Prokimen.Ru | Василий Жуков | 30.01.2008 |
Отечественная педагогика традиционно стремилась к тому, чтобы обеспечить единство образования и воспитания. Точнее других это выразила императрица Екатерина II, которая требовала:
«Мои университеты должны заниматься образованием ума и нравов».
Главный союзник достижения такого единства — православная педагогика с ее вековыми традициями «образования ума и нравов», многовековыми наблюдениями за процессами формирования личности.
По справедливому замечанию митрополита Калужского и Боровского, владыки Климента, образование — «Это уникальная сфера жизни народа, общества, где соединяются духовное и материальное; прошлое, настоящее и будущее; происходит преемственная передача от поколения к поколению культуры, зарождается и формируется облик современного человека. Именно здесь необходимо объединение усилий государства, Церкви и общества вокруг центральной темы: образование для будущего России».
Для стотысячного научно-педагогического сообщества Российского государственного социального университета изучение и не изъяснение традиций православного воспитания никогда не было вопросом дискуссионным. Благополучие семьи, общества и я судьба каждого Человека зависит от того, насколько прочен союз людей, занимающих в жизни четыре главные должности: врача, учителя, библиотекаря и священника. Все, кто принимает участие в Рождественских чтениях, знают: священник и учитель, а не генералы и фельдмаршалы, одерживают победы и терпят поражения. Цель нашего форума состоит в том, чтобы это знали не только мы, представители веры и образования.
В своей образовательной деятельности РГСУ исходит из того, что социальное образование, социальное служение и религиозное воспитание обладают взаимными компенсирующими свойствами. Подготовка современного образованного специалиста, призванного трудиться в социальной сфере, будет неполноценной, если она основана только на рационализме доктрин и механизмах социальных технологий.
Вне духовного измерения можно дать знания, но нельзя подготовить специалиста, способного понять сущность явлений, влияющих на социальное положение и состояние человека.
Знания открывают дорогу Человеку к профессиональной карьере и материальному благополучию. От воспитания зависит социально-психологическое состояние общества и судьба нации.
Научно-педагогический коллектив РГСУ стремится к тому, чтобы привить студе
нтам такие черты духовности, как совесть, достоинство, порядочность, способность сопереживать, испытывать сострадание, проявлять бескорыстие и человеколюбие, осуждать и отвергать жестокость, насилие, стяжательство.
В каждом обществе есть ниши, заполняемые духовностью, верой, нравами, обычаями. Без этих компонентов немыслим внутренний мир человека. Но внутренний мир человека немыслим и без мира знаний, умений, навыков.
Из этого вполне логично вытекает один из базовых принципов взаимодействия РПЦ и высшей школы: необходимо обеспечить взаимное восприятие и гармоничное развитие ценностей, производных и от веры, и от знания.
В наши дни полностью оправдались слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о том, что на смену поверхностной религиозности неизбежно придет подлинное духовное возрождение.
Церковь стала энергично взаимодействовать с властью и обществом в таких сферах, как образование и воспитание, благотворительность и миротворчество, реставрация и охрана исторических памятников, помощь различным категориям населения, наука и культура. Стало очевидным и то, что особую роль духовное возрождение играет в борьбе с преступностью, коррупцией, деградацией личности.
В целом, результатом православного церковного возрождения стало превращение Русской Православной Церкви в институт, пользующийся наибольшим доверием населения России.
Процесс духовного возрождения сопровождается кардинальными изменениями в такой области общественной деятельности, как накопление и стремительное развитие социального знания.
Видоизменение предметного поля традиционных научных дисциплин, интеграция естественно-научных и гуманитарных направлений исследовательского поиска привели к становлению социальной науки и социального образования.
Социальная антропология, экология человека, социальная работа, социолингвистика, социальная психология, социальная информатика, семьеведение, социально-гуманитарная математика, всего, по моим подсчетам, более 100 новых направлений, характеризуют современную систему отечественного социального образования.
Именно эту новую для России область знания, просвещения и воспитания представляет Российский государственный социальный университет, основанный 25 ноября 1991 года.
Университет ведет подготовку специалистов для социальной сферы России, стран Балтии и СНГ, ряда других государств по 63 специальностям. В Москве, а также в 45 филиалах обучается около 100 000 студентов; работают более 8 000 преподавателей и сотрудников. Свыше 50 000 выпускников уже трудятся в учреждениях социальной сферы и органах управления ею.
Единственным Хозяином университета, господином своей судьбы, настоящего и будущего РГСУ является его Величество Студент.
Студентами РГСУ научно-педагогическое сообщество гордится и тогда, когда они постигают секреты профессии в аудиториях; и тогда, когда слушают их доклады на сессиях Студенческой Академии социальных наук; и тогда, когда видят их в спортивных залах или на сцене. Университет прославляет Академический хор, Симфонический оркестр, Театральные студии, хореографические и другие коллективы.
Среди студентов РГСУ — чемпионы мира Екатерина Гамова, Мария Бодоракова, Ольга Капранова, Валентина Гунина; олимпийский чемпион по боксу в тяжелой весовой категории Александр Поветкин; одиннадцать гроссмейстеров, в том числе Эрнесто Инаркиев, бронзовый призер первенства России по шахматам; Ирина Василевич, гроссмейстер, чемпионка Москвы среди женщин, самые молодые гроссмейстеры мира Александр Рахманов, Ян Непомнящий. Среди преподавателей — Елена Вяльбе, Анатолий Карпов, ученые с мировым именем, в числе которых академики Г. В. Осипов, B.C. Степин, В.Л. Макаров, А.А.Гусейнов, Т.И. Ойзерман.
На базе РГСУ создан Национальный общественный комитет «Российская семья». Широкую известность приобрел Научно-педагогический центр «Гендер — Семья — Демография». Традиционными и все более масштабными стали Всероссийские конгрессы «Российская семья», ежегодные праздники «Дня Матери России», возрождающие церковные традиции уважения к семье. Особое внимание уделяется студенческим семьям. В день рождения такой семьи университет оказывает молодым супругам материальную помощь в размере 100 000 руб. При рождении в студенческой семье ребенка помощь увеличивается в 3 раза и достигает 300 000 руб.
В деятельности РГСУ, самого молодого и динамично развивающегося государственного университета, традиции отечественной православной педагогики воплотились в написании кандидатских и докторских диссертаций; ежегодных конференциях и форумах, которые проводятся с Комитетами по делам молодежи и образованию РПЦ. В РГСУ открыта кафедра теологии; создан Институт социального служения, в котором по специальностям «социальная работа» и «организация работы с молодежью» ведется подготовка специалистов, способных работать в православных молодежных организациях.
На территории главного корпуса РГСУ, где раньше находился штаб Коммунистического Интернационала и размещался Институт марксизма-ленинизма, по инициативе студентов построен православный храм в честь Феодоровской иконы Божьей Матери.
Плодотворные дискуссии, которые на протяжении последних трех лет велись в РГСУ, позволили завершить работу над вариантом Доктрины «Молодежь России», которую авторский коллектив РГСУ предложит в качестве своего варианта XII Всемирному Русскому Народному Собору в феврале 2008 года. Мы искренне рады тому, что все эти годы дискуссии велись с участием богословов РПЦ, профессоров Московской духовной академии и семинарии.
В учебно-воспитательной деятельности и в работе научных конференций принимают участие такие авторитетные представители РПЦ, как митрополит Воронежский и Борисоглебский, владыка Сергий; архиепископ Костромской и Галичский, владыка Александр; архиепископ Курский и Рыльский, владыка Герман, архиепископ Белгородский, владыка Иоанн, епископ Ставропольский и Владикавказский, владыка Феофан; епископ Боровский, владыка Амвроний.
Университетский храм по благоговению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II освятил его викарий, архиепископ Истринский, владыка Арсений.
Пользуясь случаем, хочу от всего сердца поблагодарить и названных, и других представителей РПЦ за плодотворное сотрудничество в деле подготовки современных специалистов, необходимых для организации социального обслуживания населения России.
Работа научно-педагогического коллектива РГСУ, по существу, есть реакция ответственных представителей отечественного образования и науки на потребность государства сформировать в стране православную общественность как составную и влиятельную часть российского гражданского общества, представленную во всех структурах и институтах страны.
Традиционное влияние христианской социальной этики на население должно дополниться влиянием представителей православия на политическую власть в интересах консолидации народов, населяющих страну, в целях обеспечения прав и свобод человека.
Духовные начала церковного Богослужения в общественной деятельности могут и должны трансформироваться в нормы гражданской жизни, укрепляющие социальный прогресс и возвышающие личность.
В развитии социального служения и социального образования есть свои особенности и свои проблемы.
Наибольший простор для обогащения отечественного образования традициями православной этики и педагогики открывается в таких областях жизни и деятельности общества, как:
— возрождение института семьи, авторитета отцовства и материнства;
— формирование молодежной политики;
— оживление исторической памяти, утверждение патриотизма как основы общественного и социального прогресса;
— трансформацию национальных проектов в сильную социальную политику; направленную на искоренение нищеты, снижение порога бедности, уменьшение преступности, утверждение здорового образа жизни.
Хотелось бы привлечь внимание еще и одной исключительно важной проблеме.
В истории отечественной культуры и в жизни населения Икона и Книга всегда воспринимались как равновеликие ценности.
Одна из глобальных проблем современности — обеспечение равенства доступа каждого человека независимо от места рождения и проживания к информационным ресурсам.
Информационные ресурсы, с одной стороны, открывают простор для накопления и использования человеческого капитала либо лишают Личность каких бы то ни было перспектив. С другой — они приобрели характер стратегических, определяющих стадию политического, экономического и культурного развития населения страны. Ядро информационных ресурсов — книга, которая была и остается, во-первых, источником знания, во-вторых, атрибутом воспитания.
В настоящее время ресурсы большинства российских библиотек не отвечают познавательным потребностям людей. Устаревшие библиотечные фонды воспроизводят и распространяют образцы и алгоритмы ушедших эпох, становятся тормозом в развитии экономики знаний. Их воспитательных потенциал угасает.
Вопрос о состоянии библиотечного обслуживания — это вопрос о том, на какой информационной основе формируется интеллектуальная, политическая, деловая и любая другая элита страны.
К сожалению, до выступления Президента России В.В. Путина с Посланием к Федеральному Собранию в 2007 году признаков государственной политики в области обеспечения, сохранности архивного и библиотечного фонда на протяжении 15 лет не было. Все это время библиотеки должны были решать две основные задачи — хранить документы и обеспечивать доступ к ним. Но на смену бережному, ответственному отношению к созданию санитарно-технических и других условий пришли халатность, недобросовестность, утрата квалификации сотрудниками, воровство и безразличие.
Особый вред библиотечному делу причинило ведомственное равнодушие. Достаточно сказать, что перепись библиотек в России не проводится почти 20 лет; статистика не содержит достоверных данных ни о количестве библиотек в стране, ни о фондах, ни о пользователях. В результате всего этого культурное достояние народов России превращается в добычу. При этом халатность опустошает хранилища в большей степени, чем воровство.
По сравнению с 1990 годом объем поступающих в библиотеки изданий сократился в два с лишним раза; в большинстве библиотек, обслуживающих население малых городов, поселков и сел, нет не только современных справочников, карт, атласов, энциклопедий, но и Конституции Российской Федерации.
При минимальных международных стандартах ЮНЕСКО (ежегодное поступление в библиотеку 250 книг на 1 000 жителей) в России этот показатель в целом по стране почти в 2 раза ниже.
Две трети всех субъектов Российской Федерации обеспечивают свое население изданиями в объемах, ниже средних по России.
В таких уязвимых с точки зрения целостности государства районах, как Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Чеченская Республика, Северная Осетия-Алания, Карачаево-Черкесия на 1 000 населения в год поступает от 20 до 30 новых книг, т. е. в 10 раз меньше установленного ЮНЕСКО минимального международного стандарта.
Пострадали не только сельские, школьные и региональные библиотеки. За последние 10 лет в библиотеки Российской Академии наук приток иностранных журналов сократился в 10 раз, отечественных и зарубежных изданий — в 4 раза.
Если в течение ближайших 5−7 лет библиотечные и архивные фонды России не будут оцифрованы, а идея Президентской библиотеки угаснет, то бесценное культурное наследие народов России превратится в бумажную пыль.
Конечно, многое можно сделать своими силами. Например, в нашем университете еще в 1994 году открыт электронный читальный зал, собрана научная библиотека с общим фондом 1,5 млн. ед. хранения. Филиалы РГСУ взяли шефство над 50 сельскими библиотеками. В прошлом году в одном из сёл Курской области построено новое здание для сельской библиотеки, оборудован Интернет-центр. В Москве завершается строительство нового корпуса для открытия электронной социально-политической библиотеки.
Однако, необходимы кардинальные изменения в системе государственного управления библиотечным делом. Как мне кажется, нужно приблизить библиотеки России к основным пользователям. А поскольку основные пользователи — это учащиеся и учителя, преподаватели и ученые, это следует передать все библиотеки России в ведение Министерства образования и науки Российской Федерации.
В заключение хочу повторить, что учебно-педагогическая корпорация РГСУ отдает себе отчет в том, что область образования и воспитания не может быть ограничена конфессиональными рамками. Россия — страна богатейшей истории, многообразных традиций. Важной составной частью воспитательной парадигмы в РГСУ является привитие молодежи уважительного отношения не только к православным вероисповедным традициям.
В нашем университете нет проблемы межконфессионального диалога. При этом ректорат РГСУ не скрывает своей принципиальной позиции: Россия — православная страна с большим количеством религиозных и этнических меньшинств.
Мы уважаем мировоззренческий выбор других народов, но рассчитываем на понимание того, что православие является духовным стержнем российской государственности. При этом мы не рассматриваем Православие ни как «культурное наследие», ни как самобытную «национальную идеологию», ни как обособленную форму христианства, поскольку за этим в конечном итоге кроется угроза единству Православной Церкви.
Мы понимаем: все, кто хотел бы видеть Россию слабым и зависимым государством, стремятся внести раскол в ряды Православия, и потому нам близки и понятны слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: «Вместе с церковью возродится и Россия, духовно воскреснут народы всех стран, на территории которых наша Церковь совершает служение Богу и людям».
Благодарю за внимание.
Ректор Российского Государственного Социального Университета, академик РАН В.И. Жуков
http://www.prokimen.ru/article_2859.html==