Фома | Протоиерей Игорь Фомин | 18.01.2008 |
Все мы слышали пятую заповедь — Почитай отца твоего и мать твою (Исх 20:12). Она не говорит ничего о том, каким должен быть родитель, чтобы его нужно было почитать: хорошим, плохим, милостивым или жадным, трезвым или вечно с перегаром. Господь сам разберётся с ним. По поводу пьянства в Писании сказано, что поступающие так Царствия Божия не наследуют (Гал 5:21). Мы должны представить будущую их участь и ужаснуться, постараться их пожалеть (а в древнерусском значении слово «жалость» — это синоним «любви»).
Мы знаем также, что Господь не дает человеку испытаний сверх сил. Вы пишете о смирении и терпении. Это две великих добродетели: ведь смирение — это умение жить с радостью и с благодарностью за те обстоятельства жизни, в которые поставил Вас Господь, а терпение — это игнорирование зла по отношению к Вам и совершение поступков по нормам Вашей совести (голос которой звучит в сердце каждого человека). Поэтому не стоит «играть» по тем правилам, которые диктует обидчик — лучше, действительно, ради любви к нему, смириться и потерпеть.
Вспоминается случай, который потряс меня до глубины души. В одной молодой семье муж пил, и пил нещадно, во всех смыслах этого слова, во всех его оттенках. Он выгонял жену, запирал дочь в ванной, дебоширил в вытрезвителях, засыпал у двери, пропивал зарплату… Вызывали милицию, возили на «зашивку», кодировали, ругались, разводились, били морду — помогало, в лучшем случае, на месяц. И только старенькая теща ничего не предпринимала. Даже когда побитая жена в слезах прибегала к маме за помощью (а жили они всегда вместе), та говорила ей, что такого мужа дочь выбрала сама — и неспроста: ведь крест всегда не только тяжёл, но и таит в себе результат, который открывается в будущем. В общем, побитая женщина получала утешение, но не поддержку в осуждении мужа. А самому пьянице-зятю его любимая теща ни разу ничего не сказала…
И вот, на смертном одре, перед самой своей кончиной, эта теща попросила зятя об одном: не пить. И уже на поминках зять не выпил ни одной рюмки! Сейчас прошло более десяти лет, а к водке он даже не притрагивается.
Пожалуйста, попробуйте все-таки полюбить того, кто Вам дал жизнь здесь, на этой прекрасной земле, — и полюбить в свете любви Христовой. По отношению к Нему мы ведем себя так же, если не хуже, так что не очень уж сильно отличаемся от наших непутевых родственников. Давайте же попробуем увидеть, сколь плачевно наше собственное состояние, вспомнив библейские слова — суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом (Иак 2:13).
Некоторые грехи я могу анализировать и исправлять самостоятельно. А в каких случаях необходимо обсуждать грех на исповеди с батюшкой?
Кажется, что ответ на вопрос напрашивается сам собой: говорить священнику о грехе нужно в тех случаях, когда не можешь справиться самостоятельно… Но это не так; в подобной точке зрения заключается большая ошибка. Ведь какой новичок может победить многоопытного воина (говорю о неопытных нас и многовековом опыте лукавого)? Кто может гарантировать (хотя бы себе), что уже никогда не вернётся к греху, с которым вроде бы справился?
Но если слово батюшка заменить на духовник, мы перейдем совсем в другую плоскость осознания этого вопроса. Ведь даже если ты «справился самостоятельно», то все равно лучше не успокаиваться на этом. Всё, что тебя волнует, беспокоит, не даёт жить в душевном мире, надо поведать духовнику, обсудить с ним. Очень хороших батюшек много, но выбери одного и верь ему, не испытывая Бога поисками подтверждения уже заранее найденному ответу на свои душевные метания. А найти того, кому легко будет открыться, можно по верному признаку: в душе от его советов появляется радость и благодарность Богу за всё происходящее.
Священник Игорь ФОМИН, клирик храма в честь Казанской иконы Божией Матери на Красной площади (Москва)
http://www.foma.ru/articles/1400/