Нескучный сад | Марина Васильева, Полина Юферева | 09.01.2008 |
— Марина и Полина, расскажите, как встретили, что показали и рассказали вам добровольцы из общины Святого Эгидия и что особенно запомнилось?
М.В.: — Мы провели пять дней в Риме. Нас приняла на это время одна семья членов общины, это тоже один из видов их служения. Сопровождал нас доброволец, аспирант филологического факультета, он специализируется в русском языке. Он нам все показывал и рассказывал. Добровольцы помогают очень многим: и цыганам, и бездомным, и иммигрантам, и наркоманам, и пожилым людям, и инвалидам. Они ведут переписку с осужденными на смертную казнь в разных странах мира, организовали детский сад для совсем маленьких детишек до двух лет и пансионат для пожилых семейного типа. Мы видели, как добровольцы раздают одежду. Происходит это как в бутике: есть два зала — мужской и женский, одежда вся постиранная и развешана по порядку — пиджаки с пиджаками, рубашки с рубашками. За чисткой одежды следят либо сами члены общины, либо подопечные, которых они тоже привлекают к работе. Человек может вещи примерить: идет ему или нет, и после этого взять ее оттуда. Добровольцы пускают по два человека в каждый зал, чтобы не было неудобств и давки. Рядом сделаны четыре душевые кабины, где люди могут помыться, и каждую из них после каждого человека полностью убирают и дезинфицируют. Всем, кто приходит помыться, выдают чистое белье, полотенце, мыло, шампунь. Есть парикмахер, в очередь к которому заранее записываются. Каждый знает свое время, когда ему нужно прийти постричься, и поэтому никто не сидит и не ждет. Есть в общине также свой врач и свой юрист.
П.Ю.: — В общине настолько все стабильно и организовано, что они даже создали так называемые «желтые страницы» для нуждающихся людей, в которых указано, где, когда, в какие дни недели человек может пообедать или получить бутерброд, или помыться. Также написано подробно, как туда добраться, прилагается план проезда. В определенные дни, когда столовая общины не работает, добровольцы раздают на вокзалах бутерброды или целые пакеты с едой в зависимости оттого, кто к ним приходит. Например, бездомным они не будут выдавать сухие макароны, а в цыганский табор дают, потому что там есть где приготовить. Такая деятельность общины происходит постоянно вот уже почти сорок лет, и каждый год вершиной всех трудов становится рождественский пир, на который нас пригласили.
— Что такое рождественский пир?
М.В.: — Рождественский пир — это вот что. Двадцать пятого декабря в главном храме общины Святой Марии в Трастевере накрываются столы практически на тысячу человек. Мы попали еще и на пиры в другие храмы, дом престарелых и дом инвалидов, где добровольцы и их подопечные небольшими общинками справляли Рождество. Этот пир для всех: на него приходят даже пожилые люди из соседних домов и все, кому не с кем разделить праздник. Когда смотришь на людей за столом, не поймешь, кто из них бездомный или доброволец. Обычно пришедших рассаживают рядом с теми, кого они уже знают, чтобы они могли поддержать разговор, чтобы это была дружеская беседа, а не потребление пищи. Кормили нас лазаньей, картофелем, котлетами, было сладкое, торты, вино. Вино у них — обязательный атрибут праздника.
Глядя на пирующих добровольцев и их подопечных, чувствуется, что Рождество для общины Святого Эгидия не просто формальная акция. Добровольцы хорошо знают своих подопечных, давно с ними общаются. Они даже подарки подбирают такие, которые тем будут точно нужны. Рождественский пир — это не просто способ накормить хоть чем-то, добровольцы и пищу подбирают, чтобы она была вкусной. Похоже на семейный праздник, каким, в общем, и должно быть Рождество. Добровольцы приглашают на него родственников людей, которые живут в интернатах. Показателем отношения добровольцев к своим гостям может стать то, что, когда у них не оказалось хорошего вина на праздник и они не смогли его купить, они говорили: «Лучше мы вообще без вина встретим Рождество, чем с плохим». Хотя среди приглашенных были и простые бездомные люди, которым, казалось бы, не привыкать.
В течение всего года члены общины активно участвуют в жизни cвоих подопечных, поддерживают и, как могут, облегчают их жизнь. Рождество же является вершиной их общения, это время, когда хочется как-то особенно подчеркнуть то, что все те, кто находились рядом с тобой весь год — это не просто какая-то социальная категория, а твои друзья, о которых ты заботишься и которых любишь.
С каждым годом в Риме, как теперь и в Москве, подготовка к этому Празднику приобретает все больше черт потребительского характера, когда мысли всех заняты только «шоппингом» и суетой. Часто заняты настолько, что и смысл и значение Праздника теряется безвозвратно.
Заметив это много лет назад, Община решила создать некий «противовес» существующему порядку вещей. Они решили посветить это время служению нищим, вспомнив, что и Христос с самого рождения и всю свою жизнь не имел места, где головы преклонить.
В Риме, как и в большинстве современных городов, количество бездомных достаточно велико.
К вечеру 24 декабря на улицах Рима можно увидеть только бездомных и небольшое количество жителей, спешащих к ужину. Это семейный праздник. Его принято проводить дома, среди родителей, бабушек и детей. Тем острее бездомные чувствуют свою обделенность.
Члены общины не спешат к ужину: им нужно ещё успеть подарить немного внимания своим бездомным друзьям. Первым пунктом нашей Рождественской программы стал Центральный железнодорожный вокзал Термини. Когда мы подъехали, Тонино (член общины, организующий помощь бездомным на вокзалах уже 20 лет) проводил инструктаж для волонтеров, приехавших, чтобы помочь Общине в этот вечер.
Все происходит очень четко: из машин достаются еда, подарки (каждому бездомному — персональный — члены общины, помогающие здесь, знают нужды каждого человека), шампанское («Ну как же праздник и без шампанского?»), украшенная елка на колесиках.
Разделившись на группы, идем в разные стороны: кто-то пойдет к людям, живущим на путях, кто-то — вокруг вокзала, зная, что некоторые бездомные, боясь бросить свои скудные пожитки (часто — только матрас и одеяло), не придут даже за едой на вокзал. Мы идем на центральную галерею Термини. Здесь нас уже ждет группа людей. Выстроившись в линейку, мы начинаем раздавать еду и подарки. После этого начинается просто общение: кто-то плачет, кто-то благодарит за то, что мы пришли, кто-то поздравляет и поет Рождественские песни. Здесь все сконцентрировано: и радость и горе.
На следующий день все эти люди пришли на обед, устраиваемый Общиной с 1982 года. У каждого из бездомных есть именное приглашение, а короткое время назад им раздали одежду, в которой они могут, не стесняясь, придти в храм и на обед (несмотря на то, что они живут на улице, им тоже хочется хотя бы иногда одеваться красиво и в чистое). Кого здесь только нет: и норвежцы, и кубинцы, и итальянцы, и румыны…
В подарках часто оказываются теплые вещи, без которых можно замерзнуть даже в Италии.
25 декабря после праздничной мессы, в храме очень быстро происходит подготовка к обеду: буквально в течение 15 минут ставятся стулья, столы, сервируются, приносятся подарки и еда. В накрывании столов принимают участие все члены общины, их дети и волонтеры. У каждого есть схема того, как должен быть накрыт праздничный стол.
В подсобных помещениях все распределено: кто-то режет кексы, кто-то открывает вино, кто-то подогревает пищу или раскладывает мандарины.
Все готово!
В это время на площади перед храмом уже собираются гости: цыгане, бездомные, люди с ограниченными возможностями, да и сами члены общины и их малыши.
Весь храм полностью заполняется.
На каждом столе — меню и праздничная сервировка одноразовой посудой. Члены общины знают лично всех кого они пригласили и столы распределены соответствующим образом, чтобы с бездомными рядом сидели члены их семьи, те люди из Общины, которые постоянно с ними общаются, помогают, их дети. Все это делается, чтобы создать соответствующее настроение праздника у всех.
Обязательный атрибут всех таких обедов — появление Санта Клауса с персональными подарками для всех участников. С ним охотно фотографируются и передают друг другу подарки.
На выходе всем раздаются специальные книги для бездомных, выпускаемые Общиной совместно с администрацией города, «ГДЕ»: где помыться, где поесть, где переночевать, где взять одежду. В книгу вложена карта Рима со специальным покрытием — чтобы не намокала и не рвалась — с указанием всех мест благотворительной помощи.
Из этого Рождественского «центра», празднование перетекает и в другие места, где члены общины заботятся о нуждающихся: в дом для пожилых семейного типа, в интернаты для умственно отсталых, для наркоманов, эмигрантов, для пожилых людей, для детей-сирот.
Для тех, кто проживает в интернатах для умственно-отсталых людей, Община организует праздник в соседнем помещении школы, чтобы дать людям возможность выйти из стен интерната, как-то особенно одеться.
Здесь тоже все подготовлено: подарки, помещение украшено и столы накрыты.
Члены общины приглашают на такие мероприятия родственников этих людей, чтобы добавить радость от встречи с ними. Говорят, в начале родственники не всегда охотно приезжали на этот праздник, стесняясь, что оставили своих близких в интернате. Но теперь этот порог пройден, и все встречаются за Рождественским столом. Сюда приезжают и те инвалиды, которые живут в семье, но тоже хотят пообщаться и поддержать друг друга. Часто они сами и покупают подарки друг для друга.
Здесь праздник обычно длится дольше, чем в храмах Рима, после десерта и подарков следуют ещё песни, танцы и просто общение.
Весело тут всем: и членам общины, и тем о ком они заботятся, и их родственникам, и детям.
Ансамбль, который выступает на празднике — тоже смешанный — здесь есть и профессиональные исполнители, и люди, живущие в интернате.
Эта картина была написана одним из живущих в интернате людей в память о прошедшем празднике и в радостном ожидании будущего.
— Что вы думаете о самих добровольцах? Какие это люди?
М.В.: — Многие, с кем мы общались, помогают в общине уже лет по двадцать, и это, конечно, замечательно. Вместе с ними в общине работают и их родители, дети, которые учатся на их примере. Слово община в названии организации этих добровольцев оправдывает себя: они живут общей жизнью, у них есть даже ежедневная вечерняя общая молитва в храме Святой Марии в Трастевере и в других небольших храмах. Кстати, несмотря на то, что на этой молитве в храме есть хор, все пытаются подпевать по листочку, в котором прописаны все молитвы и отрывок из Евангелия. Такой листочек приготовлен для каждого.
Добровольцы знают друг друга, и здороваются, когда случайно встречаются в городе. Была такая сцена: маленькая девочка просила милостыню, а тот человек, член общины, который сопровождал нас, подошел, спросил, как у нее дела. За это время появилась ее мама, он заметил, что она беременная, и очень обрадовался: «Как хорошо, что вы беременны, это же так прекрасно!» Потом спросил, придут ли они на рождественский обед. Понятно, что они не в первый раз видят друг друга.
П.Ю.: — Члены общины постоянно подчеркивают свой принцип: как бы тебе самому не было плохо, все равно есть у тебя что-то, чем ты можешь помочь другому. Престарелые люди у них готовят бутерброды для бездомных или расфасовывают одежду для «бутика». Это очень важно, потому что человек начинает чувствовать себя нужным другим людям.
Среди них нет практически ни одного профессионала, и дом для пожилых людей полностью обслуживается добровольцами. Они говорят, что просто любят своих подопечных, поэтому сделают даже больше, чем медики. И любовь во всем там в самом деле чувствуется. То же самое и в доме для детей с тяжелыми проблемами со здоровьем. Добровольцы говорят, что всему, что они сейчас умеют, они научились в процессе жизни с этими детьми. Но теперь лучше, чем это место, у этих детей нет, потому что это не больница, где порой присутствует формальное отношение к пациентам. С родителями они не могут жить из-за своих сложных болезней, и те не могли бы нужным образом о них позаботиться. Когда дети выздоравливают, добровольцы отдают их обратно в семьи. Во всем видна любовь и творческий подход, например, в доме малютки есть такие низкие кроватки, чтобы дети могли сами в них заползти.
— Чему может поучиться «Милосердие» у общины Св. Эгидия?
П.Ю.: — Любви к ближнему и неформальности отношений, а на основе этого могут потом появиться и креативные идеи и все организационная структура. Помогать другому нужно с радостью, когда это так, тот, кто видит тебя, заражается твоим делом, и дело идет, и всем становится гораздо лучше.
М.В.: — Удивительно, что в общине совершенно нет формальности, каждый доброволец чувствует себя лично ответственным за тех, кому он помогает. Нет такого, чтобы меня послали сюда помогать, я тут немного «попомогаю», а после меня хоть потоп. Новый доброволец общины Святого Эгидия понимает, что он приходит сюда… лет на двадцать. Поэтому он относиться ко всему так, словно это его дом, его родные. Мы в России привыкли быть ответственным за какой-то кусочек вокруг себя, и чем он меньше, тем лучше, а любви, которая поможет выйти за рамки этого кусочка, — нет. Например, у них есть координаторы в каждом направлении, но члены общины не называют их так, это просто добровольцы, как и все остальные, только ответственность на них возложена бОльшая. Если кто-то не справляется со своей работой, он не будет звонить координатору, он спросит у друзей. Вправду, если у вас с родственником что-нибудь случилось, вы же не будете звонить чужому человеку? Мы, добровольцы «Милосердия», знакомы между собой только год, и у нас нет такой крепкой связи между людьми, поэтому и есть нужда звонить в особых случаях координатору. Так что, и у «Милосердия», может, все будет также. Лет через сорок.
Беседовала Софья ПУЧКОВА
http://www.nsad.ru/index.php?issue=13§ion=10&article=794