Русская линия
РадонежСвященник Георгий Максимов28.12.2007 

Что год минувший нам принёс

Среди наиболее отрадных событий уходящего года стоит назвать досрочное освобождение из тюремного заключения Охридского архиепископа Иоанна, архиерея Сербской Православной Церкви. После того, как владыка Иоанн в 2002 г. вышел из раскола так называемой «Македонской Православной Церкви» и стал главой канонической Охридской архиепископии, власти, поддерживающие раскольников, неоднократно арестовывали его и бросали в тюрьму. Современный исповедник наших дней терпел унижения и лишение свободы за единство со Вселенской Православной Церковью. Многие патриархи, в том числе и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, обращались к властям Македонии с просьбой освободить владыку Иоанну. Слава Богу, что это произошло!

Сходную радость принесло известие о том, что власти Израиля признали Феофила III Патриархом Иерусалимским. Как известно, два с лишним года назад бывший патриарх Ириней I был обвинен в незаконной продаже церковной земли в Восточном Иерусалиме и по решению Собора, низложен. Вместо него был избран патриарх Феофил III. По принятому закону, избрание нового главы Иерусалимского Патриархата должно быть согласовано с правительствами стран, на которые распространяется его юрисдикция, — Израиля, Иордании и Палестинской автономии. Но если Иордания и Палестина почти сразу официально признали нового патриарха, то Израиль на протяжении почти трех лет отказывался признать легитимность избрания Его Святейшества Феофила III, признавая как «законного» патриарха смещенного Церковью Иринея. Тем самым блокировалась в Израиле любая деятельность законного патриарха. Абсурдная ситуация!

Казалось, она преодолена, но увы — недавно израильский «Высший суд справедливости» издал указ, запрещающий министру внутренних дел признавать Феофила III Патриархом Иерусалимским до окончания судебного разбирательства. Что самое печальное, это судебное разбирательство устроено по иску низложенного Иринея I, который, продолжая считать себя патриархом и возглаввляя мелкую группку сторонников, пытается ставить препятствия для нового патриарха, сознательно нанося вред той Церкви, которую ещё недавно возглавлял.

Из других событий подробно стоит остановиться на трёх, произведя некоторый обзор того, какие последствия у них были в течение года.

Воссоединение Зарубежной Церкви с Церковью во Отечестве

Главным церковным событием уходящего 2007 года стало то, что произошло 17 мая в храме Христа Спасителя — духовное воссоединение русского народа. Позади остались 80 лет вынужденного разделения. Признаться, автор этих строк был среди тех, кто долгое время не верил, что это событие произойдет. Казалось, слишком много непониманий, обид, привычек и трудностей стояло на пути к такому событию. Но… невозможное человекам возможно Богу. Остается только возблагодарить Его и выразить искреннее уважение архипастырям и пастырям Русской Зарубежной Церкви, которые смогли, не устрашившись всех выпавших соблазнов и давления со стороны противников единства, сделать этот исторический шаг.

На Русскую Зарубежную Церковь было огромное давление со стороны самых разных сил, которые пытались сорвать акт воссоединения, а если это не удастся — то развалить её. Слава Богу, не удалось ни то, ни другое. Лишь один из архиереев ушёл в раскол — епископ Таврический и Одесский Агафангел (Пашковский). За ним последовали клирики его епархии на Украине, некоторые священники в России и Молдавии, и клирики вдовствующей Южноамериканской епархии. Число отпавших в раскол священников в других епархиях было в целом незначительным, некоторые из них, после раздумия, вернулись в каноническую Русскую Зарубежную Церковь.

Сорвалась попытка противников Церкви увлечь в раскол епископа Ирийского Даниила — у которого обманом выманили подпись под документом о создании раскольничего «Временного Высшего Церковного Управления», — от чего владыка Даниил немедленно с возмущением отрёкся.

Оставшийся в одиночестве епископ Агафангел несколько месяцев подряд безуспешно пытался договориться с другими отколовшимися в прошлые годы от РПЦЗ группировками, а недавно вместе с греческими раскольниками-старостильниками из «синода противостоящих» рукоположил для своего раскола двух епископов из тех клириков, кто последовал за ним.

То, что отдельные непримиримые противники единства с Русской Православной Церковью предпочтут уйти в раскол после 17 мая, было известно заранее. Некоторые из них — люди искренне заблуждающиеся, а некоторые — ненавистники Русской Церкви. О последних ещё год назад замечательно сказал член Синода РПЦЗ архиепископ Сан-Францисский Кирилл:

«Конечно, врагам Христовым — именно Его врагам! — не желательно видеть укрепление и расцвет Христова стада… И именно от врагов Христовых, а не от каких-либо приемлемых для нас источников, исходят все эти волнующие нападения, клевета, бесчинства. В этом необходимо полностью отдать себе отчет. Не по слабости и не по немощи возникают против нас критики в наших же епархиях, но потому-то ведь, что стадо Христово в запущенном состоянии, в него вкрались и поселились враги, чума, паразиты, грязь. И от них Господь Иисус Христос Всепобеждающий поможет нам надлежаще избавиться».

Чукотские письма

Другим значительным событием уходящего года стала агрессивная атака «модернизма справа», выразителем и знаменем которого стал епископ Чукотский и Анадырский Диомид.

В январе появилось его первое «Обращение ко всем архипастырям, пастырям, клирикам, монашествующим и всем верным чадам Святой Православной Церкви» из девяти пунктов обвинения Руской Православной Церкви в «отступлении от чистоты вероучения», пять из которых сводились к тому, что Церковь не борется с государственной властью нынешней России, которая в обращении называлась «богоборческой» и «антинародной». Здесь же насаждались еретические воззрения о том, что не всякая власть от Бога, и что будто бы «принятие внешних знаков и символов», может повредить душе без ее сознательного отречения от Христа, а также проводились антиканоничные стремления ввести в Церкви демократию через идею, что будто бы соборы с участием священства и мирян выше и полнее архиерейских соборов.

Затем в июне последовало «Решение епархиального собрания Анадырской и Чукотской епархии Московской Патриархии» в котором подписанты — все клирики и монашествующие епархии, — уже не просто «обращают внимание на», а требуют священноначалие согласиться с их идеями, дополненными многими новыми вплоть до необходимости обличать такой «порок современной общественной жизни» как «поголовная вакцинация».

Кроме того было написано пространное «открытое письмо» к патриарху, за подписью еп. Диомида и его клириков, где авторы пытались обосновать авторитетными цитатами свои идеи. Видимо, за недостатком святых отцов, авторы ссылались на неканонизированных церковных деятелей, например, архиепископа Серафима (Соболева), называя его «святителем» и митрополита Питирима (Окнова).

Потом, в ноябре, поступило очередное «Открытое письмо» клириков и мирян Анадырской и Чукотской епархии, направленное Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, в котором они в ультимативной форме требуют от Предстоятеля Русской Церкви публичного покаяния в связи с его «предательством» православной веры во время «совместного с католиками молебна в соборе Нотр-Дам де Пари». Авторы открытого письма пригрозили Патриарху, что в случае, если он публично не покается, и «подобное повторится», прекратить поминовение его имени в своих молитвах.

Чуть позже в очередном интервью сам еп. Диомид заявил, что за его спиной «миллионы православных, которые борются за чистоту нашей веры», и что Нижегородского архиепископа Георгия «надо анафематствовать», а Камчатский архиепископ Игнатий «считает себя чуть ли не папой римским» и будто бы бьёт своих священников «в лоб во время богослужения» — вина поименованных архиереев заключалась в том, что они позволили себе не согласиться с мнениями еп. Диомида в устах отдельных священников их епархий.

Еп. Диомида поддержал только один архиерей — еп. Ипполит, бывший Хустский и Виноградовский. На прошедшем Архиерейском соборе Украинской Православной Церкви он был отправлен на покой за его деструктивную деятельность, чреватую расколом. При этом указано, что если эта деятельность не прекратится, то со стороны Церкви последуют предписанные канонами прещения. Напротив, в случае принесения еп. Ипполитом покаяния, решения по нему могут быть пересмотрены.

В отношении же деятельности еп. Диомида никаких решений Церковью пока принято не было. Церковь ограничивается увещеваниями. Среди последних можно перечислить письмо к еп. Диомиду собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, поездку на Чукотку лаврских старцев, недавнии письма епископа Сергиево-Посадского Феогноста и Союза православных граждан.

Но все увещевания, равно как и содержательные ответы на «чукотские требования», остаются без внимания, а регулярные письма из Чукотской епархии между тем становятся с каждым разом всё резче и наглее. Очевидно, что ситуация нагнетается, и наивно ожидать, что она «рассосётся как-то сама-собой». Это тот больной нарыв, который из уходящего года перейдёт в будущий и доставит ещё немало неприятностей.

Очерёдность повторения всех этих обращений, нередко повторяющих одно и то же, напоминает подбрасывание охапки хвороста в угасающий костёр. Как только общественное внимание к Чукотским «ревнителям» угасает, тут же немедленно следует очередное скандальное «обращение». Кому-то очень выгодно, чтобы это пламя обличительной ненависти не затухало, а по возможности превратило бы в костёр всю Русскую Православную Церковь. Но кто бы это ни был, Бог сильнее, и Он защитит Свою Церковь.

Межправославные отношения

Хотя в минувшем году было немало примеров добрых отношений между Православными Поместными Церквами, — например, дружественные визиты предстоятелей Александрийской, Грузинской, Польской и Чехословацкой Православных Церквей в Россию, принесение из Элладской Православной Церкви и св. горы Афон для поклонения русским христианам мощей св. апостола Луки и свт. Спиридона Тримифунтского, — всё же случились два события, омрачивших отношения Русской Православной Церкви с Константинопольской и Румынской.

Как известно, Константинопольский патриархат в 1996 году самочинно признал эстонских раскольников, и создал свою структуру на территории, где уже был епископ канонической Православной Церкви. Эта структура не была признана нашей Церковью, однако её представителей архиереи Константинопольского патриархата включили в состав православной комиссии по диалогу с католиками. Делегация Русской Церкви после этого покинула заседание и в работе комиссии не участвовала. Впоследствии представители католической стороны заявили, что считают православно-католический диалог бессмысленным без участия Русской Православной Церкви.

Кроме Константинопольского патриархата есть только одна поместная Православная Церковь, которая точно так же, в нарушение канонов, односторонне создала свою епархию на территории, где уже были канонические архиереи Русской Церкви — это Румынская Церковь, открывшая в 1992 г. на территории Молдавии так называемую «Бессарабскую митрополию». В этом году почил румынский патриарх Феоктист и вместо него был избран новый — Даниил. При нём Синод Румынской Церкви объявил о своём решении учредить в Молдавии и на Украине три новых епархии Бессарабской митрополии с резиденцией в Бельцах, Кантемире и Дубоссарах. Причём сделано это было накануне переговоров о ситуации с неканонической Бессарабской митрополией, договорённость о которых была достигнута при предыдущем патриархе.

Переговоры были сорваны.

Всё-таки позже в Болгарии прошли собеседования представителей Русской и Румынской Церквей, но они, увы, ни к чему не привели — румыны не намерены отказываться от своих беззаконных действий. При настоящем положении вещей это нерешаемый конфликт, разрешить который может лишь обращение ко всей полноте Православной Церкви.

Чтобы не заканчивать на проблемных новостях, хочется напомнить о важнейшем археологическом открытии, сделанном в 2007 г. на Святой Земле.

На знаменитой Елеонской горе международная экспедиция археологов обнаружила христианскую могилу с крестом, датируемую I веком от Р. Х. Один из посетителей заметил у подножия оливкового дерева камень странной формы. Когда его очистили, то обнаружили белый крест с надписью на греческом языке «В память Господа Иисуса Христа». Точно такую же надпись нашли ранее в развалинах израильской тюрьмы Мегидда на выложенном мозаикой полу. По мнению ученых, могила принадлежит одному из учеников Христа.

Это свидетельство и подтверждение нашего упования дает ответ многим и многим лукавым совопросникам века сего. Сколько еще их, полуобразованных атеистов, повторяющих, что якобы Христа никогда не было, хотя историческая наука уже давно отказалась от подобных заявлений! Мусульманская же пропаганда утверждает, что Христос не был распят, а почитание Его как Господа установлено среди христиан лишь в IV веке. О том же говорят и поделки вроде «Кода да Винчи». Теперь христианину без лишних словопрений достаточно указать на этот красноречивый факт: археологическая находка свидетельствует, что уже в I веке было известно о Нем, о Его крестном подвиге, Он почитался как Господь и была Церковь, объединяющая Его учеников, ибо подобная находка не единична.

Кажется, самим обилием таких находок, сделанных в последние десятилетия, Господь укрепляет нас, православных христиан, дабы никто не смущался нынешним натиском антихристианской идеологии, но мог исповедовать: «Да сокрушатся под знамением креста Твоего все сопротивные силы!».

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2586


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика