Русская линия
Фонд стратегической культуры Александр Бесов27.12.2007 

Прогнозное будущее России

Заданный темп и направленность политических изменений в ноябре-декабре 2007 года в России напрямую связаны с планами ее развития в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Не счесть участников стратегического прогнозирования. Подключились футурологи, признающие отставание россиян от европейских и американских разработок Futurum. Недавно в Москве на Глобальном стратегическом форуме слушали Э. Тоффлера, сетовавшего на мучительное перерождение общества США под влиянием «революционного ресурса» знаний, на отставание европейцев в данном процессе и отмечавшего активную инновационную деятельность в азиатских странах, особенно в Китае. Выступивший на форуме В. Сурков заметил: «сегодня при всем уважении к нашей традиции в нашей истории критически важно сместить акцент наблюдения за настоящим в будущее», и подчеркнул: «утопия как представление о возможном, желаемом в зримом будущем — это все то, чего не хватает нашему обществу, то есть представления о том, какими мы хотим быть, каким должен быть мир».

Споры и дискуссии соседствуют с тем, что «Единой России» как «ведущей политической силе страны» предстоит выполнить пожелание Президента России в области выработки «четкой идеологической платформы, системы ценностей». А до этого ей в качестве опоры проводимого в стране курса предстоит принять Концепцию долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года, подготовленную МЭРТ по поручению Президента, данному в июле 2006 года.

* * *

Стратегическая цель социально-экономического развития состоит в превращении России в одного из глобальных лидеров мировой экономики, выход ее на уровень социально-экономического развития высокоиндустриальных стран, вхождение в пятерку стран по экономической мощи, характеризуемой производством ВВП.

Этому должны способствовать уже достигнутые результаты: к середине текущего десятилетия в России в основном завершен переход к рыночной экономической системе; восстановлен уровень производства (90% промышленного и 81% сельскохозяйственного) и потребления начала 90-х годов; заработали рынки товаров и услуг, капитала, трудовых ресурсов; создана система базовых норм и других институтов, обеспечивающих функционирование рыночных отношений между хозяйствующими субъектами; достигнута высокая степень открытости российской экономики (внешнеторговый оборот 47,6% ВВП), обеспечена макроэкономическая стабильность (золотовалютные резервы более 400 млрд долл.); сформирован мощный слой развивающихся компаний, капитализация российских компаний достигла 90% ВВП; начал складываться слой массовых инвесторов и акционеров, преодолена конфронтация и «достигнута высокая степень консолидации основных социальных слоев и групп по отношению к целям и принципам социально-экономической политики государства»; в системе государственного управления осуществляется переход к стратегическому планированию и управлению по результатам.

Достижение стратегической цели развития предполагает:

— выход на стандарты благосостояния, соответствующие развитым странам, включая среднедушевой ВВП по паритету покупательной способности на уровне 30 тыс. долл. в 2020 году и 40−50 тыс. долл. в 2030 году;

— достижение научного и технологического лидерства России по направлениям, обеспечивающим ее конкурентные преимущества и национальную безопасность;

— обеспечение специализации России в мировой экономике, занятие значимого (не менее 10%) места на рынках высокотехнологичных товаров по 4−6 и более позициям (нанотехнологий, авиационной и космической техники, судостроительной продукции, ядерных технологий, программного обеспечения, космических запусков, услуг космической связи, навигации и геоинформационного обеспечения, оказание интеллектуальных услуг в области фундаментальных и прикладных исследований, профессионального образования);

— укрепление позиций в формировании глобальной энергетической инфраструктуры (стабильное с участием иностранных субъектов энергоснабжение крупных мировых потребителей энергоресурсов; формирование крупных узлов международной энергетической инфраструктуры на территории России);

— реализация глобальных конкурентных преимуществ в сфере транспорта и транзитных потоков (использование транзитного потенциала, замыкание грузо- и пассажироперевозок на российские транспортные коридоры), экологии (вовлечение в хозяйственный оборот неосвоенных лесных и водных ресурсов, содействие изменению мировой структуры потребления пресной воды), аграрного сектора (развитие экспорта зерна и других сельскохозяйственных продуктов, производство экологически чистых продуктов, импортозамещение на внутренних рынках продукции животноводства с 38% до 8,8%);

— превращение России в один из ведущих мировых финансовых центров, обладающих независимой национальной финансовой инфраструктурой и обеспечивающих лидирующие позиции на финансовых рынках СНГ, ЕврАзЭС, Центральной и Восточной Европы; формирование эффективных демократических институтов, влиятельных и активных институтов гражданского общества.

В Концепция рассматриваются сценарии развития: инерционное, энерго-сырьевое и инновационное. Системное решение задач для достижения стратегической цели связывается с инновационным развитием.

Первый его этап (2008−2012 годы): создание институциональной среды инновационной экономики, модернизация образования и здравоохранения, запуск проектов развития в высокотехнологичных и инфраструктурных секторах. Второй этап (2013−2017 годы): переход экономики на новую технологическую базу, основанную на перспективных разработках в области информационно-коммуникационных, био- и нанотехнологий. Третий этап (после 2018 года): закрепление лидирующих позиций России в мировом хозяйстве и развитие в режиме инновационной экономики.

Особенностью перехода к инновационному пути является одновременное решение задач догоняющего и опережающего развития. Догоняющий режим (доиндустриализации) связан с развитием, основанным на технологических заимствованиях, опережающий — с прорывным развитием в сферах специализации в мировом хозяйстве.

Ускорение темпов институциональных преобразований должно обеспечить переход в постиндустриальную стадию развития. Поэтому развитие экономических институтов выступает в качестве приоритета и предусматривает: ускоренное развитие национальной инновационной системы с использованием принципов государственно-частного партнерства, включая развитие рыночных финансовых и бизнес-услуг, обслуживающих инновации; проведение системных реформ в образовании и здравоохранении, направленных на модернизацию институтов развития человеческого потенциала и обеспечения качества жизни; становление системы национального стратегического планирования (управления), направленного на выявление долгосрочных угроз, приоритетов развития и путей решения возникающих проблем совместными усилиями бизнеса, государства и общества; развитие конкурентной среды в национальной экономике, включая энергетический и инфраструктурные сектора; институциональные преобразования, направленные на гибкую интеграцию в мировую экономику и создание благоприятного инвестиционного климата.

В Концепции указывается, что медленные темпы институциональных реформ могут быть обусловлены «балансом корпоративных и ведомственных интересов». При сценарии инерционного развития формирование институтов постиндустриального общества выходит за рамки всего прогнозного периода, а при энерго-сырьевом — начнется во второй половине 2010-х годов.

* * *

Концепция содержит задачи развития отдельных сфер экономики. До 2012 года намечена реализация масштабных проектов по развитию транспортной, портовой и энергетической инфраструктуры, инновационных центров, в том числе с использованием средств инвестиционного фонда, механизма особых экономических зон промышленно-производственного, портового и технико-внедренческого типа, концессионных соглашений, создание новых экономических центров на Юге России, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

К основным рискам невыхода на целевые показатели данного этапа отнесены: ухудшение макроэкономических условий в связи с падением мировых цен на нефть при сохранении высокой зависимости российской экономики от конъюнктуры мировых рынков углеводородов; нарушение макроэкономического равновесия и резкое ослабление рубля в связи с существенным сокращением торгового сальдо и недостаточным притоком капитала; дефицит сальдо счета по текущим операциям может достичь в 2012 году не менее 4,6% ВВП; вытеснение российских компаний с внутренних и внешних рынков из-за отставания в уровне технологической конкурентоспособности и маркетинга от конкурентов из развитых стран в классе дорогих товаров, а также усиливающейся конкуренции дешевой и добротной китайской продукции; утрата позиций на рынках высокотехнологичных товаров из-за исчерпания имеющихся технологических заделов и снижения экспортного потенциала высокотехнологичного сектора; утрата передовых позиций в научно-исследовательском секторе из-за отставания в реформировании науки (предусматривается повышение расходов на НИОКР за счет частных и государственных источников с 1,0% ВВП в 2010 году до 1,8% в 2012 году, частные — соответственно 0,1% и 0,5%), создании инновационной инфраструктуры при сокращении относительного уровня бюджетных расходов на образование с 3,9% ВВП в 2006—2007 годах до 3,5% ВВП в 2010 году, на здравоохранение — до 3,3% ВВП в 2010 году; обострение ограничений со стороны энергетических мощностей и пропускной способности транспортной системы из-за неполной реализации инвестиционных программ в электроэнергетике и на транспорте; усиление инфляционных тенденций и рост энергетических издержек в экономике в связи с ускоренным повышением цен на газ и электроэнергию по мере либерализации этих рынков; ухудшение ситуации в сельском хозяйстве в связи с неэффективным использованием кредитных ресурсов, предоставленных крестьянским хозяйствам и снижением рентабельности сельскохозяйственного производства, расширением импорта продовольствия и продолжающимся вытеснением им отечественной продукции, сокращением парка сельскохозяйственной техники.

К основным приоритетам социально-экономического развития в 2013 — 2017 годы отнесены: создание условий для интенсивного технологического обновления российских корпораций на базе новых (в том числе ресурсосберегающих и экологически безопасных) технологий, расширение позиций российских компаний на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг, закрепление специализации и компетенции России на рынках высоких технологий; обеспечение рациональной специализации российской науки, расширение передовых позиций российской науки по приоритетным направлениям научных исследований; создание сети конкурентоспособных центров (университетов) высшего образования мирового уровня; многовекторная интеграция России в мировое хозяйство на основе реализации крупных энергетических и транспортных проектов; увеличение экспорта транспортных услуг и информационно-коммуникационных услуг.

В качестве основных рисков для данного этапа названы: усиление технологического отставания российской экономики от лидирующих стран и закрепление ее узкой энергетической специализации; ухудшение демографической ситуации, сокращение численности населения до 135−139 млн. человек к 2015 году, обострение дефицита трудовых ресурсов и вынужденный рост компенсационных социальных затрат; кризис пенсионной системы, связанный с увеличением дефицита по распределительной части пенсионной системы до 4,0% ВВП и более; исчерпание рентабельных эксплуатируемых запасов ряда природных ресурсов (нефть, цветные металлы), связанное с запаздыванием в разведке и разработке новых месторождений, а также в создании соответствующей транспортной инфраструктуры; появление дефицита водных ресурсов, ухудшение качественного состояния гидротехнической инфраструктуры; повышение рисков техногенных катастроф в сфере производственной инфраструктуры из-за недостаточных темпов ее модернизации в предшествующие периоды; формирование территориального пояса депрессивных регионов, сопровождающееся нарастанием деградации социальной инфраструктуры и человеческого капитала.

На третьем этапе (2018−2020 годы) в качестве приоритетов развития названы: ускоренное развитие человеческого капитала, обеспечивающее лидирующие позиции по уровню образования, здравоохранения, при повышении государственных и частных расходов на образование и здравоохранение до уровня сопоставимого с развитыми странами; развитие экологически чистых производств; формирование работоспособных экономических объединений на евроазиатском экономическом пространстве с участием и при лидирующей роли России; выход на стабильные демографические показатели; внедрение новых форм государственного управления, адаптированных к усилению роли глобальных корпораций и регионов; создание условий для устойчивого и сбалансированного развития сектора исследований и разработок, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, соответствие его уровня потребностями экономики, поддержание на высоком уровне расходов на НИОКР.

Основные риски третьего этапа: рост угроз безопасности, связанных с борьбой за доступ к запасам природных ресурсов, пресной воды и коммуникациям; обострение экологических проблем, обусловленных ростом антропогенной нагрузки на природу в интенсивно развивающихся регионах; сохранение негативных демографических трендов; ухудшение здоровья населения при отставании в модернизации сферы здравоохранения; возможное снижение эффективности существующих механизмов государственного управления, вследствие усиления транснациональных компаний и развития межгосударственных объединений.

В Концепции в качестве интегральных показателей инновационной экономики России обозначены: доля страны в высокотехнологичной мировой продукции возрастет с 0,2% в 2006 году до 1% в 2020 году, доля в мировой экономике — с 2,6% мирового ВВП (по паритетной покупательной способности) до 3% в 2015 и 3,4% в 2020 году.

* * *

В области модернизации здравоохранения предусмотрено предоставление качественной медицинской помощи населению на всей территории Российской Федерации на основе: а) исполнения публичных обязательств государства по оказанию бесплатной медицинской помощи; б) создания конкурентного рынка медицинских услуг.

Публичные обязательства государства будут связаны с внедрением единых стандартов оказания медицинской помощи на всей территории страны; модернизацией системы обязательного медицинского страхования; созданием единой системы персонифицированного учета объемов оказанной медицинской помощи; осуществлением профилактических мероприятий.

Сметное финансирование лечебно-профилактических учреждений все больше будет замещаться системой оплаты объемов оказанной медицинской помощи, исходя из нормативов финансовых затрат, рассчитанных на основе единых стандартов медицинской помощи. К 2020 году до 20% муниципальных и государственных учреждений здравоохранения, обеспечивающих граждан бесплатной медицинской помощью, будут преобразованы в автономные учреждения и другие организационно-правовые формы.

Создание конкурентного рынка медицинских услуг будет реализовываться через механизмы развития рынка добровольного медицинского страхования и частно-государственного партнерства.

В течение 2008 — 2015 годов должна быть выстроена единая система правоотношений, регулирующая деятельность всех субъектов в сфере здравоохранения. В сценарии инновационного развития расходы государства на здравоохранение к 2020 году увеличатся до 4,8% ВВП (3,7% ВВП в 2007 году, 3,3% в 2010 году), а частные расходы — до 1,5% ВВП. Несмотря на планируемый рост государственных расходов на здравоохранение, их уровень будет отставать от параметров развитых стран. Для сравнения, государственные расходы на здравоохранение составляют в Германии 8,6% ВВП, в Великобритании 6,4%, во Франции 7,7%, в США 6,6%, а в среднем по странам G8 (без учета Российской Федерации) — 7,0% ВВП.

В структуре государственных расходов на медицинскую помощь возрастет доля амбулаторно-поликлинической помощи с 30% в 2005 г. до 50% в 2020 г., медицинской помощи в дневных стационарах — с 3% до 8%. Доля расходов на стационарную помощь снизится с 61% до 37%. В составе расходов на амбулаторно-поликлиническую помощь доля услуг участковой службы (включая расходы на диагностические исследования и процедуры) повысится с 30% до 65−70%.

Основными приоритетами в системе образования на период до 2020 года определены: повышение качества профессионального и обеспечение доступности качественного общего образования; развитие современной системы непрерывного профессионального образования; повышение инвестиционной привлекательности сферы образования; переход на принципы подушевого финансирования и формирование эффективного рынка образовательных услуг; развитие системы социальных образовательных кредитов в системе профессионального образования.

Результатом решения задач в данной сфере, отмечено в Концепции, станет появление конкурентной среды на рынке образовательных услуг, стимулирующей рост их качества и разнообразия.

Реализация инновационного варианта развития позволит увеличить общие расходы на образование с 4,6% ВВП (в 2006—2007 годах, включая 3,9% бюджетные) до 5,5% ВВП в 2020 году (включая 4,5% бюджетные). Темп роста государственных инвестиций в период 2008—2010 годов составит 12−16% [однако на 2010 год расходы предусмотрены в объеме 4,4%, включая 3,5% бюджетные] и не менее 10% до 2020 года. Для сравнения, по данным Росстата, государственные расходы на образование составляют в настоящее время в Германии 4,8% ВВП, Великобритании 5,3%, Франции 5,6%, США 5,6%, а в среднем по странам G8 (без учета Российской Федерации) — 5,0% ВВП.

Реформирование пенсионной системы предусматривает повышение жизненного уровня пенсионеров и финансовой устойчивости и сбалансированности пенсионной системы. Инновационный сценарий развития экономики и пенсионной системы предполагает улучшение соотношения пенсий и средней заработной платы (до 30% в 2020 году по сравнению с 26% в 2010 году).

В Концепции к основным целевым показателям государственной жилищной политики отнесены: достижение средней обеспеченности жильем около 27−28 кв. метров общей площади на человека в 2015 году и 40 кв. метров к 2025 году; полное выведение в среднесрочной перспективе из существующего жилищного фонда аварийного и ветхого жилья. Это потребует увеличения ввода жилья с 50 млн. кв. метров в 2006 году до 140−170 млн. кв. метров в 2020 году и соответствующего наращивания производства строительных материалов. Наряду с уже известными по нацпроекту «Доступное и комфортное жилье» мерами решения жилищной проблемы в стране, появляются меры, связанные с «жилищным фондом социального использования» и «строительством частных доходных домов».

* * *

Особого внимания заслуживает постановка проблемы «пространственного развития российской экономики». В четвертом разделе Концепции указывается на то, что базовыми тенденциями пространственного развития России, связанными с формированием полицентричной структуры пространственной организации страны становятся: усиление концентрации человеческого капитала, инфраструктур, ресурсов будущего в крупных городах, выполняющих специализированные интернациональные функции в мировом разделении труда; формирование макрорегионов — зон глобального влияния и близостью по содержанию стратегий социально-экономического развития входящих в них регионов, концентрацией инфраструктур; формирование нового типа связей между различными регионами и странами (за счет новых конфигураций производственных и добывающих инфраструктур, финансовых и информационных каналов, транспортных коридоров, миграционных потоков и т. д.), появление новых региональных финансово-хозяйственных центров.

При реализации инновационного сценария определены следующие задачи территориального развития в долгосрочной перспективе: повышение уровня территориальной мобильности населения и бизнеса; создание энергетической инфраструктуры, ориентированной на обеспечение и поддержку центров традиционного и инновационного развития; развитие сбалансированной и диверсифицированной экономики Восточной Сибири и Дальнего Востока; изменение сырьевой специализации регионов в связи с постепенным перемещением сырьевых проектов на Север и в восточные регионы Российской Федерации, освоением российской зоны Каспия; обеспечение формирования устойчивой системы расселения, предполагающей возрождение малых российских городов и рациональное развитие крупных городских агломераций, формирование нового современного облика российской деревни и упорядочение трудовой миграции; создание условий для развития приграничного сотрудничества со странами-соседями России.

Определены девять базовых макрорегионов: Московский (Москва, Московская область и примыкающие к ним территории субъектов Российской Федерации); Балтийский (с центром в г. Санкт-Петербурге, охватывающий территорию СЗФО, включая Калининградскую область); Юг России (с ведущей ролью Краснодарского края и Ростовской области); Поволжский (территория Самарской, Нижегородской областей, республик Башкирия, Татарстан); Уральский (ядро — территория Пермского края, Челябинской, Свердловской областей); Западно-Сибирский (Тюменская область, ХМАО, ЯНАО); Сибирский (включая Омскую, Томскую, Новосибирскую, Кемеровскую области, Красноярский край), а также Арктический макрорегион, приобретающий самостоятельно значение в рамках энерго-сырьевого и инновационного сценариев развития и охватывающий северные территории России, связанные Северным морским путем.

Регионы имеют свою специализацию. Семь из них призваны обеспечить преимущественно транспортную специализацию (Арктический, Балтийский, Московский, Поволжский, Юг России, Дальневосточный, Сибирский), четыре — станут зонами интенсивного ресурсного освоения, включая лесные и водные (Арктический, Дальневосточный, Сибирский, Западно-Сибирский). Поволжский макрорегион определен зоной технологической модернизации (реиндустриализации), Уральский — будет заниматься доформированием зоны технологической модернизации (реиндустриализации). Наряду с этим в качестве приоритетных задач перед Сибирским макрорегионом поставлены также задачи развития промышленного сектора и агропромышленного комплекса, перед Югом России — агропромышленного комплекса.

За интегральный показатель инновационного пространственного развития принят «инфраструктурный эффект» от формирования городских агломераций (к Московской, Санкт-Петербургской, Самаро-Тольяттинской прибавятся агломерации «Ростов-на-Дону — Аксай — Батайск — Новочеркасск», Новосибирская, Новокузнецкая, Красноярская, «Владивосток — Артем — Уссурийск — Находка»), реализации проектов строительства новых энергомощностей, крупных транспортных комплексов, мультимодальных логистических центров и информационных узлов, образовательной и инновационной инфраструктуры.

В качестве уже сформировавшихся зон «опережающего развития» в Концепции указаны Московская и Санкт-Петербургская агломерации, ведущие сырьевые регионы и регионы с предприятиями нефтяной, металлургической и химической промышленности, крупные города-центры регионов, портовые регионы Европейской России, более плотно заселенные области и края Юга России.

* * *

Концепция содержит долгосрочный прогноз параметров развития бюджетной системы (федеральный, региональные и муниципальные бюджеты) Российской Федерации до 2020 года. Выделим основные изменения доходов и расходов.

В доходной части предусмотрены: индексация ЕСН и страховых взносов в Пенсионный фонд, введение с 2012 года налога на недвижимость; повышение (без изменения действующих налоговых ставок) до уровня развитых стран собираемости НДС, таможенных платежей, поимущественных налогов, налогов на доходы физических лиц и при специальных налоговых режимах. Предусмотрены изменения акцизов, ставок НДПИ, доведение до 24% ставки налога на прибыль для сельскохозяйственных производителей, не перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Предусмотрен рост поступлений от НДС на товары (услуги, работы), реализуемые на территории России за счет развития секторов с высокой добавленной стоимостью и за счет снижения доли экспорта в ВВП, а также благодаря повышению качества администрирования доходов. Рост доходов ожидается также от налогов на прибыль и доходы населения после 2010 года.

Снизятся поступления от нефтегазовых доходов, налогов и сборов на импорт, понизится налоговая нагрузка на высокотехнологичные инновационные виды деятельности.

В бюджетных расходах при инновационном сценарии развития предусмотрены: индексация оплаты труда и денежного довольствия в секторе государственного управления темпами, соответствующими росту средней зарплаты в экономике; активная инвестиционная политика государства в развитие инфраструктуры (до 4,5% ВВП в 2013—2117 годы) при снижении госинвестиций в общем объеме инвестиций; расходы на фундаментальные и прикладные научные исследования, образование и здравоохранение (объемы указаны выше). Пенсионное обеспечение потребует увеличение бюджетных расходов с 6,1% до 8,1% ВВП (2020). Величина социальных выплат и пособия выплат по остальным расходам на социальную политику не будет превышать темпы роста ВВП, а численность получателей пособий и выплат сократится.

Предусмотрено изменение функциональной структуры расходов в связи со снижением расходов на общегосударственные расходы (снижение численности служащих, бюджетных организаций, долговых обязательств), национальную оборону (с 2010 года), на национальную экономику (кроме капвложений), на ЖКХ (дотации заменят адресными социальными выплатами).

* * *

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года является логическим продолжением внутренней и внешней государственной политики последних семи лет. В. Путин на заседании Госовета 19 декабря 2007 г. обратил внимание на то, что она должна стать «руководством к действию на всех уровнях власти». Она не из области футурологии, а из области документов, определяющих мобилизационный путь развития России. Станет ли он инновационным, покажет время. Скорее, он будет энерго-сырьевым и транспортно-транзитным.

В 2005 году, по недавно опубликованным данным Всемирного банка, Евростата и Росстата, ВВП России по паритету покупательной способности занимал 8-ю позицию в мире (3,09%). В «Глобальном рейтинге интегральной мощи 50 ведущих стран мира», составленном в 2007 году по инициативе ООН, Россия занимает четвертое место, пропуская вперед только США, объединенную Европу и Китай. Статус оценивался по девяти факторам: управление, территория, природные ресурсы, население, экономика, культура и религия, наука и образование, вооруженные силы и внешняя политика. Россия названа «великой страной с несбалансированными факторами развития». Сбалансирует ли реализация предлагаемой концепции указанные факторы?

И вопрос не в том, что по целому ряду социальных параметров через 13−15 лет мы выйдем на нынешние показатели развития стран Еврозоны, российский ВВП станет по объему пятым в мире, а «ускорение развития человеческого капитала», согласно Концепции, будет приоритетным только после 2018 года. Вопрос в радикальной смене направленности развития страны.

http://www.fondsk.ru/article.php?id=1142


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru