Русская линия
Народное радио Елена Крылова18.01.2008 

Экзамен: «Что такое душа, что такое совесть?»

Скромность, уступчивость, доброта, воспитанные с малых лет, а также чистота сердца, чистота ума помогают создать и сохранить крепкую семью, позволяют людям долго и счастливо жить вместе. Интервью с ректором Московской педагогической академии Е. О. Крыловой.

Игорь Шишкин: Елена Олеговна, 27 января 2008 года в Москве, в зале церковных соборов храма Христа Спасителя открывается очередной Международный педагогический форум, организатором которого, как всегда, выступает ваша академия. Тема его — «Семья, ее прочность, цель и назначение». Наши беседы, посвященные прошедшим форумам, всегда привлекали большое внимание, а сегодняшняя тема тем более многих заинтересует.

Елена Крылова: Да, тема семьи очень важна, и вообще в наши дни духовно-нравственное воспитание молодежи, школьников имеет большое значение. Неподдельный интерес родителей, педагогов и, главное, самих школьников к этой проблематике говорит не только о стремлении людей узнать, что такое нравственное воспитание, нравственное совершенствование, но и о том, что такое воспитание необходимо для счастья каждого человека, для создания счастливой семьи, и счастливого общества в целом. Московская педагогическая академия имеет лицензию на проведение занятий по теме «Формирование духовно-нравственного мировоззрения на всех уроках общеобразовательного цикла», и те занятия, которые мы проводим с педагогами, особенно это педагоги Москвы, показывают нам, как важно раскрывать именно тему прочности, стабильность и гармонии семьи в занятиях с подрастающим поколением.

Недавно мне довелось побывать на уроке истории в 11-м классе. Учительница сказала, что они в рамках уроков истории занимаются историей семьи в России. Я спросила школьников, от чего, по их мнению, зависит прочность брака. Сначала тишина, потом одна девушка сказала, что люди должны уважать друг друга, но в основном ребята опустили головы и молчали. Директриса, которая привела меня на этот урок, очень оживленно сказала им: «Ну что же вы молчите? Скажите, что прочность брака зависит от любви, от взаимной привязанности, от сильного чувства, связывающего людей друг с другом». Но я увидела, что, как ни странно, эти пятнадцати- или шестнадцатилетние люди на этот призыв не откликнулись, перемолчали, а потом один из юношей сказал: «А в нашем классе нет ни одной полной семьи». Ученики с ожиданием посмотрели на меня, почему я их спросила, и смогу ли я им на это что-нибудь ответить.

Тогда я обратилась к опыту русской традиционной педагогики, в которой семейному воспитанию, подготовке к семейной жизни, формированию крепкой, стабильной семьи уделялось большое внимание. Я ответила словами выдающегося русского нравоучителя отца Порфирия Ивашова, который говорит, что прочность браков зависит, прежде всего, не от взаимной склонности, хотя, безусловно, люди должны нравиться друг другу, но, прежде всего, зависит от чистоты сердца и воспитания чувств. Мне показалось, что ребята меня не поняли. Я попыталась им это растолковать и сказала: «Представьте, что вы познакомились с девушкой, которая вам очень нравится, и вы думаете о том, что, может быть, сделать ее спутницей своей жизни. Допустим, вы пригласили ее на прогулку в парк, и вдруг замечаете, что девушка искренне к вам обращается и просит посмотреть, какое интересное у какой-то встречной девушки пальто, или какие у другой сапоги, или какая машина. То есть в сердце у нее живет такой недостаток, как зависть. Это довольно распространенное явление. Каждый из нас несвободен от каких-то недостатков, но мы должны понимать, что, связывая свою жизнь с другим человеком, мы сталкиваемся не только с положительными его сторонами, но и с отрицательными, которые, как правило, есть в каждом из нас. Например, у этой девушки — зависть, а в молодом человеке может быть страсть к стяжанию, у каждого есть какие-то недостатки, но когда они становятся определяющими сознание, то жить с таким человеком бывает довольно сложно». И вот тогда ребята поняли приведенные мною слова Порфирия Ивашова.

Представьте рядом с собой человека, который всегда добр, уступчив, очень ласков, который все время заботится о вас, думает, как бы сделать, чтобы вам было лучше. Каждому хотелось бы жить рядом с таким человеком. Но таких людей очень мало, потому что все эти качества, скромность, уступчивость, доброту нужно воспитывать с малых лет, врожденными эти качества бывают очень редко. Значит, с одной стороны, должно быть воспитание, а с другой стороны, нужно знать, что такое чистота сердца, чистота ума, которая помогает вот тоже сохранить крепкую, устойчивую семью и позволяет людям долго и счастливо жить вместе.

Я привела им еще один пример. Вот, допустим, у вас есть комната, и в эту комнату вы можете принести любую вещь — стулья, книги, бумаги, а если что-то не понравилось, вы это можете вынести из этой комнаты. Но мы не можем это сделать со своей памятью. Если мы запускаем туда какие-то образы, какие-то впечатления, а впустить мы можем все что угодно: куда захочу — посмотрю, что захочу — увижу, то все эти образы будут в памяти, а человек так устроен, что он не может выбросить из своей памяти никакие впечатления. Если этот человек с детства заполнил свою память мыслями о чем-то жестоком, злом, нечистом, неприятном, то все эти образы, все эти мысли так и хранятся в его душе, и для того чтобы их искоренить, требуется особая работа, о которой мы рассказываем в нашей академии.

Ребята поняли, что сохранение вот этой внутренней чистоты — это работа каждого из нас, каждого человека, то есть нужно думать о том, как оградить свои чувства от внешних дурных воздействий. Не нужно читать книг, которые развращают человека, не нужно смотреть дурные фильмы, слушать дурные песни, потому что потом рядом с тобой будет просто плохо жить. При вступлении в брак важно осознавать, что, конечно, в другом человеке будут недостатки, и надо быть готовым смириться с ними, надо быть готовым к тому, чтобы помочь от них освободиться, потому каждый человек тяготится своими недостатками. Как тяжело быть завистливым, например.

Или говорят, что любить врагов гораздо радостнее, чем их ненавидеть. Но чтобы прийти к такой любви, нужен особый путь. Мне было очень радостно, что наши московские школьники это поняли. Видимо, когда директриса в очередной раз стала им говорить о любви, они не проявили большого интереса к этой теме, так как это понятие уже как-то опошлено в их сознании, а вот рассуждение о воспитании чувств, об умении владеть собой, о воспитании воли их захватило, я думаю, потому, что никто практически с ними не говорит о том, как это важно в повседневной, даже ежеминутной жизни.

Игорь Шишкин: Это дикая ситуация, что в классе не оказалось ни одной полной семьи. По данным статистики, по проценту разводов мы уже обогнали так называемые развитые страны. У нас сейчас по некоторым данным распадается чуть ли не 75 процентов браков, в то время как в европейских странах, которые у нас все шли за эталон, примерно 50 — 60 процентов. Вы говорите о том, что нужно воспитывать, готовить людей к семейной жизни, к созданию устойчивой семьи. Сейчас, слава Богу, в школе вспомнили о воспитании, признали, что школа, вуз должны не только образовывать, но и воспитывать молодого человека. Но есть ли в школьной программе возможность воспитывать семьянина, воспитывать мужа, воспитывать жену?

Елена Крылова: Есть очень простой ответ: если ты действительно что-то хочешь сделать, то возможность есть всегда. Мы недавно смотрели фильмы, которые нам представила заслуженная учительница России Лидия Донченко. Она преподает в одной из московских школ. Это как раз очень показательно: обычная московская школа, обычные московские дети. И — огромный арсенал средств именно русской традиционной педагогики, именно нравственной педагогики. Это дети, которые работают, которые говорят о том, какие чувства есть у человека, о том, как нужно следить за состоянием души, как важно быть самоотверженным, не допускать дурных поступков. У них в лексиконе есть такое понятие как грех, причем, они очень тяжело переживают, если сами совершают какой-то проступок. Все зависит только от стремления самого педагога и главное, от его внутреннего содержания, что он может дать этим школьникам.

Игорь Шишкин: Духовно-нравственное воспитание самого педагога, конечно, очень важно, как важно и его стремление обучать и воспитывать детей, но ему обязательно нужны учебники, учебно-методические материалы. Без этого могут работать только самые выдающиеся учителя, педагоги, а в целом система образования без такой базы функционировать не сможет.

Елена Крылова: Безусловно, учебники очень важны. В сентябре 2007 года в Болгарии, в Варне проходил форум «Глинские чтения», который так и назывался «Учебно-методические пособия в современной системе образования». Прежде всего, мы говорили об известной книге «Симфония», написанной по творениям святителя Тихона Задонского современным педагогом-нравоучителем, схиархимандритом Иоанном Масловым. Он двадцать пять лет преподавал в Московской духовной академии. «Симфония» — это своего рода толковый педагогический словарь, в котором даны все понятия духовной, нравственной сферы жизни человека с пояснениями святителя Тихона Задонского. Даны они по определенной системе, так что учителю легко работать с этими понятиями. Министерство образования присвоило этой книге гриф «Книга для учителя по духовно-нравственному воспитанию». Эта книга находит все более широкое применение в занятиях со школьниками и со студентами, а сейчас получает и международное признание. Она была переведена на болгарский язык и издана в Болгарии с прекрасными методическими статьями. В частности, там опубликовано прекрасное вступление, написанное митрополитом Иоанникием, принимавшим огромное участие в ее переводе. В нем говорится о том, что труд такого масштаба и значения не принадлежит только России и только Русской Православной Церкви и русской системе образования, а что это концептуальный труд по нравственному воспитанию, который должен стать мировым достоянием, поскольку он содержит в себе и концепцию воспитания, и все основные понятия, которые необходимы для правильного внутреннего развития человека. Сейчас «Симфония» переводится на румынский и английский языки. Румынская делегация, которая присутствовала на «Глинских чтениях», выразила благодарность за предоставление ей трудов схиархимандрита Иоанна, в частности, книги «Симфония».

Игорь Шишкин: Учителям нужны работы, более прямо привязанные к учебному процессу. «Симфония» требует от своего читателя дальнейшей переработки в непосредственные действия в школе, в классе, а учебниками, которые, естественно, опираются на святоотеческое наследие, в том числе и на «Симфонию», учитель может воспользоваться сразу, только взяв их в руки.

Елена Крылова: Каждый учитель может работать с «Симфонией» по-разному. У нас просто делали фильмы по разным урокам. В сущности, там преследуется одна цель, чтобы школьник был готов ответить на вопрос учителя о том, что такое сердце человека, что такое душа, что такое совесть, причем мог бы пользоваться для поиска правильного ответа такими проверенными источниками как «Симфония», а методика построения урока может быть различной. Конечно, методические указания — очень важный аспект деятельности в современной системе образования. Например, у многих учителей очень популярна книга «Основы русской педагогики» Николая Васильевича Маслова. Она рекомендована Министерством образования как учебное пособие по направлению «Педагогика», по специальности «История». 27 января на форуме будет представлено 5-е дополненное издание этой книги.

Там введены очень интересные разделы, в частности, работа с памятью. Почти все наши учителя жалуются на то, что дети, особенно младшие школьники, практически перестают усваивать материал, у многих плохая память. Я думаю, что это связано, прежде всего, с тем потоком ненужной информации, который обрушивается на ребят еще в дошкольном возрасте, и это продолжается в школе. Большие разделы книги посвящены воспитанию внимания, тому, как усваивать научные знания, как плодотворно, не рассеивая внимание, вести свою деятельность.

В книге содержится концепция православной педагогики и вообще русской педагогики. Она представляет собой систематический свод воззрений русских педагогов и святоотеческих трудов по вопросам воспитания. Книга «Симфония» является приложением к диссертации отца Иоанна, которая называется «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении». В этом году будет впервые издано «Учение о спасении». Это учение о том, как человеку жить, чтобы развить в себе все самые добрые качества и искоренить все дурное. Каждый из выдающихся педагогов ставил перед собой именно эту задачу, поэтому и писал об этом. Каждый из святых отцов, так или иначе, эту тему затрагивал, но у отца Иоанна есть очень интересная особенность: «Учение о спасении» содержит всего 150 страниц. Оно очень емкое, сжатое, и в то же время туда нечего добавить, то есть это исчерпывающее и в то же время логично и четко выстроенное учение о внутреннем совершенствовании человека. Я думаю, что педагогу проще будет пользоваться отдельно изданной брошюрой на уроках.

Игорь Шишкин: 2007 год у нас был официально объявлен годом русского языка, а 2008 год — годом семьи. В 2007 году через все практически доклады Международного педагогического форума красной нитью проходила тема русского языка, его роли в нравственном и духовном воспитании. В 2008 году тема форума «Семья и ее прочность», но когда я просматривал доклады, предварительный сценарий чтений, то я увидел, что на первом месте стоит тема «Нравственный потенциал русского языка в образовании». Это меня очень обрадовало: это значит, что объявленный властью год русского языка не превратился в формальное мероприятие. О русском языке не забыли, и сегодня, обсуждая проблемы семьи, продолжается и тема русского языка, которая очень плодотворно разрабатывалась на предыдущих «Глинских чтениях».

Елена Крылова: Тема языка конечно тесно связана с жизнью всего общества и с жизнью семьи. На «Глинских чтениях» был один очень убедительный доклад, который назывался «Как говорим, так и живем», а на нынешнем форуме будет прочитан доклад «Семейная и бытовая речь, ее роль в нравственном воспитании». Целый ряд докладов будет посвящен принципам внутрисемейного общения, роли языка в воспитании. Вообще деятельность нашей академии расширилась, и мы прикладываем проблему духовно-нравственного воспитания к гораздо более широкому кругу предметов. Например, мы сейчас получили лицензию и ведем образовательную деятельность и повышение квалификации педагогов по очень важной теме: «Риторика и речевой этикет», поскольку очень важные исконно русские слова из языка уходят и заменяются на инородные для нас слова, на сленг.

Этот курс очень интересует наших слушателей, так как очень часто самих учителей нужно учить говорить не только правильно и грамотно, но убедительно и логично, чтобы школьники их воспринимали всем сердцем. 17 и 18 января кандидат педагогических наук Светлана Витальевна Миньшенина (член риторической ассоциации преподавателей русского языка) проводит авторский семинар по риторике и речевому этикету.

К 27 января у нас выходит небольшая брошюра «Семья, ее прочность, целеназначение». В нее вошли отрывки из творений замечательных русских святых, педагогов и нравоучителей, где раскрываются обязанности супругов. Ведь когда люди вступают в брак, и их отношения имеют романтическую окраску, они не думают о том, что они должны делать, но у них есть определенные обязанности, и, как и в любом деле, если не исполнять обязанности, то и дело стоит. Строительство и жизнь семьи — это тоже труд, это тоже своего рода подвиг каждой из сторон. Есть у супругов общие обязанности, а есть отдельно, обязанности мужа, обязанности жены. На современном этапе очень важно напомнить людям, за что они отвечают, в чем заключаются обязанности родителей, а в чем — обязанности детей. Эта книга принесет большую пользу читателям, потому что они по-новому взглянут на мир семейных отношений.

У нас на чтениях всегда возникает еще один серьезный вопрос — о дошкольном воспитании. Ведь все поведение человека, чистота его сердца — все это закладывается в самом раннем возрасте, поэтому сейчас в Московской педагогической академии преподается развивающий курс для дошкольников. Это небольшие, не утомительные для маленького ребенка беседы, во время которых ему рассказывают в доступной форме о добрых качествах, которые мы хотели бы воспитать, это иностранный язык по выбору родителей и, в случае необходимости, лечебная физкультура и коррекция речи.

Сейчас мы ввели еще и подготовку для самих школьников, а не только для учителей. С 15 января начинаются занятия, во время которых мы будем готовить школьников к выпускным экзаменам в школе, к сдаче Единого государственного экзамена, к вступительным экзаменам в вузы. Занятия будут проводиться по всем предметам общеобразовательного цикла, причем мы не только даем сумму знаний, необходимых для сдачи экзаменов, но не забываем и о самом главном — о формировании духовного мира человека. Мы надеемся, что нам это удается, потому что наши педагоги — люди очень высокого нравственного уровня, и в своих школах они именно этой проблемой и занимаются.

Игорь Шишкин: А что еще нового в деятельности академии?

Елена Крылова: Для нас самих новое и очень интересное — это, конечно, работа с самими школьниками и повышение квалификации учителей по всем предметам. Если раньше речь шла о подготовке учителей к духовно-нравственному воспитанию в целом, то теперь это идет отдельно — повышение квалификации учителей по русскому языку, повышение квалификации по преподаванию литературы, истории, биологии, географии, физики, химии и так далее, по всем предметам общеобразовательного цикла.

Отдельный, и очень важный, как мы считаем, курс — это менеджмент в образовании. Он читается только для управленческого персонала сотрудников системы образования. Мы считаем, что там кроме юридического, экономического блоков, должен присутствовать самый главный блок — это духовно-нравственное и патриотическое воспитание, формы работы, которые здесь возможны, потому что если в человеке будет заложена вот эта духовно-нравственная составляющая, то люди начинают решать по-другому и все остальные вопросы, и экономические, и юридические. Я приведу небольшой пример. Мы ознакомились с тем, как занимаются управлением в образовании в других учреждениях. В частности, там управленцам предлагался такой подход: они должны тщательно смотреть за своими подчиненными и ни в коем случае не допускать, чтобы кто-то из них обошел своего начальника в карьере, чтобы этот начальник всегда мог оставаться первым, оставаться руководителем.

Игорь Шишкин: Они рекомендуют ликвидировать талантливых или развивать себя?

Елена Крылова: Для них главное — следить за сотрудниками и вовремя пресекать любые их попытки продвинуться. У нас подход другой. Мы им сразу открываем книгу святителя Тихона Задонского, где есть замечательные слова о начальстве, о том, что главная задача начальника, его основная забота — нравственное состояние подчиненных, и все силы нужно отдать тому, чтобы все сотрудники были высоконравственными, и тогда дело будет благополучно развиваться. Мы обнаружили, что руководителям практически никто и не говорит о заботе о нравственном состоянии подчиненных, поэтому, мне кажется, что наш курс будет очень востребован.

Игорь Шишкин: Как можно принять в участие в форуме? Будет ли свободный проход? По опыту прошлых лет я знаю, что наплыв народа бывает так велик, что попадают не все.

Елена Крылова: Можно просто попытаться прийти 27 января в зал церковных соборов и получить билет при входе, но мы предлагаем более спокойный вариант. Позвоните по телефону 580−32−64, сделайте заявку и получите билет в нашем офисе заранее, тогда вы уже гарантированно пройдете. Наша академия находится в Москве, на Заречной улице, дом 9. Метро «Фили».

Е. О. Крылова, ректор Московской педагогической академии

http://www.narodinfo.ru/articles/41 318.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru