители в процессе оглашения и крещения. В первую очередь они учат и сообщают образ поведения и ведения собственным примером, подражая в этом Христу. Христос пострадал за нас, оставив нам пример (образ послав.) (1 Петр 2, 21). Здесь важны не столько слова назидания, сколько жизнь, согласная со словами: подавая образ добрых дел (Тит 2, 7) наставник запечатлевает словесные наставления в сердцах наставляемых. Как образ Божий отображается в человеке, так и добродетели человека-воспитателя отображаются на ближнем, образующемся по его образу и подобию. Так понимал воспитание апостол Павел: подобни мне бывайте (в греческом — подражайте мне), якоже аз Христу (1 Кор 4, 16). Что именно таково должно быть образование, об этом свидетельствует св. Апостол и в другом своем Послании: Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями (Рим 8, 29). Ихже предуведе, «то есть, в которых людях Бог предусмотрел искреннее и неизменное желание благоугождать Ему, и достигнуть вечного спасения».
Итак, всем нам подобает открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаться в тот же образ от славы в сла-ву, как от Господня Духа (2. Кор 3, 18).
Наше преображение в тот же образ Христов совершается в таинствах Церкви и в добродетелях. И в этом заключается преимущественная задача образования: в уподоблении себя Христу. Когда образование проникнуто духом евангельским, оно ведет этим спасительным путем. Каждая добродетель в человеке рисует образ Христов на основе праобраза, вложенного в его христообразную природу. Задача образования — раскрытие образа Христова в человеке. В Богочеловеке мы видим все Божественные совершенства. Они делаются доступными и нам через любовь к Образу и общение с Ним в таинствах, через подражание Ему в добродетелях.
Как в таинстве крещения крестный принимает ответственность за крещаемого, так и каждый наставник — будь то школьный учитель или духовный отец — отвечает за наставляемого.
Однако нынешнее положение вещей явно обнаруживает недостатки нашего общества — его обмирщвление и расцерковление. Как правило, не только школьные учителя, но даже родители и крестные не осознают своей ответственности перед Богом за детскую или взрослую вверенную им душу. Не многие готовы пойти на жертву ради Христа — пожертвовать своей лжесвободой и принять на себя подвиг служения ближнему.
Подвиг этот невозможен без молитвы и других евангельских добро-детелей. Первая задача восприемлющего, равно как воспитателя и учителя — молитва за крестника, за воспитанника. Только при такой постановке вопроса наставник может надеяться на успех своей мис-сии, принимая ученика как драгоценный дар, который он должен лелеять своей молитвой, постом, подвигом. Через ежедневное отвер-жение сатаны сам учитель утверждает свое крещение, и этим создает почву для плодотворного образовательного процесса. Отвергаясь сатаны и его аггелов, человек открывает себе и ближнему путь для приятия образа Божия.
В наше время во многих семьях у родителей не остается времени для детей. Учитель, равно как и священник, может и должен восполнить этот недостаток. Даже если он физически проводит с воспитанниками значительно меньше времени, чем родители, духовно он может повлиять на детей намного больше. Опыт в молитве дает ему возможность переносить навык общения с Богом на общение с человеком. Этим он поддерживает и распространяет христианскую культуру общения.
Русская Зарубежная Церковь всегда уделяла образованию много внимания. Были учреждены специальные школьные комиссии при Синоде, есть ученая комиссия. Они вырабатывают как специальные руководства (инструкции) для приходских школ, так и предложения для паствы, которые Синод обнародует в своих пастырских посланиях. В нашей Церкви образование русских православных детей начинается с детских садов и продолжается в приходской школе. Большое значение имеет также опыт прислужников-алтарников. Прислуживая в храме, дети с раннего возраста навыкают истинно христианскому подходу к жизни. Но, к сожалению, даже в алтарь в наше время проникает мирской дух (иногда среди прислужников даже возникает что-то в роде «дедовщины»), который священнослужители должны искоренять последовательно и решительно. Диакона или священники не только обучают мальчиков правильным, осознанным действиям во время богослужения, но и наставляют в молитве, благочестии и внимательном отношении к службе, учат правильному общению со старшими и с мальчиками своего возраста, воспитывают в них уважительное отно-шение к другому человеку. Подобное происходит в идеальном случае и с девочками, поющими в хоре. Остальные общаются в приходской школе или на общеприходских мероприятиях, за трапезой, на молодежных съездах, в паломничествах, также приобщаясь к самым разным сторонам церковного восприятия.
Говоря о приходской школе, нельзя не упомянуть о том благотворном влиянии, которое оказывает на детей и подростков изучение церковнославянского языка. Детский ум податлив и мягок, подобно воску, на нем легко запечатлеваются смыслы литургического языка. Богатейшее наследие православной гимнографии, часто недоступное взрослым, не знающим церковнославянского, обогащет ум и сердце детей, изучающих этот язык в школе.
Там, где есть энергичные священники, устраивают однодневные или двухдневные паломничества для алтарников, певчих и детей из приходской школы. Это сплачивает их между собой и дает возможность воспитателям общаться с молодежью в непринужденной обстановке. К таким поездкам священнослужители и воспитатели должны тщательно готовиться, чтобы целесообразно использовать время паломничества. Во многих приходах подобная работа ведется также и с приходскими активистами, например сестричеством. Люди, работающие в храме, встречаются не только по делу, но также собираются для духовных бесед, толкования Священного Писания и т. п. Таким образом священнослужители имеют широкое поле деятельности, разные способы образования и воспитания своей паствы.
Настоящая цель воспитания, в том смысле, как его понимает Церковь, есть раскрытие образа Христова в душе человека. В расцерковленном обществе слово «воспитание» давно утратило изначальный смысл, который оно имело в церковнославянском языке. Если ввести это слово в поисковую машину интернета, она выдаст статьи о воспитании детей наряду с советами о воспитании… щенков. Воспитание щенков определяется как привитие им привычек, полезных и удобных для хозяина. Но и наставления о воспитании детей зачастую не выходят за рамки привития им «полезных привычек». «Воспитание» же в церковном смысле слова есть снабжение, питание души человеческой Словом Божиим и таинствами. Пресвятая Богородица была введена во Храм «воспитатися во Святая Святых». Так должны воспитываться и наши дети: слышанием слова Божия в храме и дома и участием в таинствах, прежде всего в таинстве причащения с младенческого возраста, а позже и в таинстве покаяния. В процесс образования поэтому должно непременно включать приготовление к исповеди. Это очень тонкая область, где ребенок нуждается в чутком подходе со стороны воспитателей. Предпосылка для правильного восприятия таинства исповеди — осознание, с одной стороны, греха и греховности, а с другой — благодатной силы таинств, освобождающих от греха и радости, происходящей от жизни в добродетелях.
Многому учит ребенка, даже совсем маленького, простое посещение храма вместе с родителями, крестными или воспитателями, когда благоговение старшего переносится на образ поведения и чувства младшего. Если, разумеется, благоговение это не лицемерное и наигранное, а исходит из сердца и существа воспитателя.
В храме совершается преображение, обновление и восстановление падшего человеческого естества. Переживание праздников дает основу для образования по Образу. Сопереживая праздники Крещения, Преображения, Введения во храм, Троицы, Рождества, Сретения, Вознесения, ребенок или молодой человек делается способным образоваться по Образу, если он научен в корне каждого праздника усматривать Лик Творца, Образ Крещающегося в Иордане, Преображающегося перед учениками на Фаворе, Внесенного Своей Матерью в храм (на Сретение)…
Ребенок должен понять, что храм Божий — это не детская площадка. Там мы играем, а в храме молимся, общаемся с Богом. Взираем на образ Его с чувством благоговения, покланяемся — этим выражая свое смирение; возжигаем свечу в знак благоговения пред величеством Божиим.
В ветхозаветной скинии и в храме Соломоновом, где воспитывалась Пресвятая Богородица, горел семисвечник — и мы сегодня так же приносим невещественному Свету вещественное приношение: свет и огонь, испрашивая благодатное просвещение уму и огонь сердцу.
Мы дерзаем прикасаться и целовать Образ и черпаем из этого великое утешение. «Это есть видимое значение невидимого прикосновения веры (Лк 8, 46), движение благочестивого усердия в сретение чаемому снисхождению благодати».
Мы возносим молитву, чтобы приблизиться к источнику благодати, «чтобы мысли сосредоточивались и охранялись от рессеяния». Как внешним, так и внутренним оком мы созерцаем Бога, явившегося во плоти, запечатлеваем Его Образ в своем сердце.
Если же священник, наставник или крестный, удаляется от Образа не только телом, выходя из храма, но и духом, наполняя душу вместо святых мыслей и чувств кумирами страстей и вожделений, что может он из такого устроения принести Христу и своему воспитаннику? Какой смысл имеют слова, содержащие молитвенное обращение, но лишенные молитвенного духа? Так же мало пользы приносят слова преподавателя на уроке, произнесенные без убеждения в их верности и правильности, без уверенности в их необходимости для человека, без горячей веры. Такие слова растворяются в воздухе, не произведя никакого впечатления на ученика. В вере, ведь, нельзя убеждать, можно только зажечь, заразить.
Мы должны стремиться к тому, чтобы открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаться в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа (2. Кор 3, 18). Этому следует учить не только ребенка, но и каждого человека, начавшего воцерковляться уже в зрелом возрасте. Если мы смотрим не просто на лицо Христово на иконе в храме, а на славу Его, сущую внутрь, на свет Его Божественной истины, Его добродетелей и совершенств, мы перестаем быть бездейственными зрителями, но представляем светоносному лику Христову душу нашу, как зеркало для принятия света Его.
Как уже было сказано, и как каждый из нас знает по опыту, положительному или отрицательному, образование и воспитание человека начинается в семье. Мы должны осознать, что ребенка нельзя отгораживать от мира, консервировать, изолировать. Его надо, напротив, подготовить к тому, чтобы он входил в мир с верными представлениями о том, как следует этот мир воспринимать и образовывать. Борьба с грехом неизбежна. Ребенка следует подготовить к этой борьбе, снабдить необходимым оружием. Наилучший способ для этого, самый мощный образовательный фактор — сама семейная жизнь, отношения супругов между собой и родителей с детьми в православной семье, в этой малой Церкви. Жизнь семейная должна строиться на вере и любви к Богу, а не на внешнем исполнении каких-то правил. Весь строй семейной жизни должен быть проникнут духовным началом. Родители и воспитатели могут передать только то, что они сами имеют, чем они живут и дышат, чем исполнено их сердце. Сами они должны прежде всего освободиться от страстей, и в первую очередь от раздражения и осуждения. Тон домашнего общения, мимика, мысли и чувства, скрывающиеся за этим, передаются естественным образом. Чем больше родитель или воспитатель сам старается вести православную жизнь, упражняться в молитве и посте, в чтении духовных наставлений, житий святых, тем легче это передается ребенку. Когда в родителе или воспитателе горит вера, он легко может зажечь сердце воспитуемого. Если он упражняется в молитве, он сможет свободно и непринужденно об этом говорить с ребенком. Когда пост присутствует в доме как естественное явление без всякого принуждения или искусственного напряжения, тогда ребенок с легкостью привыкает к нему. Когда родитель или воспитатель воздерживается от сквернословия в присутствии ребенка, но пользуется им в другие моменты, ребенок сразу чувствует такое лицемерное отношение и заражается тем же духом. Если же ребенок не слышит от наставников сквернословия и не чувствует фальши, то и ему эти пороки будут чужды. Все должно быть единым и целостным.
Воспитание, образование и просвещение в христианском духе не есть утопия или недостижимый идеал, хотя наша повседневная реальность, и особенно светская школа, часто удручающе от идеала далеки. Но воспитание христианского духа всегда было делом трудным, и в апостольское время не менее, чем в наше. Духовная брань — естественная и неотъемлемая часть нашей жизни. Без нее мы не достигнем Царства Небесного. Несмотря на то, что современное общество пытается навязать нам свои секулярные ценности, мы не смеем жить по двойному стандарту. Наша задача в том, чтобы выработать, выстрадать целостный христианский подход к жизни и передать его детям (плотским или духовным), прививая им любовь ко Христу, к евангелию, и, следовательно, к жизни по евангелию. Если ребенок почувствует евангельскую любовь воспитателя, он сможет естественным образом противостоять греховным и страстным влечениям.
Ребенку, равно как и воцерковляющемуся взрослому, нельзя давать одно голое, рациональное знание. Он должен быть окутан, согрет и защищен любовью ко Христу и к ближнему, должен видеть живой пример живой веры. Родители и воспитатели должны действовать не натиском или требованием, а собственным благим примером. Ребенок или молодой человек (равно как и воцерковляющийся взрослый) должен чувствовать, что наставники уважают его свободу и его личность, как уважает нашу свободу сам Творец человека. Здесь важны не внешние педагогические приемы, а вдумчивая восприимчивость, основанная на личном опыте духовной жизни.
Образование всегда должно иметь целью, по слову Апостола, совлечение ветхого человека с делами его и облечение в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его (Кол 3, 9.10). Оно должно способствовать сознательному приятию образа Христа. «Во св. крещении, пишет свят. Феофан Затворник, во Христа облекаемся. Это облечение есть таинственно благодатное, восприятие в духе первообраза. Затем следует перенесение всех черт Христа Господа на соответствующие члены естества нашего. В сем труд произволения, подвиг целой жизни, производство обновления».
Завершая это краткое слово, вернемся к началу его. Воспитание, образование, и просвещение суть грани и ступени единого процесса воцерковления, уготовления души к прятию благодати Божией и возрастанию во Христе. Свет Христов просвещает всех — всех тех, кто готов принять его.
«Просвещение есть светлость душ, изменение жизни, вопрошение совести, которая от Бога (1 Петр 3, 21). Просвещение есть пособие в нашей немощи, отложение плоти, последование Духу, общение со Словом, исправление создания, потопление грехов, причастие света, рассеяние тьмы. Просвещение есть колесница, возносящая к Богу, сопутствование Христу, подкрепление веры, совершение ума, ключ Царствия Небесного, перемена жизни, снятие рабства, разрешение от уз, претворение состава».
Мы можем смело уповать, что так понятые и претворяемые в жизнь образование, воспитание и просвещение усилиями семьи, прихода и православной школы дадут свои плоды: Господь восполнит нашу немощь Своею благодатию и чада наши, вверенные нам Богом, станут поистине образованными, воспитанными и просвещенными людьми.