Православие.Ru | Александр Парменов | 16.01.2008 |
Так оно и должно быть: земля должна быть возвращена людям, люди — земле, страна — своим гражданам. Но как тело, из которого изошла душа, мертво, так и народ, оставивший Церковь, еще не возродился.
Начавшийся 2008 год освящен 175-летием преставления преподобного Серафима Саровского.
Этот великий подвижник, ученик и собеседник Пресвятой Богородицы, провел всю свою жизнь в самом центре России. Родившись в Курске в 1754 году и в юном возрасте получив в Киево-Печерской лавре благословение на иноческие подвиги, он ушел в Саровский монастырь тогдашней Тамбовской епархии и 55 лет подвизался в обители и ее окрестностях, молясь за всю землю Русскую.
Почитаемый и обругиваемый как при жизни, так и после смерти, наступившей во время глубокой молитвы в 1833 году, он был канонизирован через 70 лет авторитетом страстотерпца императора Николая II. Записанный таким образом в «царские святые», этот народный подвижник, чьи иконы открыто стояли почти в каждом православном храме, до 1980-х годов возбранялся к упоминанию даже в церковной прессе.
В 1927 году мощи его были похищены гэпэушниками и увезены в неизвестном направлении. Так через столетие после блаженной кончины преподобный, как и при жизни, претерпевал от соотечественников оскорбления, презрение и нападения.
11 января 1991 года святые мощи батюшки Серафима, случайно обнаруженные в запасниках бывшего петербургского Казанского собора, святотатственно превращенного в Музей религии и атеизма, были возвращены Русской Православной Церкви. 7 февраля они были перевезены в Москву, и в течение полугода вся православная Русь стекалась к ним в патриарший Богоявленский собор со своими радостями и печалями. И никто не уходил неутешенным. И снова, как и в начале XX века, от святых мощей стал исходить прикровенный поток чудотворной помощи и исцелений. С 23 по 30 июля мощи торжественно через Ногинск, Орехово-Зуево, Владимир, Нижний Новгород и Арзамас были доставлены в Дивеево и к 1 августа — дню прославления преподобного — с честью положены в Троицком соборе возрожденной Дивеевской обители, где им и надлежало покоиться, как и предрекал некогда сам преподобный Серафим Саровский.
Что значит для нашего озлобленного и разуверившегося современника тихий и светлый старец, обращавшийся к своим собеседникам не иначе как «радость моя» или «Ваше боголюбие»?
В наш век — век отчаяния и самоубийств, когда человек не знает, ради чего и во имя чего он живет, так дороги слова преподобного Серафима о цели нашей жизни. Его рецепт предельно прост: «Стяжи дух мирен — и тысячи вокруг тебя спасутся». И всей своей жизнью он доказал это, доказал, что цель земного пути человека — в стяжании Духа Святого. Для тех, кто не молится, — это пустые слова, абстракция. Только «чистые сердцем», сказано в Евангелии, «Бога узрят» (Мф. 5: 8).
Как же нам, грешным, добиться того, чтобы встреча с Господом все-таки состоялась? И тут на помощь нам приходят святые, из сонма которых смиренно взирает на нас преподобный Серафим Саровский. Он не перестает духовно окормлять нашу страну. Он идет навстречу даже тем, кто и не ищет помощи, кто и знать его не желает. Он помогает, исцеляет, утешает, любит…
Тридцать лет отшельничества. Три года столпничества. Подвиг безмолвия. Затворничество. Старчество. И он преодолел все эти ступени человеческого совершенствования, «облекаясь во Христа», уподобляясь Ему и являя нам высокие образцы целомудрия, бдения, поста, непрестанной молитвы, кротости, смирения, послушания, совершенного незлобия. Это пример, может быть, единственный в мире христианской святости. В преподобном Серафиме, как в фокусе, собрались все подвиги, прославившие множество русских и не только русских подвижников. Для тысяч своих современников и для сотен тысяч их потомков он стал духовным отцом и руководителем. Он свел воедино все пути, которыми душа поднимается к Богу. В нем явственно воплотилась характерная идея русской духовности: преображение всякой твари, всего сотворенного силою добровольной жертвы любви и сострадания. Преподобный Серафим, в XIX веке знавший о переживаемых нами ныне временах больше, нежели знаем мы сами, являл и являет живой образ будущего восстановления всего сотворенного. Он жил и почил, преисполненный «пасхального духа». Он шел путем Христа и задолго до всеобщего воскресения из мертвых преисполнился пасхальной радости.
Путь Христов — это смертная тоска в Гефсимании, принятие надругательств на суде, Голгофа и кажущаяся оставленность Богом. На этом пути оказались и Россия, и Русская Православная Церковь. И верное направление на этом пути указывает нам преподобный Серафим Саровский.
Желаете, чтобы воссияла Пасха? Дерзайте! Преображайте мировое бытие через упразднение всякой ненависти, разделения, отвергнитесь «ветхого» — грешного — человека, утверждайте в себе совершенную любовь к Богу, ко всем существам, получившим жизнь от Него.
Серафим в переводе с древнееврейского означает «пламенный». Что же могло быть пламенного в тишайшем, согбенном и смиренном старце? — Вера!
А если кто-либо захочет получить доказательство или опровержение всего сказанного, пусть сам призовет на помощь преподобного, пусть сам приедет в Дивеево, пусть сам приложится к святым мощам угодника Божия.