Русская линия
Российская газетаАрхиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов)10.01.2008 

Умножение любви
Владыка Иоанн отвечает на вопросы наших читателей

«Любовь долготерпит» — этими словами из Послания апостола Павла озаглавлена книга архиепископа Белгородского и Староосколького Иоанна и писательницы Марии Городовой. Об удивительной истории создания книги «РГ — Неделя» рассказывала дважды (22 ноября и 6 декабря).

Мы получили огромное количество откликов с вопросами владыке. И пригласили его в редакцию, чтобы ответить на читательские звонки. Их было необыкновенно много. Часть разговора с читателями мы публикуем сегодня, часть — после Рождества.

О пензенском овраге

Иванченко Михаил: Как РПЦ допустила, что ее прихожане гибнут в землянках и ждут «конца света»? Я говорю о происходящем в Пензенской области…

Владыка Иоанн: Церковь — не партийная организация, которая может вызвать «на ковер» и отчитать за прегрешения, а духовная врачебница.

И я не уверен, что пензенские сидельцы — люди православные. Если мы видим у них над домом православный крест, это не означает, что они -члены церкви. Члены православной церкви слушают священника и почитают церковную иерархию. А здесь батюшки разговаривают с ними через пещерную трубу, а они не внемлют голосу пастыря.

Я думаю, эти люди отделили себя от православной церкви. Появилось такое новое сектантское движение, основанное во многом на социальном протесте. Богословия там никакого не найти: просто ряд заблуждений и уверенность в том, что приближается конец света.

В эпоху перемен обостряются эсхатологические настроения, люди чают Страшного Суда. Ну, а если уж психика подвижна, то могут быть и неадекватные реакции. Проблема пензенских сидельцев еще и в том, что они не встретили на своем пути настоящего пастыря, который мог бы помочь им победить духовную болезнь, а увлеклись ложным пророком.

В селе Никольское ведь и храма-то нет. Был бы храм, священник бы заметил все творящееся там…

О молитве

Роман, студент из Воронежа: Считаю себя человеком верующим. Люблю читать православную публицистику, книги диакона Андрея Кураева, вашу книгу прочел на одном дыхании. Однако почему-то не чувствую радости от чтения молитв. Скажите — это большой грех, не выполнять ежедневные молитвенные правила? Как приучить себя к молитве?

Владыка Иоанн: Радость появится тогда, когда человек навыкнет. Например, вы учитесь играть на фортепиано, вначале долбите гаммы, заставляете себя, все дается трудно: надо правильно поставить руки, почувствовать инструмент. А потом вдруг проходите невидимую грань между собой и фортепиано. И тогда уже не можете и дня прожить, чтобы не подойти к инструменту и не сыграть.

Так и с молитвой. В Евангелии сказано «Царство Небесное нудится». Для того чтобы оно оказалось в вашей душе, нужно употреблять усилия. Увы, из повседневной жизни мы усвоили пока стереотипы достижения удовольствий. И весь мир нам подсказывает, как это сделать. Но молитва — это совершенно другое. Это не услаждение душевное, а состояние постоянного духовного упражнения, «душа обязана трудиться».

Начинать нужно с простых молитв. С «Отче Наш», «Богородице, Дево, радуйся». Их лучше знать наизусть. Начав их читать даже в переполненном транспорте, вы сразу почувствуете, что выходите из-под давления внешней среды.

Что же касается выполнения ежедневного молитвенного правила, так это наш духовный щит.

О спасении

Софья Андреевна Гущина, доктор физико-математических наук: Мне 65 лет, я бывший преподаватель, три года на пенсии, вдова, воспитываю внука. Строю свое мировоззрение, и в нем много незаконченного. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Что такое спасение? И может ли человек спастись без церкви?»

Владыка Иоанн: Первый человек — Адам не был сотворен смертным. Грех внес смерть в нашу жизнь. Спасение человека — в его вечной жизни с Богом. Греческое слово, которое мы перевели как «спасение», в буквальном переводе звучало как «оздоровление». Нас повреждает духовная или социальная среда, или мы сами — по своей воле, а Господь — оздоравливает. Приводит в состояние образа и подобия Божия, которое было у нас изначально, до грехопадения.

Когда мы благодатью Христовой восстанавливаем в себе этот образ Божий, тогда и совершается наше спасение. И человек уподобляется Богу, становится «преподобным». Но в этом деле нельзя рассчитывать только на свои силы. Бывает так, что одной своей молитвы недостаточно. А Церковь — это собрание верующих, тело Христово. Церковь помогает приблизиться к Христу через общую молитву. Это легче, чем в одиночку воевать.

О неотпущенном грехе

Надежда (имя изменено): Владыка, в 2001 году у меня муж уехал в Чечню в командировку как военный. Потом еще раз. А я так боялась его потерять! И в какой-то момент, я, будучи медсестрой и имея возможность достать кое-какие препараты, заразила его и себя гепатитом C, чтобы он не уезжал. Сейчас мы оба болеем, очень трудно. Я исповедовалась. Священник не отпустил мне этот грех…

Владыка Иоанн: Вот что нужно сделать. Возьмите себе за молитвенное правило: каждое утро и вечер молиться о прощении грехов. Съездите в монастырь, в Оптину пустынь, там есть старец Илий. Обязательно съездите, потому что бывает болезнь не к смерти, а к славе Божией, как у Лазаря воскрешенного. Вам нужно быть рядом с супругом, вместе с ним переживать все трудности и обязательно духовно укрепляться.

Ни в коем случае не помышляйте прервать жизнь. Ни в коем случае! Несите этот крест, который сами взяли. Я вам желаю мужества. И обязательно съездите в монастырь. Думаю, отец Илий разрешит вас от этого греха.

О боли

Бунина Марина Александровна, юрист: У меня погиб близкий человек, уже прошел не один год, а боль не утихает. Что мне делать? Такое чувство несправедливости…

Владыка Иоанн: А не нужно искать справедливости. Если будете спрашивать себя «кто виноват?», «за что?», вы себя истерзаете.

То, что совершилось, — совершилось. И вы никогда не узнаете правильного ответа, пока не оставите этот мир. А всем нам когда-то придется его оставлять. Мне кажется, вам сейчас надо подумать о своем духовном состоянии. Тревога разрушает человека. Попробуйте помочь самой себе. Постройте свою жизнь так, чтобы вы были молитвенно защищены, читайте Священное Писание, по окончании молитв обязательно поминайте усопшего. И вы почувствуете, как вокруг вас возникнет прочная духовная стена, и терзанья сквозь нее уже не пройдут.

О муже-мусульманине

Лидия, Брянская область: Владыка, у меня муж мусульманин, я давно уже живу с ним. Хожу в церковь, но за него не могу молиться. Как мне быть, грешной?

Владыка Иоанн: Да вы не грешная, вы — молодец, что живете долго с мужем. Это очень правильно. И молитесь за него своей молитвой. Потому что в Посланиях апостола Павла сказано, что неверующий муж освящается верующей женой.

Через вас, через вашу молитву, через ваше участие в таинствах и муж ваш освящается и получает благодать. Потому что жена и муж — плоть едина. Не обращайте внимания ни на кого, живите в мире и любви.

О посте

(Анонимно): Я инвалид второй группы и пост соблюдаю только в среду и пятницу, а полностью осилить не могу.

Владыка Иоанн: По немощи пост послабляется. Я вас благословляю на это. Потому что не то оскверняет, что в уста входит, а то, что из уст исходит. Меньше осуждайте. Пост — это неосуждение ближнего.

ВОПРОС

Где купить книгу?

В каждом втором пришедшем в редакцию письме — вопрос: «Где купить книгу „Любовь долготерпит“ архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна и Марии Городовой?»

Книгу «Любовь долготерпит» можно купить во всех центральных книжных магазинах вашего города, а также в книжных магазинах «Буква». Телефон для справок по регионам: 8 (495) 231-25-06.

Книгу можно купить и через книжные магазины Интернета.

Для тех, кто живет в небольшом городке или селе, можно заказать книгу через систему «Книга-почтой», позвонив по тел.: 8 (495) 259-60-44 или 8 (495) 974-21-26.

Владимир Ларин, Елена Яковлева, Мария Городова

«Российская газета» — Неделя N4549 от 20 декабря 2007 г.

http://www.rg.ru/2007/12/20/vladika.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru