Фома | Владимир Легойда | 15.01.2008 |
Первое. Никакой политический режим, будь то демократия, авторитаризм и т. д., и никакая форма государственного правления (республика, монархия) не в силах помешать человеку спасти душу. Предельно заострив рассматриваемую проблему, можно было бы спросить: «Можно ли спасти свою душу, живя в демократическом государстве?» Ответ однозначен: «Конечно, можно». Ни один священник, ни один богослов и не подумает утверждать обратное, и не только потому, что это ограничивало бы свободу Бога. Даже приблизительное знакомство с православным вероучением показывает, что вопросы политики не входят в четко определенную «сферу интересов» православной догматики, которая и формулирует препятствия на пути к основной (и в некотором смысле единственной) цели христианской жизни: спасению души в Боге.
Вторая (оборотная) часть проблемы состоит в том, существует ли такая форма политического режима или государственного правления, которая в большей степени, нежели остальные, может способствовать спасению души? Вопрос этот весьма и весьма дискуссионен. Отмечу лишь один его аспект, точнее, одну опасность. Очень часто человек или группа людей, стремясь найти и воплотить в жизнь идеальную, с их точки зрения, форму правления, приходят к тому, что пытаются построить Царство Божие на земле. С начала истории человечество сталкивается с подобными попытками: от возникновения учения о тысячелетнем Царстве Христовом на земле (хилиазм) и ряда феодальных монархий до общин анабаптистов, от псевдоматериалистических (а на самом деле утопистских) социальных режимов до современного общества потребления. Такие попытки в корне расходятся с евангельским посланием, которое бескомпромиссно говорит о том, что на этой земле никакие политические, общественные или экономические инициативы не могут изменить того факта, что мир во зле лежит (1 Ин 5:19) и Царство Мое не от мира сего (Ин 18:36). Известный русский философ Владимир Соловьев говорил, что государство не может привести людей в рай, но оно должно стараться удержать их от падения в ад. Очень важно, чтобы люди, стремящиеся сделать что-то доброе в современной политической сфере, в благом стремлении устроить невозможный рай не переходили границу ада. Мы готовы поддержать политиков, которые говорят о необходимости нравственной основы в общественно-политической жизни, но не дай Бог, если они включат в сферу своей компетенции вопрос о спасении души! Спасением души занимается Церковь, а не государство. И здесь государство может либо создавать для Церкви благоприятные условия, либо чинить препятствия. (Хотя и это вопрос непростой: самыми внешне неблагоприятными условиями для Русской Церкви в XX веке были гонения, но именно это время дало Церкви сонм новомучеников — ее сокровище и надежду.)
Третий и самый трудный вопрос, который, кстати говоря, часто смешивают с первым — это демократия и Россия. И если в теме демократия и Православие, как я уже говорил, никакой особой проблемы нет, то в вопросе о демократии в России, похоже, есть. Даже если рассматривать демократию исключительно как политический инструмент, который сейчас многими признается наиболее эффективным, важно помнить о том, что любой инструмент в разных условиях будет работать по-разному. Эффективность, а иногда даже сама возможность работы инструмента зависит от окружающей среды, в которую он помещен. Применительно к работе демократических институтов такой средой выступает политическая культура; конечно, это не «вежливое поведение в парламенте», а специальный политологический термин, означающий специфическую систему исторически сложившихся в обществе установок, убеждений и моделей поведения, которые обеспечивают воспроизводство политической жизни. Нельзя «заставить» работать политический институт в среде, которая его органично отторгает. (Правда, можно попытаться создать условия, в которых он в принципе будет работать. С какой эффективностью — вопрос открытый.) С этой точки зрения, действительно насущен вопрос о том, насколько эффективно будут работать традиционные демократические институты в русской политической культуре, которая изначально была ориентирована на несколько иные ценности…
Резюмируя, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что никакой политический режим не может ни отлучить нас от Христа, ни стать обязательным или гарантированным способом Его обретения. Потому что, как свидетельствовал апостол Павел, наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф 6:12). Это не значит, что православный человек не может участвовать в политике, но предполагает, что какие бы политические споры мы ни вели, как бы мы ни расходились в политических мнениях, все мы можем соединиться во Христе у одной Чаши.