Фома | Протоиерей Лев Большаков, Мария Руднева | 24.01.2008 |
На вопросы читателей отвечают протоиерей Лев БОЛЬШАКОВ, настоятель Успенского храма г. Кондопоги (Карелия), и Мария РУДНЕВА, декан факультета психологии и философии человека Российской христианской гуманитарной академии, кандидат психологических наук (Санкт-Петербург).
СВЯЩЕННИК: Если Вы свой вопрос обсудите с тем больным мальчиком (попробуйте сделать это мысленно), то получите ясный ответ: «Не бросайте меня, а что будет дальше — Бог рассудит». Очевидно, что лучший способ послужить будущему — это сделать все возможное в настоящем.
ПСИХОЛОГ: Навещая больного ребенка, Вы учите своего сына заботиться о людях, помогаете ему строить отношения как с больными, так и здоровыми. Маленькие дети больше обращают внимания на наши действия, вероятно, еще и потому, что их мышление предметно-логическое. Слова становятся для детей более убедительными, если они подкреплены поступками. Сталкиваясь с больным, здоровый ребенок учится понимать трудности другого человека, видеть то множество ограничений, в которых живет больной ребенок, и в то же время осознает неискалеченность его души. Плоть немощна, а дух силен.
Конечно же, отправляясь к больному ребенку, Вы должны подготовить своего сына к той ситуации, в которой Вы окажетесь, чтобы помочь ему пережить многообразие чувств, ответить на его вопросы, вместе подумать о правилах и нормах помощи больному ребенку.
«Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери учит нас ответственности перед другими: «Мы в ответе за тех, кого приручили», и напоминает нам, что «зорко одно лишь сердце».
Протоиерей Лев БОЛЬШАКОВ, настоятель Успенского храма г. Кондопога (Карелия), Мария РУДНЕВА