Русская линия
Татьянин день Александра Кузьмичёва (Сопова)21.01.2008 

Крещение Господне

Как и к празднику Рождества, Церковь заранее начинает готовить верующих к празднику Крещения Господня. И тем радостнее само торжество. Что же произошло при Крещении Господа? Самое главное — это явления Пресвятой Троицы. Именно поэтому праздник также называется Богоявлением.

Как и к празднику Рождества, Церковь заранее начинает готовить верующих к празднику Крещения Господня. И тем радостнее само торжество.

Подготовка к празднику и Сочельник

Четыре дня перед Крещением целиком посвящены приготовлению к этому празднику. В церковных песнопениях этих дней прежде всего обращается внимание на преемственность Рождества Христова и Крещения Господня, которые до середины IV века праздновались в один день — 6 января (по старому стилю). Оканчивая предпразднование Крещения, Церковь особенно подчеркивает связь этого события не только с Рождеством, но и с Воскресением Господним: «со Мною кто в Крещении, тот и славы Воскресения со Мной насладится», — обещает Христос словами богослужения.

Неоднократно говорится о том, что Христос — свет, просвещающий бывших во тьме. Этим свидетельствуется, что Крещение Господне есть начало явления Божественного света в мире. Об этом говорят и древние названия праздника: Просвещение, праздник Светов. Об этом говорят и церковные песнопения, например: «Явился еси днесь (сегодня) вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас (открылся в нас)…»

В день перед самым Крещением — Крещенский Сочельник — богослужение во всем подобно Рождественскому Сочельнику. Кроме прочего, сходно в этих службах обилие ветхозаветных отрывков — здесь их даже не 8, как под Рождество, а 13.

Кроме того, о Рождественском Сочельнике напоминает и предписание строгого поста в этот день — это первый постный день после праздника Рождества Христова, так во все время Святок Церковь ради великой радости не только не предписывает, но и отменяет все посты.

Начало Евангелия — Иордан

Что же произошло при Крещении Господа? Самое главное — это явления Пресвятой Троицы. Именно поэтому праздник также называется Богоявлением. Бог Отец свидетельствует с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Бог Сын принимает крещение по Своей человеческой природе; Дух Святой в виде голубя нисходит на Него. Этим утверждается вера в Божественную Троицу и вера в Божество Иисуса Христа. «Богоявления время, Христос явися нам во Иордане реке», — поют в храме.

От вод Иордана воссиял свет Евангелия, так как с этого дня Христос начал проповедовать Новый Завет: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Крещение Господне — это торжественное вступление Иисуса Христа на общественное служение роду человеческому.

Христос безгрешен, и потому не нуждался в крещении, то есть в очищении личных грехов, но Своим Крещением, по выражению церковных песнопений, «потопил в водах Иордана грехи всего мира».

Днесь вод освящается естество
Торжество Иорданского события Церковь знаменует особым обрядом великого освящения воды. Совершается оно дважды — в Сочельник и в самый день Богоявления. Благодать освящения воды подается одна и та же, одинаковы и молитвы, и троекратное погружение в воду Животворящего Креста Господня. В день накануне праздника при водоосвящении, кроме Крещения Господня, вспоминается еще и крещение оглашенных (в Древней Церкви был обычай подолгу готовиться к этому таинству, и крещение происходило всего несколько раз в год; одним из таких дней был день Просвещения). В древней Иерусалимской Церкви был обычай в день Крещения выходить для водосвятия на Иордан, поэтому в Сочельник воду освящают в храмах, а в сам день праздника, если есть такая возможность, чин этот совершается на реках, источниках и колодцах, ведь и Христос крестился вне храма. Поскольку значение воды в оба дня одинаково, вовсе не стоит дважды набирать и раздельно хранить ее в двух сосудах.

Подобно тому, как в литургии продолжается таинство Воплощения, так и богоявленская вода знаменует одухотворение и преображение стихий. После грехопадения Адама и Евы в раю пострадал весь мир, и при Пришествии Спасителя также возрадовалась вся природа.

Богомольцы или моржи?

Есть благочестивый обычай окунаться в Иордань — водоем, на котором совершен чин освящения, или прорубь. Главное, чтобы для христианина это не стало «церковно-спортивным подвигом»: кто-то, благоговейно перекрестившись, хоть и боится мороза, а спускается в воду, стесняя себя ради Христа; кто-то, гикая, смеясь и куражась, прыгает в прорубь, и хорошо еще, если не матерится от восторга… Вряд ли эти картины требуют комментариев, как и привычка некоторых людей после омовения согреваться не только не молитвой, но и не полотенцем, а алкоголем. Стоит только сказать, что если православный человек имеет намерение последовать этому обычаю, следует взять на это благословение у священника. И, разумеется, это омовение не очищает, как некоторые думают, автоматически от всех грехов, в том числе не извиняет участия в Святочных гаданиях, о которых люди подчас помнят лучше, чем об истинном смысле зимних праздников.

Химическая задачка

Все, даже нечасто ходящие в церковь, знают, что крещенская вода может годами стоять и не портиться. Но многие почему-то думают, что так происходит из-за ионов серебра, которые попадают в воду при освящении ее крестом. Много уже говорено о том, что все драгоценные металлы как были изъяты у Церкви при большевиках, так и не вернулись в приходской обиход. Но до сих пор сложно решить такую, например, химическую задачку: сколько ионов серебра содержится в одном литре крещенской воды, если водоосвящение происходило на Волге, ширина которой в этом месте составляет 300 метров, глубина — 20 метров, скорость течения — 3 метра в секунду, общее время нахождения креста в реке составляло одну минуту, а крест, которым сельский батюшка совершал обряд, был деревянным?

Вот путь, ведущий вниз, а вот — вода из крана
(Б. Гребенщиков)

Некоторым людям так сложно дойти до храма, что они считают, что любая набранная в этот день вода, предположим, просто из московского водопровода, имеет все свойства крещенской воды. В некоторых случаях, конечно, это и так. Например, если христианин оказался в далекой стране, где нет и намека на православный храм, нет и надежды встретить священника. И если в этот день этот христианин усердно будет молиться Богу, радуясь о светлом празднике, и наберет воды, то Господь по вере его освятит эту воду и даст ей благодать. Если чья-то ситуация подобна этой — Бог восполнит невозможность этого человека участвовать в празднике вместе с Церковью. Ну, а если мы просто ленимся войти в храм или боимся, что нам какая-нибудь бабушка что-то с большой любовью скажет о нашей пластиковой бутылке — кажется, это другое дело.

Воды набрали. Что делать дальше?

В Богоявление крещенскую воду можно пить целый день. Но потом ее следует употреблять натощак либо по особой необходимости (например, при внезапной болезни). Кроме того, в день праздника мы кропим святой водой все жилище, включая и отхожие места, и те помещения, где живут наши домашние любимцы или, если речь идет о деревне, где стоит скот. Можно окропить и офис, и место учебы, и автомобиль.

А если вы видите, что воды стало не так много, как хотелось бы, — можно разбавить ее простой чистой водой, и вся она будет так же полна благодати, как и раньше, и так же не испортится. Поэтому вовсе не стоит надрываться, унося из храма в этот день канистру на десяток-другой литров. Достаточно взять небольшую бутылку — и воды хватит до следующего Крещения вам и вашим близким.

Впрочем, и чудесное сохранение крещенской воды не гарантировано человеку, который не будет относиться к ней благоговейно. Лучше будет перелить ее из пластиковой посуды в стеклянную и хранить не где попало, а рядом с иконами или в ином почетном месте. Также и пить эту воду следует с молитвой, чтобы этот дар Господень был нам во здравие души и тела. Тогда и не придется смущаться и спрашивать у священника, что делать с зацветшей или забродившей святой водой.

http://www.taday.ru/text/28 077.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru