Русская линия
ФомаПротоиерей Алексий Семкин29.12.2007 

Подарки или дары

В прошлом году во Франции министерство образования вернуло назад закупленных для бесплатной раздачи шоколадных Санта Клаусов, потому что на обертке фольги изображены они были не в привычном красном костюме западного «Деда Мороза», а в епископском облачении христианского архиерея.

Чиновники министерства ссылались на светский характер французского образования и на недопустимость навязывания религии в светской школе.

Почему же «Дед Мороз» оказался одет как епископ? Само имя — Санта — святой, Клаус — немецкое сокращение имени Николас, дает нам ответ. Это почитаемый во всем христианском мире святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, мощи которого ныне пребывают в итальянском городе Бари. Развалины Мир Ликийских, где он проходил свое служение, находятся теперь в Турции. Рядом с храмом в современной деревне Демре — памятник святому Николаю, где он стоит с мешком на плече, как настоящий Дед Мороз с подарками, разнося их по миру.

Житие святителя повествует о том, что он тайно подбрасывал кошельки с деньгами неимущей семье, решившей, чтобы не умереть с голоду, пойти по пути греховной жизни. Этим он не только спас их от смерти физической, временной, но и от смерти вечной — духовной. Считается, что именно это событие послужило прообразом для Санта Клауса, разъезжающего под Рождество по миру и тайно раздающего подарки.

Современный Санта в Европе и Америке становится все дальше и дальше от своего православного прототипа, и все реже и реже его можно встретить одетым в священные одежды епископа.

Празднуя Рождество, люди мало помнят, чье Рождество они прославляют. В известной современной английской сказке «Лев, колдунья и платяной шкаф» дети из нашего мира попадают в другой мир — мир, в котором Христа символизирует Великий Лев — Аслан. Лев этот не рождается там подобно Христу в середине времен, но Дед Мороз того мира поздравляет детей с Рождеством (кого?) и дарит им подарки. Эта характерная ошибка автора — на самом деле часть западной культуры. «Бог был здесь не в почете» — сказано в «Серебряном кресле» про этих детей (а подарков, пусть и от епископа, все равно хочется). Но автор мудрее окружающего его мира, и Дед Мороз, вручая им подарки, говорит: «Но это не игрушки…» Действительно, дары святителя Николая, спасшего трех девиц от выбора между голодной смертью и позорной жизнью — не игрушки. Наверное, ни один Дар от Бога не подарок и не награда.

Образ доброго невидимого старца, приносящего нечто преображающее нас, прочно вошел в нашу жизнь, и жаль, если мы ждем от него только игрушек.

http://www.foma.ru/articles/1379/


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика