Правая.Ru | Митрополит Тихон (Шевкунов) | 27.12.2007 |
Правая.Ру: Батюшка, на XII Международном фестивале православных кино-, теле- и радиопрограмм «Радонеж», Ваша картина «Псковско-Печерская обитель» получила Гран-при. Мы Вас сердечно поздравляем с высокой наградой. Какова была начальная задумка Вашего фильма? Как он появился на свет?
отец Тихон: Спасибо большое. Этот фильм был снят в 1986 году. Снимал я его на обычную любительскую видеокамеру, которая была в те годы. Мысль была только одна — сохранить лица, отблеск жизни тех великих старцев, с которыми мне довелось встретиться. И по милости Божьей, они не капризничали, как капризничают некоторые монахи в монастырях: «Мы не хотим сниматься!». Но те старцы были выше всего этого и очень спокойно отнеслись к съемке.
— Тем более там были «все свои"…
— Да, мы были там действительно все свои. Меня они, как послушника монастыря, не боялись, поэтому вели себя совершенно спокойно и мирно. К тому же, я им особенно не говорил, что у меня в руках видеокамера и большинство из них воспринимало ее как фотоаппарат. Для меня это было очень и очень важным делом, хотя я тогда не думал, что все выйдет за пределы монастыря и людей, которые хорошо знали старцев Псковско-Печерской обители. В 80-е и 90е годы я показывал этот фильм перед каждым Великим постом. Каждое Прощеное воскресенье братия Псковско-Печерского монастыря собиралась в трапезной на заговенье, включая студентов семинарии, и смотрели этот фильм. На большее, честно говоря, мы и не претендовали. Но потом этот фильм увидело руководство телеканала «СПАС» в лице Александра Батанова. Технически мы немножко фильм перемонтировали, сократили его до нужного 55-минутного размера. Нужно сказать, телеканал «СПАС» оказал неоценимую техническую поддержку. Мы «вытянули» те кадры, которые на любительском видео были крайне некачественными, осуществили необходимый ремастеринг. Потом директор ВГТРК Олег Борисович Добродеев, увидев эту ленту, предложил ее показать по телеканалу «Россия». Вот собственно, и вся судьба этого фильма.
— Насколько сложно было монтировать фильм?
— Весь фильм я смонтировал еще в 1986-м и начале 1987-го года на двух видеомагнитофонах VHS. А сейчас мы просто поточнее расставили монтажные стыки и прочая. Но на 99% осталось все точно таким же, как и было.
— В моменты обсуждения Вашего фильма между членами жюри разгорелась нешуточная дискуссия по поводу того, насколько эта, безусловно, уникальная лента, может претендовать на кино уровня высокого мастерства с точки зрения технического мастерства, художественного совершенства и других необходимых требований к формату. Да, говорили, этот фильм — алмаз, но алмаз не ограненный. Как бы Вы сами определили Вашу картину?
— Что же касается нашего фильма, то я еще раз повторюсь — это абсолютно любительский фильм. Скажем так, «телевизионное ОТК» этот фильм действительно не должен был пройти. Там и ужасный цвет, и действительно «дрожащая камера». Что поделаешь, на VHS все снималось абсолютно любительской рукой, я — непрофессиональный оператор. Но действительно, есть в этом уникальность. Это — дух жизни внутри обители. Дух удивительно легкого мира, как говорится в Священном писании — «Глас хлада тонка» (З Цар. 19:12). Это выражено не видеокамерой и не мастерством оператора.
— То есть, «дрожащие руки» в фильме дрожат неспроста? Можно ли сказать, что там имело место некое субъективное понимание значимости мест и обстоятельств, где Вы находились и производили съемку?
— Конечно. И качество проявилось только благодаря тому, что мы видим на экране. Мы видим на экране святых людей, исповедников. Практически все они прошли лагеря. Все они пережили расстрелы, как отец Серафим. Некоторые пережили страшнейшие гонения. То есть, мы видим святых. Мы видим тех святых, которые, наверное, через какое-то время будут канонизированы Русской Православной Церковью. Для меня была самой драгоценной оценка этого фильма, когда его впервые показали по «СПАСу». Поздно вечером мне позвонили. Звонили четыре оператора из НТВ. Они были дежурными той ночью. Они сказали, что среди нас один — православный, а трое — «обычные». И вот они над ним все время подшучивали, потому что он постоянно смотрел телеканал «СПАС», а он у них вызывал массу нареканий с технической точки зрения, по качеству подачи. Действительно, телеканал «СПАС» не отличается огромным финансированием, он делается на средства подвижников, жертвователей. И вот они все время над ним подшучивали. И вот они говорят, что включили в очередной раз этот канал, чтобы не то, чтобы поиздеваться над своим товарищем, сколько подтрунить над ним. И вдруг они попали на этот фильм. И они были настолько потрясены, они такого никогда не видели. И они мне говорят: «Батюшка, мы через кого-то нашли Ваш телефон, мы не могли Вам не позвонить. Мы — очень циничные люди, с центрального телевидения. Но Вы знаете, что мы впервые сидели и со слезами на глазах смотрели вот эти кадры». Я вам скажу, что такая похвала и такая оценка дорогого стоит. Было очень приятно это услышать.
— Фестиваль «Радонеж» дает некий срез народной православной культуры, которая на первый взгляд кажется абсолютно неожиданной. Казалось бы, более 70 лет наша страна находилась под коммунистическим игом, и надеяться на какое-то чудесное пробуждение веры в народе не приходится. Но стоит лишь немного почерпнуть и приподнять этот срез, как вдруг, откуда не возьмись, из народа бьют удивительные духовные родники. На Ваш взгляд, почему это происходит в наши дни, когда мы существуем в жесточайших условиях натиска секулярной культуры, теле-оболванивания и гламурного рабства?
— На вручении призов пела Евгения Смолянинова — наша замечательная артистка. Ее не услышишь по телевидению. Наверное, у нее нет такого огромного количества дисков, которые продаются на всяческих «горбушках». Но ничего более прекрасного, чем пение этой удивительной русской певицы, мне не доводилось услышать. И ее понемногу уже узнают. Я вам скажу, что люди будут совершенно адекватно это творчество воспринимать, если им будет предоставлена соответствующая аудитория. Я видел, как воспринимают наш хор Сретенского монастыря, когда поют чисто духовные песнопения, либо романсы, либо народные песни, либо какие-то песни из лучшего песенного наследия советского периода. И воспринимает все это молодежь совершенно потрясающе. Потому что люди чувствуют качество, чувствуют мастерство и духовный уровень. Причем не задекларированный, а тот, что на самом деле.
— Нас постоянно обвиняют в том, что те средства нашей Церкви, с которыми она идет в народ, слишком архаичны и неэффективны. И в то время, когда одни скатываются «ошуюю» и требуют немедленной модернизации Церкви, а другие скатываются «одесную» и закапываются в пензенской деревне, как пройти по «царскому пути» и как сохранить истинное понимание того пути, по которому мы должны идти к людям и не сорваться?
— Отец Иоанн Крестьянкин, который, собственно, и был в центре этой съемки, он как-то раз ответил на один мой вопрос. Я тогда только-только окончил ВГИК и приехал к нему в монастырь на исповедь. Я спросил тогда его: «Батюшка, не могу больше. Не хочу работать больше в кинематографе. Что делать?» У меня тогда было твердое желание оставить все это. Он тогда это мое желание поддержал, все было нормально. Но он мне тогда сказал: «Ты понимаешь, кино — это язык. На нем можно сказать: «Слава тебе, Господи!», а можно сказать: «Распни Его, распни!». Сейчас на этом языке больше говорят второе. Но может, придет время, и на этом языке будут возносить истинную хвалу Богу». А это был 1982 или 1983 год. И вот мы видим, что это время отчасти пришло. И на этом языке, конечно же надо обращаться. Надо обращаться на понятном людям языке. Я имею в виду не русский богослужебный язык, а тот язык, который был бы востребован, понятен. Вот Евгения Смолянинова спела песню «Слово «Мама» дорогое». На первый взгляд критика, это произведение даже несколько циничное и сентиментальное и совсем несовершенное, скажем, с поэтической точки зрения. А как она ее исполнила, как она ее спела! Поэтому все зависит от уровня подачи и от качества. Еще нужно понимать, что мы — в невыгодных условиях. Аристотель в своем труде «Об искусстве поэзии» писал давным-давно: «В искусстве человека интересует либо смешное, либо ужасное, либо сверхчудесное». Вот наш кинематограф и телевидение демонстрируют нам только очередное «вокруг смеха» или жуткие триллеры, фильмы ужасов, боевики, убийства. Либо нам показывают какие-то эзотерические кошмарные фильмы про монстров, которые поглощает обычное падшее человеческое существо вроде каждого из нас. Но мы все же ограждены евангельской истиной. Мы, слава Богу, христиане. Мы находимся в невыгодных условиях потому, что вынуждены действовать вне этого. Мы не можем оперировать инстинктами человека, мы не можем влиять на страсти человека для того, чтобы донести ему свою мысль. Поэтому все это, конечно, очень тяжело и очень сложно.
— Каково же должно быть духовное состояние человека, который решится на этот труд? Оно должно быть каким-то особым?
— Я бы сказал так: какое бы ни было духовное состояние, человек должен приближаться к правде. Потому что Христос — это истина. Чем ближе мы будем приближаться к правде, тем доступнее и сильнее мы будем воздействовать на нашего зрителя, читателя, тем доступнее будет наша проповедь. Необязательно у человека должна быть какая-то сверхособая духовность. Нужно стремление к правде и больше ничего. Вот недавно Лунгин снял фильм «Остров». Казалось бы, этот человек отнюдь не богослов. Но этот человек снял свой фильм искренне и честно. И вот я когда встретился с ним, поблагодарил его и сказал: «Павел, Вы знаете, есть в Библии Ваш духовный покровитель. Это — Валаамова ослица, которая взяла и прорекла пророку. Ваша муза и есть эта ослица, потому что Вы сделали то же самое, что и она». Мне нравится этот фильм. Я, конечно, вижу с точки зрения священника все те вещи, все те «слабости», которые ему можно предъявить: и это там не правильно, и старцы там не такие, как нужно, и прочее и прочее. Но Лунгин дал свое понимание этих вещей. Он дал их честное и искреннее понимание так, как он их видит. Он дал это понимание максимально правдиво и все получилось. И больше ничего не надо. И какое огромное впечатление это произвело на людей, причем на людей нецерковных. Я вам скажу — мы с вами со всеми нашими проповедями, обращенными не к церковному люду, а к секулярному миру, не добились того, что сделал Павел Лунгин. А его «Валаамова ослица» добилась.
— Можно ли этот опыт Лунгина назвать уроком для всех нас?
— Это огромный урок. Это урок, как Господь может отверзть уста человеку, тогда еще нецерковному, совсем нецерковному. Поэтому только искренность и правда приблизит нас к тому, чтобы мы смогли достучаться до ума и сердец наших читателей, зрителей, да и просто людей.
— Отче, в заключение мы хотели бы попросить сказать несколько слов для Правой.Ру и всем нашим читателям, всей нашей аудитории в преддверии светлого праздника Рождества Христова.
— Вообще, идея правого движения, идея консерватизма — самая светлая, прекрасная, чистая и искренняя общественная идея, которая только есть в мире. Поэтому поздравляю всех вас с наступающим Рождеством Христовым и желаю вам быть мудро правыми и высоко консервативными.
— Спаси Вас Господи!
С наместником Сретенского монастыря архимандритом Тихоном (Шевкуновым) беседовал Дмитрий Данилов