Православие на Северной земле | 21.01.2008 |
Житие настоятеля Троицко-Кузнечевской церкви г. Архангельска священномученика протоиерея Николая Родимова
В истории многострадальной России 1937 год — один из самых жестоких в череде репрессивных 20−50-х годов XX века. Оставил свой кровавый след он и на чадах настоятеля Христорождественской церкви Прилуцкого прихода Онежского уезда Архангельской губернии Даниила Родимова. Священника Даниила Матвеевича Родимова Бог детьми не обидел. Когда минул отцу Даниилу 51 год, его жена Александра Ивановна подарила дочь Марию. И стало у них в семье десять детей — шесть мальчиков и четыре девочки. Александр, Николай, Иван, Аркадий и Яков пошли по стопам отца, не ведая, что им уготовано на этом пути…Рожденный в день мучеников
Младенец Николай появился на свет в Великий пост, 9 марта 1856 года, в день памяти 40 мучеников Севастийских. На третий день, 11 марта, был крещен своим отцом, служившим тогда священником при Тихвинской церкви Биричевского прихода Онежского уезда да дьячком этой же церкви Епифанием Поповым. Восприемниками младенца были священник Ямецкого прихода того же уезда Димитрий Вальнев и отставного боцмана жена Параскева Баженова.Рос Николай в окружении отеческой любви вместе с двухлетним Александром и четырехлетней Анной. Получив начальное духовное образование, будущий пастырь поступил в Архангельскую Духовную семинарию, которую успешно окончил 15 июня 1879 года. После окончания семинарии был назначен надзирателем Архангельского Духовного училища. Вскоре женился на дочери майора пограничной службы Глафире Михайловне.
Преосвященным епископом Архангельским и Холмогорским Нафанаилом (Соборовым) 6 мая 1880 года был рукоположен во иерея. Рукоположение Николая Родимова состоялось в день памяти Иова Многострадального. Начал свое пастырское служение молодой священник в Пуйском приходе Шенкурского уезда, который тогда был известен своим запустением. Прибыв на приход, отец Николай занялся благоустройством церковной территории, обновил убранство церкви.
Свое пастырское служение молодой настоятель сочетал с преподаванием Закона Божия в церковно-приходской школе. Так постепенно приход ожил. За исправное ведение церковной отчетности, заботливость, усердное и деятельное отношение к украшению приходской церкви иерей Николай получил архипастырскую благодарность и денежную награду, а в 1884 году был награжден набедренником.
Учитель Закона Божия
В 1889 году Родимовы переезжают в г. Шенкурск, так как глава семейства был перемещен для дальнейшего исполнения пастырских обязанностей в Шенкурский Свято-Троицкий женский монастырь. В семье подрастали дочери Нина, Мария, младенец Алексей. Отец Николай преподает Закон Божий в городской церковно-приходской школе и уездном училище. Трудится в ревизионном комитете Духовного училища и в Благочинническом совете уездного училищного отделения. Усердное исполнение законоучительской должности в Шенкурской церковно-приходской школе отмечено благодарностью Епархиального училищного совета.В 1893 году отца Николая избирают делегатом съезда духовенства Шенкурского округа, а годом позже назначают следователем и членом Благочиннического совета 1-го Шенкурского округа. В Архангельскую Духовную семинарию батюшка возвратился в августе 1896 года в новом качестве, став ее духовником. Переехав в г. Архангельск, он вновь заступает на послушание преподавателя Закона Божьего, но уже в образцовой школе при семинарии. Вскоре пастыря утверждают членом правления Архангельского Духовного училища, а также членом Архангельского епархиального свечного завода. В этом же году за заслуги по духовному ведомству его отметили очередной наградой — камилавкой.
В апреле 1898 года отец Николай Родимов обратился с прошением о переводе на должность священника в Троицко-Кузнечевскую церковь (ныне восстанавливающийся Свято-Троицкий храм г. Архангельска.- Ред.). 1 мая 1898 года по его прошению принято положительное решение, и он с домочадцами переехал в священнический дом, что находился при церкви. Быстро освоился священник на приходе. Знал нужды и чаяния своих пасомых. Не только на приходе, но и в больнице исполнял отец Николай пастырские обязанности, находил время и силы активно заниматься просветительской деятельностью. Известно, что он возглавлял Владимирскую церковно-приходскую школу при Троицко-Кузнечевской церкви, преподавал Закон Божий в Александровском детском доме, в фельдшерской, ветеринарной и повивальной школе. Не обходил вниманием и служивых людей — беседовал, обучал Закону Божию солдат Архангельского батальона. Своим трудолюбием, честностью, милосердием и требовательностью он снискал уважение и любовь прихожан, огромный авторитет у духовенства. За заслуги по духовному ведомству в 1902 году Святейший Синод награждает его наперсным крестом. За обучение низших чинов Архангельского батальона отец Николай неоднократно получал денежные награды. 25 мая 1908 года он был возведен в сан протоиерея.
В годы Первой мировой войны, протоиерей Николай назначается для исполнения религиозно-нравственных нужд в 14-ю пешую дружину государственного ополчения, пожизненно утверждается членом попечительского общества о детском доме Трудолюбия, законоучителем церковно-приходской школы при этом детском доме. В 1916 году — духовником городского духовенства.
20 лет исповедничества
Пролетарская революция 1917 года, интервенция, гражданская война не поколебали убеждения и жизненные устои протоиерея Николая Родимова. Он неизменно считал трагедией для государства свержение и убийство царя, помазанника Божия. Батюшка разъяснял прихожанам сущность происшедших в России перемен и не скрывал своего убеждения, что советская власть — власть временная. Не могли остаться незамеченными эти пророческие слова священника: его действия были расценены как антисоветская агитация. Он был арестован. Месяц провел отец Николай в тюрьме. Но этим исповедничество известного городского протоиерея не закончилось. Архангельская губернская ЧК 21 сентября 1920 года приняла решение о заключении настоятеля Троицко-Кузнечевской церкви в концлагерь принудительных работ на два года, но условно, учла его 64-летний возраст.Освободившись из тюрьмы, протоиерей Николай свои убеждения не изменил, не мог признать и чуждое Церкви обновленческое движение. Православная вера была для него незыблемым основанием, ею он жил и бесстрашно исповедовал. Среди духовенства прослыл «тихоновцем» (т.е. приверженцем канонической Русской Православной Церкви, Предстоятелем которой был Святейший Патриарх Тихон. — Ред.). Не случайно в 1923, 1926 годах, будучи в Архангельске, архимандрит Соловецкого монастыря Вениамин (Кононов) неоднократно совершал богослужения в Троицко-Кузнечевской церкви. А в 1929 году в день Святого Духа в этой церкви богослужение совершалось даже архиерейским чином: служил архиепископ Северного края Антоний (Быстров) вместе со ссыльным духовенством. Ныне архиепископ Антоний (Быстров), архимандрит Вениамин (Кононов) как новомученики причислены к лику святых.
Когда первая волна разорения церквей, монастырей прокатилась по городам и весям России, отец Николай Родимов понял, что эта беда не минует и их северную глубинку. И все же решение властей о закрытии его приходского храма было неожиданным. Мотивируя его закрытие, власти ссылались на острую нехватку жилья. По постановлению президиума Северного крайисполкома от 23 февраля 1930 года, Троицко-Кузнечевская церковь г. Архангельска переоборудовалась под общежитие и другие общественно-культурные нужды. В составе комиссии, определявшей значимость убранства церкви, церковной утвари, священнослужителей, музейных работников не было. А потому согласно акту передано: «… на дрова — разных икон (дерево) 2 воза и резных обломков от иконостаса,… музею — 39 разных икон без риз, 4 фарфоровых лампады, фонарь и резную икону Николая Чудотворца с серебряной на нем ризе, крестом из металла…»
И не открывал уст Своих…
Стоя у ворот церковной ограды, протоиерей Николай провожал взывающих о помощи Богородицу и святых, глядевших с икон из-под обломков разрушенного иконостаса, сжимал руками крест на груди, словно давал клятву до конца быть с теми, кого увозили на сожжение. Скрежет железа, грохот в разрушаемом храме преследовали его, казалось, лишали разума. Так велико было потрясение от святотатства, которое не осмыслить, не объяснить. Церкви, которой отдал без малого 35 лет, нет… В ней творят бесчинства безбожники, ее наполняет мерзость запустения… Еще долгое время, как вспоминали близкие, отец Николай был словно потерянный.Вскоре настоятель с семьей был изгнан и из священнического дома, а сам дом был снесен за ненадобностью.
После закрытия Троицкой церкви протоиерей Николай Родимов стал служить при кладбищенской Ильинской церкви. 15 декабря 1930 года ушел на покой, однако пастырское служение не оставлял, служил в этой церкви до самого ареста. Он был опорой, надеждой, любовью и совестью для духовенства и горожан. «…Очень популярен», — сказано о нем в одном из следственных документов.
Арестовали протоиерея Николая в Рождественский пост, 10 декабря 1937 года, в день празднования иконы Божией Матери «Знамение». Обвинение было для того времени стандартное — контрреволюционная деятельность. Допрошен был один раз, 16 декабря. На допросе он молчал, не потому, что сказать ему было нечего… промыслительно, что этот день совпал с днем памяти преподобного Иоанна Молчальника, которого отец Николай особенно почитал. Единственно, что было удостоено ответом, так это отношение его к контрреволюционной деятельности. Ответ был короткий и уместился в одной строчке: «Никакой контрреволюционной деятельностью нигде и никогда не занимался».
В день предпразднства Рождества Христова, 2 января 1938 года тройкой управления НКВД по Архангельской области, был вынесен вердикт о расстреле. Мученический венец протоирей Николай Родимов принял на 82 году жизни 10 января в день памяти 20 000 мучеников Никомидийских, в церкви сожженных. Дивны твои дела, Господи!
По материалам комиссии Архангельской и Холмогорской епархии по канонизации
http://www.pravoslavie-nord.ru/2007/2/508