Православный Санкт-Петербург | Протоиерей Александр Ваховский | 21.01.2008 |
— Батюшка, раньше храмы строили пусть долго, но с чувством — из дерева, камня, кирпича… А как вы относитесь к некоторым современным храмам, которые буквально за год, а то и меньше, строят из бетона, пластика, пеноблоков, ещё чего-то искусственного? Что-то в этом есть не настоящее. Да и по своему внешнему виду не всегда они похожи на православные храмы.
— Тут надо помнить, что всякий храм закладывается с благословения священноначалия, потом освящается, начинаются службы, под его сводами совершаются Таинства… поэтому не важно, из чего храм сделан, хоть из полимеров, хоть из пенопласта — если строился он с молитвой на устах, с верой в Бога. Что касается искусственности… в современной жизни много искусственного… но в общем-то греха в использовании новых технологий при постройке храмов нет. Это равносильно тому, как многие ругают компьютер. Но зло-то ведь не в компьютере — замечательном инструменте, помогающем в работе, а в том, как и для чего его используют. Или вот ещё говорят: «Всё зло в вине и водке». Нет, не водка и вино виноваты, а люди, злоупотребляющие этими напитками. Вином в храмах причащают, а можно упиться вином так, что и облик человеческий теряется, — от человека всё зависит.
Вот и в отношении храмов-новостроев: построили церковь из пенобетона — и слава Богу! А жить храм начинает после освящения, когда в нём регулярно идут богослужения, когда люди молятся, крестятся, венчаются, когда их отпевают, поправославному провожая в последний путь. Далее, мы забываем ещё вот о каком моменте — мы все размышляем: «Что нам даёт храм?» И радуемся, понимая, что храм — это возможность соборной молитвы, возможность покаяться и получить отпущение грехов, причаститься… Но редко кто задаёт себе вопрос: «А мы-то что приносим в храм, кроме своих скорбей, нужд и безконечных просьб ко Господу о помощи? Приносим ли мы своё смирение, покаяние, слёзы очищения, свою, пусть малую, лепту на благоустройство храма?» Вот о чём надо почаще задумываться.
Не лежит сердце молиться в бетонном храме? Так ведь и молитва бывает разная. Если человек по-настоящему молится — ему не важно, где он: в лесу, в поле, дома, в храме, в больнице, в тюрьме… Молитва рождается и происходит в сердце. Молитва — великий труд, она требует смирения, покаяния, нередко слёз.
— Но ведь с такой жизнью, какая у нас сейчас, это действительно трудно. Конечно, если жить в монастыре, где не надо думать, как заработать на хлеб, на одежду, на оплату жилья, на образование детям, когда ты служишь Богу, а головная боль о делах житейских лежит на настоятеле, — другое дело. А когда варишься в этой повседневке, которая засасывает и разрушает, когда нет времени остановиться, оглянуться, подумать, — тяжко.
— А жизнь всегда тяжела, что в наше время, что в века минувшие. Надо умудряться как-то. И в любой ситуации достойно жить, творить добрые дела, молиться. А как иначе?
— Получается, что мирянам спасаться труднее, чем монахам?
— В какой-то мере монахам и впрямь легче — меньше суеты. Но у них другие тяготы, и спросится с них больше. Да и не так-то просто это — отречься от собственной воли, ведь сама жизнь монаха — это послушание, все его поступки — послушание, что сказали, то и делай. К тому же монашество — это исключение: монахов — сотни, истинных монахов — единицы. А остальные-то люди живут в этом грешном, но прекрасном Божием мире. Чего в твоей жизни больше — греховного человеческого или прекрасного Божиего — от тебя зависит, тебе Господом дана свобода выбора. Но если чувствуешь, что зашёл в тупик, не знаешь, как дальше жить, что делать, — беги в храм, неважно — бетонный он, кирпичный или деревянный, молись, проси совета у духовника. Господь и святые услышат тебя, а мудрый батюшка всегда подскажет и помолится за тебя.
Адрес: 196 105 Ленобласть, г. Тихвин, пл. Свободы, 9. Тел/факс (813−67)53−136.
Вопросы задавала Ирина НИКОЛАЕВА
http://pravpiter.ru/pspb/n193/ta011.htm