Столетие.Ru | Эдуард Попов | 25.01.2008 |
И если по первому вопросу пока взят тайм-аут (что не означает принципиального решения этого вопроса), то на перспективу не «газовая» тема, а именно тема НАТО будет определять характер двухсторонних отношений.
Североатлантические перспективы Украины на ближайшее время — плод внутриполитического проигрыша условно пророссийских сил в этой стране. Соглашательство и половинчатость внешнеполитической стратегии кабмина Виктора Януковича при всех ее издержках все же не рассматривала вопрос о вступлении Украины в НАТО в числе приоритетов. Буквально с первых же дней назначения Януковича премьером Украина приостановила процесс евроатлантической интеграции, не направив в штаб-квартиру Альянса письмо с заявкой о продолжении сотрудничества. Собственно роспуск Верховной рады по указу президента В. Ющенко от 2 апреля 2007 г. был продиктован желанием Запада и, в первую очередь, Соединенных Штатов, ускорить замедлившийся процесс. Янукович и коалицианты-антикризисники не устраивали Запад, для чего и был запущен процесс государственного переворота. Уже тогда было ясно, что приди «оранжевые» к власти, то есть, установи они контроль над Верховной радой и над правительством, и процесс евроатлантической интеграции будет резко ускорен, чтобы нагнать время, «упущенное» при Януковиче.
Сегодня во взаимоотношениях России и Украины наступает момент истины. В середине января Киев посетил сопредседатель комитета по иностранным делам сената США Ричард Лугар (после киевского вояжа он отправился в Баку, где пытался сколотить антироссийскую коалицию по Каспию).
Итогом визита американского сенатора на Украину стало инициирование вопроса о вступлении страны в НАТО, минуя опрос общественного мнения.
На его пресс-конференции в Киеве 16 января впервые прозвучало сообщение о «письме 3-х», подписанном президентом Украины Виктором Ющенко, премьер-министром Юлией Тимошенко и спикером Верховной рады Украины Арсением Яценюком. В этом письме, направленном Генеральному секретарю НАТО Яапу де Хооп Схефферу руководство Украины заявляет о присоединении Киева к Плану действий по вступлению в НАТО. Это обращение, произведшее на Украине эффект разорвавшейся бомбы, было направлено без предварительного рассмотрения в Верховной раде и проведения общенационального референдума. Фактически это деяние первых трех лиц украинского государства следует расценивать как вторую попытку государственного переворота. К тому же сообщение об этом послании из уст представителя другого государства создало впечатление чего-то двусмысленного и зародило сомнение в подлинности суверенитета Украины. Почву из-под ног противников подобного рода решений попытался выбить все тот же Лугар, по словам которого для вступления Украины в НАТО не обязательно проводить референдум.
Очевидно, заявление американского сенатора показалось слишком откровенным некоторым «оранжевым» политикам, которые решили смягчить его, сославшись на плюрализм мнений. Так, по словам Ю. Тимошенко или руководителя секретариата президента В. Балоги референдум необходимо провести. Поправка в письмо к генсеку НАТО, внесенная Тимошенко, содержит следующее пафосное заявление: решение о вступлении Украины в НАТО может приниматься «исключительно народом Украины на общенациональном референдуме». Несколько позднее подобное заявление сделал и В. Ющенко, вероятно, чтобы не отдавать столь выигрышную карту в руки премьера.
В дискуссии по этому ключевому вопросу высказался также посол России на Украине Виктор Черномырдин, который заявил, что Москва может пересмотреть свои отношения с Украиной в случае её вступления в НАТО. Он добавил, что, по его мнению, решение о том, что вступать или нет Украине в НАТО, должны принять граждане страны на референдуме. Еще ранее министр обороны России С. Иванов высказывался в том духе, что вопрос о вступлении Украины в НАТО — вопрос исключительно внутренний. Если граждане страны большинством голосов примут решение вступить в альянс, Россия не будет тому препятствовать.
Если подобная тактика восторжествует в нашей внешнеполитической линии, Россия не будет переставать пожинать горькие плоды поражений, еще худших, чем в 2004 году. Тому сразу несколько причин.
Во-первых, государственно-пропагандистский аппарат на Украине (в отличие от России) достаточно эффективен. При желании и наличии некоторого времени (с этим, правда, плохо) можно разагитировать негативно настроенное в отношении НАТО общество в Центральной и Юго-Восточной Украине. По крайней мере, часть электората этих макрорегионов.
Во-вторых, на общественное мнение легко закрыть глаза. Уже сегодня в выступлениях «оранжевых» лидеров открыто признается, что предстоящий референдум будет консультативным. Иными словами, это референдум, который ничего не решает.
Вопросы, которые будут выноситься на обсуждение «украинской нации», будут составлены таким образом, чтобы максимально затушевать весь негатив, который в общественном сознании связывается с НАТО.
Но даже если украинское общество в большинстве своем проголосует против (а возможностей для фальсификаций у действующей власти достаточно), все равно будет принято «единственно правильное» решение. Российская Федерация может сколько угодно критиковать и обвинять — задним числом — официальный Киев в недемократичности и даже не признавать вступление Украины в НАТО без проведения общенационального референдума, но этим мы лишь докажем свою слабость.
И, наконец, в-третьих — и в главных. Внеблоковый статус Украины прописан в Декларации о государственном суверенитете Украины, Конституции, а также в целом ряде двусторонних договоров между Россией и Украиной. Сохранение внеблокового статуса — основное условие, обеспечивающее признание со стороны РФ территориальных границ соседнего государства. Вместо того, чтобы апеллировать к зыбкому и переменчивому народному мнению, нашей дипломатии следовало бы опереться на скалу двусторонних договоров. Одностороннее нарушение оных автоматически влечет за собой выход России из системы созданных в 1990-е гг. связей с украинским государством.
Что произойдет на Украине, если это случится, — тема, вынесенная за скобки в данной статье. Только таким, радикальным путем можно остановить евроатлантический дрейф Киева. Даже угроза его применения может охладить многие горячие головы из числа наших врагов и дать моральную опору нашим друзьям.
http://stoletie.ru/slavyanskoe_pole/moment_istini_dlya_ukraini.htm