Татьянин день | Ольга Богданова | 10.01.2008 |
Его история началась в 1664 г. Тогда царь Алексей Михайлович решил создать в Измайлове царскую усадьбу и завести хозяйство с садами, конюшнями и даже собственной пасекой и винокуренным заводом. За всем эти должен был кто-то следить, и для этой цели в Измайлово были выписаны крестьяне из разных уездов. Для них и был построен храм Рождества.
Сначала он, как и многие другие русские храмы, был деревянным. Но дерево не самый прочный и не самый безопасный материал (Москва и ее окрестности не раз подвергались пожарам, вследствие которых выгорала едва ли не половина города). Поэтому в 1676 г. царь Федор Алексеевич построил на месте деревянного каменный храм.
До XVIII в. о храме и об усадьбе заботились члены венценосной семьи, и измайловский храм можно было смело назвать царским. С семьей Романовых связаны некоторые иконы, которые есть в храме до сих пор. Слева в местном ряду иконостаса Казанского придела стоит образ праведного Алексия человека Божия и преподобной Марии Египетской — святых царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны. На этой иконе сохранилась подпись иконописца Оружейной палаты: «Лета 7186 (1677/78) письмо Сергиева Рошкова».
Когда в семье Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны (Нарышкиной) родился первенец — будущий царь Петр Первый, они передали в храм икону апостолов Петра и Павла (сейчас она находится в трапезной части).
Царь Петр I построил новую столицу и перевез туда императорский двор. Подмосковные усадьбы, столь любимые его предкам, перестали играть большую роль в жизни российских правителей. Измайловское хозяйство вместе с храмом Рождества Христова стало приходить в упадок.
Исправить такое положение вещей решила императрица Елизавета. По ее повелению для храма была выстроена колокольня (1761). Не исключено, что колокола были отлиты из тех самых пушек, которые по приказу отца императрицы, царя Петра, были отлиты из колоколов.
Одна из особенно чтимых святынь храма — Иерусалимская икона Божией Матери. Этот большой, украшенный позолоченной ризой образ стоит справа от алтаря центрального придела храма.
В XVII в. с Иерусалимской иконы Божией Матери, которая находилась в Успенском соборе Московского Кремля (и была утрачена после нашествия армии Наполеона), были сделаны два списка, один из которых поставили в соборе Покрова Пресвятой Богородицы на Измайловском острове. Когда в 1771 г. началась эпидемия чумы, перед этим образом стали совершать ежедневные молебны, после которых икону поднимали и обносили вокруг села. С болезнью удалось справиться, и с этого времени верующие стали особо почитать эту чудотворную икону Божией Матери. Вероятно, тогда список с иконы для своей церкви заказали прихожане храма Рождества Христова, чтобы иметь возможность помолиться перед образом и попросить у Богородицы помощи и защиты.
В конце XVII в. храм Покрова на Измайловском острове пришел в аварийное состояние и в нем прекратились регулярные богослужения. В 1804 г. прихожане Рождественского храма забрали оттуда Иерусалимскую икону и поставили в своем храме рядом со списком с нее же. Правда, менее чем через пятьдесят лет, когда Покровский собор был отреставрирован, оригинал иконы пришлось вернуть обратно.
В 20-е гг. XIX в. в храме появилось еще два чудотворных образа — икона великомученика и целителя Пантелеимона, присланная с Афона, и складень с Владимирской иконой Божией Матери в среднике с частицей мощей апостола Фомы. Надпись на обороте этой иконы сообщает о том, что этот образ был чудесно обретен на месте сгоревшего московского дома. Икона была единственным предметом, который уцелел после пожара. Сейчас образ стоит над царскими вратами Казанского придела.
В 1868 г. (по другим данным, в 1870 г.) настоятель священник Иоанн Алексеевич Ирисов за свой счет создал при храме первую школу. Занятия проходили в его доме (напротив церкви). В 1876 г. вместо школы было основано Измайловское земское начальное училище.
События 1917 г. не сразу затронули приходскую жизнь храма Рождества Христова. Тогда Измайлово еще не было московским районом, и сельский храм не привлек особого внимания нового правительства.
В 1918 г. прихожане храма уже во второй раз перенесли в свою церковь из закрытого Покровского собора Иерусалимскую икону, теперь уже навсегда (когда Покровский собор был открыт, туда передали список с иконы).
Традицией измайловского храма были крестные ходы с чудотворным образом. Вероятно, они совершались в память об избавлении окрестных селений от эпидемий. Обычно крестный ход проходил по ближайшим к храму улицам и останавливался для совершения молебнов у некоторых дворов, где на столах, накрытых лучшими скатертями и украшенных цветами, стояли фарфоровые салатницы с водой, приготовленной для освящения.
В 1935 г. Измайлово стало городским районом, и начались репрессии местного духовенства. В период гонений на Церковь в храме Рождества Христова совершало богослужения духовенство из закрытых приходов. В 1935 г. менее года служил священномученник Николай Виноградов, в 1930-е гг. — священномученик Павел Ансимов.
Мне посчастливилось поговорить с сыном о. Павла, Георгием Павловичем. Вот что он рассказал об отце:
«Когда о. Павел еще служил в храме Введения (это на нынешней площади Журавлева, которая раньше называлась Введенской площадью, недалеко от метро Семеновская), к нему пришли женщины и просили прийти в так называемую Покровскую общину. Ее составляли женщины, которые организовали школу православного направления и занимались подготовкой сестер милосердия. Они ходили в храм Покрова (на нынешней Бакунинской улице) и там же жили. Они нуждались в духовнике, потому что их духовник, о. Георгий Горин, был арестован и сослан, и они остались без пастыря. О. Павел согласился.
В это время, время повального разорения всего, что относилось к религии, в частности, был закрыт и разрушен Вознесенский монастырь в Кремле. Монахини, которые жили там, занимались рукоделием: вышивали облачения, изысканные царские одежды, а также делали небольшие изделия — маленькие ковчежки, вышитые образа, пасхальные яйца, обшитые бисером… Вознесенский монастырь был местом, куда съезжались знатоки искусства со всей России. Перед Рождеством и Пасхой, когда все готовились делать подарки, ехали в Вознесенский монастырь, где его обитательницы выставляли свои произведения. В 30-е гг. это все было закрыто и разрушено. Женщин выгнали. Они стали искать пристанища и обратили свое внимание на храм, при котором была школа сестер милосердия, и стали собираться там. Так началось их общение с о. Павлом. Он регулярно молился с ними, исповедовал, причащал. И я был свидетелем того, как они ждали о. Павла, показывали ему свои работы. В храме Рождества Христова в Измайлове в алтаре есть образ Покрова Божией Матери, который они подарили моему отцу. Он был счастлив!
Пришедшее к власти правительство решило использовать труд этих монахинь в своих целях, и их заставили вышивать портреты вождей. И они сидели и на тех же пяльцах, на которых вышивали образ святителя Николая, образ Покрова, должны были делать портрет Ворошилова в военной форме. И я сам видел, как они это делали. Это была рабская, принудительная обязанность, а потом и это закрыли, и монахини разошлись кто куда. Она из них, монахиня Евдокия, жила в одной комнатке с моей сестрой в Черкизове. Отец был рад, что сестра живет в обществе воспитанницы Вознесенского монастыря.
В храме Рождества Христова о. Павел служил полтора года. Его арестовали дома, когда он пришел со службы. Это было 2 ноября 1937 г.».
25 октября 1945 г., в день празднования Иерусалимской иконы Божией Матери, в храме Рождества Христова в Измайлове Святейшим Патриархом Алексием I был рукоположен во священники будущий о. Иоанн (Крестьянкин). Всю жизнь батюшка особенно почитал этот образ.
Во время войны многие обращались к православной вере, и приход Рождественского храма значительно увеличился. По словам о. Иоанна, в первые послевоенные годы ежедневно крестили около пятидесяти человек, в воскресные дни — до ста пятидесяти, а на гражданские праздники — до тридцати.
В ночь с 29 на 30 апреля 1950 г. его арестовали и осудили на семь лет исправительно-трудовых лагерей за активную пастырскую деятельность в Рождественском храме. Поводом послужило упоминание на службе имени благоверного князя Александра Невского, в чем усмотрели «скрытый монархизм».
В алтаре Рождественского храма хранится Иерусалимская икона Божией Матери с его собственноручной надписью: «Московскому храму Рождества Христова что в Измайлове, колыбели моего священнического служения, от архимандрита Иоанна Крестьянкина. 12/25.10.1998».
Ежегодно на день празднования чудотворного образа в храме служили Святейший Патриарх Алексий I и Святейший Патриарх Пимен. Многие москвичи вставали засветло и пешком отправлялись в храм, чтобы успеть к началу Божественной литургии.
С 1982 г. настоятелем храма является протоиерей Леонид Ролдугин, благочинный Преображенского благочиннического округа. В 1991 г. Рождественское богослужение в храме совершал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.