Русская линия
НГ-Религии Андрей Мельников17.01.2008 

«Железный занавес» с Востока
Российских мусульман ограждают от иностранных влияний

Политика российских властей по отношению к религиям обретает все более четкие и продуманные контуры. Взамен возможности весомого влияния религиозных организаций на общество и государство от них требуют полной лояльности. В наибольшей степени это относится к мусульманам. Их все более настойчиво переориентируют на «самобытные» традиции, присущие российскому исламу.

Последние дни 2007 года и первая декада нового, 2008 года ознаменовались чередой на первый взгляд противоречивых событий в мусульманских республиках и регионах со значительным мусульманским населением. С одной стороны, руководители этих субъектов Федерации при молчаливом согласии центральных властей продолжают курс на исламизацию вверенных им территорий. Например, Рамзан Кадыров, изгнав из республики представительства международных правозащитных организаций и наведя порядок в ассортименте чеченских свадебных салонов, не успокоился на достигнутом и на днях призвал республиканское телевидение больше эфирного времени посвящать разъяснению духовно-нравственных ценностей ислама.

С другой стороны, новым ограничениям подверглись сторонники «экспортных форм» ислама. Не успели забыться информационные сообщения о серии обысков по всей России в связи с изъятием запрещенных сочинений турецкого богослова Саида Нурси, как удар российской Фемиды обрушился на так называемую «ваххабитскую» литературу саудовского происхождения. Дополнения в «Федеральный список экстремистской литературы», опубликованные в официальной печати 29 декабря 2007 года, сделали запретными для хранения и распространения полтора десятка сочинений, пропагандирующих так называемый «чистый» ислам. Все они были изданы при участии фондов, финансируемых Саудовской Аравией, или написаны саудовскими авторами.

Все отмеченные сочинения объединяет идея, так сказать, «космополитизма». В этих книгах провозглашается освобождение верующих от «заблуждений», связанных с национальными традициями в тех или иных регионах. Соответственно, авторы стараются ослабить связь правоверных с национальными государствами и, наоборот, усилить их зависимость от исторического центра ислама — Аравийского полуострова. Так читатель приводится к мысли о своей причастности к всемирной общине правоверных и необходимости поддерживать единоверцев в любой точке планеты. Основное внимание российского правосудия, естественно, привлекли призывы к участию в джихаде против неверных, к которым сторонники «чистого ислама» причисляют христиан и иудеев. «Они (христиане и иудеи) являются кяфирами (неверными. — „НГР“), так как до них уже дошли доказательства и достигла их миссия (пророчество Мухаммада), однако они упрямо проявили неверие… Все они под гневом Аллаха», — разъясняет свое понимание «межрелигиозных отношений» сочинение «Отведение сомнений», пополнившее собой список экстремистских книг. Эту мысль развивает книга из того же списка «Исламская акида (вероучение, убеждение, воззрение) по Священному Корану и достоверным изречениям Пророка Мухаммада»: «Наш долг в отношении угнетенных братьев-мусульман состоит в следующем:…всемерно раскрывать существующую еврейскую опасность в Палестине, Ливане и в исламском мире в целом». Заметим, что все это написано не во времена Средневековья, а в наши дни!

С содержанием большинства книг из списка запрещенных можно свободно ознакомиться в интернете. Миллионы экземпляров подобных книг были распространены среди российских мусульман за последние годы. Ваххабитские брошюры раздавались паломникам во время хаджа. Исламовед Роман Силантьев 9 января, накануне мусульманского Нового года, заявил журналистам, что указанные сочинения составляли «заметную часть» литературы, используемой и распространяемой в структурах и подразделениях Совета муфтиев России, сообщает Интерфакс. Однако в этой организации категорически отрицают обвинения в причастности к выпуску и распространению радикальных изданий. «Критерии оценки теологической литературы, к сожалению, религиозными организациями не выработаны, — пояснил „НГР“ заместитель председателя Духовного управления мусульман Европейской части России (ДУМЕР) шейх Фарид Асадуллин. — Необходимо создание некоего экспертного органа, в задачи которого входило бы отделение богословской литературы от пропагандистской, в том числе экстремистской. С идеями многих изданий, приходящих к нам из-за рубежа, мы не можем согласиться по принципиальным соображениям. Мы сторонники умеренного ислама», — заключил Асадуллин.

Государство готово отдать на откуп религиозным организациям «духовно-нравственное» просвещение общества, но взамен желает, чтобы эта деятельность полностью соответствовала интересам власти. К «окормлению» паствы будут допущены только те структуры, которые хотят взаимодействовать с государством. Но работа по ликвидации идеологического наследия «лихих 90-х» в мусульманской общине России предстоит нелегкая.

http://religion.ng.ru/events/2008−01−16/3_ironcurtain.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru