Русская линия
Русский домПротоиерей Игорь Востриков10.01.2008 

Обращусь к врачу?..

О проблемах здоровья нации корреспондент «РД» беседует с настоятелем храма Смоленской иконы Божией Матери в селе Бородино протоиереем Игорем Востриковым

— Отец Игорь, Церковь называют врачебницей души, а медицина — врачует тело. Некоторые из православных людей полагают, что если Господь попустил скорби и болезни, то надо принимать Его волю как должное. Так какое же отношение у Церкви к медицине?
— В Священном Писании сказано, что врача тоже создал Бог, поэтому врачебную помощь человек отвергать не должен. Врачи, медицина, лекарства — ниспосланы нам Промыслом Божиим. Можно вспомнить и слова очень авторитетного среди верующих афонского старца Паисия, который пишет, что если человек заболел, он должен обращаться к врачу. Конечно, это не значит, что больной может перестать молиться. А вот если медицина не может помочь, то, конечно, тогда он должен уповать только на помощь Божию.

— Церковью принимается любая врачебная помощь или, всё-таки, есть исключения?

— Если говорить о медицине, которая была в советские времена, то в ней Церковью не отвергалось ничего. Если же говорить о современной медицине в широком её понимании, то, конечно, есть вещи, которые вызывают опасение и даже отвержение. Речь идёт о той современной медицине, которая, прикрываясь именем науки, воздействует на душу человека. Что я имею в виду? Например, практику врачей-экстрасенсов. Или такое влияние на человеческое подсознание, как гипноз. Все псевдонаучные разработки в этой области, конечно же, не принимаются Церковью.

— А что Вы скажете о т.н. достижениях современной медицины, таких, как генна (омоложение стволовыми клетками) или косметическая медицина?

— И это Церковь одобрить не может. В моём сознании как священника и как человека всё это даже с понятием медицины не совмещается. Что касается омоложения через стволовые клетки, когда ради операции убивают людей, когда смертью младенца люди пытаются продлить свою жизнь, — это самое настоящее людоедство. Если бы у нас было нормальное общество, оно бы такую «медицину» преследовало по закону. Это страшный бизнес, прикрывающийся наукой. Так называемая косметическая медицина стоит в том же ряду.

— В одной из телепередач «К барьеру» обсуждалась тема абортов. Ярой защитницей их выступала небезызвестная Ирина Хакамада, которая заявила, что она-то сама православная, но т.к. у нас светское государство, то вопросы аборта должны регламентироваться светскими законами.

— С точки зрения светского государства та же самая современная медицина огромным количеством опытов и исследований доказала, что жизнь человеческая начинается в момент зачатия. Не думаю, что кто-то из врачей станет оспаривать такое утверждение. Следовательно, аборт — это убийство. А как должно реагировать государство на убийство?

— Самое интересное, что врачи-то как раз это и пытаются оспорить. Но вот в той же телепередаче одна из судей была врач, и она говорила, что раз нет доказательств того, что жизнь человека начинается с такого-то дня, раз нам не даются об этом знания, то мы и не должны по этому поводу волноваться.

— Всё очень просто. Есть вещи, которые таким вот врачам принимать удобно, а есть вещи, которые им принимать неудобно. Я уже не говорю о том, что убийство детей и бизнес омоложения — колоссальные деньги. А людей, которые пытаются таких врачей разоблачить, просто убивают. Я один такой случай знаю. Человеку хорошо платят, он и отрабатывает те деньги, которые ему дают. Страшные, кровавые деньги.

— Отец Игорь, кроме традиционной медицины у нас есть и нетрадиционная. Это гомеопатия, китайская медицина, тибетская и прочие. Как относится Церковь к ним?

— Вопрос, на самом деле, непростой. Официальных суждений о такой медицине подобного рода у нашей Русской Православной Церкви нет. Известно, что Элладская Церковь настороженно относится к гомеопатии (этот вопрос даже рассматривался на заседании одного из Синодов). Если же предложить православному человеку воспользоваться тибетской медициной, то в 90% случаев он откажется, потому что Тибет у него ассоциируется не с медициной, а с буддизмом. Здесь очень важно — кто является носителем знания. Например, я читал материалы одного православного врача, который очень серьёзно занимался вопросами китайской медицины, а поскольку в православной среде было отношение к ней неоднозначное, то он поехал к известному старцу с вопросом: можно ли этим заниматься в дальнейшем? Старец ответил замечательно: «Если китайцы хорошо научились осваивать травки и помогать человеку, то что же тут плохого?

Травки — они Божии». Очень известный дореволюционный врач китайской медицины Бадмаев был не только замечательным специалистом, но и видным проповедником Православия, его деятельность одобрял св. праведный Иоанн Крондштадтский…

Кстати сказать, у современного человека понятия о традиционности медицины перевёрнуты. То, что называется традиционной медициной — вещь достаточно новая. Она возникла в эпоху Возрождения и укрепилась в XIX веке, когда стали активно использовать в качестве лекарств химические вещества. А вот траволечение, лечение природными средствами — это всегда было традиционной народной медициной. Так что можно смело говорить, что современная т.н. традиционная медицина — нетрадиционна.

— А лично Вы какой медицине больше доверяете?

— Я человек не очень здоровый в силу разных причин. 15 лет назад традиционные методы лечения не помогали мне. Жил на уколах. Как минимум два раза в год мне необходимо было ложиться в больницу, под капельницу. Пришлось искать выход… Сейчас вся наша семья почти не обращается к специалистам традиционной медицины. Только к стоматологу. Всё дело в том, что я познакомился с очень хорошими специалистами «нетрадиционного» направления, в первую очередь с врачом китайской медицины Андреем Вячеславовичем Карауловым. Он руководитель московской клиники, но теперь сам принимает больных и в Можайске. Есть и другие доктора, например, настоятель храма в Тропарёве (Можайский район), врач-гомеопат отец Александр Жемков…

Но я еще раз повторяю: ни в коем случае нельзя отказываться от традиционной медицины.

— А Церковь может помочь больному человеку?

— Церковь благословляет и освящает все аспекты нашей жизни. Если человек заболел, то он должен обратиться к врачу, но при этом ему не нужно забывать и молиться. Например, человеку предстоит операция. Есть специальный молебен, который священник старается отслужить в тот день, а лучше — в то время, когда идёт операция. Священнослужитель молится о том, чтобы Господь просветил хирурга, чтобы Он помог ему и направил его руку…

Говоря о союзе медицины и Церкви можно вспомнить, например, знаменитого профессора Боткина, глубоко верующего православного человека. Он не оперировал пациента, прежде чем тот не исповедуется и не причастится. Одно другому не только не противоречит, но дополняет и помогает. Лекарство помогает, а благодать Божия укрепляет действие лекарства, также и врача — просвещает и умудряет. Не случайно среди медиков так много верующих.

— Много говорят и пишут о церковных чудесах исцеления…

— Особенно когда речь идёт о тяжёлых недугах. Такие случаи были известны в Церкви с незапамятных времен, не редки они и сейчас. Я и сам бывал свидетелем такой благодатной помощи Божией. Бывали случаи, когда я соборовал человека, лежащего на смертном одре, а после соборования — он вставал. Дело не в том, что соборовал именно я, а в том, что это — Таинство. Не надо искать чудес, этого Бог не благословляет, не надо слушать невежественных верующих, неустанно твердящих о том, что не стоит обращаться к врачам и принимать лекарства, а надо только поститься и молиться. Это мнение опровергает Священное Писание, его также опровергают современные старцы. Я был свидетелем, как один человек, находящийся в тяжелейшей ситуации, писал письмо ныне почившему в Бозе отцу Иоанну Крестьянкину. Ответ старца был таков: «Как вам скажет ваш лечащий врач, так и поступите».

Беседовал Андрей Викторович ПОЛЫНСКИЙ

http://www.rusdom.org/node/41


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru