Российская газета (Приволжье) | Мария Волкова | 16.01.2008 |
Конфликт начался с того, что жалоба инициативной группы православных нижегородцев по поводу недопустимого использования религиозной символики в рекламных целях была принята к производству областной прокуратурой. Поводом для возмущения послужила реклама бодрящего напитка. На уличных холодильниках популярной марки появились православные храмы, причем изображены они были сквозь очертания бутылки с газировкой. Коллективное обращение по поводу недопустимости подобной рекламы нижегородцы направили архиепископу Нижегородскому и Арзамасскому Георгию, областной прокуратуре и губернатору.
Возмутило нижегородцев не только собственно использование православных крестов, куполов, а также памятника Минину и Пожарскому и набатного колокола в рекламе. На некоторых холодильниках изображения появились еще и в перевернутом виде. Авторы обращения расценили этот факт как оскорбление религиозных чувств и унижение национального достоинства.
Областная прокуратура приняла жалобу к проверке. В свою очередь нижегородское представительство компании в своем официальном сообщении указало, что, «размещая на своем торговом оборудовании и на упаковке продукции виды объектов архитектуры и искусства, компания демонстрирует свою позицию по сохранению культурного наследия». Подобную рекламу продавцы газировки рассматривали как популяризацию среди населения информации о памятниках архитектуры, культуры и искусства.
Говоря о юридической перспективе подобного обращения, в нижегородском управлении Федеральной антимонопольной службы корреспонденту «РГ» сообщили, что подобный случай может проходить по статье 5 части 6 федерального закона «О рекламе». Там говорится, что «в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия».
«Таким образом, прямой запрет на использование религиозной символики не установлен, однако реклама не должна содержать информации, которая может оскорбить какие-либо категории населения. Искажение установленных параметров религиозной символики можно рассматривать только при наличии соответствующего обращения граждан, которых это изображение оскорбляет. Однако искажение Ц весьма оценочный момент, юридически доказать это непросто. Поэтому для признания нужна соответствующая экспертиза», — прокомментировала заместитель начальника отдела контроля финансовых рынков, рекламной деятельности и защиты от недобросовестной конкуренции нижегородского УФАС Ольга Швецова. В ближайшие дни в УФАС должно состояться заседание по вопросу наложения штрафа.