Церковный вестник | Андрей Астахов | 29.01.2008 |
— Андрей Юрьевич, какие приоритеты есть в вашей издательской деятельности?
— Издательство «Белый город» было основано в 1996 году частными лицами. До этого мы несколько лет занимались книжной торговлей, и постепенно у нас сложилось свое виденье основных тенденций, опасностей книжного рынка и, в то же время, тех проектов, которыми нам было бы интересно заниматься. Работавшие в то время издатели не разделяли наших целей, поэтому мы рискнули сами заняться изданием книг. Конечно, без получения прибыли хозяйствовать невозможно, но мы никогда не ставили своей целью исключительно прибыль. Возможно, характерами мы не вышли в «акулы капитализма», но оно и к лучшему.
Основная сфера наших интересов — иллюстрированная книга. За годы существования нашего издательства мы ввели в культурное пространство большой пласт русской живописи, а в последнее время разрабатываем новые форматы детских обучающих книг, которые можно было бы реализовать в учебниках будущего.
Нашей непосредственной задачей является качественное воплощение нужной людям темы в книгах. Если удается полезную книгу сделать привлекательной для читателя, то будут и заработки. У нас есть несколько очень успешных книг, выпущенных тиражом несколько сотен тысяч экземпляров. Причем, это книги самой разной тематики: «Моя первая книга» — для самых маленьких, «Шедевры русской живописи» — для любителей изобразительного искусства, «Россия. Великая судьба» — для тех, кто интересуется нашей историей, «Секреты русского застолья» — в помощь хорошей хозяйке. Среди наиболее удачных изданий православной тематики можно назвать «Русскую иконопись», вышедшую в конце 2007 года, и книги для детей «Моя первая книга. Священная история» и «Аз. Буки. Веди».
— Какие издания пользуются сегодня наибольшим спросом?
— Если говорить о «Белом городе», то у нас лучше всего продаются богато иллюстрированные компилятивные сборники по различным отраслям человеческого творчества, истории и культуры. Эти издания имеют образовательную направленность и в то же время могут стать хорошим подарком.
— Какие направления в современном книгоиздании вы считаете необходимыми? И как вам удается издавать серьезную литературу, которая заведомо не слишком прибыльна?
— Мы издаем не столько традиционные книги для чтения, сколько комплексные издания, в которых есть полезный текст, много иллюстрированной информации и органичное внешнее оформление. На наш взгляд, современная книга должна конкурировать не с другими книгами, а с телевизионными развлекательными передачами и компьютерными играми. Но о результатах такой конкуренции судить пока еще рано.
Если говорить о книгоиздании в целом, то, конечно, необходимо издавать качественную художественную литературу, интересную прикладную и полезную для воспитания нравов детскую. К сожалению, нельзя сказать, что современное российское книгоиздание этих целей достигает или хотя бы движется в этом направлении.
Мы издаем далеко не так много серьезной литературы, как нам этого хотелось бы. Состояние книжной торговли и библиотечного дела сейчас весьма уныло. И действительно, серьезные книги продаются не очень хорошо. Приходится привлекать к ним внимание с помощью броского оформления, использовать во внутренней издательской политике различные требования к результатам продаж и, самое главное, выпускать хорошо продаваемые книги. За их счет и держится предприятие в целом. Прекрасно, когда удается совместить качества бестселлера и полезность, но это происходит очень редко.
— Какие тенденции в книжном бизнесе доминировали в 2007 году?
— Негативных тенденций можно отметить больше. Спрос на книги, как и средние тиражи изданий, уменьшились. По слухам, в городах с населением до 100 тысяч человек книжные магазины исчезли как вид. Мелкие и средние торговцы постепенно устают бороться с деградирующей средой.
Кроме этого, к общим тенденциям можно отнести возросшую технологичность лидеров рынка, которые включают в свою орбиту все новые и новые малые издательства. Мне показалось, что в минувшем году определенные напряжения возникли в розничных книготорговых сетях. Причиной этому стало развитие новых торговых сетей, например гипермаркетов, которые включают в себя и книжные отделы, а также развитие каталогов почтовой рассылки. Издательства преодолевают возникшие проблемы за счет увеличения ассортимента выпускаемых книг.
Для нашего издательства 2007 год был годом «концептуальной передышки». Мы не начинали никаких новых серьезных проектов, только «пекли пирожки бестселлеров». Нам удалось подготовить несколько детских книг, реакция на которые оказалась очень теплой: «Ладушки», «Прогулки по лесу» и, совместно с нашей православной редакцией — издательством «Даръ», «Библию для детей». Мы также переиздали некоторые наши большие подарочные книги в так называемом «народном» варианте, и они пользуются неплохим спросом.
— Есть ли какие-то особенности в работе православной редакции?
— Наша православная редакция существует как отдельное издательство — «Даръ». Оно вполне самостоятельно в своей редакционной политике. Специфика работы состоит прежде всего в том, что сегодня светский и православный книжный рынок пересекаются очень слабо. Это касается как издательской деятельности, так и торговли. С самого начала мы предполагали организовать активное продвижение православных книг на светский рынок. Пока прошло еще слишком мало времени для каких-то изменений нашей политики в этом направлении, но с рядом непредвиденных препятствий мы уже столкнулись.
Надо сказать, что издательство «Даръ» выпускает в первую очередь традиционную текстовую литературу, с которой «Белый город» практически не работает. Отсюда и различия во внутренних структурах издательств — вопросы качественного консультирования, литературного и научного редактирования в православной редакции имеют намного большее значение.
— Как вы оцениваете ситуацию на рынке православной литературы?
— С одной стороны, качественных и глубоких православных книг издается довольно много — если иметь в виду отдельного читателя такой литературы. Но у издателя всегда возникает внутренняя дилемма: сосредоточить основные усилия на продвижении ограниченного количества общепризнанных классических источников или расширять тему, отвечая на общечеловеческие тенденции к разнообразию и поиску новизны. Это вопрос непростой.
К сожалению, сегодня ни о какой единой стратегии православных книгоиздателей говорить не приходится. Ревность к конкуренту среди них даже сильнее, чем на светском рынке. В результате православные книги остаются в приходском шкафу.
Дисциплина выплат за проданные книги на светском рынке тоже намного выше.
— Можно ли говорить о том, что рынок православной литературы является закрытым? Или православные издания почти не попадают в крупные сети распространения из-за особенностей маркетинговой политики больших издательств?
— Не могу сказать насчет всех участников рынка, но книги «Дара» встречают противодействие со стороны ряда крупных православных книготорговых структур. Туда попадают только единицы из уже изданных нами книг. Мне трудно судить о причинах такой политики, потому что издательская программа «Дара» получила благословение Святейшего Патриарха. Впрочем, думаю, что это системная ошибка. Для расширения даже не рынка, а влияния православной книги никакие усилия не будут лишними, и увеличение общего объема рынка вместе с расширением ассортимента будет выгодно всем. Свечу ведь не прячут, а ставят на высокое место.
А пока получается, что на православном рынке нет ни одного специализированного распространителя, а есть только издатели, преследующие свои коммерческие или творческие цели. Поэтому о каких-то сетях распространения, да и о рынке в данном случае говорить можно с большой натяжкой.
В этой связи мы предпринимаем усилия по упорядочению и облегчению получения информации о православных книгах и издательствах в целом. Нами создана интернет-площадка www.pravkniga.ru, с помощью которой мы начали участвовать в формировании православной культурной среды. Но Интернетом еще долгое время будет пользоваться сугубое меньшинство потенциальных читателей.
— Видите ли вы возможность и необходимость разработки новых учебных курсов и пособий для средней школы? Как можно здесь использовать опыт преподавания в дореволюционных классических гимназиях?
— Это большой и обширный вопрос, и на него можно отвечать очень долго. В двух словах: разработка новых, органичных русской культуре курсов крайне необходима. Причем, не только для ученика, но и для учителя, которому тоже очень важно возрождать интерес к профессии.
Но самое большее, чего можно ожидать от Министерства образования и науки — это заказ на переложение устаревшего типа учебника в мультимедийную программу. Это будет сделано, тем более что официальным проводникам государственной политики в образовании выделяются большие финансовые средства. Однако ситуацию с качеством образования и интересом к нему мы таким способом не переломим. Какая, в сущности, разница: неинтересный бумажный учебник или он же на экране компьютера? Разумеется, ответ на тест с помощью компьютера можно найти быстрее, чем в книге. Но сведение образования к умению найти в учебнике или в Интернете ответа на тестовый вопрос — это уничтожение самого понятия образования.
На наш взгляд, разработать курсы нового русского образования сегодня вполне возможно. Разумеется, рассчитывать на какое-либо участие государственных органов и даже на получение государственного разрешения на уже подготовленные учебные пособия не приходится. Один из возможных «обходных» путей — организовывать ползучую экспансию из сектора дополнительного обучения в основное. Хотя это и очень долгий путь.
Если же говорить об опыте преподавания в дореволюционной образовательной системе, то нужно иметь в виду, что традиционная культура, кажется она нам устаревшей или нет, создала фундамент современной цивилизации. А целью среднего образования и должно быть формирование в молодом сознании крепкого мировоззренческого фундамента. Поэтому я считаю, что многие элементы традиционного опыта вполне могут лечь в основу нового образования.
Андрей Астахов, руководитель издательских программ издательства «Белый город»:
Беседовала Анна Курская
http://tserkov.info/numbers/reading/?ID=2417