Русский дом | Елена Ополовникова | 09.01.2008 |
В истории и культуре каждого народа, как известно, есть особые, коренные памятники-вехи, образно отражающие его самобытность и даже судьбу. В России это — памятники древнерусского деревянного зодчества. Мудрой красотой древнерусских деревянных храмов, нашим бревенчатым Иерусалимом, давно восхищается весь мир.
Однако лицемеры, причастные к делу сохранения нашей старины, внутренне не расположены к признанию величия и самобытности древнерусской, глубоко христианской архитектуры. Они, подобно средневековым чужестранцам, считают русский народ «лапотным», не имеющим своей культуры!
Эти «охранители» действуют преимущественно исподтишка, собирая вокруг себя лиц, далёких от понимания основ русской культуры, своих единомышленников, для коих желанно полное разрушение её.
К сообществу подобного рода можно смело отнести Методический совет по памятникам деревянного зодчества, действующий при министерстве культуры РФ. Его идеологами уже давно являются академик архитектуры В.П. Орфинский и кандидат искусствоведения М.И. Мильчик. Они активно отстаивают и насаждают искажения и перестройки древнерусских бревенчатых храмов, каковыми славен был XIX век.
Они беззастенчиво утверждают, что у нас нет «методики реставрации памятников деревянного зодчества». Как это нет?! А признанные всем мировым историко-реставрационным сообществом труды А.В. Ополовникова (1911 — 1994 гг.), учёного-подвижника, доктора архитектуры, заслуженного архитектора РСФСР, лауреата Государственной премии СССР, почётного академика Российской академии архитектуры? О них предпочитают умалчивать. Фактически все выдающиеся памятники древнерусского деревянного зодчества, в том числе и те, что стоят ныне в музеях под открытым небом, были отреставрированы по методике А.В. Ополовникова.
А сегодня… Колокольню в селе Нёнокса Архангельской области выкрасили в ярко-жёлтый цвет, нарисовали по периметру двух ярусов чёрные окна с белыми «как бы» рамами.
На это сомнительное действо выделялись огромные средства. Когда же стали по-настоящему реставрировать стоящий рядом шатровый Никольский храм, освобождая его от «благолепных обновлений», деньги давали с перерывами и куда меньшие. Но и этот храм ухитрились изуродовать вопреки первоначальному проекту архитектора В. Коловатой, покрасив паперть в тот же яркожёлтый цвет, что и колокольню. Намереваются и пятиярусный храм в Нёноксе, ныне реставрируемый, обшить досками.
В результате древний уникальный ансамбль в Нёноксе — единственный и неповторимый в своём шатровом многообразии, чудом сохранившийся, утрачивает традиционный архитектурный образ, благодатно притягательный, повествующий о величии русской культуры, и приобретает «весёленький» полубалаганный вид.
Известно, что окружающий видимый мир формирует сознание человека не менее активно, чем события жизни. Видя насаждаемую повсеместно безвкусицу и архитектурную тарабарщину, в северорусских деревнях всё чаще строят пестроцветные дома-«попугайчики». Таковы и вновь выстроенные церкви и часовни на русском Севере. Даже в Москве они проросли.
Большую тревогу вызывает состояние уникальных древних памятников деревянного зодчества, стоящих на своих исконных местах.
Посмотрели бы вы на них, люди добрые! Наши архитектурные шедевры, которым нет в мире аналогов и которыми восхищается весь мир, стоят, как старики-инвалиды, брошенные детьми-хамами, согбенные и продырявленные. Если их не поддержать, закрыв хотя бы протечки и элементарно укрепив, то они через год погибнут, как погибло в последнее время немалое число бревенчатых шедевров.
И если в Карелии древние памятники просто искажаются, как в Кондопоге и Кеми, то в Архангельской области они вообще заброшены и полуразрушены, «всеми плюнутые» (В.В. Розанов).
Вот далеко не полный перечень сел Архангельской области с гибнущими памятниками: Архангелы, Бережная Дуброва, Большая Шалга, Заостровье, Зачачье, Красная Ляга, Михалёво, Пермогорье, Пияла, Подпорожье, Поле, Турчасово, Ратонаволок, Чухчерьма. Три церкви: в сёлах Нелазское (близ Череповца) и Палтога (близ Вытегры Вологодской области), а также в г. Плёсе Ивановской области.
Итого — 18 памятников. И сколь драгоценных! Неужели их нельзя хотя бы чуть-чуть поддержать-подремонтировать, спасая от верной гибели?
На каждом из них проржавевшая и еле читаемая табличка: «Памятник архитектуры…охраняется государством». Бесконечно стыдно за такое государство, тем более ныне не бедное.
Достойное сохранение сокровищ отечественной культуры — это тоже дело национальной безопасности. Повышение материального уровня жизни нашего многострадального на рода не может, не должно происходить на фоне снижения уровня его культуры и столь явного пренебрежения к её корням и истокам — древнерусским деревянным памятникам, общепризнанным шедеврам мировой архитектуры.
Многочисленные «федеральные программы» министерства культуры по сохранению памятников деревянного зодчества и бесконечные совещания по их «спасению» известны нам на протяжении многих десятилетий. За это время погибло немало не только отдельных уникальных памятников, но и целых ансамблей: в сёлах Астафьево, Волосово, Козье озеро, Верховье, Турчасово (Архангельская обл.), Поча (Вологодская обл.), Талицы (Ивановская обл.), Колодозеро (Карелия), крепостная башня в городе Якутске — и перечень этот далеко не полон.
Несомненно, что для спасения реликтов нужны объединённые усилия Церкви и государства. Сколь много добра уйдёт из русской и без того во многом обделённой жизни, если эти самобытные, неповторимые древлеотеческие архитектурные предания окончательно погибнут!
Бывая в северорусских краях, мы не раз слышали от местных жителей, живущих по соседству с брошенными памятниками, недоумённые вопросы о том, почему, мол, раньше православные монахи уходили в далёкие края, строили храмы, монастыри, терпя «нужду, холод и голод», а ныне мы всё больше о своих удобствах печёмся.
Звонить во все колокола? Звонили. Написали письма Святейшему Патриарху Алексию II, президенту В.В. Путину, министру культуры РФ А.С. Соколову, президенту Российского фонда культуры Н.С. Михалкову…
Вспомним недавние слова Патриарха Алексия II: «Унывать никогда нельзя. Христианин должен быть оптимистом, с какими бы горестями и трудностями ему ни приходилось сталкиваться». Должен, ибо уныние — смертный грех.