Русская линия
Радонеж27.12.2007 

Итоги года и немного о «христианских аспектах Рождества…»
Редакционный комментарий

Принято в конце декабря подводить «итоги года», выбирать «человека года», «событие года» и пр. Когда этот номер будет напечатан, подведено и выбрано будет очень много чего, и не хотелось бы добавлять лишних страниц к калькуляциям итогов и спискам событий. Тем более, что списки эти «все страньше и страньше», как выразился бы сказочный персонаж — в одном из них, рядом с выборами в Госдуму и смертью Ельцина, обнаружились арест правительственного чиновника и выход российской футбольной сборной в финальную часть Euro-2008. Н-да… События года, что и говорить. Чего только людям в голову не набьется…

Православным запомнилось все же другое. Святейший Патриарх Алексий, выступая с докладом на Епархиальном собрании московского духовенства, Московской епархии, первым из событий, имеющих важное значение для всех нас, назвал объединение двух частей Русской Православной Церкви — воссоединение Русской Православной Церкви Заграницей с Матерью-Церковью. «Это торжество драгоценно для нашей Церкви, собирающей воедино своих чад, и для всего нашего народа. Ушло в прошлое разделение, вызванное политическими причинами — революцией 1917 года и гражданской войной. Мы радуемся этому воссоединению, исцелившему рану, которая кровоточила более 80 лет», сказал Предстоятель. Исполнение православными русскими людьми, после десятилетий крайнего ожесточения, завета Спасителя «Да будут все едино» — вот событие, вот знак милости Божией к нашей Церкви и нашему народу.

В этом году тихо и как-то незаметно исполнилось 90 лет февральского умопомрачения 17 года, за которым, собственно, и последовало помянутое выше разделение. Все 90-е годы «Февраль 17-го» был для многих из тех, кто принимал решения в новой России, своего рода «священной коровой». Среди нового, запомнившегося в этом году, не можем не отметить явно уже высказанного изменения отношения российской властной элиты и к этой «святыне» либерального сознания. «Не надо желать поражения или ослабления своей стране, если вам что-то не нравится… Революция — это, прежде всего, разорение, истребление… Нужно навсегда изъять революцию из нашей политической практики», — как мы уже отмечали, так в 90-е годы российская власть не изъяснялась.

Заметны признаки нового отношения власти и к проблеме духовно-нравственного воспитания в школах России. Все последние годы мы были вынуждены, в диалоге с властью по этой проблеме, раз за разом повторять понятные всякому разумному человеку доводы и указывать на очевидные факты. Митрополит Калужский и Боровский Климент, выступая недавно на конференции «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся», напомнил о том, что например, в Калужской области (и многих других субъектах Федерации, которые традиционно являются православными) более 90% детей родители приносят в православный храм крестить. «Тем самым они свидетельствуют о своем выборе, что они желают, чтобы их дети воспитывались в православной традиции. И почему школа должна навязывать им другие религиозные убеждения и решать за них, какое духовно-нравственное воспитание им получать? Принеся ребенка в храм крестить, они свидетельствуют о своем выборе», сказал Владыка Климент. Говоря об этом, основополагающем, выборе, который раз за разом совершает подавляющее большинство русских людей, православные до сих пор получали в ответ лишь глухое и слепое непонимание.

Теперь ситуация меняется на глазах. Президент Путин в своей речи на торжествах по случаю 90-летия восстановления Патриаршества, не только признал, что в средней общеобразовательной школе сегодня востребованы различные формы преподавания знаний о религии, но и, отметив, что в российских школах уже сложилась практика преподавания основ конфессиональных культур, сказал: «Думаю, что все эти формы имеют право на существование. Следовало бы обобщить накопленный опыт и учесть необходимость духовно-нравственного воспитания при разработке образовательных стандартов…». Президент, таким образом, совершенно недвусмысленно поддержал присутствие в школьной программе учебного предмета, раскрывающего духовные основания нашей культуры. Это, в свою очередь, не могло не найти отражения и в позиции российского образовательного ведомства, так что Патриарх, выступая на Епархиальном собрании, с полным основанием сказал о том, что «Основы православной культуры» будут преподаваться в российских школах в рамках предмета «Духовно-нравственная культура», который будет введен в сетку часов в российских школах уже с 2009 года.

В этой же речи в собрании московского духовенства Патриарх напомнил и о своем визите во Францию. Впервые европейская парламентская ассамблея предоставила свою трибуну представителю христианской конфессии, на котором лежала ответственность напомнить населению Европы о том, что именно в рамках христианской системы ценностей было сформировано представление о высоком достоинстве и свободе человека. Между тем, сегодня безбожие настаивает на своей монополии, а христианство изгнано в Европе из публичного пространства. Патриарх отметил, впрочем, что напоминания о христианстве и христианская трактовка кризисных процессов в Европе могли и не понравиться некоторым из присутствовавших.

Оказалось, что это еще полбеды. Нашлось, чем возмутиться и некоторым отсутствующим. В ходе визита Предстоятель Русской Церкви поклонился Терновому Венцу Спасителя, хранящемуся в соборе Парижской Богоматери. Заметили и возмутились нецыи тем, что собор — католический. А что Венец — Спасителя, не заметили, наверное. Эта вот удивительная «невозмутимость» христиан по отношению ко Христу и ко многому христианскому, выявившаяся недавно, тоже должна быть отмечена. Например, по мере выхода очередных томов сказочного сериала про Гарри Поттера, кампания протестов перешла, от сочинения более или менее бездарных пародий, в стадию публичных истерик с какими-то плясками вокруг костров из книг. А тем временем, издательство, заработавшее миллионы на Поттере, преспокойно издавало и рекламировало злобную антихристианскую трилогию Пулмана «Темные начала». Сочинитель этой агитки неоднократно, и в самой «детской» книге, и в многочисленных интервью в ходе рекламной кампании, объяснял, что его заветная мечта — убить ненавистного христианского Бога. Так сказать, «мы на небо залезем, разгоним всех богов». Нет, все понятно, «рече безумен…». Но вот, Голливуд, срубивший «кучу бабок» на экранизациях христианских фэнтези — от Толкина до Роулинг, ухватился за идею и на антихристианстве заработать, и уже вышел фильм по первой книге трилогии. Католическая церковь осудила эту дикость и призвала католиков игнорировать фильм, так что он изрядно «просел» в прокате и не принес ожидаемых прибылей. Неизвестно даже, удастся ли «отбить» огромный бюджет блокбастера. В общем, зловредный Голливуд наказан. Католиками. Православные — молчат. Ни протестов (разве что одна или две статьи в Интернет-изданиях), ни судебных исков к издательству, зарабатывающему на разжигании ненависти к христианству, ни заявлений с Чукотки, ни костров на Берсеневке. Полная невозмутимость…

Зато с вытеснением христианства из жизни общества решили побороться журналисты. Пришла, так сказать, помощь, откуда не ждали. Раньше было как? Как декабрь — все СМИ начинают рассуждать о том, что вот, у всего цивилизованного человечества Рождество, а у нас (кто еще эти мы…), отсталых, устаревший церковный календарь, и не пора ли, мол… В этом году все иначе. «Западный мир погрузился в пучину рождественских праздников», сокрушаются московские комсомольцы (так и написали, честное слово, «в пучину»). А в «Известиях» — праведный гнев на нашу отсталую секуляризацию: «В России елка новогодняя. Во всех странах она рождественская… ни одному ребенку ни на одном из российских елочных праздников даже не намекают, что подарки из дедморозовского мешка символизируют дары волхвов, поднесенные младенцу Христу в Вифлеемских яслях». Нет, не подумайте ничего такого, дама не призывает российским детям в школе о Христе рассказывать: «Знакомство человека с Евангелием куда правильнее (и проще, и приятнее) начинать с рождественских праздников, а не с насаждения в школах Закона Божьего, который и в дореволюционное-то время был одним из самых нелюбимых предметов (причем везде, даже в бурсах)». Рядом фотография — непохоже, чтоб долгожительница, но точно знает про дореволюционное время, особенно «в бурсах». Надо же…

Так вот о Рождестве. «Став взрослым, англичанин, немец или итальянец может веровать или не веровать в Бога, воцерковиться или не воцерковиться, но события христианской истории, сформировавшие так или иначе европейское сознание, входят в его жизнь сызмальства», сообщает дама из «Известий». Ну да, а вот на днях сообщили как раз, что британская почта впервые за многие годы выпустила к Рождеству почтовые марки с христианской тематикой. Ранее руководство почты придерживалось негласного правила, согласно которому по причинам политкорректности не следует «акцентировать христианские аспекты Рождества"…

Ну, что же, это хорошая новость — что хоть одним идиотским правилом где-то меньше стало. Глядишь, и у нас знакомство человека с Евангелием будет происходить не в пучине распродаж и корпоративных вечеринок, а в порядке естественном. Сызмальства.

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2585


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru