Русская линия
Радонеж26.01.2008 

«Кусочек лимона в крещенской проруби»
Редакционный комментарий

«Каждый год, 31 декабря мы с друзьями ходим в баню…». Усилиями ТВ эта фраза въелась в память населению намертво. И чтобы как-то разнообразить скудный набор новогодне-рождественско-крещенских традиций, каждый год СМИ предлагают публике «креатив»: то классификацию храмов (куда ходят поставить свечку правительственные чиновники, куда разведчики, а куда и служащие налоговой инспекции), то кулинарные и медицинские рекомендации (умиляет обязательный совет не объедаться после продолжительного поста гражданам, которым и в голову не могла придти мысль поститься), то рекомендации по «правильному» совершению тех или иных видов гаданий. В последние годы, под впечатлением благочестивого обычая православных русских людей на Крещение, после праздничного богослужения, погружаться в только что освященную воду в проруби — «иордани», у СМИ составился собственный обычай — давать рекомендации, так сказать, «моржам — на заметку». С серьезным видом специалисты-медики толкуют, что «алкоголь допустим только после, но ни в коем случае не до погружения в крещенскую прорубь». И вообще, «для повышения собственной холодоустойчивости можно за полтора-два часа до крещенского „заплыва“ съесть столовую ложку рыбьего жира с ломтиком хорошо посоленного черного хлеба или кусочком лимона. Перед купанием рекомендуется растереть тело любым жирным кремом или оливковым маслом…» и т. д. Понятно, что, как на Рождество тема «жареного гуся» напрочь вытесняет самую возможность помыслить о Том, чье именно Рождество празднуется, точно также и на Крещение вопрос о «холодоустойчивости» затмевает смысл праздника. Остается только прорубь. Ну, может, еще вот кусочек лимона…

Медиков, в общем-то, можно понять — в процессе массового приобщения к традиции в условиях тотального религиозного невежества и для телесного здоровья может приключиться немалый ущерб. И даже массовый. А отвечать что — Минздраву? Вот отечественная медицина и напрягается — объясняет гражданам основы «религиозной безопасности». Но ведь и о ликвидации религиозного невежества государству тоже неплохо бы позаботиться, не одному же академику Гинзбургу выступать за его, невежества, стойкое хранение. Иначе этой ликвидацией начинает заниматься кто угодно, с соответствующими последствиями.

Например, пока православная общественность из последних сил боролась против установки на Патриарших Бегемотова примуса с нечистью, художественная общественность озаботилась идеей просвещения и у метро «Новокузнецкая» был установлен памятник… грехопадению. Прародители изображены, как объяснял руководитель проекта, «в тот момент, когда Ева искушает Адама, с подачи искусителя змея». «Они будут восседать на этом бедном искусителе — необычная будет композиция». В самом деле, необычная. «Тема хоть и библейская, но восприниматься фонтан будет исключительно в романтическом ключе — это фактически фонтан Любви». А вот мысли скульптора, тут уже и «религиозный ключ» просматривается: «Ева более продвинутая, она уже держит в руке яблоко, которое, возможно, уже откусила. Это действительно самая первая любовь наших прародителей. С этого все началось, появились и знания. Еву я лепила со своей дочери. А в образе Адама, пожалуй, можно уловить некоторые черты ее бойфренда». А змея — с кого лепили? Впрочем, что змей? Это ж только начало, оказывается, «фонтан Любви» будет одним из элементов золотого туристического пешеходного кольца. И, значит, нам еще много открытий чудных готовит просвещенья век. Будут еще у нас и примусы…

Между тем, пока продвинутая общественность, основательно наставленная телевидением, натиралась лимоном и рыбьим жиром, президент отправился незадолго до Крещения в Иверский монастырь на Валдае. Святейший Патриарх Алексий, совершив в возрождаемом Успенском соборе монастыря молебен, поблагодарил Владимира Путина за содействие в возрождении обители, на что президент смиренно ответил, что он и те, кто работают с ним, «представляют государство, которое на протяжении многих предыдущих десятилетий многое сделало для того, чтобы корни нашей истории и культуры, в том числе духовной, были подорваны». «Поэтому пока нас не за что благодарить», — сказал президент и подчеркнул при этом, что воспринимает эти слова благодарности «исключительно как надежду на то, что государство вернет долг Русской Православной Церкви».

Вообще-то это уже немало — осознание того, что долг перед Церковью и русским народом есть и есть ответственность государства за изничтожение национальной духовной традиции. Есть поэтому и надежда на то, содействие будет оказываться не только в ремонте и реставрации зданий. Потому что Церковь, как неоднократно напоминал Предстоятель, «не в бревнах». Возвращение долга, возникшего из участия в подрыве корней истории и культуры, «в том числе духовной», предполагает и посильную заботу государства, подчеркнем это — государства, о религиозном просвещении народа, государством загнанного в тьму советского и постсоветского безбожия и язычества. И деятельную заботу об оздоровлении нравственного климата в обществе. Советами Минздрава о рыбьем жире и ломтике лимона тут не обойдешься.

Пока же все как всегда, хотя власть, может быть, и хочет как лучше. Православная общественность предприняла еще одну попытку добиться хотя бы общественного контроля за соблюдением нравственных норм в СМИ. Реакция СМИ привычная — вой о покушении церковников на свободу творчества. А ведь, например, после новогоднего беснования на ТВ выть впору всему населению России, являющемуся вынужденным потребителем «медиа-продукта», производимого людьми, зачастую утратившими последние остатки здравого смысла и совести и уж, разумеется, ни мало не заботящимися о правах кого бы то ни было, кроме себя любимых. Это при том, что на самом-то деле существует множество разнообразных государственных (по должности обязанных заниматься «охраной культуры»), общественных (палаты, в которую кого только власть не собрала), политических и пр. структур, которые могли бы озаботиться проблемой.

Власть могла бы брать пример хоть с безбожного Запада, наконец. Ведь Палата представителей в США не считает для себя запредельно трудным обсуждение и принятие резолюции о «признании христианской веры одной из великих религий мира», о признании «роли, которую сыграли христиане и христианство в основании Соединенных Штатов и в формировании Западной цивилизации», о выражении «самого глубокого уважения американским христианам и христианам во всем мире». Неужели в «основании России и в формировании русской цивилизации» христианство сыграло меньшую роль? Нет, сама попытка разговора о хотя бы несколько большем соответствии сегодняшнего российского общества образу «христианской», «православной» державы, о котором нет-нет, да и упомянет президент, вызывает яростное сопротивление.

На днях появились отклики на обнародованную недавно инициативу проведения в Санкт-Петербурге, кинофестиваля, посвященного «однополой любви». Цель мероприятия заключается, как объясняют устроители, в попытке «пробудить российское общество к состраданию и принятию своих детей с нетрадиционной ориентацией». Впечатляющий комментарий выдал именитый продюсер: «Думаю, основные питерские кинематографисты поддержат эту идею. Во всяком случае, не будут мешать. А все потому, что очень много представителей нашего питерского кинематографа как раз являются представителями сексуального меньшинства». Так кто к кому должен испытывать сострадание, хотелось бы спросить… Или хотя бы политкорректную терпимость? Может быть, представители агрессивной антихристианской тусовки, доминирующие в сфере массовой культуры, будут потолерантнее относиться к согражданам?

Ну, и уж, раз зашел разговор о политкорректном отношении к ближнему, образцы для подражания вновь предлагает Запад. Правительство Великобритании, как сообщают, приняло решение называть исламский терроризм «антиисламской деятельностью», а исламских фанатиков, людьми, «занимающимися антиисламской деятельностью». По словам министра внутренних дел Великобритании Джеки Смит, экстремисты поступают против своей веры. «В действительности эти действия иначе как антиисламскими не назовешь».

Ну, вот, приехали. Не исключено, что именно этому образцу у нас решат подражать, а вовсе не резолюции американской Палаты представителей, и предложат вместо «антихристианства» говорить, например, о «деятельности в поддержку христианства». Тогда нас вскорости ожидают объяснения, что выставки в сахаровском центре не антихристианские — ведь они же воспитывают в христианах смирение и терпение, правда? Что мерзость и пошлость на телевидении — не антиобщественна и не безнравственна, а наоборот, призывает общество к «состраданию и принятию» своих бесноватых детей… Ну, и т. д. Такой простор открывается…

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2617


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru