Православие.Ru | Елена Соболевская, Зинаида Столярова | 04.01.2008 |
Принятый в 1997 году федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее Закон) заложил базовые положения законодательства в отношении религиозных организаций, в том числе и как хозяйствующих субъектов. Однако решения большинства вопросов имущественно-земельного блока Закона православные приходы так и не дождались.
Не выполнены положения Закона о массовой безвозмездной передаче в собственность религиозным организациям имущества религиозного назначения. В 2001 году Постановлением Правительства Российской Федерации было утверждено Положение «О передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения». На практике православные приходы на местах наталкивались на отказы в решении этого вопроса потому, что до сих пор не утвержден порядок передачи имущества религиозного назначения, находящегося в муниципальной собственности.
В определенной степени это было связано с тем, что оставались не урегулированными вопросы разграничения полномочий между уровнями власти. В настоящее время этот процесс завершен, и ничего не мешает государству наконец-то определиться с процедурой выполнения заявленных в Законе положений. В марте 2007 годе была подготовлена концепция проекта федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Концепция предусматривает обязанность государственных и муниципальных органов по обращению религиозных организаций передавать им имущество религиозного назначения в собственность или безвозмездное пользование. Согласно концепции, религиозные организации смогут переоформить в свою собственность находящиеся сейчас в их безвозмездном пользовании здания и внутреннее убранство церквей, включая богослужебную утварь.
Не могут быть переданы в собственность только особо ценные объекты — памятники и ансамбли, включенные в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, и музейные предметы, поскольку это пока запрещают иные законы. Нет запрета передавать музейные предметы в пользование.
Концепция не предусматривает обязанности религиозных организаций взять все имущество религиозного назначения в собственность: по желанию они вправе использовать и режим безвозмездного пользования.
При желании религиозных организаций безвозмездно получить «непрофильные» объекты храмового комплекса необходимо будет обосновать их связь (функциональную, территориальную, архитектурную) с объектами религиозного назначения. Данный вопрос важно не упустить из виду при согласовании закона, так как, если обоснование останется не регламентированным, религиозные организации столкнутся с массовыми отказами органов власти.
Подготовка закона о передаче имущества требует самого пристального внимания со стороны Русской Православной Церкви, так как, по экспертным оценкам, его прохождение ожидают затруднения.
Важность скорейшего решения вопроса передачи имущества теснейшим образом связана с правом приходов и монастырей на земельные участки. Так, если здания и сооружения находятся в собственности религиозных организаций, то и участки, на которых они расположены, должны быть предоставлены в собственность бесплатно. Сейчас в большинстве случаев приходы обладают правом безвозмездного пользования храмовыми зданиями, поэтому, согласно Земельному кодексу, и земельные участки оформляются на срок пользования этими зданиями, строениями, сооружениями.
В настоящее время религиозные организации, у которых ранее были оформлены права на бессрочное пользование землей, заняты переоформлением земельных участков на право безвозмездного срочного пользования. Срок окончания такого переоформления прав — 1 января 2008 года (продлевался уже дважды). Религиозным организациям, оформившим право безвозмездного срочного пользования на земельные участки, после принятия в свою собственность храмов придется столкнуться с дополнительными хлопотами по переоформлению связанного с ним земельного участка в собственность. Получив же имущество в собственность, религиозная организация становится полноценным хозяйствующим субъектом.
Необходимо отметить проблемы, с которыми постоянно сталкиваются религиозные организации в случае строительства. По законодательству — органами государственной власти и местного самоуправления земельные участки религиозным организациям должны предоставляться безвозмездно для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения на срок строительства, а после его окончания и оформления объекта в собственность религиозной организации земельный участок передается собственнику бесплатно. На практике — выделение земли под строительство находится в прямой зависимости от настроений и симпатий чиновников. Требуется установление специального режима выделения земельных участков под строительство для религиозных организаций, контроля соблюдения законодательства.
Для религиозных организаций (прежде всего монастырей), ведущих сельскохозяйственную деятельность, важен правовой режим принадлежащих религиозным организациям земель сельскохозяйственного назначения. Сегодня законодательство предусматривает для религиозных организаций только право долгосрочной аренды сельскохозяйственных земель, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, запрещает их выкуп в собственность религиозных организаций. Сложилась ситуация, когда некоторые религиозные организации, повинуясь требованиям законодательства, переоформили право постоянного бессрочного пользования сельскохозяйственной землей (которым они пользовались ранее) на право долгосрочной аренды и лишились возможности получить эти земли в собственность. Те же религиозные организации, которые еще не успели переоформить право постоянного (бессрочного) пользования сельскохозяйственной землей на право аренды, имеют возможность получить эту землю в собственность бесплатно согласно закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Эту правовую коллизию необходимо разрешить в пользу религиозных организаций.
Рассматривая практику хозяйственной деятельности православных приходов, следует отметить общую проблему — правовой статус религиозных организаций, которые отнесены к некоммерческим организациям (НКО). Вместе с тем, без разъяснений и с разночтениями в правовых актах употребляются термины: «религиозная деятельность», «культовая и иная религиозная деятельность», «деятельность религиозного объединения», «богослужения и другие религиозные обряды и церемонии» и пр. Такое положение приводит к нечеткости понимания вопросов, связанных с имуществом, налогообложением, учетом в религиозных организациях.
Практика приходов свидетельствует о том, что налоговые органы и органы исполнительной власти трактуют самым произвольным образом законы, отказывая в предоставлении налоговых льгот, предусмотренных Законом.
Требуют четкого формулирования понятия: «имущество богослужебного назначения» и «имущество религиозного назначения», «имущество, используемое для осуществления религиозной деятельности», «здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения». Необходимо утверждение (по представлению различных конфессий) Правительством Российской Федерации перечня такого имущества. Причем перечень этот должен оставаться открытым. От ответа на вопрос, как определить назначение имущества религиозной организации, зависит, надо платить налог или нет с того конкретного имущества, которое имеется у конкретной религиозной организации.
Действующее гражданское, трудовое, уголовное законодательство не использует понятие «религиозная деятельность». В связи с этим приходы попадают в сложные ситуации, подчас чреватые для них значительными проблемами. Можно привести вопиющий случай, когда в одном из субъектов Российской Федерации в 2005 году областной закон «О едином налоге на вмененный доход» был дополнен нормами, предусматривающими обложение единым налогом на вмененный доход «доходов» (как сказано в данном законе), полученных от осуществления религиозных обрядов, а также от реализации религиозными организациями предметов религиозного назначения и религиозной литературы. Религиозная деятельность была приравнена к обрядовым и ритуальным услугам, предусмотренным Общероссийским классификатором услуг населению.
Казначеи и бухгалтеры приходов постоянно сталкиваются с непризнанием особенностей учета и отчетности религиозных организаций. Например, у религиозных организаций есть такие предметы религиозного назначения, которые, с одной стороны, являются основными средствами согласно определению Минфина России, а с другой — обладают музейной ценностью и поэтому никак не могут подпадать под существующие требования по их бухгалтерскому учету и амортизации. Требуется утверждение Министерством финансов Российской Федерации специального Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций с учетом Единой методологии бухгалтерского учета Русской Православной Церкви.
Говоря о необходимых изменениях в налоговых режимах, сборах и тарифах, применяемых по отношению к религиозным организациям, надо отметить, что имеется ряд моментов, которые требуют безотлагательного урегулирования. Особенно остро этот вопрос стоит в отношении налога на имущество религиозных организаций в связи с изменением правил отнесения имущества некоммерческих организаций к основным средствам, что значительно увеличивает количество налогооблагаемых объектов и сумму уплачиваемых религиозными организациями налогов.
Среди прочих важных моментов — и вопрос тарифов на жилищно-коммунальные услуги, установленные для религиозных организаций. Некоторое время назад приходы страдали от того, что к ним применялись тарифы как к производственным предприятиям. Первым субъектом Российской Федерации, где для религиозных организаций был установлен тариф как для населения, была Московская область. Затем последовало решение Федеральной энергетической комиссии о всеобщем применении таких тарифов в отношении религиозных организаций. Однако в настоящее время монастыри, имеющие здания для размещения паломников, не могут добиться распространения этого тарифа на весь храмовый комплекс из-за упоминавшейся нечеткости понятия «имущество, используемое для осуществления религиозной деятельности».
Необходимо четко установить объем специальной правоспособности религиозных организаций, который имеет для них приоритетное значение перед общим законодательством.
Нужны изменения в закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», отражающие в сводном виде те особенности и льготы, которые имеют религиозные организации по сравнению с другими юридическими лицами, в частности некоммерческими организациями: налоговые льготы, особенности трудового законодательства, особенности бухгалтерского учета и отчетности и др.
Решением этой проблемы могло бы стать перенесение в Закон ряда положений федеральных законов; некоторые потребуют конкретизации, другие следует добавить (например, налоговые льготы для юридических лиц, оказывающих благотворительную помощь религиозным организациям).
Елена Соболевская — к.т.н., главный редактор журнала «Приход. Православный экономический вестник»,
Зинаида Столярова — научный редактор журнала «Приход. Православный экономический вестник»