Русская линия
Радонеж Семен Морозов18.01.2008 

«Работая с детьми я должен постоянно помнить: «Не навреди!»

Ну, кто не знает фильма «Семь нянек»?! Главную роль в нем сыграл известный актер Семен Морозов. С ним мы и ведем сегодня беседу.

- Я никогда не служил и не служу в театре, я чистой воды «киношник», — рассказывал он мне о себе. — Хочется ли мне попробовать играть на сцене? Дело в том, что театр и кино — две совершенно разные работы, требующие другой подготовки, иных навыков, другого подхода. Поэтому я снимаюсь в кино и работаю режиссером. Правда, после фильмов «Участок» и «Заколдованный участок», где я сыграл алкоголика, в первой серии — безнадежного, а во второй уже подающего надежду на возможное исцеление, я больше снимаю сам. Это сюжеты в детском киножурнале «Ералаш».

— Вам нравится работать с детьми?

- Я нашел себя в этом! Знаете, люди живут всю жизнь, занимаются, казалось бы, любимым делом, и вдруг у них появляется такая работа, погружение в которую является для них счастьем. Такой работой для меня стали сюжеты в «Ералаше».

— И тем не менее большую часть жизни Вы посвятили игре в кино, снялись в десятках фильмов. Среди них и такие нашумевшие, как «Семь невест ефрейтора Збруева», «Три дня в Москве», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил"…

- Да. А самым первым моим фильмом был фильм «На Графских развалинах». Между прочим, в этом году ему исполняется 50 лет.

Затем были менее важные роли, и даже совсем незаметные, приходилось участвовать в маленьких сценах, например, пройти на заднем плане за гусем или что-то вроде этого. А потом неожиданно мне предложили сыграть в «Семи няньках» Ролана Быкова, да еще и главную роль — Афоню! Я о таком счастье даже не мечтал! Но на роль отобрали еще двоих — Никиту Михалкова и Валерия Рыжакова. Ролан Быков видел в главной роли кого-то из них двоих, однако на худсовете выбор пал на меня. Генеральный директор «Мосфильма» Сулин посмотрел на наши фотографии и сказал: «О чем мы спорим?! По его лицу видно — точно украдет», — и указал на мою фотографию!

Начинать работать с Роланом Быковым было невероятно тяжело. Он никак не мог добиться от меня, чего хотел. Но через месяц благодаря его усилиям я все-таки «прозрел». Сегодня, вспоминая, как он это делал, я пытаюсь то же самое делать в «Ералаше». Он научил меня работать с детьми. Недавно один режиссер передал мне по секрету, что обо мне говорят: «Кроме Морозова никто с детьми работать не умеет!» Мне было приятно это слышать. И я, конечно, благодарен за это своему первому учителю — Ролану Быкову.

— И сейчас Вы полностью погружены в эту работу?

- Знаете, отец Александр, в последнее время, снимаясь в кино, я стал чувствовать дискомфорт на съемочной площадке, меня многое начало не устраивать в себе, это вызывало тревогу. Но я нашел утешение в том, что снимаю детей. С ними так трудно! И это так обязывает! Ведь они все впитывают: и плохое, и хорошее, и поэтому в работе с ними я постоянно должен помнить: «Не навреди!» Конечно, «нам не дано предугадать, как наше слово отзовется», но тем не менее, когда я вижу, что тот или иной ребенок за время съемок изменился в лучшую сторону, я радуюсь!

— Вы играли в фильме «Если бы я был начальником». А если бы и правда Вы стали сейчас начальником, то что бы сделали?

- Я бы и близко не подпустил к кино случайных людей. Работа в кино требует выучки, которая приходит с многолетним опытом. Нужно трудиться! Но и этого мало. Чтобы что-то получилось, необходимо, чтобы тебя изнутри распирало так, что ты просто не можешь не сказать, потому что молчание тебя убивает!.. Вот то состояние, которое подвигает к деланию хорошего кино. Но если бы я стал начальником, то мне, наверное, пришлось бы оставить работу режиссера. Высокий чин — это и большая ответственность. Чтобы не навредить, нужно глубоко вникать в суть происходящего, сто, двести раз проверить и только потом отрезать. Но здесь есть много подводных камней, один из которых крайне опасен. Это — гордыня, самая распространенная болезнь чиновника. Как много людей она погубила…

— Скажите, Семен, каковы Ваши планы на будущее?

- Я вспоминаю нашу замечательную актрису православную христианку Екатерину Васильеву, которая говорит о том, что быть православным христианином и играть на сцене или в кино очень непросто, что эти два пути в наше время трудно совместить. И другой пример — Валерий Рыжаков, который вообще ушел из кино и сейчас поет на клиросе в церкви в честь Троицы Живоначальной в Троице-Голенищеве. Если он прочтет эти строки, то пусть знает, что многие искренне восхищаются им.

И я тоже начал склоняться к тому, чтобы что-то изменить в своей жизни. Коренным образом. Но видимо вера моя еще не настолько созрела, раз я не готов в корне поменять свою жизнь. Но я надеюсь, что со временем приду к этому.

— Да поможет Вам Господь на Вашем пути! И, пожалуйста, в завершение скажите несколько слов нашим читателям.

- «Суета сует», — сказал Екклесиаст, — «суета сует, все — суета!» (Еккл. 1, 2). Главное, второстепенное не возводить в ранг важного. Наше общество — потребительское, и мы часто впадаем в зависимость от денег, удовольствий и без них уже не представляем себе жизни. Так и потеряться можно. Нужно быть внимательными. И особенно внимательными нужно быть к своим детям. Какое ускорение мы им сообщим и какие слова при этом скажем, так оно потом и будет. Поэтому, воспитывайте детей собственным добрым примером, не допускайте двойной морали, будьте с ними честными и искренними. Постоянно помните о Заповедях Божиих. Если мы вырастим детей в соблюдении заповедей — «Не убей», «Не укради», «Не лжесвидетельствуй», «Почитай родителей», то когда эти дети вырастут, такое общество и будет!

Протоиерей Александр Новопашин

Семен Морозов

27 июня 1946

Родился в Москве. Окончил актерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (1969, мастерская Б. Бибикова и О. Пыжовой), в 1976 — режиссерский факультет (мастерская Г. Данелии). С 1969 — актер Театра-студии киноактера.

Режиссер детского журнала «Ералаш».

Снимался в фильмах:

На графских развалинах (1957)
Хлеб и розы (1960)
Прошлым летом (1962)
Семь нянек (1962)
Строгая игра (1964)
Татьянин день (1967)
Обвиняются в убийстве (1969)
На дальней точке (1970)
Семь невест ефрейтора Збруева (1970)
Разрешите взлет! (1971)
Меченый атом (1972)
Страницы (1972)
Нам некогда ждать (1973)
Высокое звание (1974)
Ищу мою судьбу (1974)
Три дня в Москве (1974)
Фронт без флангов (1974)
Соколово (1975)
Шаг навстречу (1975)
Между небом и землей (1976)
Сказ про то, как царь Петр арапа женил (1976)
По улице комод водили… (1978)
Прогулка, достойная мужчин (1979)
Узнай меня (1979)
С любовью пополам (1979)
Если бы я был начальником (1980)
Личной безопасности не гарантирую (1980)
Вот такая музыка (1981)
В старых ритмах (1982)
За счастьем (1982)
Ураган приходит неожиданно (1983)
Челюскинцы (1984)
Исключения без правил (1986)
Бес (1991)
Ночь при дороге (1991)
Овен (1992)
Анекдотиада, или История Одессы в анекдотах (1994)
Ночь и день (1995)
Лечение по доктору Лоховскому (1997)
Сибирский спас (1998)
Армия спасения (2000)
Поставил фильмы:
Полоса везения (1983)
Происшествие в Утиноозерске (1988)

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2607


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru