Русская линия
Седмицa.Ru11.01.2008 

«Да играют младенцы, за Христа закалаеми!»
29 декабря (11 января по новому стилю) Русская Православная Церковь отмечает память 14 000 младенцев-мучеников, от Ирода в Вифлееме избиенных

Вифлеемские младенцы, мученики
(Статья из VIII т. «Православной энциклопедии»)
O. В. Л.

Избиение младенцев. Средневековая фреска. Фрагмент
Избиение младенцев. Средневековая фреска. Фрагмент
Вифлеемские младенцы — мученики, убиенные по приказу царя Ирода в Вифлееме (Мф 2. 16−18) [греч. Agia Nepia; лат. Innocentes Infantes], память 29 декабря, в Католической Церкви — 28 декабря. С древности почитаются мучениками, невинно пострадавшими не только за Христа, но вместо Него (Aug. Serm. 10: De sanctis). По сообщению Макробия (начало V в.), имп. Август, узнав об избиении младенцев и казни Антипатра, сына Ирода, сказал: «Лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном» (Saturn. IV, 14).

Блж. Иероним пишет, что в Вифлееме было убито «много тысяч» младенцев (multa parvilorum milia) (Hieron. In Is. 7, 15), по православному преданию, число жертв составляло 14 тыс., в сирийских источниках упоминаются 64 тыс., а в ряде западных мартирологов — 144 тыс. младенцев (MartUsuard. Р. 364).

Из сочинений сщмч. Иринея, еп. Лионского († 202) (Iren. Adv. haer. III, 16, 4), и сщмч. Киприана, еп. Карфагенского († 258) (Cypr. Carth. Ep. 58, 6), следует, что при их жизни Вифлеемские младенцы уже почитались святыми. Память Вифлеемских младенцев впервые появляется в Сакраментарии папы Льва I Великого (ок. 485) и в Карфагенском календаре (ок. 505).

В греческих календарях их память отмечается 29 декабря (SynCP. Col. 353), в латинских — 28 декабря (MartHieron. Р. 13), в сирийских — 27 сентября, в армянских — в понедельник после 2-го воскресенья по Пятидесятнице. В средневековой Европе день Вифлеемских младенцев считался самым несчастливым в году.

Мощи Вифлеемских младенцев хранились в пещере Младенцев под южным трансептом базилики Рождества Христова в Вифлееме, одно из наиболее ранних упоминаний о ней встречается в описании Вифлеемского храма свт. Софрония I, Патриарха Иерусалимского (633/634−638) (PG. 73. Col. 3813). Затем мощи Вифлеемских младенцев были перенесены в К-поль и положены в храме Богородицы в Халкопратии, в приделе во имя ап. Иакова, брата Господня (Описание святынь Константинополя в латинской рукописи XII в. // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 449). В «Хожении» игум. Даниила (начало XII в.) также говорится, что пещера Младенцев оставалась пустой, т. к. их мощи были перенесены в Царьград (Житие и хождение Даниила. С. 65). Однако со 2-й половины XII в. снова появились сообщения паломников о мощах младенцев в Вифлееме (напр., Аноним ок. 1170 г.- Wilkinson. P. 241). Антоний Новгородец (ок. 1200) разъясняет, что половина мощей Вифлеемских младенцев находилась в Константинополе, а половина осталась в Вифлееме (Книга Паломник. С. 21). Поскольку в пещере Младенцев находятся кости не только детей, но и взрослых, предполагают, что они принадлежат мученикам, пострадавшим во время нашествия персов в 614 г.

Однако с VI в. сохранились сведения о том, что захоронение Вифлеемских младенцев находилось в базилике на полпути из Вифлеема в Бейт-Сахур (Путник Антонина из Плаценции. С. 40). Эта точка зрения нашла отражение в ряде паломнических описаний, напр., составленного Епифанием Монахом (1-я половина IX в.), а также в Житии равноап. Елены (VIII в.- BHG, N 364), где говорится, что она построила церковь во имя Вифлеемских младенцев на месте их избиения (Повесть Епифания. С. 18, 128−131, 261). Св. Виллибальд (723−727) также относит место избиения и захоронения Вифлеемских младенцев к югу от Вифлеема и идентифицирует его с Фекоей (Wilkinson. P. 241).

В 414 г. часть мощей Вифлеемских младенцев была привезена в Марсель прп. Иоанном Кассианом Римлянином и передана в основанное им аббатство Сен-Виктор. В Риме часть мощей Вифлеемских младенцев ранилась в ц. Сан-Паоло фуори ле Мура и была перенесена Римским папой Сикстом V в ц. Санта-Мария Маджоре. Частицы мощей Вифлеемских младенцев находятся также в ц. св. Иустины в Падуе, кафедральных соборах Милана и Лиссабона, в монастырях Вифлеем в Аттике, Сорока мучеников Севастийских близ Спарты и др. В Дальней пещере прп. Феодосия в Киево-Печерской лавре хранится часть мощей одного из Вифлеемских младенцев (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 526). Одна глава Вифлеемского младенца находится в серпуховском Высоцком монастыре, а другая — в Давидовой пустыни близ Серпухова.

На Западе были написаны многии гомилии и гимны, посвященные Вифлеемским младенцам, среди них сочинения свт. Петра Хрисолога, еп. Равеннского (PG. 52. Col. 604−608), Оптата, еп. Милевского (PLS. 1. Col. 288−294), Пруденция (PL. 59. Col. 901−909), свт. Павлина, еп. Ноланского, Беды Достопочтенного (PL. 94. Col. 623−624), Ноткера (PL. 131. Col. 1007−1008), Абеляра и др. В Византии также был создан ряд произведений в честь Вифлеемских младенцев: слова свт. Иоанна Златоуста (PG. 57. Col. 176−184; 61. Col. 697−702), свт. Григория Нисского (PG. 46. Col. 1128−1149), Василия, еп. Селевкийского (PG. 85. Col. 388−400), Прокла, Патриарха Константинопольского (BHG, N 827f), Иоанна Эвбейского (PG. 96. Col. 1501−1508), Феофана Керамевса (PG. 132. Col. 917−928), Германа II, Патриарха Константинопольского (PG. 140. Col. 736−757).

Ист.: BHG, N 823z-827g; BHG, N 4276−4278; NikТdhmoj. Sunaxarist"j. T. 2. S. 432−434; ЖСв. Дек. С. 804−810; Житие и хождение Даниила, Русския земли игумена // ППС. 1883. Т. 1, вып. 3 (вып. 3); Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем мест 1-й половина IX в. // ППС. 1886. Т. 4, вып. 2 (Вып. 11); Путник Антонина из Плаценции конца VI в. // ППС. 1895. Т. 13, вып. 3. (Вып. 39); Wilkinson J. Jerusalem Pilgrimage. L., 1988.

Лит. Holweck F. G. Holy Innocents // The Catholic Encyclopedia. 1910. Vol. 7; Leclercq H. Innocents (Massacre des) // DACL. 1926. Fasc. 70−71. Col. 608−611; Holzmeister U. Quot pueros urbis Bethlehem Herodes rex occiderit // Verbum Domini. 1935. T. 15. P. 373−379; Denis A.-M. L’Adoration des Mages une par S. Matthieu // NRT. 1960. T. 92. P. 32−39; SwfrТnioj (EЩstratiЈdhj). `AgiolТgion. S. 349; Scorza Barcellona F. La celebrazione dei santi Innocenti nell’omiletica latina dei secoli IV-VI // Studi Medievali. Ser. 3. 1974. Vol. 15. P. 705−767; idem. Innocents, feast of the // EEC. Vol. 1 (5). P. 410; Spadafora F. Innocenti // BiblSS. Vol. 7. Col. 819−823; Scorza Barcellona F. Innocents, feast of the // EEC. Vol. 1 (5). P. 410; Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdome of Jerusalem: A Corpus. Camb.; N.-Y., 1993. Vol. 1. P. 138, 155.

А. А. Лукашевич

Гимнография

Согласно Типикону Великой ц., (Mateos. T. 1. P. 166−168), 29 декабря поется следующее последование: на Пс. 50 тропарь 1-го гласа «Болезньми святых, имиже о тебе пострадаша», на литургии прокимен 4-го гласа Пс 112. 1, 2 (слово «рабы» в тексте прокимна заменено на слово «отроцы»), Апостол Евр 2. 11−18, аллилуиарий 4-го гласа, со стихом Пс 131. 8. Евангелие Мф 2. 13−16. Причастен Пс 32. 1.

В различных редакциях Студийского и Иерусалимского уставов в этот день предполагается соединение 3 последований: попразднства Рождества Христова, Вифлеемских младенцев и прп. Маркелла; служба излагается в целом одинаково. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (Пентковский. Типикон. С. 312) на утрене указан общий канон младенцев и прп. Маркелла 4-го гласа; служба на литургии не описана. В славянских студийских Минеях (Горский, Невоструев. Описание. Ч. 3. Отд. 2. С. 41) уставные указания соответствуют Студийско-Алексиевскому Типикону, к канону младенцев добавляются тропари прп. Маркелла. Согласно Евергетидскому Типикону конца XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 364), последование Вифлеемским младенцам не поется вообще, т. к. в этот день отмечается престольный праздник монастыря — память освящения церкви Богородицы Евергетиды (Благодетельницы). В Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 89) служба подробно не описана; на литургии служба в целом та же, что и в Типиконе Великой ц., стих аллилуиария другой — Пс 114. 5, причастен праздника и святых. В Типиконе Георгия Мтацминдели X—XI вв. (Кекелидзе. Литургические грузинские книги. С. 248), передающем особенности афонской редакции Студийского устава, указывается тропарь Вифлеемским младенцам (тот же, что и в Типиконе Великой ц.). В иерусалимских Типиконах всех редакций последование Вифлеемским младенцам не имеет существенных отличий от последования, указанного современного Типикона 29 декабря, как и в старопечатных московских изданиях XVII в., оно не имеет праздничного знака, но в службе появился ряд особенностей, встречающихся преимущественно у святых с шестеричным знаком (такие как наличие полного комплекта самогласнов Вифлеемским младенцам, кондак Вифлеемским младенцам после 6-й, а не 3-й песни канона, чтение песни из канона на блаженнах; см. ст. Знаки праздников месяцеслова).

Совр. последование Вифлеемским младенцам включает в себя: тропарь 1-го гласа «Болезньми святых, имиже о тебе пострадаша», кондак 4-го гласа на подобен «Явился еси»: «Звезда волхвы посла к рождемуся, и Ирод неправедное воинство посла люто»; корпус стихир; чтения на литургии: прокимен Пс 112. 1, 9; 2 Кор 5. 15−21; аллилуиарий со стихом Пс 78, 3a; Мф 2. 13−23 (во многих древних рукописях это чтение короче, хотя длиннее указанного в Типиконе Великой ц.: Мф 2. 13−18 — см., напр.: Саввина книга. М., 1999. С. 616; Архангельское Евангелие 1092 года. М., 1997. С. 336). Каноны в современных греческих и современных русских Минеях разные: в русской канон 4-го гласа, без акростиха, ирмос: «Пределив пучину чермную Бог», начало: «Звезда воссия в Вифлееме, и Едема от мрачныя разреши клятвы», в греческой плагального 2-го, т. е. 6-го, гласа, с акростихом «Новорожденные Христовы жертвы венчаю словами», с именем «Георгия» в богородичнах, ирмос «Яко по суху пешешествовав», начало: «Обновляет творение и человека». Акростих включает в себя по 1 тропарю в каждой песни из канона в честь прп. Маркелла, также помещенные в последовании. В рукописях встречаются другие каноны Вифлеемским мученикам: канон 4-го гласа, без акростиха, ирмос: «Поем песнь победную», начало: «От Ирода, взять Тебя желающего, как Бог, от преследующего убежал»; канон плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа, без акростиха, с указанием на имя Германа, ирмос: «Израиля от работы», начало: «Рожденного безвременно от Отца без матери» (AHG. T. 4. P. 724−739).

* * *


Вифлеем

Л.А. Беляев

Вифлеем [c евр.- дом хлеба] - поселение на Иудейском нагорье, согласно Евангелиям место рождения Иисуса Христа, одно из самых почитаемых св. мест христианства. Древнее имя сохранил современный Вифлеем — город на территории Палестинской автономии, в 9 км к юго-западу от Иерусалима. Вифлеем расположен на западной части водораздельного хребта, между плодородным райном г. Бейт-Джала и засушливыми полем Вооза и полем Пастырей (Бейт-Сахур), уходящими на восток, в Иудейскую пустыню. Само название, возможно, указывает на то, что в древности в окрестностях Вифлеема было достаточно развито возделывание зерновых культур.

Несмотря на довольно частое упоминание в Библии город не играл значительной роли в политической истории Др. Израиля. В кн. Бытия он фигурирует также под именем Ефрафа, вблизи которого умерла и похоронена Рахиль (Быт 35. 19). Возможно, что названный в Амарнских письмах (XIV в. до Р. Х.) «дом Лахму» (одного из ассирийских божеств) — не что иное, как Вифлеем (Die El-Amarna Tafeln / Hrsg. J. A. Knudtzon. Lpz., 1915. Bd. 1−2. N 290). Однако эта идентификация имеет и противников (Lipinski). В списке областей Иудеи во времена Иисуса Навина (Нав 15. 21−22) Вифлеем назван главным городом 10-й области. Он был местным центром владений рода Ефрафы (1 Цар 17. 12; Руфь 1. 2; ср. Мих 5. 2 и Руфь 4. 11). Это город «дома Давида», место его избрания и помазания на царство прор. Самуилом (1 Цар 16. 1−13; 17. 12; 20. 6; 2 Цар 23. 14−16). Здесь же происходит и действие Книги Руфь (ср.: 1. 1−2, 19, 22; 2. 4; 4. 11). Из Вифлеема происходил Азаил, один из сторонников Давида, а также племянник царя (1 Пар 2. 16; 1 Цар 23. 24; 1 Пар 11. 26; 2 Цар 2. 32).

Уже в юности Давида Вифлеем был обнесен стеной (ср. упоминание ворот Вифлеем в 2 Цар 23. 15 и 1 Пар 11. 17−18), царь Ровоам превратил его в крепость, северо-восточный бастион оборонительной системы, охранявшей центральную область Иудеи (2 Пар 11. 6). В Ездр 2. 21 (ср.: Неем 7. 26) говорится, что из вавилонского плена в Вифлеем вернулось всего 123 человека, это показывает, что Вифлеем был маленьким городом (ср. Мих 5. 1). Однако, как видно из пророчества Мих 5. 1−3, в израильском народе никогда не исчезала память о том, что из Вифлеема происходил царь Давид. Люди помнили его скромное происхождение, когда уже померкла слава потомков родоначальника царской династии, и надеялись, что история повторится: в скромной семье в Вифлееме родится Новый Давид (Мих 5. 1−3). В согласии с этим пророчеством (ср. Мф 2. 6) в правление Ирода Великого в Вифлееме родился Иисус Христос (Мф 2. 2−18; Лк 2. 1−20; ср. Ин 7. 42).

Наряду с Вифлеемом в Иудее (Суд 17. 7−9; 19. 1−2, 18; 1 Цар 17. 12; Руф 1. 1−2) в Ветхом Завете упоминается еще одно место с тем же названием в Галилее в области расселения колена Завулона (Суд 12. 8−10; современный Бет-ехем-ха-Глилит, ок. 10 км к западу от Назарета).

Как один из главных центров христианского паломничества, Вифлеем привлек к себе внимание всех христианских Церквей. Кроме православных и католиков, здесь отмечено присутствие монофизитов-армян (по крайней мере с V в.), а в описаниях пилигримов с XIV в.- последователей эфиопской и несторианской Церквей, маронитов, яковитов, православных грузин и др.

С доисторического периода место Вифлеема периодически заселялось. Проводившиеся в окрестностях археологические обследования открыли ряд цистерн, причем некоторые построены в манере, типичной для бронзового века, с использованием естественных пещер, обведенных стенами и покрытых обмазкой; в соседнем Бейт-Сахуре найдена керамика III тыс. до Р. Х. (эпоха бронзы); на склоне, при исследованиях вокруг ц. Рождества и в пещерах под ней, Б. Багатти в 1962 г. были открыты остатки поселения и гробница железного века (Х в. до Р. Х.; подтверждено разведкой С. Гутмана и А. Бермана в 1969). Однако сведения Библии о стенах Вифлеема и источнике воды до сих пор не нашли подтверждения. После восстания в 135 г. Bифлеем был занят римским гарнизоном, о чем говорит римская надпись рядом с гробницей Рахили.

Начиная с христианской эпохи Вифлеем постоянно упоминается и описывается паломниками. Особенно важным источником для истории его архитектуры являются рисунки худож. Бернардино Амико, сделанные в 1596 г. (опубликованы в XVII в.). Дополнительные сведения о почитании христианами мест, связанных с событием Рождества Христова, а также о развитии в Вифлееме христианской архитектуры и искусства дают материалы археологических обследований, проведенных в 1908—1909 гг. и 1932−1934 гг. внутри базилики Рождества. Ценные сведения получены Багатти при работах 1947−1948 гг., проводившихся в северной клуатре францисканцами — Хранителями Святой земли, и при раскопках (1962−1964) в пещере блж. Иеронима. Информация собиралась также при реставрационных работах 1988 г. на территории армянского монастыря. C 90-х гг. XX в. в самом Вифлееме и его окрестностях развернута международная археологическая программа, однако пока опубликованы только предварительные сведения о ее результатах (см. Prag K.; Cree, F. de).

Наиболее важный объект христианской истории в Вифлееме — т. н. Пещера (Вертеп, Грот) Рождества со стоящей над нею ц. Рождества Христова. Отождествление этой пещеры как места рождения Иисуса Христа вызвало в науке много споров. Неоднократно отмечалось, что детали повествования о Рождестве Христове у евангелистов Луки и Матфея существенно различаются (евангелист Иоанн пишет даже о неверии многих в Мессию на том основании, что он не рожден в Вифлееме; ср. Ин 7. 41−42). Повествуя о Рождестве, Евангелия не упоминают пещеру: ее древнейшее включение в текст можно найти у Иустина (Iust. Martyr. Dial. 78. 5−6) и в Протоевангелии Иакова (18.1), которые помещают Рождество не в самом Bифлееме, но близко к нему или на полпути из Иерусалима. Напротив, Ориген (Orig. Contr. Cels. 1.51) ок. 247 г. написал о рождении Иисуса Христа в самом Вифлееме и о пещере, которую местные жители показывают паломникам. Наиболее часто нынешнюю пещеру Рождества отождествляют с местом рождения Иисуса Христа на основе фразы из письма блж. Иеронима (Hieron. Ep. ad Paul. 58.3, ок. 395), который долгое время жил в пещерах Вифлеема, где работал над новым латинским переводом Библии. Он пишет, что имп. Адриан уничтожил там христианскую святыню и устроил святилище Таммуза/Адониса. Однако ни археология, ни нумизматика не подтверждают присутствия в Вифлееме языческого святилища (П. Вельтен). Ряд археологов полагают, что искать археологические доказательства того, что Христос появился на свет именно в Пещере Рождества, означает некорректную поставку вопроса (Дж. Тейлор). Археологическое изучение пещер под ц. Рождества Христова серьезно затруднено тем, что их комплекс претерпел очень много изменений в посл. 2 тыс. лет.

Пещера Рождества (размер ок. 10,5/12,3?3,5?3 м) связана с др. пещерами, служившими для погребения верующих с IV—V вв. Современный вид Пещеры Рождества сложился в основном в XII в., когда бронзовые двери V—VI вв. были окружены мраморными порталами, фланкированы парными колонками, а люнеты их стрельчатых арок украсили резьба (аканф) и звезда в северном люнете, выполненная в технике opus sectile (из кусочков камней). Пещера имеет маленькую полуциркульную апсиду, вырубленную в восточном конце, с каменным алтарем, отмечающим место Рождества Христова, образ которого представлен мозаикой в полукуполе апсиды с надписью по латыни. Согласно паломнику Теодориху (70-е гг. XII в.) вся Пещера Рождества была украшена мозаикой (выполнена до начала XII в., поновлена в латинский период), от которой сохранились только фрагменты в апсиде. Место рождения Христа с 1717 г. отмечено серебряной звездой под престолом. Слева, рядом с южным входом (вероятно, главным входом в пещеру в XII в.) помещались св. ясли, которые язычники, согласно Оригену, показывали христианам. Блж. Иероним свидетельствует, что первоначально ясли были сделаны из глины, которую затем заменили золотом и серебром. Согласно средневековым паломникам, в мраморном обрамлении ясель имелись 3 круглых отверстия, через которые можно было к ним прикладываться. Сейчас на месте, где стояли ясли, — скальный выступ, покрытый мрамором, в центре его сделано углубление (ок. 1×0,30 м) открытое спереди. В северной части пещер, куда в средневековье можно было попасть по лестницам и проходам, паломники могли поклониться келье и могиле блж. Иеронима (впоследствии его мощи перенесены в Рим), погребениям святых Павлы, Евстахии и Евсевия Кремонского, погребениям Вифлеемских младенцев и мощам св. Иосифа Аримафейского.

В непосредственной близости от Пещеры Рождества, на северо-востоке помещалась Молочная пещера. Уже с VII в. в Зап. Европе почитались как реликвии капли «молока Богородицы» — фракции пористого белого камня, находимые в пещере, где Святое Семейство, по преданию, спасалось от воинов царя Ирода по пути в Египет; согласно легенде, кормя Младенца Иисуса, Богородица позволила излиться нескольким каплям молока на камень, которые изменили его цвет с красного на белый. Считается, что этот камень, растворенный в воде, помогает матерям, имеющим проблемы с кормлением. Пещеру, где отдыхало Св. Семейство, упомянул игум. Даниил; остальные паломники пишут о том, что поверх Молочной пещеры стоит ц. святых Павлы и Евстахии; существуют и др. идентификации места Молочной пещеры. По-видимому, изначально она помещалась в греческом монастыре св. Николая. К концу XIV в. его здания были уже разрушены, и в 1375 г. специальной папской буллой францисканцам было разрешено перестроить церковь; участок стал их собственностью с конца XV в. и остается таковой до сих пор.

Базилика Рождества. Эпоха имп. Константина Великого (306−337). Это один из памятников, ставший, наряду с храмом Гроба Господня, архетипом мартириев и образцом для архитектурного оформления св. мест христианского мира. Как пишут Евсевий Кесарийский и Кирилл Скифопольский, храмы Рождества в Вифлеем и Гроба Господня в Иерусалиме строились не для служения литургии, а для того, чтобы каждый верующий мог увидеть места рождения, погребения и воскресения Иисуса Христа.

Современная базилика — единственный христианский храм в Палестине, который сохранился в целости (хотя и с рядом перестроек) с домусульманского периода и богослужение в котором практически непрерывно продолжается с ранневизантийской эпохи. Первый храм Рождества над пещерой, которой поклонялись как месту рождения Иисуса, был построен имп. Константином Великим и его матерью имп. Еленой (храм освятили 31 мая 339, но церковь описана уже в Бурдигальском итинерарии (333). С этого момента Вифлеем занял важное место в истории христианского искусства, благодаря как высокому уровню художественного и архитектурного обрамления святыни, так и тому влиянию, которое образ пещер оказал на сложение иконографии Рождества. Церковь вошла в число 4 главных храмов Св. земли, наряду с храмами над Голгофой и Гробом Господним и церковью Вознесения на Елеонской горе, и стала прототипом многих христианских сооружений последующих эпох.

Сведения о храме IV в. (разрушен в 529) дают в основном археологические раскопки, проведенные в годы Британского мандата департаментом древностей (1934−1936, рук. У. Харви). На 50−60 см ниже уровня нынешнего пола были найдены основания стен, базы колонн, мозаичное мощение полов. Раскопки показали, что храм погиб при пожаре (открыт толстый слой пепла, обгорелого дерева и битой черепицы), а затем был разобран, так что его внешний облик восстанавливается только гипотетически. Как выяснилось, храм эпохи имп. Константина Великого делился в плане на 3 части: прямоугольный атриум на западе, 5-нефная базилика и октагональная церковь над пещерой на востоке. Базилика, перекрытая по балкам, была в плане почти квадратной (27,70×26,80 м изнутри) и делилась 9-ю колоннами (диаметр 1 м) на 10 компартиментов (что именно несли колонны, архитрав или аркаду, неясно). Главный неф (шир. 10 м) фланкировали сдвоенные боковые проходы (шир. 3 и 3, 5 м). Храм имел строгую осевую композицию: центральная ось 3 главных частей совпадала; насквозь проходили также оси 2 внутренних нефов. На эти оси были «нанизаны» двери атриума, базилики и угловых (треугольные в плане) помещений октагона. Но крайние боковые нефы не сообщались напрямую ни с атриумом, ни с восточными пастофориями (прямо продолжавшими нефы прямоугольными боковыми помещениями). Стены базилики были расписаны или украшены мозаикой на религиозные сюжеты, полы вымощены мозаикой (геометрические и растительные орнаменты, изображения животных). Среди них привлекает внимание панель с мозаикой, в которую вкомпоновано слово «ICQUS» — т. е. рыба, аббревиатура греческих слов «Иисус Христос Божий Сын Спаситель», найденная в апсиде и относимая или V (Кроуфут, или к IV вв. (Дж. Багатти).

Октагон (диаметр 18,6 м) имел сторону в 7,9 м, а в ширину был равен 3 центральным нефам базилики. Пол был поднят выше уровня нефов базилики на 3 ступени. В центре стоял октагональный подиум, также в 3 ступени, середину которого прорезал круглый световой колодец (oculus; шир. 3, 85 м), напрямую открывавшийся в пещеру под ним (общее мнение ученых, за исключением Багатти). Остатки опор по периметру колодца позволяют думать, что световой колодец был увенчан киворием или окружен невысоким барьером. Не было найдено никаких остатков престола, причем Кроуфут предполагал, что в храме он изначально не был предусмотрен (как в храме Гроба Господня), так же как возможность спуска в пещеру (большинство ученых считают, что в пещеру спускались, попадая в ее западная часть по узкой лестнице в восточном конце главного нефа базилики).

В целом план базилики очень близок плану храма Гроба Господня в Иерусалиме, с поправками на различный облик самих святынь, хотя собственно мемория в Вифлеем не была отделена от зала базилики, как в Иерусалиме, но архитектурно эти элементы в обоих случаях связаны мало.

Эпоха имп. Юстиниана I (527−565). Первая базилика Рождества была полностью разрушена в 529 г., во время восстания против византийцев в Самарии. Вскоре по просьбе прп. Саввы Освященного ее полностью отстроили мастера, присланные имп. Юстинианом I (о чем сообщает в начале Х в. Патриарх Александрийский Евтихий). При этом храм был существенно изменен в своей наиболее важной восточной части и приспособлен для литургии; кроме того, он стал крупнее и роскошнее, что вполне отвечало запросам ктитора. Новый храм был возведен из блоков тесаного камня, но, как и первая базилика, перекрыт деревом. Он по-прежнему имел 5 нефов, хотя количество колонн увеличилось на одну («лишний» 10-й ряд был добавлен с запада); были добавлены также экзонартекс и новый атриум. Общие размеры составили 53,2×26,8 при длине трансепта 36 м. Колонны из хорошо отполированного розоватого вифлеемита встали на новые основания, а их резные коринфские капители с аканфом и знаками креста, поддерживали деревянный архитрав с резьбой (которая может отражать богатство кессонированных потолков храма IV в.). 3 большие двери с архитравами на выносных консолях вели из внешнего двора в нартекс, откуда 3 других двери открывались в главный и боковые нефы. Внешние нефы и клеристорий (верхняя часть центрального нефа, приподнятая по отношению к боковым нефам) освещали окна с циркульными архивольтами.

Перемены в восточной части были серьезнее: октагон сменил трифолий — главная апсида (в ней имеются остатки синтрона, перед ней — следы «сирийской бемы», возможно, окружавшей престол) выдавалась с востока, 2 др. завершали рукава трансепта; световой колодец был заложен. Пещера Рождества оказалась теперь под сводом трансепта, и приподнятый пол алтарной части примерно соответствовал ей по площади. В нее спускались по полукруглым маршам с севера и юга. Полы и стены всего храма были облицованы мрамором, в верхней части стен помещались мозаики. Харви упоминает о 22 окнах, освещавших интерьер (сейчас заложены).

Новый храм уцелел при персид. нашествии 612−629 гг. (согласно легенде, благодаря тому, что персы увидели на мозаике с изображением Рождества сцену поклонения волхвов, в которых, по одежде и головным уборам, признали единоверцев) и при исламском завоевании в 30-х гг. VII в.; базилика избегла разрушения и при халифе аль-Хакиме в 1009 г., видимо, благодаря тому, что мусульмане почитали место рождения Христа (ее южный трансепт был отделен и предоставлен им для поклонения).

Отдельный пласт изменений храма эпохи правления имп. Юстиниана составляют достройки в период латинского владычества на Востоке, в XII—XIII вв. Вифлеем был взят Танкредом и его отрядом в 100 всадников в июне 1099 г. и оставался в руках крестоносцев до 15 сентября 1187 г.; возвращен франками в 1229 г. по договору между Фридрихом II и аль-Маликом аль-Камилом и окончательно отбит тюркскими войсками в 1244 г. Если в византийское время храм Рождества был почитаем как церковь-мартирий, но никогда не являлся епископальным центром, то в годы латинского господства он стал кафедрой латинского епископа Вифлеем и Аскалона (с 1100). На Рождество 1100 г. в нем был коронован Балдуин I, а позже и Балдуин II (1118). Здесь служили каноники-августинцы с приором во главе, братство которых сформировалось вскоре после июня 1099 г. Ц. Рождества той эпохи описывают мн. пилигримы XII—XIII вв.

В декорации базилики были сделаны существенные изменения: мозаики на стенах, существовавшие к концу XI в. (упомянуты игум. Даниилом в начале XII в.) были отреставрированы в 1161—1165/9 гг. на средства визант. имп. Мануила I Комнина и правителя Иерусалимского королевства, кор. Амальрика. Оба они названы в двуязычной надписи на южной стене алтаря, в которой упомянут также художник, осуществивший работу, — мон. Ефрем. От мозаик уцелели только фрагменты, но ранние описания, особенно Кварезмия (1626), позволяют реконструировать программу хотя бы отчасти. В центральной апсиде была изображена Богородица с Младенцем, по сторонам от них — прор. Давид и праотец Авраам (необычное сочетание, учитывая также сцену Благовещения на триумфальной арке). Греч. паломник Иоанн Фока (1185) упоминает в алтаре «над пещерой» портрет имп. Мануила I. Сцены на северной стороне включали Пятидесятницу, на южной — Успение Пресвятой Богородицы и Введение во храм. В северном трансепте имелись сцены Преображения Господня, Уверения ап. Фомы и Вознесения Христова; в южном — Вход в Иерусалим и Предательство Иуды. Декорация стен клеристория делилась на 3 горизонтальные зоны: прямо над архитравом была представлена родословная Христа согласно евангелистам Матфею (южная стена) и Луке (северная стена) — погрудные изображения; над нею на южной стене помещались 7 табличек в архитектурном обрамлении с текстами из постановлений 7 Вселенских Соборов (6 на греческом и 1 на латинском языках), на северной стене им отвечали такие же таблички, связанные с 6 Поместными Соборами Греческой Православной Церкви. Над ними, между окнами клеристория, были изображены группы ангелов, у ног одного из которых на северной стене имеется мозаичная подпись «Basilius (Basileus) Pictor» с пояснением по-сирийски, в котором художник назван диаконом. Согласно Кварезми, западную стену занимала композиция «Древо Иессеево».

Колонны нефа в XII в. были также расписаны (изображение Богоматери с Младенцем на 2-й южной колонне имеет надпись, датирующую роспись 1130 или 1139), в основном образами восточных и западных, в т. ч. скандинавских святых. Подписи также исполнялись на 2 языках, по латыни и по-гречески. С востока на запад на северной колоннаде изображены: Распятие, ап. Иоанн Богослов, Богородица с Младенцем (Галактотрофуса), святые Катальд, Дамиан, Косма, Леонард (вероятно, Лиможский), Георгий Победоносец, Евфимий Великий, Антоний Великий, Макарий Великий; на южной — святые Маргарита (Марина), Фуска, Онуфрий Великий, прор. Илия (с 2 ворономами), Иоанн Креститель, Викентий, Олаф Норвежский, Кнут Датский, первомученик Стефан, Савва Освященный, Феодосий Великий. На южной колоннаде — Богородица с Младенцем (Одигитрия); (3 колонны без росписи); св. Маргарита (Мария), прав. Анна с младенцем-Марией и св. папа Лев Великий, Богородица с Младенцем (Гликофилуса) и сщмч. Власий; (2 колонны без росписи); апостолы Варфоломей и Иаков брат Господень. К оконной декорации относились, возможно, фрагменты расписного оконного стекла в пещерах под северным трансептом, ассоциируемых со блж. Иеронимом (собраны при работах 1962−1964). Представляющие в стилистическом отношении смесь романо-готических и византийских элементов, росписи ц. Рождества в целом являли пример смешения политических, культурных и художественных тенденций Запада и Востока в Св. земле в эпоху латинских господства.

Полы базилики были мраморными: в «Хождении» игум. Даниила они описаны как белые; описания более поздних паломников позволяют предположить цветную мозаичную выкладку мрамором в итальянском стиле Космати. Эти полы были похищены турками между 1596 и 1626 гг. Мрамор покрывал также нижние части стен (в настоящее время следов облицовки не сохранилось). Считается, что главный престол храма был выполнен ок. 1185 г. Иоанном из Вюрцбурга.

Снаружи с запада базилику в XII в. фланкировали башни-колокольни (по обеим сторонам нартекса; в 1-м этаже северной башни располагалась часовня с расписанными стенами). Крышу базилики, крытую свинцом по балкам, упоминают мн. паломники XII—XIII вв., но какой была ее внутренняя форма (кессонированная, как в VI в., или открытая стропильная конструкция, как в современном виде) неясно. Теодорих в 70-х гг. XII в. писал также о венчавшей кровлю звезде из золоченой меди. В XII в. базилика была обстроена новыми зданиями монастырей, весь комплекс окружила оборонительная стена с прямоугольными выступающими башнями. Главный вход вел через башню на западной стороне, ее руины еще были видны в конце XVI в. (основание раскопано в 1932). Одна из башен (16,4×18,4 м, в юго-восточном углу, с основанием из рустованных блоков) напоминает донжон.

В базилике был собран целый ряд реликвий. Пилигримы упоминают о столе, на который волхвы возложили свои дары; ок. 1130 г. в гробнице, на западной стороне хора, были положены мощи св. Иосифа Аримафейского; отмечены также клещи (pincers), которыми св. Иосиф снимал с креста тело Христа; один из гвоздей Распятия и молот (упомянут ок. 1170) и рука ап. Фомы, возможно, полученные при разграблении Константинополя в 1204 г. Упоминаются также мощи невинно убиенных младенцев Вифлеемских.

После взятия Вифлеема мусульманской армией под началом Салах-ад-Дина (15 сентября 1187) латинский епископ и клир были изгнаны из базилики Рождества. Через 5 лет 2 священникам и диакону разрешено было вернуться, но сам храм был отдан в распоряжение восточным (сирийским) христианам, которые продолжили его украшение в православном стиле. От этого периода сохранились резные деревянные двери главного западного портала (датированы на армянском и арабском — 1227). В 1229 г. Вифлеем был возвращен франкам, но в апреле 1244 г. храм Рождества осквернили тюрки-хорезмийцы, а в 1263 г. мамлюкский султан Бейбарс I «уничтожил монастырь», через 3 года вывезя из него (возможно, из атриума) мрамор и колонны для украшения зданий Каира. Пилигримы-католики вновь смогли посещать Вифлеем только с 1271 г.; католические мессы было разрешено служить с 1277 г.; с 1347 г. западное христианство представляли здесь францисканцы, и сейчас еще занимающие здания бывшего девичьего монастыря эпохи крестоносцев, а также сохраняющие престол в Пещере Рождества. В ведении Греческой Православной Церкви оставались главный престол храма (с 1244) и женский монастырь, пристроенный к базилике с южной стороны.

Несмотря на нестабильную ситуацию в Палестине, храм не понес значительных утрат: план католического монаха Бернардино Амико (1596) показывает его почти невредимым (за исключением северно-западной части). Храм ремонтировали неоднократно с разрешения властей Каира или Стамбула. В 1479 г. кровля была перекрыта свинцом, подаренным кор. Эдуардом IV Английским, по балкам, привезенным из Венеции. В 1670—1671 гг. кровлю чинили греки, которые также поставили иконостас, смененный в 1764 г. Дальнейшие поновления связаны с землетрясением 1834 г. и с пожаром 1869 г., повредившими интерьер пещеры. В ц. Рождества поступали богатые дары из России: колокола; паникадила — вклад имп. Александра III и Николая II. В XIX в. между нефами и предалтарным пространством была поставлена стена, убранная в 1918 г. военным губ. Иерусалима сэром Роналдом Сторрсом. В 1947 г. клуатр эпохи крестоносцев был отреставрирован по проекту А. Барлуцци. В 1990 г. крыша храма перекрывалась еще раз военной администрацией Израиля, а после событий, связанных с захватом его участниками палестинского сопротивления зимой 2001−2002 гг., потребовалось обновление интерьера храма.

Монастыри в Вифлееме

Первые монастыри были созданы уже в 386 г. блж. Иеронимом и его ученицами, Павлой и Евстохией, но к началу IX в. в монастырях оставалось только 15 священников и монахов и 2 столпника. В 1016 г. бенедиктинец св. Бононий вновь организовал здесь общину.

Сохранились различные части комплекса, окружавшего базилику в XII в. и ранее и принадлежащие католическим, греческим и армянским женским монастырям. Исследования Багатти и Барлуцци (1947−1948) восстановили историю францисканского комплекса, работы 1988 г. позволили обследовать территорию армянского монастыря к юго-западу от храма. При раскопках XIX—XX вв. на территории францисканского монастыря была собрана богатая коллекция церковных древностей эпохи крестоносцев: 16 колоколов из набора XIII в. (найдены в районе клуатра при работах 1883−1906); 2 бронзовые чаши со сценами из жизни ап. Фомы; 2 серебряных подсвечника с владельческой надписью храма Рождества по латыни («Да будет проклят тот, кто похитит меня с места Святого Рождества. Вифлеем») и 3 подсвечника лиможской эмали, а также навершие епископского посоха лиможской эмали и фрагменты органа XIII в. Прочие части комплекса остаются необследованными и восстанавливаются в основном по рис. Амико 1596 г.

В XII в. к северу от базилики (на участке, ныне занятом францисканским монастырем и ц. вмц. Екатерины) сложился монастырь канонисс-августинок, сформированный при храме. Его планировка обычна для ордена августинцев: здания сгруппированы вокруг прямоугольного двора-клуатра (26,5×25 м) и оформлены в позднем романском стиле. Амбулаторий клуатра (шириной 3,5 м) был отделен от открытой части парапетом и перекрыт по стрельчатым аркам (4 травеи на каждой стороне; каждая травея открывалась во двор 3 проемами на сдвоенных колонках с резными капителями). Из западного коридора клуатра можно было попасть прямо в северный неф храма, а также спуститься по лестнице в пещеру, где погребен блж. Иероним. К северу от клуатра имелось прямоугольное помещение, которое Амико назвал разрушенной трапезной, фланкированное с севера галереей (шир. 5 м), опиравшейся на сводчатую субструкцию, стоявшую на склоне холма. Вост. часть монастыря в основном разрушена в 70-х гг. XIX в. при расширении ц. вмц. Екатерины (ставшей главным католическим храмом Вифлеем в XIII в., после того как католики потеряли доступ к главному алтарю базилики). Ранняя ц. вмц. Екатерины (впервые упомянута в XV в.; план приводит Амико) была вытянутой (27×6 м изнутри), разделенной на главный зал и хор, с восточной частью (6×15 м), возможно, преобразованной из зала собраний более раннего монастыря XII в. Севернее храма стояло крыло, включавшее на 2-м уровне дормиторий (спальню) канонисс (сохранился восточный конец).

К югу от дворов базилики VI в. стоит армянский монастырь. Его здания XVIII—XIX вв. опираются на сводчатые структуры XII в., одна из которых т. н. «библиотека», или «школа», блж. Иеронима — длинный зал (25,5×9,1 м), идущий точно вдоль линии южного стилобата атриума VI в. (3 колонны которого можно и сегодня видеть в его северной стене). Зал разделен на 12 травей с крестовыми сводами, опирающимися на 4 колонны розового известняка (вторичное использование) с коринфскими капителями. Их базы стоят на скале, на несколько метров ниже окружающей скальной поверхности, т. е. весь зал помещен в искусственной вырубке. С юга от базилики располагались, возможно, и епископская резиденция, а также греческий девичий монастырь и латинская больница для паломников.

В ближайших окрестностях Вифлеем рассеян ряд важных памятников археологии христианской, часть которых также связана с почитанием события Рождества Христова. Прежде всего это Рамат-Рахель — холм Рахили (1 км от пещеры Рождества), упоминаемая во II в. рим. историком Юстином как место Рождества. Раскопки показали, что до изгнания Адрианом евреев этот район был кладбищем маленькой деревушки, с началом III в. его использовала также евр. община Иерусалима, а позже Х легион использовал погребальные склепы как цистерны, построив здесь баню; в конце III в. в Рамат-Рахель появились жилые здания. Др. место, почитавшееся в связи с Рождеством в окрестностях Вифлеем в V—VI вв., — т. н. Кафизма (кресло, трон), на котором, согласно преданию, передаваемому Феодосием (начало VI в.), сидела Богородица во время отдыха на пути в Вифлеем. В 451−458 гг. вокруг этого места был построен монастырь, остатки его главного храма, купольного октагона с обходной галереей и встроенными в нее внешними капеллами, открыты в 1992 г. примерно на половине пути между Иерусалимом и Вифлеемом. Храм с прекрасно сохранившимися мозаичными полами представляет важное звено в развитии византийской архитектуры и иконографии.

Вблизи Вифлеем расположены и др. памятники христианской археологии, связанные с историей Рождества: дворец-крепость царя Ирода, а также современный Бейт-Сахур, или Поле Пастушков, где в 70-х гг. XX в. при раскопках под рук. Вифлеем Дзафериса обнаружены хорошо сохранившиеся остатки нескольких сменявших друг друга храмов с мозаичными полами и колоннами, восходящие к IV—VII вв., а также некрополи византийского времени с богатым инвентарем. С развитием традиции благочестивых паломничеств в Вифлеем было организовано производство евлогий (с VI в. стеклянные ампулы, коробочки для реликвий и авории, с XVI в.- изделия из коралла, перламутра и дерева оливы), существующее и в настоящее время.

Н.Н.Лисовский

Русский участок в Вифлееме Эль-Атн, площадью 7955 кв. м, расположенный недалеко от ул. Молочной пещеры. Улица разделяет его на 2 отдельных неравных участка, каждый из которых обнесен высокой каменной оградой. Приобретен архим. Антонином (Капустиным) в 1880-е гг. по поручению и на средства гр. М. Вифлеем Орловой-Давыдовой (33 тыс. франков). В 1894 г., после кончины архим. Антонина, участок по воле владелицы был передан Императорскому Православному Палестинскому обществу (ИППО) и записан на имя помощника председателя общества М. П. Степанова. 23 февравля 1899 г. переведен на имя председателя ИППО вел. кн. Сергея Александровича, что было подтверждено сенед-тугралы (т. е. закрепляющей грамотой султана) от 9 июня 1899 г. (Россия в Св. Земле. Т. 1. С. 284−285).

15 ноября 1900 г. ИППО была открыта в Вифлееме начальная школа для арабских православных детей. Педагогический персонал составляли 4 учительницы, 2 из России, 2 — выпускницы женской учительской семинарии в Бейт-Джале, созданной русскими педагогами в 1890 г. Русская школа в Вифлееме, как и другие 100 школ ИППО в Палестине и Сирии, существовала до начала Первой Мировой войны.

В 50-е гг. XX в. участок был продан Православному благотворительному обществу (Orthodox Charity Society) при православной общине г. Вифлеема. В июне 1997 г., во время паломничества в Св. землю Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в связи с празднованием 150-летия Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, по решению Палестинской Национальной Администрации, земля возвращена РПЦ (МП). В настоящее время на средства РДМ в Иерусалиме на участке воздвигнут паломнический дом

Лит.: Нехуштай Ш. Ш. Рус. деятельность в Палестине в конце Османского периода. Хайфа, 1984 (на иврите; русский перевод издан: Б-ка РДМ, Иерусалим. Ркп.); Палестина — Россия: связь времен. Спец. вып. / Лига Араб. гос-в. М., 1993. С. 31; Россия в Св. Земле: Док-ты и мат-лы / Сост., вступ. ст. и коммент. Н. Н. Лисового. М., 2000. Т. 1. С. 97, 284−285, 296−297, 301, 704−705, 722.

Лит.: Riant P. de. Etudes sur l’histoire de l’eglise de Bethleem. Genes, 1889−1896; Harley W. et al. The Church of the Nativity at Bethlehem. L., 1910; idem. Structural Survey of the Church of the Nativity, Bethlehem. L., 1935; Vogue M., De. Les eglises de la Terre Sainte. P., 1860; Vincent H., Abel F.-M., Bethleem: le Sanctuaire de la Nativite. P., 1914; Abel F.-M. Histoire de la Palestine depuis la conquete d’Alexandre jusqu’a l’invasion arabe. P., 1952; Saller S. Bethlehem and its Surroundings // Ibid. 1963. N 13. P. 325; idem. Bethlehem // SBF. 1964. N 14. P. 287; idem. Bethlehem // RB. 1966. Vol. 72. P. 585; idem. Iron Age Remains from Bethlehem // SBF. 1968. N 18. P. 153−180; Stockton E. Stone Age Factory Site at Arafa near Bethlehem // SBF. 1965. N 15. P. 124−136; idem. The Stone Age of Bethlehem // SBF. 1967. N 17. P. 129−148; Vetrali L. Le iscrizioni dell' acquedo to romano presso Betlemme // Ibid. P. 149−161; Bagatti B. Recenti scavi a Betlemme // SBF. 1968. N 18. Р. 181−237; Benoit P. Chronique Archeologique // RB. 1970. Vol. 77. P. 583−585; Lipinski E. Beth-Schemesch und der Tempel der Herrin der Grabkammer in den Amarna-Briefen // VT. 1973. Vol. 23. P. 443−445; idem. L’emplacement de Bethleem au temps de Jesus // Dossiers de l’Archeologie. 1975. Vol. 10. P. 58−63; Ovadiah A. Corpus of the Byzantine Churches in the Holy Land / Transl. from Hebrew R. Kirson. Bonn, 1970. P. 33−37 [Bibliogr.]; Welten P. Bethlehem und die Klage um Adonis // ZDPV. 1983. Bd. 99. S. 189−203; Brown R. The Birth of the Messiah. N. Y., 1985; Kuhnel G. The 12th-Cent. Decoration of the Church of the Nativity: Eastern and Western Concord // ACR. 1993. P. 197−203; Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus. Camb., 1993. Vol. 1: [A-K]. P. 137−157 [Bibliogr.]; Tzapheres V. The Early Christian Holy Site at Shepherd’s Field // ACR. 1993. P. 204−206; Taylor J. E. The Bethany Cave: a Jewish-Christian Cult Site? // RB. 1990. Vol. 93. N 3; idem. Christians and the Holy Places: The Myth of Jewish-Christian Origins. Oxf., 1993. P. 96−112; Cree F., de. History and Archaeology of the Bet Sahur Region: A Preparatory Study for a Regional Survey: (The Bethlehem Archaeol. Project) // ZDPV. 1999. Bd. 115. N 1. S. 59−84; Prag K. Bethlechem: a Site Assessment // PEQ. 2000. Vol. 132. P. 169−181; Lavas G. P. The Kathisma of the Holy Virgin: A Major New Shrine // DCAE. 2001. N 2. P. 60−101.

http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=49 506&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика