Народное радио | Николай Маслов | 15.01.2008 |
Игорь Шишкин: Николай Васильевич, на «Народное радио» поступает очень много телефонных звонков и телеграмм, полных возмущения по поводу телепередач на канале НТВ в новогоднюю ночь. Мы их передали вам, и нам было бы интересно узнать, каковы последствия, что сделано?
Николай Маслов: Вы задали вопрос, как минимум, президенту страны.
Игорь Шишкин: Я понимаю, что вы не президент страны, но каждый может что-то делать в рамках своей компетентности.
Николай Маслов: Я, во-первых, провел несколько встреч с людьми, достаточно государственными, проконсультировался, каково их мнение. Оказалось, что люди, насмотревшись вот этой паршивой рекламы о том, что на канале НТВ будет именно такой концерт, не стали включать этот канал. Новый год — это праздник семейный, в нем и дети участвуют. У кого не спрошу, никто эти передачи не смотрел. Я даже, когда спрашивал, попадал в неловкое положение, потому что все уже меня спрашивали, смотрел ли я? Я сам не видел, и рекламу не видел, но меня порадовало, что многие отказались смотреть новогодний концерт на НТВ, заранее узнав по рекламе, что это будет изрядно паршивая вещь.
Но, конечно, поскольку есть такие обращения, и многие об этом говорили, то мы проконсультировались с юристами, и от лица «Народного контроля» сделали запрос в Генеральную прокуратуру. Сегодня мы его отправили. Мы просим генерального прокурора Владимира Яковлевича Чайку провести расследование вопиющего факта — показа непристойностей в праздничную ночь — и дать этому факту правовую оценку. Оценка большинства граждан нашей страны понятна: они такие вещи не позволяют смотреть ни себе, ни, тем более, смотреть их вместе с детьми. Согласно данным опросов, около 80 процентов населения России давно требует ввести цензуру на СМИ.
Мы также обратились с открытым письмом к нашему президенту, и завтра вывесим это письмо на сайте, наверное, даже откроем форум, чтобы люди могли высказать свою точку зрения. Мы хотим, чтобы президент дал оценку этому случаю. Ведь мы говорим о том, что семья — это самое главное, и президент в своих посланиях говорит, что нравственные устои — это обязательное условие благополучия и развития общества. Мы в какой-то степени наводим порядок в системе образования, создаются новые учебники и так далее, но находятся люди, которые считают, что мерзость запустения в сфере нравственности — это нормально, и для которых повышение рейтинга их канала и, соответственно, их прибыли могут быть достигнуты любой ценой.
С третьим письмом мы обратились к Дмитрию Медведеву, поскольку, с одной стороны, он курирует национальные проекты, такие как здравоохранение, образование, а с другой стороны, он курирует «Газпром». НТВ принадлежит «Газпрому», а Медведев — председатель правления «Газпрома». В письме мы даже написали, что ложка дегтя может испортить бочку меда, что грех без казни не бывает. Что побудило нас написать эти письма и раскручивать эту тему, чтобы как-то наказать виновных? Ведь если общество не реагирует на такие безобразия, значит, оно с ними согласно. А если оно с ними согласно, то это общество обязательно потерпит крах и понесет кару. Сегодня у нас появились какие-то небольшие намеки на улучшение жизни, но если мы не будем сохранять и поддерживать основу — моральный облик нашего народа, нравственную, духовную составляющую, то нам никогда не видать хорошей перспективы. Вот мы и предлагаем обществу отреагировать на пропаганду безнравственности, потому что если общество никак не отреагировало на нее, даже не сопереживает по этому поводу, то наказание придет очень быстро. Грех без казни не бывает.
Игорь Шишкин: Порой приходится слышать, ну, мол, что тут такого страшного? Ну, устроили на канале шабаш, показали полуголых девиц, непристойные сцены, песни, в которых звучала нецензурная брань. Ну, произошло и произошло. Однако люди часто не замечают взаимосвязи между нравственностью и благополучием общества и государства, а история показывает, что гибели государств, гибели цивилизации всегда предшествовало нравственное разложение, и наоборот, выход из кризиса того или иного общества, того или иного государства начинался с нравственного оздоровления, причем иногда проводимого довольно жесткими методами.
Николай Маслов: Да, великие империи погибали от падения нравов. Например, в России произошла революция 1917 года. Часто говорят, что ее сделала кучка каких-то отщепенцев, кто-то говорит про еврейский заговор с немецким следом, и так далее. Но вот несколько слов известного русского святого Игнатия Брянчанинова, который в середине XIX века ездил по своей епархии. И он писал, что повсюду — мерзость запустения. Он с трудом находил грамотных, четко излагающих свои позиции священников. Он видел запустение в монастырях и он понимал, что своей немощной рукой он не может остановить реку гнева Божьего. Ему сказал один старец: «Ты благодари Бога, что остались еще люди, которые хотят нравственного оздоровления народа и собственного спасения, и у этих людей есть возможность это сделать». То есть, нравственное запустение, нравственное разложение верхов, и не только верхов, но и низов, уже наблюдалось за полвека до революции.
Игорь Шишкин: Отрыв от традиционных устоев христианской жизни, когда развилось отходчество и так далее.
Николай Маслов: Тогда появилась масса всяких течений, сект, а в результате — революция и падение Российской империи. После революции сначала вся ленинская клика объявила о свободе совести, о свободе ото всех нравственных устоев, и мы к тридцатым годам практически стали нищей страной. Было уничтожено огромное количество населения, были крестьянские бунты, голод шагал по России, смерть выкашивала целые деревни и поселения. Подъем начали с обуздания безнравственности. Даже эта безбожная власть поняла, наконец, что без нравственной стабильности, без морали в обществе решить проблемы развития страны невозможно, более того, коммунисты составили моральный кодекс. Работнику ЦК, например, непросто было развестись с женой.
Игорь Шишкин: Одновременно с этим начался экономический рост.
Николай Маслов: Конечно. Иначе — полный крах, народ вымирает полностью, просто в корень, а причины — в отходе от нравственных устоев предков, забвение Церкви и Бога. Мы об этом должны помнить. Если человек не может ничего сделать, но морально сопереживает, если он готов что-нибудь сделать, но у него нет сил, то Господь это видит, и эти сопереживания уже говорят о том, что общество здоровое. Такое общество не получает очень серьезного наказания. Ведь давно уже доказано наукой и подтверждено жизнью, что если человек обучается высоким наукам, но не воспитывается нравственно, то науки оказываются вредны для общества и не приносят благополучия ни отдельному человеку, ни государству.
Игорь Шишкин: Есть еще одна причина, почему нельзя пройти мимо этого факта. Да, у нас выходили на экран непристойные фильмы, непристойные клипы. Все это уже бывало, но того, что произошло в новогоднюю ночь, наши люди еще ни разу не видели. А ведь это означает, что дальше будет больше, если сейчас это не остановить. Уже давно известен алгоритм разложения, за которым нас ждет та самая пропасть, о которой мы говорили.
Николай Маслов: Об этом писал еще митрополит Филарет в XIХ веке. Он понимал, что количество людей безнравственных растет и начинает серьезно влиять на общество. Грех очень быстро пронизывает все жизненные ситуации человека, даже все его тело и душу. Человек подвергается телесному и духовному расслаблению, а от этого страдает и организм человеческий, начинаются болезни. Ученые доказали, что если общество отходит от моральных устоев и предается порокам, то резко падает и физическое здоровье, приходят болезни, уносящие тысячи жизней. То есть моральное здоровье общества — это не просто совесть нации, а это благополучие человека, семьи и государства во всех сферах жизни. Это вещь доказанная, и детям это преподают в школе, чтобы люди знали об этом. Митрополит Филарет говорил, что сперва человеку показывают приятную суету, какие-нибудь там рассказики шутливые, потом уже идет нескромность, потом приходят соблазны, потом уже порок. И конец этому всему — разрушение. Наконец, на телевидении пошла уже такая информация, которая возмутила людей.
Игорь Шишкин: Получается, что НТВ впервые в самый любимый нашим народом праздник, в семейный праздник показало уже явно порочную программу. Порок там не скрывался. А это значит, что никто не будет спорить с митрополитом Филаретом, как он прекрасно описал эту последовательность: дальше идет возмущение и разрушение, и государство здесь уже не может устраниться.
Николай Маслов: Этот поток зла разрушает, подмывает устои всего общества и частной жизни в отдельности. Государство не может устоять в таких условиях. В нем появляются люди, ум которых заражен пороками, они не могут довести до конца никакое дело, не могут воплотить в жизнь никакую созидательную идею. Если ум и память человека заражены грехом, то все его усилия будут безрезультатны, будут пустой тратой времени. Вот мы все время переделываем, переделываем, никакой национальной идеи нету, ничего нету, нету государства как такового, потому что каждый жив по своей идее.
Игорь Шишкин: Но из этого следует, что нравственное состояние общества и благополучие общества, крепость государства прямо взаимосвязаны, а значит, защита нравственных устоев — это прямая функция государства, точно так же, как оборона, национальная безопасность.
Николай Маслов: Я думаю, что не точно так же, а первостепеннейшая функция. Еще в XIX веке министр просвещения Шишков говорил, что если сейчас не воспитывать школьников и студентов, не прививать им понятие о нравственности и совести, то о последствиях этого дурного воспитания мы узнаем через пятнадцать лет, когда суды будут переполнены, в семьях пойдут распри, в умах людей поселятся мысли о разбоях, о войнах и так далее. Шишков был великим министром просвещения. Суворов тоже был убежден в том, что первая его задача — это нравственное состояние его войска. Если войско предано Родине, предано Богу, то его можно всему научить, и люди будут с удовольствием учиться и научатся за несколько дней. А если войско разобщено, и в нем отсутствует мораль, нет единой идеи защищать свое государство, потому что нет уверенности, что правительство поможет им в трудную минуту, то и нет никакого энтузиазма. У Суворова больше девяноста сражений, причем многие из них вошли в учебники во многих странах мира, и ни одного поражения.
Игорь Шишкин: Действительно, именно в военном деле, когда речь идет о жизни и смерти, это наиболее обостренно воспринимается. Полководцы всех времен всегда говорили, что моральное состояние армии — главный залог победы. И говорили они это не оттого, что все они были такими уж моралистами, а просто они знали, что без высокого морального духа они никогда не победят.
Николай Маслов: Да и при советской власти комиссары были. Тогда не было уже священников, но были комиссары, которые говорили, какой будет хороший коммунизм, как там будет одно одеяло, один магазин, хочешь — работай, не хочешь — не работай, но в магазин всегда идешь, там тебе бесплатно дадут. Главное было — убедить людей отдать свою жизнь за светлое будущее, которое достанется им, если они выживут, и их детям. Вот и была введена такая профессия, как комиссар.
Игорь Шишкин: Порой приходится слышать, что о нравственности любят рассуждать всевозможные ретрограды, а люди передовые с этим дела не имеют, для них прагматизм превыше всего. Для них главное — экономическая целесообразность, а все эти разговоры о нравственности — в пользу бедных. Но в других странах, которые сейчас считаются достаточно успешными, соблюдаются эти нормы. Это и Япония, и Германия. Любое крепкое, процветающее государство заботится о нравственном состоянии своего народа, хотя, конечно, согласно своей национальной специфике.
Николай Маслов: Конечно. Здесь Китай набирает обороты только по одной причине, что они отслеживают моральное состояние своих граждан. Если китаец не так себя ведет в России, например, то он готов застрелиться здесь, чем его вышлют в Китай, потому что там будет не расстрел, а похуже. Там его будут мучить, замораживать в холодильнике, или еще что-то придумают. Там очень жесткая ситуация. И на этом вот фоне растет благополучие.
Можно привести примеры и из России. В Белгороде администрация достаточно жестко следит за дисциплиной и за моралью подчиненных, начиная от областных учреждений и кончая поселковыми. Сегодня Белгород на третьем месте по экономическому росту в России, а по количеству машин на душу населения он уступает только Москве и Петербургу.
Игорь Шишкин: А сколько было возмущения, когда там запретили нецензурную брань на улице? Кричали, что это ущемление свободы слова.
Николай Маслов: Да, губернатор Савченко — молодец. У него не услышишь ругательных слов ни на улице, ни в округе, ни в его окружении. И это сразу видно — совсем другие лица. Там жесткая дисциплина, и людям, которым мораль в тягость, плохо живется — ни украсть нельзя, ни обмануть, а тем нашим гражданам, которые составляют 99 процентов населения, жить лучше, когда есть стабильность, есть порядок. Для большинства людей эта ситуация более выгодна.
Игорь Шишкин: Николай Васильевич, вы приводили примеры региональных руководителей, которые понимают, что нравственное состояние народа в области, в республике является важнейшим фактором развития. Но ведь наши законодательные акты очень расплывчаты, поэтому чиновники чаще всего и говорят, что у нас нет законов, по которым можно было бы покарать растлителей.
Николай Маслов: Чиновники специально написали такие законы, чтобы делать вот эту нравственную свалку в государстве. Как известно, на грязном фоне грязи не видать. Многим чиновникам выгодно, чтобы народ пребывал в пьянстве, в разгулах, в разврате, тогда и их злодеяния не будут видны.
Игорь Шишкин: И все беды можно списать на народ, мол, народ спился, разложился.
Николай Маслов: Конечно. В современной Чечне, например, молодой Кадыров старается восстановить единство народа, шаг за шагом укрепляет местное телевидение, радио, добивается того, чтобы народ был трезвый, здравомыслящий, высоконравственный. Он в школах вводит предметы, относящиеся к их религии, потому что прекрасно понимает, что если не просветить молодежь, не заложить в основу воспитания понятия о морали, о нормальной религии, то молодые люди пойдут в ваххабиты. Ведь все эти секты идут из-за границы. Они хорошо финансируются, и рассчитаны на людей необразованных, малообеспеченных, обиженных чиновниками. Но если человек просвещенный, то он сможет уже сам понять, где ложь, а где правда, и не пойдет ни в ваххабиты, ни в эти банды. Кадыров понемногу замещает федеральные каналы телевидения своими собственными, так сказать, передачками, чтобы не допускать вот этого разрыва общества.
В сердце каждого человека, вне зависимости от национальности и вероисповедания есть закон, и называется он совесть. Это утверждают не только все религии, но это утверждает даже наука, потому что человек с черной кожей или, например, иудей, или русский православный одинаково реагируют на то, что они кому-то сделали добро, и одинаково реагируют, если они там кого-то ударили, побили. У всех одинаково срабатывает совесть. Другой вопрос, насколько эта совесть чиста. Совесть можно сравнить с водой в колодце. В колодце вода есть точно, но если его засыпать песком, то водички вы не почерпнете. Вот песок — это наша нерадивая жизнь, наши грехи, которые закрывают эту воду. Но если вычистить все, то опять в колодце появится вода. Так и совесть.
Если мораль падает, а общество не сопротивляется — жди беды. Другой вопрос, что эта беда может прийти через год или через десять лет. Если человеку может Бог за какие-то грехи простить и не наказать сильно при этой жизни, и этот человек живет, припеваючи, но Бог может не наказывать его на этой земле, а оставить его как бич для других, то государство, если оно пронизывается пороком и на это никто в обществе не реагирует, наказывается обязательно при жизни, потому что государство не существует вечно, а существует только на земле. Вот поэтому нужно реагировать на всякие безобразия, которые происходят в нашей жизни. Если мы не реагируем на них, то в любом случае получим по заслугам.
Игорь Шишкин: Наше государство сейчас не исполняет в полной мере, так обтекаемо скажем, важнейшую свою функцию защиты нравственных устоев общества, в отличие от многих других стран, причем крепких, процветающих, активно развивающихся стран, может быть и потому еще, что нравственность и справедливость неразрывны. Как можно отстаивать нравственные устои, а при этом допускать то, что у нас сейчас происходит в плане социальной справедливости? Вот вы привели в пример Чубайса. Человек отматывает счетчик, потому что знает, что там наверху, извините, электроэнергией командуют люди, у которых миллиарды и миллиарды.
Николай Маслов: Там отмотали больше. Естественно, человеку обидно, что его при этой зарплате или при пенсии 3 тысячи рублей ему нужно соблюдать свою мораль. А люди, находящиеся у власти, или близко к ней, имеют миллиарды. Но нужно понимать, что всякая власть бывает по достоинству народа. Одних Бог испытывает бедностью, других как-то иначе, но это испытание проходит каждый из нас всю свою жизнь. Значит, поэтому здесь ну ответ он достаточно, так сказать, простой. Какой народ, такое приходит к нему и правительство. И если мы что-то делаем в альтернативу, то это ярмо сбрасываем. Но, может быть, не совсем удачный пример, но тем не менее. Давайте посмотрим на сегодняшнюю Грузию, да? Народ заставил провести повторные выборы президента, заставил сложить полномочия. Сейчас он объявил фальшивые, значит, итоги. Но вот эти бунты, которые неповиновения людей, заставили и изменить свое мнение и иностранных наблюдателей, которые вчера говорили, что все хорошо прошло, а сегодня видят, что Грузия не умолкает.
Игорь Шишкин: Народ не признает, приходится признавать в реальности.
Николай Маслов: Им стыдно это. Потому что им стыдно, потому что в Европе обман наказывается жестко. И человек не сможет долго продержаться даже у малейшей власти и обмане. Поэтому они вынуждены были парировать. И начальник ОБСЕ вынужден был заявить, что колоссальные нарушения прошли в Грузии. И народ не сдается.
Игорь Шишкин: Да и у нас. Например, что сейчас происходит в Ингушетии.
Николай Маслов: Ингушетия — потрясающе просто. Сегодня в Ингушетии большая часть избирателей написали заявления, что они не принимали участие в выборах, что выборы сфальсифицированы. Когда к горлышку подкатывает несправедливость, люди выходят и борются. Хорошо, что увеличивается количество людей, которые думают и понимают. Я лично вижу, что количество таких людей увеличивается и во властных структурах, на самом высоком уровне, и на местах, и у простого народа. Например, мы проводим два раза в год большой педагогический форум «Глинские чтения», на которые съезжаются тысячи педагогов, и вот сегодня уже меняется позиция даже в системе образования.
Вообще, восстановление нравов и морали, объединение политиков и просто людей, отстаивающих эти позиции — это долгий и мучительный процесс. Попытки объединиться уже были, и не однажды, но, наверное, всем нам еще не хватает братского понимания друг друга, или гордость свою нужно немножко в сторону отодвинуть. Видимо, еще не пришло время, хотя к объединению нужно стремиться, и мы все к нему стремимся. Ведь есть пророчество: за веру восстанут и восстановят попранное. Но кто будет восставать? Может быть, мы только подготовим почву тем, кто восстанет, а может быть, это будем мы, но мы должны бороться за правду насколько нам Бог дал сил и средств бороться. Все равно правда восторжествует, и это время очень близко. Торжество Православия и торжество России на пороге. Единственное, что мы сегодня можем делать безболезненно, это вычищать свою душу, не глядя ни на каких Чубайсов и тому подобных деятелей. Бог нам даст разум, как правильно поступать, и даст нам возможность объединиться и восстать за веру и восстановить попранное.
Н. В. Маслов, известный общественный деятель, доктор педагогических наук
Пиком разложения французского общества стала эпоха Людовика XV, девизом которой были знаменитые слова «После нас — хоть потоп». Это отражалось на всем: образе мыслей, нормах жизни, поведении и даже одежде. Блеск Версаля и Тюильри скрывал скудный дух французской знати. В течение XVIII века Франция год за годом шла к катастрофе, поэтому 14 июля 1789 года, когда была взята и разрушена Бастилия, французское королевство перестало существовать в своем прежнем виде. Страну захватил невиданный по жестокости террор пришедших к власти якобинцев. Ленин не зря постоянно подчеркивал преемственность большевизма от якобинской диктатуры, которую называл бабушкой диктатуры пролетариата. Менее века отделяет нас от мрачных событий 20-х годов — от указов комбедов об обобществлении женщин, от продразверстки, от жестоких расправ над священнослужителями. Истории известна масса подобных примеров, и если мы не научимся извлекать из них уроки, то будем вынуждены повторять ошибки снова и снова.
Во многих странах существует четко отработанный механизм защиты нравственной морали и нравственности. Так по законам США эфирным телекомпаниям запрещено транслировать с 6 утра до 10 вечера любые программы или выступления, имеющие неприличное или непристойное содержание. Например, после того, как во время трансляции чемпионата США по американскому футболу певица Джоанна Джексон случайно обнажила грудь, это вызвало волну возмущенных заявлений со стороны членов Конгресса США, общественных организаций и множества телезрителей. Эта случайность обошлась компании CBS, которая вела трансляцию, в три с половиной миллиона долларов. А власти Китая пытаются бороться за нравственность граждан не менее радикальным способом. Они решили взять под полный контроль личную жизнь чиновников. Госслужащих оценивают по стобалльной шкале малых и больших прегрешений. За что-то служащие рискуют быть уволенными без пенсии, а за что-то им грозит тюремный срок. Так, если кто-то не заботится о престарелых родителях, то получает 50 очков и первое предупреждение. В вопросах же благочестия китайцы равняются на императорского советника Баугуна, который полторы тысячи лет назад отправил на плаху собственного сына за то, что тот предпочел своей пожилой жене молодую любовницу. Этого человека китайцы до сих пор называют самым честным человеком на земле.
Андрей Куприянов
http://www.narodinfo.ru/articles/40 829.html