Православие и современность | Священник Максим Плякин | 29.12.2007 |
Иван Михайлович Днепровский родился 18 сентября 1875 года в селе Старый Чирчим Камешкирской волости Кузнецкого уезда Саратовской губернии (ныне — в Камешкирском районе Пензенской области) в семье церковного пономаря.
В 1891 году по прошению он выбыл из первого класса Саратовской Духовной семинарии и 5 ноября 1892 года стал псаломщиком Казанской церкви села Улыбовка Вольского уезда Саратовской губернии, где учительствовал также в церковно-приходской школе: до 1894 года преподавал по всем предметам, до 1895 года — был учителем пения. С 28 сентября 1894 года по 20 октября 1903 года Иван Михайлович — учитель пения в школе грамоты села Улыбовка. 14 февраля 1899 года он был посвящен в стихарь.
Отец Иоанн был женат на дочери священника Илии Аткарского из села Полчаниновки Александре (†1933) и имел дочь Серафиму (1899−1945) и трех сыновей: Михаила (1900-?), Николая (1902−1963), Сергия (1904-?).
3 декабря 1905 года святителем Гермогеном, Епископом Саратовским и Царицынским, представлен, а 1 января 1906 года Преосвященным Палладием, епископом Вольским, рукоположен во диакона в село Терса Вольского уезда, где служил в Богоявленской церкви. 5 ноября 1906 года утвержден законоучителем терсской церковно-приходской школы, а также учителем церковно-славянского языка и пения. Через два года, в 1908-м, стал законоучителем в одноклассном училище Министерства народного просвещения в селе Девичьи Горки.
После рукоположения в иерея будущий святой с 1911 по 1929 год служил в Свято-Троицком храме села Полчаниновка Вязовской волости Саратовских уезда и губернии (сейчас — в Татищевском районе Саратовской области). Каменный однопрестольный храм в селе был построен в 1831 году тщанием помещицы Наталии Михайловны Казариновой (по имени которой, вероятно, Полчаниновка и получила свое второе название — Новонатальино). При храме была устроена одноклассная церковно-приходская школа.
Осенью 1919 года отец Иоанн был арестован органами Всероссийской Чрезвычайной Комиссии. Он обвинялся в том, что под престолом в храме якобы хранил две ручные бомбы. Видимо, даже сотрудники «чрезвычайки» понимали абсурдность подобного обвинения, поскольку отец Иоанн, проведя в заключении 18 суток, был отпущен без последствий. В 1929 году, в связи с начавшимися гонениями на веру (и, скорее всего, с закрытием храма), он оставил открытое служение. В настоящее время на месте разрушенной полчаниновской церкви выстроен магазин.
Безместный священник устроился наблюдателем на Нижне-Волжскую испарительную метеорологическую станцию в городе Новоузенске, где проработал до самого ареста. Его приютила у себя монахиня Акилина (Шилина), которой принадлежал дом по адресу: ул. Калачевского, 24.
8 декабря 1937 года отец Иоанн был арестован местной милицией по обвинению в «распространении контрреволюционной клеветы о новой советской конституции и руководителях советской власти» и «проведении антисоветской агитации против советской власти» и заключен в тюрьму в городе Саратове. Реальной же причиной ареста послужило то, что священник высказывал протест против закрытия церквей и преследования верующих. При обыске у священника был обнаружен только паспорт — других вещей и ценностей у служителя алтаря Господня не было. На следующий день новомученик был допрошен. Вот протокол допроса святого Иоанна:
«- Вы обвиняетесь в контрреволюционном действии против существующего политического строя в СССР.
- Виновным себя в этом не признаю.
- Вы клеветали на сталинскую конституцию, говорили, что это кабала и больше ничего и что хорошего от нее ждать нельзя. Признаете ли это?
- Это я также категорически не признаю.
- Вы говорили, что в день выборов сгонят всех на отдельные базы и прикажут голосовать за того, кто им будет выгоден, — будете ли это отрицать?
- Не признаю и это.
- Вы говорили, что советская власть посягнула на религию, разграбила храмы, невинно сослала все духовенство, — признаете ли это?
- Да, это я действительно говорил — что все храмы советская власть уничтожила и что священство невинно все сослано, других разговоров я совершенно не вел.
- Расскажите следствию, с кем из духовенства в Новоузенске вы поддерживали связь?
- Я был тесно связан только со священником Алексеем Поповым, у которого часто бывал и вел беседу, как вывести из тупика религию, так как советская власть окончательно добивает ее и жить нам становится все труднее.
- В беседе Попов защищал права религии, предлагал вам быть еще активнее в религиозных мероприятиях — вы дали согласие действовать заедино?
- Когда мы с Поповым беседовали относительно религии, то он мне говорил, что христианская религия самая идеальная и что отступать от нее не следует, — с этим и я с ним согласился, обещал чем смогу помочь, другого у нас в разговорах ничего не было.
- Вы говорили, что скоро советская власть будет свергнута, это осуществят культурные державы — Япония, Германия. Признаете ли это?
- Нет, этого я не признаю.
- Вы производили у себя на квартире сборы верующих, среди которых распространяли контрреволюционную пропаганду, создавали фонды для поддержания религии?
- Это я категорически отрицаю».
В тот же день следствие было закончено, дело святого Иоанна, заведенное на него в милиции, по рассмотрении помощником оперуполномоченного Новоузенского районного отделения НКВД было передано на рассмотрение тройки УНКВД по Саратовской области, а еще день спустя, 10 декабря, священномученик был приговорен к расстрелу. Постановление тройки было приведено в исполнение 15 декабря 1937 года в Саратове, место захоронения осталось неизвестным. Близко общавшийся со святым Иоанном священник Алексий Иванович Попов, клирик новоузенской Свято-Екатерининской церкви, попал в жернова НКВД еще раньше — после «следствия», продолжавшегося всего девять дней, он был расстрелян в Саратове 21 сентября 1937 года [1].
В 1961 году сын святого Иоанна Николай обратился в МВД с просьбой о реабилитации отца. В следственном деле были обнаружены «показания» трех свидетелей, положенные в основу обвинительного заключения. К моменту пересмотра дела в живых осталась лишь одна из них, при проведении передопроса которой выяснилось, что в далеком тридцать седьмом никаких показаний на Днепровского И.М. она не давала и вообще не была знакома с этим человеком. По протесту прокуратуры Саратовской области президиум Саратовского областного суда своим постановлением от 29 октября 1961 года реабилитировал страдальца за недоказанностью обвинения. При реабилитации было отмечено, что дело было сфабриковано с грубым нарушением процессов следствия и судопроизводства.
Однако дети отца Иоанна, хотя и добились реабилитации, так и не узнали о его судьбе. Правда стала известна лишь в 1991 году, когда на запрос внуков святого, Владимира [2] и Ирины, Управление КГБ СССР по Саратовской области сообщило, что их дед был расстрелян. 17 июля 2002 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение о прославлении в лике святых иерея Иоанна Днепровского.
Святый священномучениче Иоанне, моли Бога о нас!
[2] Внук святого Иоанна, Владимир Сергеевич Днепровский, вспоминает, что еще в начале 1920-х годов его дед купил на окраине Саратова, в районе Соколовой горы, небольшой деревянный дом, для того, чтобы подрастающие дети могли жить и учиться в городе. Дом был записан на дочь новомученика, которая жила в нем до самой смерти, последовавшей в 1945 году. По семейному преданию, именно здесь в голодный 1933 год отошла ко Господу супруга отца Иоанна Александра Ильинична. Она похоронена на Воскресенском кладбище Саратова.
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4531&Itemid=3